Взаимодействие ДОУ с семьей по укреплению здоровья дошкольников.
методическая разработка по теме

В ходе опроса родителей нас интересовало:

1. Как они оценивают здоровье ребенка?

2. Каковы их представления об условиях формирования здорового образа жизни у детей?

3. Что (или кто) является источником получения информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка?

4. Каков образовательный запрос родителей в данной области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ с семьей по укреплению здоровья дошкольников.

В настоящее время статистика говорит о том, что Россия медленно выходит из состояния демографической катастрофы: рождаемость даже в депрессивных регионах начала набирать темпы, но при этом возросло количество детей с проблемами здоровья. В связи с этим каждый родившийся ребенок приобретает чрезвычайную ценность не только для его родителей, но и для будущего страны. Сегодня можно говорить о неблагоприятных тенденциях показателей здоровья подрастающего поколения. Так, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2007-2011 годы, частота болезней костно-мышечной системы увеличилась на 80%, мочеполовой – на 90%, нервной системы и органов чувств – на 35%, системы кровообращения – на 56%, эндокринной системы – на 90%. Более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма: 30-40% - со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз) ; 20-25% - со стороны носоглотки; у 30-40% дошкольного возраста имеются неврологические проявления; у 10-23% - аллергические реакции. К 6-летнему возрасту увеличивается число детей с пониженной остротой зрения.

По мнению ученых, здоровье взрослого народонаселения на 75% определяется условиями его формирования в детстве. Именно поэтому задача сохранения и укрепления здоровья ребенка, как для семьи, так и образовательного учреждения, по-прежнему остается актуальной.

С целью определения перспектив взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка, полезно обратиться к анализу действительности. Остановимся на итогах анкетирования, участниками которого стали родители воспитанников нашего учреждения.

В ходе опроса родителей нас интересовало:

1. Как они оценивают здоровье ребенка?

2. Каковы их представления об условиях формирования здорового образа жизни у детей?

3. Что (или кто) является источником получения информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка?

4. Каков образовательный запрос родителей в данной области.

Анализ ответов показал, что 63% опрошенных родителей оценивают здоровье ребенка как хорошее.

Оценка родителей иногда не совпадает с реальным положением дел. Так, например, некоторые родители детей старшего дошкольного возраста оценивают здоровье своего ребенка как «хорошее», отмечают, что в прошедшем календарном году ребенок болел редко, но тут же указывают четыре и более случаев острых заболеваний, на основе чего фактически его можно отнести к группе часто болеющих.

Основными причинами заболеваний ребенка родители считают «слабый иммунитет» и «адаптацию к дошкольному учреждению». Среди других причин заболеваний мы увидели такие, как «переохлаждение на прогулке», «недостаточную закаленность ребенка», «контакты с больными», «сквозняки», что доказывает необходимость разъяснительной и консультативной работы с родителями по вопросам организации прогулок, закаливания, теплового и воздушного режима, адаптационного периода и др.

Обращает на себя внимание, что 46% родителей указывают на изменение здоровья ребенка за время посещения детского сада (из них у 31% детей оно улучшилось, у 15% ухудшилось). Такие выводы родителей нацеливают нас на необходимость регулярного информирования семьи об изменениях в состоянии здоровья ребенка и совместный анализ причин этого.

Интересно то, что среди важнейших условий формирования здорового образа жизни ребенка, родители выделяют, прежде всего, психологический комфорт (это отметили 66% опрошенных). Таким образом, можно сделать вывод, что многие родители понимают важность психологической защищенности для здоровья ребенка, которая возможна только в атмосфере внимания, заботы и любви окружающих взрослых. Среди других условий родители выделили:

• достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе;

• здоровую гигиеническую среду;

• рациональное питание;

• соблюдение режима;

• закаливание;

• полноценный сон.

Однако, анализ показывает очевидную недооценку взрослыми двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. Кроме того, мы не увидели должного внимания родителей к общению с ребенком, совместным играм, а также личному примеру взрослых в приобщении ребенка к здоровому образу жизни, что, безусловно, является не менее важными условиями, определяющими здоровье ребенка-дошкольника.

В ходе изучения нас интересовали причины, мешающие родителям уделять должное внимание здоровью ребенка. У более половины опрошенных (52%) - это дефицит времени вследствие высокой занятости. Нередко в этом случае мы сталкиваемся и с дефицитом внимания к ребенку, что, естественно, отражается на его здоровье, поэтому такие семьи – особая зона педагогического участия и помощи. Кроме того, достаточно большую часть семей можно отнести к группе риска в связи с отсутствием родителей и проживанием ребенка с опекуном, неполные семьи и т. д.

Тем не менее, 61% респондентов указали, что уделяют внимание укреплению здоровья своего ребенка регулярно. В чем проявляется эта регулярность – еще один важный аспект изучения семьи педагогами.

24% родителей отметили отсутствие необходимых знаний и умений как причину, мешающую уделять внимание здоровью ребенка, и здесь с целью определения дальнейших перспектив взаимодействия, важно уточнить конкретные образовательные потребности каждой семьи.

В ходе опроса выявлялось то, чем ребенком предпочитает заниматься дома. Преимущественно родители отметили статичные виды детской деятельности:

• занятия рисованием, лепкой, конструированием;

• прослушивание рассказов и сказок;

• просмотр детских телепередач;

• компьютерные игры.

Понимая зависимость здоровья ребенка от удовлетворения его основных потребностей (в движении, игре, общении, мы еще раз убеждаемся в необходимости психолого-педагогического просвещения родителей.

Итак, здоровье ребенка зависит от уровня осведомленности родителей в вопросах его формирования, укрепления и поддержания. Осведомленность родителей дошкольников, в свою очередь, во многом определяется профессионализмом педагогов, так как именно педагог, по мнению родителей, является основным источником получения информации в дошкольном образовательном учреждении (это отметили 62% опрошенных). Среди других источников выделены наглядно-текстовая информация для родителей (47%, медицинские работники (18%, родители других детей (13%). Вне детского сада основным источником необходимых знаний, по мнению 58% родителей, являются средства массовой информации. Это нацеливает нас на необходимость на пропаганды, разъяснения ценности многочисленных публикаций, теле- и радиопередач. Кроме того, необходимые знания родители получают от медицинских работников (41%, из личного опыта (33%, советов родных и знакомых (28%).

Анализ анкет показал востребованность разнообразной информации родителями. Наибольший интерес вызвали следующие вопросы: физическая и психологическая готовность ребенка к школе (48%, профилактика нарушений осанки и плоскостопия (34%, профилактика простудных заболеваний (33%, закаливание ребенка (21%, двигательный режим (7%, организация рационального питания (5%, режим дня дошкольника (5%) .

Таким образом, проведенный опрос поставил перед нами проблему изучения образовательных потребностей родителей, организации психолого-педагогического просвещения на основе выявленных проблем и запросов

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям детей, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни, в котором используются адекватные им технологии развития и воспитания.

Хорошо известно, в период до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию педагогами режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятие напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий.

Среди форм работы с детьми по формированию здорового образа жизни воспитанников, проводимых в нашем саду можно отметить:

• досуги и спортивные праздники (в том числе совместно с родителями) ;

• специально организованные занятия познавательного цикла и физкультурные;

• подвижные игры;

• физкультминутки как средство предупреждения утомления;

• дни здоровья и каникулы как форма снижения учебной нагрузки.

В ходе опроса были выявлены следующие затруднения, которые испытывают педагоги в реализации задач сохранения и укрепления здоровья воспитанников: низкая активность родителей, недостаток собственных знаний и умений, высокая наполняемость групп детьми, состояние материально-технической базы учреждений.

Сегодня в нашем дошкольном учреждении идет поиск эффективных путей сотрудничества педагогов с семьей, создание новых педагогических технологий взаимодействия. На основании запросов родителей и с целью решения актуальных задач воспитания здорового ребенка организован семейный клуб, готовится программа школы молодых родителей. Организуются семинары, тренинги для родителей, направленные на формирование у них практических умений и навыков. Совместная досуговая деятельность стала традицией в работе детского сада и семьи. Проводятся спортивные праздники и развлечения, разрабатываются маршруты выходного дня. Широко используются традиционные формы педагогического просвещения родителей, прежде всего информационного характера: это наглядно-текстовые материалы в родительских уголках, консультации, беседы.

Итак, в результате проведенного анализа можно сделать вывод, что перспективными задачами сегодня остаются:

1. Формирование у педагогов и родителей потребности в знаниях и практических умениях воспитания здорового ребенка.

2. Ориентация на приобщение к ценностям здорового образа жизни субъектов образовательной деятельности.

Развитие взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи мы видим в следующих направлениях работы с родителями:

1. Изучение ценностных ориентаций и образовательных потребностей родителей;

2. Оказание дифференцированной помощи семье на основе выявленных проблем и запросов;

3. Качественное преобразование используемых форм работы с родителями:

• развитие диалогических отношений «педагог – семья»;

• поиск, создание и реализация интерактивных методов обучения взрослых;

• развитие разнообразных, эмоционально насыщенных способов вовлечения родителей в жизнь группы и детского сада: создание условий для продуктивного общения детей и родителей на основе общего дела (семейные праздники, досуги, совместные студии, кружки и т. д.)

Проведенный анализ позволил определить основные направления для формирования долговременной программы педагогического просвещения родителей в целях формирования здорового образа жизни дошкольников

Табл.1 Нетрадиционные формы организации

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения  общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

 

Основные блоки по работе с родителями отображены в таблице.

Блоки

Основные задачи

Формы

Педагогическое просвещение родителей

Повышение педагогической грамотности родителей

Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др.

Включение родителей в деятельность ДОУ

Создание благоприятных условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения

Соревнования, кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, в которой вырабатывается совокупность норм, поведения, взаимодействия родителей и детей. В этом взаимодействии каждый должен выполнять определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений. В своей жизни каждый человек имеет две семьи, в которой он родился и воспитывался и ту, которую создаст или создал сам.

Таким образом, можно отметить, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными бы не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто.

Однако все мы прекрасно понимаем, что воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.

Многие родители допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть и исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребёнка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Поэтому задача воспитателей заключается в правильной организации взаимодействия с родителями своих воспитанников.

Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей. Недаром педагоги прошлого – К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знаний и опыта. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги детского сада, несмотря на то, что информация по вопросам воспитания ребёнка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах.

В настоящее время педагоги используют новые нетрадиционные формы работы с родителями. Но мы прекрасно понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями, и не имеют положительного эффекта.

От воспитателя требуется творческий подход к организации работы с родителями: поиск новых примеров; использование методов активизации родителей, направленных на появление у них интереса к проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысливание своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Можно провести анкетирование: «Чего вы ждете от детского сада в этом году?», «Об организации дополнительных платных услуг», «По результатам года».

Также можно применить творческие объявления. Объявления постоянно присутствуют с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей можно подойти творчески, тем самым повысив уровень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное взаимодействие с педагогами.

В тоже время воспитатели детского сада идут на поводу у родителей, учитывая лишь только их запросы и потребности в педагогических знаниях. Важно учитывать и тот факт, что сейчас на родителей обрушивается большой поток информации: выходит множество журналов, создаются радио- и телепрограммы, но при этом они направлены на некоего усреднённого родителя и среднестатистического ребёнка, а к воспитанию приходят мамы и папы, которым важно знать особенности развития именно их детей. Поэтому непосредственно воспитатели детского сада играют ведущую роль в обогащении родителей педагогическими знаниями.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль ДОУ в семейном воспитании.

Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация : Взаимодействие ДОУ с семьей по укреплению здоровья дошкольников.

Сегодня особую тревогу вызывает здоровье детей дошкольного возраста, так как каждый пятый больной ребенок является дошкольником. Здоровье подрастающего поколения во многом зависит от ведения здорового...

Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников

Цель работы:  Создание системы взаимодействия детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.Задачи: 1. Укрепление физического и психического здоровья детей...

"Взаимодействие детского сада и семьи в сохранении и укреплении здоровья дошкольников" (публикация статьи с сборнике научно-практической конференции)

Ни одна,  даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщес...

Семья- зона укрепления здоровья дошкольников.

Главное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. ...

Формы работы с семьей по укреплению здоровья дошкольников

Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования.В процессе работы над развитием навыков здорово...