Сообщение из опыта работы "Воспитание культурно-гигиенических навыков детей 5-6 лет
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
материал для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №72»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Сообщение
на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»
(к семинару «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»)
Подготовила: воспитатель
Кадрова Н.Ф.
2015г
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.
Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Или же:
Водица, водица,
Умой наши лица
Умой наши щечки,
Умой наши губки,
Умой наши зубки,
Умой наши ручки!
Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась -
И на лапках грязь осталась.
Полотенце - в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот -
Может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Когда мы причесываем девочек читаем стишок:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект- ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:
- приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
- уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
- учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
- познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);
- учить сервировать стол к чаю;
привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.
Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используем некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Чистоплотные дети», «Встречаем гостей», «Наряжаем куклу» и т.д. Интересны детям и литературные сюжеты "Мойдодыр", "Федорино горе" и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.Для успешного решения этих задач и прочного закрепления навыков культурного поведения мы применяем различные стихи по данной тематике. Например:
Ешь внимательно, опрятно,
Не спеша и аккуратно!
В рот еду не забивай,
И кусочки не роняй!
Мыс тобою за столом
Себя правильно ведём,
Потому что мы с тобой
Не болтаем за едой.
УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.
За столом щенок Антошка
Рыбу ел столовой ложкой,
Вилкой суп пытался кушать -
Не хотел советов слушать.
И хотя вовсю старался,
Так голодным и остался.
Ну куда это годится!
Всем пора бы научиться
Кушать вилкой, кушать ложкой,
А не делать, как Антошка.
УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО.
Медвежонок хлеб жевал -
Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом -
Что? Не мог понять никто.
После взялся за компот -
Стол облил и свой живот!
Все над ним хохочут звонко,
Застыдили медвежонка:
- Ты не знаешь? За столом
Надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить.
После встать из-за стола
В шубке чистой, как была.
НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ.
За столом сидела Белка,
Перед ней была тарелка,
В ней из хлеба, масла, сала
Белка дом сооружала.
Так, друзья, не поступают
И с едою не играют.
За столом едят, друзья,
Баловаться здесь нельзя!
А поели - вы свободны,
И играйте как угодно.
НЕ ПРИВЕРЕДНИЧАЙ И ЕШЬ ВСЕ, ЧТО ДАЮТ В ДЕТСКОМ САДУ.
За столом Кроты сидят,
Нос воротят, не едят:
- Эту кашу не хотим!
Черный хлеб мы не едим!
Дайте лучше чаю нам,
Бедным маленьким Кротам!
Я напомню об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут -
Ешьте все, что вам дадут!
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ НАКРЫВАТЬ НА СТОЛ.
В группе завтракать хотят,
Все вокруг помочь спешат
На столы носить посуду.
Только Ёж сказал: - Не буду!
Не пойду я, посижу,
И на вас я погляжу
Не желаю помогать,
Лучше просто подождать.
Неприятно это всем.
Все Ежа не уважают.
Сам он маленький совсем,
А какая лень большая!
ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ УБИРАТЬ ПОСУДУ СО СТОЛОВ.
Все поели, поднялись
И к игрушкам разошлись.
Стали дети развлекаться.
Кто же будет убираться?
Кто посуду унесет?
Кто столы потом протрет?
Чтобы мухи не водились
И на крошки не садились,
Ну-ка быстренько, без слов,
Убираем со столов!
И с посудою, как можем,
Нашей нянечке поможем!
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.). И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-ггигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №72»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект
НОД «Как дошколята цифру 5 спасали»
По ФЭМП
Для детей подготовительной группы (от 6 до 7 лет)
(к неделе педагогического мастерства:
«Интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями)
Подготовила: воспитатель
первой категорий Кадрова Н. Ф.
Возрастная группа: Подготовительная
Тема НОД: «Как дошколята цифру 5 спасали»
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Продолжать формировать и расширять элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: совершенствовать навыки построения числового ряда, закреплять знания о составе числа из двух меньших, закреплять знания геометрических фигур, развивать мыслительные операции. Воспитывать познавательный интерес к математике.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Формы организации: групповая
Оборудование:
Спортивное: туннель, ручеек, кочки, гимнастическая скамейка, мяч, корзина для игры попади цель.
Математическое: Шкатулка, письмо, круги с заданиями, карточки с цифрами, листочки с карандашами, игра «Танграм», 5 шт. палочек, фонограмма «Робот».
Ход:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Вводная часть | |
Развлечение можно проводить в музыкальном зале или в группе. Воспитатель: Дорогие мои ребята. Я хочу вам предложить поиграть. К нам пришли гости, они хотят посмотреть и оценить ваши знания. - Ребята! В следующем году вы пойдете в школу, а какие оценки вы хотели бы получать? | Дети: пять (5) |
II. Основная часть | |
- Сегодня в гости к вам я пригласила цифру 5, но она куда-то пропала, а без нее нельзя научиться правильно, считать и тем более получать «отлично» в школе. Давайте вспомним, где находилась 5 в числовом ряду. Для этого я предлагаю вам построить числовой ряд. Уточните, между какими цифрами находились пятерка. - Почему вы так думаете? Докажите? -Молодцы | Дети: (выкладывают числа на ковре, замечают, что цифры 5 нет) Дети: (число 5 больше 4 на 1, но меньше 6 на 1). |
-Наша цифра 5 куда-то потерялась. Давайте мы пройдём через туннель, может, мы ее найдем. | Дети проходятпо одному через туннель. |
-Ребята мы с вами попали в страну Сообразилии. Ребята смотрите какая-то шкатулка! (Открываю шкатулку в ней письмо. Читает письмо): «Чтоб «5» вам спасти – нужно много вам пройти: Сложные и интересные задания, Всё вы встретите в пути, а помогут вам идти –те волшебные круги, что в шкатулке вы нашли. Что ни круг, то задание За каждое задание вы будите получать волшебную палочку. Воспитатель достает из шкатулки круг. И читает задание: - Чтоб нам попасть на остановку «веселый ручеек» надо пройти по кочкам и посчитать их. -Хорошо вы справились с этим заданием. -А теперь мы поиграем у ручейка в подвижную игру «Кто самый внимательный». (воспитатель: объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный). -Хорошо вы справились с этим заданием, получайте первую палочку. -Давайте достанем из шкатулки следующий шарик цифрой 2. -Чтоб попасть на следующую остановку надо пройти по мостику. -Мы попали на остановку необычных фигур. На стульчике у вас лежат листочки, с помощью простого карандаша изобразите геометрической формой предметы, которые я вам назову. Будьте внимательны, соблюдайте расстояние между фигурами. (- Тарелка, дверь, крыша дома, подушка, огурец). - Какие у вас получились фигуры, назовите их. - Сколько всего фигур? -Как их можно назвать одним словом? -Вы получайте еще одну палочку. -Давайте достанем следующий круг из шкатулки. -Это весёлая музыкальная остановка. -Но сначала нам надо выполнить задание. Дидактическая игра «Танграм» -Но перед выполнением этого задания давайте вспомним: – Из скольки деталей состоит игра «Танграм»? – Какие геометрические фигуры используются в этой игре? - Внимательно рассмотрите образец фигуры и всей командой выполните ее на столе. - Молодцы! - Ребята а кто у вас получился? - А сейчас мы отдохнем и в пляс с роботом пойдем. (включается музыка.Дети выполняют ритмические движения по кругу, имитирую движение работа) -За это вы тоже получаете волшебную палочку. -Давайте достанем следующий круг из шкатулки. | Игра «ручеек» По сигналу, дети встают друг за другом и проходят по кочкам считают их. Дети играют в подвижную игру. Дети: (выполняют по одному, ходьба по скамейке) Дети: на листочках рисуют формы предметов. Дети: круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, овал. Дети: пять (5) Дети: (геометрические фигуры) Дети: из семи (7) Дети: (треугольники, квадрат, параллелограмм) Дети: выполняют Дети: робот |
- Чтоб попасть на следующую остановку надо забросить мяч в корзину двумя руками от груди игра «Попади в цель». -Вот мы и попали на остановку «Полянка» посмотрите, здесь есть, картинка медведи на полянке отдыхают. Вы должны посмотреть внимательно на две картинке, сравнить их и найдите 8 отличии, чем они отличаются друг от друга -За это вы тоже получаете волшебную палочку. -Давайте достанем следующий круг. | Дети:выполняют упражнение «Попади в цель» Дети: выполняют задание. |
- Чтоб на эту остановку попасть надо пройти под лизание под веревку. Вот мы и попали на остановку «Загадок» 1. Какой сегодня день недели? 2. Сколько дней в недели? 3. 5-ый день недели? 4. Какое сейчас время года? 5. Какой месяц? 6. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? 7. Сколько лап у двух медвежат? 8. Сколько рогов у двух коров? 9. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? 10. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? 11. Наступил декабрь. На лугу расцвели 3 ромашки и 1 василек. Сколько всего цветов расцвело на полянке. 12. Сто одежек и все без застежек, что это? - Ну вот мы и прошли по всем остановкам. - Сколько у нас волшебных палочек? 5. - Давайте из них мы что-нибудь составим. - Ну вот мы и нашли цифру пять. Вот и закончилась наша игра! Давайте мы пройдём через туннель и попадём в наш детский сад. - Вам понравилось сегодняшнее занятие? - А что вам показалось самым трудным? А что было самым интересным? | Дети выполняют задание пройти под лизание под веревку по одному. Ответы детей: 1 Среда 2 Семь 3 Пятница 4 Осень 5 Ноябрь 6 Две 7 Восемь 8 Четыре 9 Нет у бабушки внуков 10 Двое 11 Несколько, потому что зима. 12 Капуста Дети: пять (5) Дети: (составляют на ковре цифру пять из палочек).
Дети: Да очень. Дети: выполнять задания. Дети: танец робота. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...
Сообщение из опыта работы: "Культурно - гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка"
Сообщение из опыта работы: "Культурно - гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка"...
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет
Перспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Сообщение по теме:«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.»
Сообщение по теме:«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.»...
«Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании культурно –гигиенических умений у детей 3 - 4 лет»
laquo;Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании культурно –гигиенических умений у детей 3 - 4 лет»...
Развитие культурно-гигиенических умений у детей
Презентация на тему: "Развитие культурно-гигиенических умений у детей"...