Конспект интегрированной образовательной деятельности "Ходит осень по дорожкам..."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект интегрированной ОД "Ходит осень по дорожкам..." в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hodit_osen_po_dorozhkam.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-интегрированная образовательная
деятельность в подготовительной группе
«Ходит осень по дорожке…»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
6. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Золотая осень».
7.Продолжать знакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями».
8.Развивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетического вкуса.
9.Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.
Оборудование:
1. Иллюстрация и слайды картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
2. Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса»мультимедийная доска.
3. Карточки с явления природы.
4. Картинки перелетных птиц: стрижи, ласточки, журавли, грачи, кукушка, гуси, утки и лебеди;зимующих:воробьи,вороны,синицы и др.
5.Панно (ватман) для коллективной работы.
6.Гуашь, салфетки, вода, кисти.
7.Корзинка с натуральными листьями (береза, липа, дуб, клен).
Предварительная работа:
Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето)
Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина.
Сбор осенних листьев на участке детского сада.
Рассматривание сюжетных картин,слайдов «Времена года».
Здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая гимнастика, аромотерапия.
Ход ОД:
Звучит музыка Ф.Шопена «Осенний вальс».
Воспитатель:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в глазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца… .
И. Бунина «Листопад»
Воспитатель:
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разною.
Воспитатель: Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем.
Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.
И к каждой осени у нас особая любовь.
Рассматривание слайдов осенних пейзажев на мультимедийной доске.
Воспитатель:
Ребята, а кто знает почему летом листья – зеленые, а осенью разноцветные (желтые, багряные, золотые) .
(Дети объясняют, почему так происходит)
Воспитатель:
В листьях и летом, и осенью есть разные краски – и зеленые, и желтые, и красные. Самый сильный цвет - зеленый. Этот цвет придает листьям особое вещество – ХЛОРОФИЛ. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света дает много, и поэтому листья остаются зелеными. Но вот наступает осень, дни становятся короче, солнце светит меньше, и зеленое вещество не может больше образовываться. Листочки постепенно желтеют и краснеют. Посмотрите как это можно зарисовать.
Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зеленых листьев, зато много желтых и красных.
Воспитатель: Вслед за изменением окраски листьев начинается листопад. Как вы думаете почему у деревьев и кустарников опадают листья?
Ответы детей.
Воспитатель: Ученые установили, что в листьях постепенно накапливаются вредные для растения вещества. Осенью в том месте, где черешок листа прикрепляется к стеблю, образуется особый слой. Он отделяет черешок от стебля, и лист вместе с вредными веществами опадает.
Воспитатель:Ребята,а какие осенние месяцы приходят к нам в гости?
Дети: К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?
Дети: златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют) .
Воспитатель: Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь - месяц мокрый, хмурый. Его в народе называют «листопадником».Ещё говорят: «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?
Дети: Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.
Воспитатель:Правильно,молодцы! Ноябрь - последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. В народе называют ноябрь «ворота зимы», «предзимник», «чернотропник» .А как вы думаете,почему так говорят?(Дети объясняют).
Воспитатель: Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень - «серебряной». Почему?
Дети: В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.
Воспитатель: Вот как поэт описал месяц Ноябрь.
Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню-зиму.
Воспитатель: Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.
Приметы
1. Осенью паутина на ясную погоду.
2. Гром в сентябре - теплая осень.
3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
4. Поздний листопад - к суровой продолжительной зиме.
5. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
6. Когда гусь улетает, снег выпадает.
Пословицы
1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
4. От осени к лету, поворота нету.
5. Лето со снопами, осень с пирогами.
6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.
Воспитатель: Давайте подберем много слов – определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая и т. д.) .
Физкультминутка «Зайка»
Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)
Зайка корм себе искал (мелкие подскоки на двух ногах)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки ушки (пальцами изображают ушки)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется (пугливо оглядываются)
Зайка путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул в бок и обернулся (прыжок на месте)
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок)
Пальчиковая игра «Волк и лиса»
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
Воспитатель: Ребята,вы уже знаете,что в сентябре птицы готовятся к отлету, а в октябре начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?
Дети: Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.
Воспитатель: Какие улетают чуть позже?
Дети: Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды.
Воспитатель: Какие птицы улетают последними?
Дети: Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.
Воспитатель: Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетными птицами.
Воспитатель: А птиц, которые зимуют у нас?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?
Дети: Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.
Воспитатель:А как готовятся к зиме звери?
Дети. Звери строят норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи желуди, нагуливает на зиму жирок. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочки делают запасы в дуплах. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.
Воспитатель:Правильно!Молодцы,ребята!Давайте с вами поиграем в интересную игру с мячом «Антонимы» (большой- маленький, длинный- короткий, тонкий –толстый, мокрый- сухой и т.д.)
Воспитатель: Ребята,мы с вами поговорили о том,как живут осенью птицы,животные,вспомнили приметы осени.А как же люди встречают осень? Где трудятся они осенью?
Дети: В полях, садах и огородах.
Воспитатель:
Какую работу люди выполняют в поле?
Дети: Хлеборобы, комбайнеры убирают хлеб. Животноводы заготавливают корм для скота. Трактористы пашут землю после уборки урожая.
Воспитатель:
Овощи заготовили, травы собрали, зерно убрали. Больше нечего делать человеку осенью?
- Работы еще много. Люди окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви, белят деревья специальным садовым раствором, чтобы защитить кору от вредных грызунов и морозов.
Осенний период благоприятен для пересадки многолетних кустарников и цветов.
Воспитатель: Чем занимаются люди в октябре?
Дети: Люди убирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту.
Воспитатель. Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой».
Воспитатель: Какие работы у людей в ноябре?
Дети. Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки.
Воспитатель:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Воспитатель: Ребята, а какая осень вам больше нравится? Золотая или серебряная. Почему?
Давайте нарисуем с вами золотую осень.Но рисовать мы будем сегодня листочками,которые лежат у нас на столах,мы будем делать оттиски,отпечатки листьев.Я напомню вам : закрашиваем лист со стороны прожилок,аккуратно переворачиваем его,держа за черенок и прижимаем к панно,выполняя отпечаток.
Практическая часть.
Дети выполняют отпечатки осенних листьев на панно с изображением осеннего пейзажа,коллективное сотворчество.
(Тихо звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»-«Осень».
В конце все дети любуются созданным панно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Там ,на неведомых дорожках"
Развивать интерес к литературным произведениям,создавать художественные приёмы....
конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему:" В осенний лес"
Закрепление знаний детей о видах наземного транспорта, понятиях «один», «много», овощах и фруктах, музыкальных инструментах: гармошка, дудочка, бубен, погремушка.Воспитание бережного отношения к игруш...
Конспект открытого занятия "Ходит осень по дорожкам". "Вот художник, так художник, смело в руки краски взял, осень нам нарисовал!.."
Конспект открытого занятия На тему«Ходит осень по дорожке» Провела:воспитатель 1-ой мл. группыЗубкова Алла Гаяровна.Задачи:1. дать элементарные представления о ...
Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием блоков Дьенеша. Тема: «Дорожка для колобка»
Цель: Познакомить детей со свойствами различных материалов (природный материал - камни); закрепление дифференциации понятий: большой - маленький, лёгкий - тяжёлый, холодный – тёплый.Задачи:1. Ра...
Конспект интегрированного занятия «Там, на неведомых дорожках или Осеннее приключение» с детьми комбинированной группы от 6-ти до 7-ми лет
Создание условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников....
Конспект интегрированной образовательной деятельности (итоговое) в подготовительной группе Тема: «Там, на неведомых дорожках…»
Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-дефектолога...
Интегрированное образовательное событие "Путешествие по дорожкам Зимы"
Закрепление и обобщение знаний о зиме, сезонных изменениях в природе, развитие образного мышления и воображения, эмоциональной сферы детей посредством интеграции образовательных областей....