Взаимодействие педагогов с семьей по укреплению здоровья детей согласно ФГОС ДО
материал (младшая группа) на тему
консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagogov_s_semey_po_ukrepleniyu_zdorovya_detey.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов с семьей по укреплению здоровья детей
Тезисы: главная функция семьи - обеспечить базисное чувство физической и психической безопасности. Достичь изменений в физическом и психическом здоровье ребенка возможно в том случае, когда происходит усвоение детьми непосредственно сообщаемых правил. Задачи, решаемые ДОУ, реализуются в совместной деятельности педагогического персонала учреждения, специалистов разного профиля и родителей.
Дошкольный возраст является главным звеном в жизни ребенка и в большей степени определяет его дальнейшее психологическое, физическое здоровье. Именно данный период развития ребенка значим при формировании основных новообразований, связанных со становлением и развитием личности.
В связи с этим в различных учреждениях возникают психологические и методические службы. Почти в каждом детском саду и школе работают психологи, методисты, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения.. Однако специалисты все чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых. Чаще всего это связано с тем, что проблемы ребенка являются лишь следствием проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье, личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование личности ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно семья характеризуется морально-психологическим климатом, в котором ребенок получает первый опыт отношений с людьми: складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям (Захаров А.И., 1998, 2000).
Таким образом, по мнению ряда авторов, главная функция семьи - обеспечить базисное чувство физической и психической безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования (Адлер А., 1986; Роджерс К., 1994; Хорни К., 1997).
Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Здоровье современных детей характеризуется отклонениями в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, отсутствии быстроты, ловкости, координации движений. Как указывают И.В. Беляева, К.Ю. Белая, Ф.Ф.Харисов и др.одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Достичь изменений в физическом и психическом здоровье ребенка возможно в том случае, когда происходит усвоение детьми непосредственно сообщаемых правила (то есть готовых рецептов) и образ жизни, когда дети учатся у родителей определенным способам и моделям (то есть примеру) поведения (Раттер М., 1987).
Для усвоения детьми здорового образа жизни педагогам необходимо определить задачи воспитания, которые состоят в том, чтобы:
- создать развивающую среду, которая ведет к самопознанию и самореализации внутреннего потенциала ребенка;
- осваивать опыт накопления необходимых знаний для укрепления физического и психического здоровья;
- стимулировать включение дошкольника в процесс физического развития, развивая при этом его двигательную активность;
- организовать совместную работу педагогического коллектива и родителей направленную на формирование психического и физического здоровья детей
Решение задач направленных на достижение эффективности цели отражается в следующих формах работы.
Традиционными формами работы являются:
Родительские собрания, но при этом тему собрания определяют педагоги совместно с родителями, а способ организации выбирает психолог с учетом группы участников (деловая игра, беседа, эспресс-интервью и т.д.)
Общие собрания организуются 2 раза в год. На общее собрание приглашаются специалисты: инструктор по физической культуре, психолог, врач. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. Ежегодно одно собрание посвящается обсуждению семейного опыта по воспитанию здорового ребенка.
Опрос родителей (устный и анкетирование) До проведения собрания проводится опрос родителей с возможными пожеланиями и предложениями.
Нетрадиционные формы работы:
Совместные физкультурные досуги, которые включают физкультурные праздники, развлечения, занятия детей и родителей с использованием сказки в группах раннего возраста.
Дни здоровья: целевые прогулки с родителями и детьми в парковые зоны, эстафеты здоровья.
День открытых дверей: экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, адаптационные развлечения в группах «Посмотри, где будем жить». Показ фрагментов работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.) с использованием информационно-коммуникативных технологий при ознакомлении с работой детского сада. Беседа заведующего и специалистов с родителями. Совместное участие родителей и детей в утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Включение родителей в воспитательный процесс (организация питания, сна, закаливающих процедур и других режимных моментов).
Практикумы для родителей ставят своей целью выработке умений и навыков взаимодействия с детьми и учат оценивать характер активности своего ребенка, показывают приемы управления собой и своими действиями. Именно на таких практикумах происходит приобретение знаний о физиологических особенностях детского организма и его реакции на физическую нагрузку, элементарных навыков организации двигательной деятельности детей.
Домашние задания направлены на закрепление основных движений и активности детей, придать ребенку, который не справляется с заданием. Такие задания направлены на повышение самооценки, уверенности и активности ребенка в организованной деятельности в детском саду.
Передача опыта семейного воспитания осуществляется через разнообразные интервью, выставки, конференции, на которых родители обмениваются опытом между собой, на выставках узнают о досугах своих воспитанников.
Знакомим родителей с новым опытом воспитания, отраженного в педагогической литературе, что позволяет находить точки соприкосновения в триаде педагог-родитель-ребенок. С этой целью в методическом кабинете и группах представлены педагогические новинки, отражающие решение проблем в вопросах семейного воспитания. К подбору такого материала целесообразно привлекать самих родителей, которые не только занимаются поиском практического материала, но и охотно передают в пользование детского сада прочитанные книги, журналы, связанные с воспитанием. Обмен такой литературой позволяет не только обогатить опыт воспитания родителей, но и сэкономить финансы семьи, а также учит взаимодействию родителей друг с другом.
Задача педагогов при организации такой работы с родителями – сформировать интерес к новому опыту воспитания и помочь выбрать в потоке современной информации надежные в теоретическом отношении источники.
В качестве наиболее эффективной формы повышения компетентности родителей в области физического воспитания и организации занятий с детьми выступают совместные физкультурные занятия, которые формируют у родителей основы физкультурной грамотности.
Принципы организации работы:
- Развития в деятельности – раскрывают «уровень включенности», «степень вовлеченности» в процесс деятельности всех участников педагогического процесса к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по созданию условий физической и психической безопасности, которая гарантирует безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
- принцип активности всех участников происходит посредством разработанной системы регулирования педагогического процесса и позволяет обеспечить их включенность в совместную деятельность
- развивающего обучения– направлен на развитие отношений в триаде педагог-родитель-ребенок в процессе обучения при овладении знаниями, формировании умений и навыков о здоровом образе жизни;
- систематичности – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным материалом, повышение требований к уровню качеств по мере их развития;
- индивидуального подхода – учет индивидуальных особенностей детей, дифференцированное отношение к семьям;
- аксиологического подхода – основой жизнедеятельности индивида является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией.
Таким образом, организация работы по данной проблеме позволяет еще раз убедиться в том, насколько неоспоримо велика роль семьи, а именно родителей, в становлении здоровья и психики ребенка. Эффективность работы педагогов зависит от рационального способа организации детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОУ с семьей по укреплению здоровья дошкольников.
В ходе опроса родителей нас интересовало:1. Как они оценивают здоровье ребенка? 2. Каковы их представления об условиях формирования здорового образа жизни у детей? 3. Что (или кто) является источником...
Презентация : Взаимодействие ДОУ с семьей по укреплению здоровья дошкольников.
Сегодня особую тревогу вызывает здоровье детей дошкольного возраста, так как каждый пятый больной ребенок является дошкольником. Здоровье подрастающего поколения во многом зависит от ведения здорового...
Конспект семинара-практикума "Взаимодействие педагогов и родителей по укреплению здоровья воспитанников"
В данной публикации отражен опыт работы с педагогами по сохранению и укреплению здоровья дошкольников....
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»
В консультации говорится о взаимодествии педагогов и родителей по сохранению здоровья детей....
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»
Консультация для педагогов«Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»...
Взаимодействие с семьей по укреплению здоровья детей дошкольного возраста
Взаимодействие с семьей по укреплению здоровья детей дошкольного возрастаГлавной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоров...
Взаимодействие педагогов и семьи в воспитании здорового ребенка посредством приобщения к подвижным играм народов Поволжья
Давыдова Н.А., Самылова С.А., Солодилова С.М. Взаимодействие педагогов и семьи в воспитании здорового ребенка посредством приобщения к подвижным играм народов Поволжья...