Сообщение из опыта работы "Воспитание культурно-гигиенических навыков детей 5-6 лет
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Кадрова Наталья Федоровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №72»  

 Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение

на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

(к семинару «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»)

Подготовила: воспитатель

Кадрова Н.Ф.

2015г

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Или же:

Водица, водица,

Умой наши лица

Умой наши щечки,

Умой наши губки,

Умой наши зубки,

Умой наши ручки!

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась -

И на лапках грязь осталась.

Полотенце - в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот -

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Когда мы причесываем девочек читаем стишок:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочку, слушайся.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект- ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:

  • приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
  • уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
  • учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
  • познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);
  • учить сервировать стол к чаю;

привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используем некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Чистоплотные дети», «Встречаем гостей», «Наряжаем куклу» и т.д. Интересны детям и литературные сюжеты "Мойдодыр", "Федорино горе" и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.Для успешного решения этих задач и прочного закрепления навыков культурного поведения мы применяем различные стихи по данной тематике. Например:

Ешь внимательно, опрятно,

Не спеша и аккуратно!

В рот еду не забивай,

И кусочки не роняй!

Мыс тобою за столом

Себя правильно ведём,

Потому что мы с тобой

Не болтаем за едой.

УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.

За столом щенок Антошка

Рыбу ел столовой ложкой,

Вилкой суп пытался кушать -

Не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался,

Так голодным и остался.

Ну куда это годится!

Всем пора бы научиться

Кушать вилкой, кушать ложкой,

А не делать, как Антошка.

УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО.

Медвежонок хлеб жевал -

Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом -

Что? Не мог понять никто.

После взялся за компот -

Стол облил и свой живот!

Все над ним хохочут звонко,

Застыдили медвежонка:

- Ты не знаешь? За столом

Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить.

После встать из-за стола

В шубке чистой, как была.

НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ.

За столом сидела Белка,

Перед ней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала

Белка дом сооружала.

Так, друзья, не поступают

И с едою не играют.

За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели - вы свободны,

И играйте как угодно.

НЕ ПРИВЕРЕДНИЧАЙ И ЕШЬ ВСЕ, ЧТО ДАЮТ В ДЕТСКОМ САДУ.

За столом Кроты сидят,

Нос воротят, не едят:

- Эту кашу не хотим!

Черный хлеб мы не едим!

Дайте лучше чаю нам,

Бедным маленьким Кротам!

Я напомню об одном:

Не кривляйтесь за столом,

Не капризничайте тут -

Ешьте все, что вам дадут!

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ НАКРЫВАТЬ НА СТОЛ.

В группе завтракать хотят,

Все вокруг помочь спешат

На столы носить посуду.

Только Ёж сказал: - Не буду!

Не пойду я, посижу,

И на вас я погляжу

Не желаю помогать,

Лучше просто подождать.

Неприятно это всем.

Все Ежа не уважают.

Сам он маленький совсем,

А какая лень большая!

ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ УБИРАТЬ ПОСУДУ СО СТОЛОВ.

Все поели, поднялись

И к игрушкам разошлись.

Стали дети развлекаться.

Кто же будет убираться?

Кто посуду унесет?

Кто столы потом протрет?

Чтобы мухи не водились

И на крошки не садились,

Ну-ка быстренько, без слов,

Убираем со столов!

И с посудою, как можем,

Нашей нянечке поможем!

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.). И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-ггигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №72»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

НОД «Как дошколята цифру 5 спасали»

По ФЭМП

Для детей подготовительной группы (от 6 до 7 лет)

(к неделе педагогического мастерства:

«Интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями)

Подготовила: воспитатель

первой категорий Кадрова Н. Ф.

2015г.

Возрастная группа: Подготовительная

Тема НОД: «Как дошколята цифру 5 спасали»

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель:  Продолжать формировать и расширять элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: совершенствовать навыки построения числового ряда, закреплять знания о составе числа из двух меньших, закреплять знания геометрических фигур, развивать мыслительные операции. Воспитывать познавательный интерес к математике.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая

Оборудование:

Спортивное: туннель, ручеек, кочки, гимнастическая скамейка, мяч,  корзина для игры попади цель.

Математическое: Шкатулка, письмо, круги с заданиями, карточки с цифрами, листочки с карандашами, игра «Танграм», 5 шт. палочек, фонограмма «Робот».

Ход:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Развлечение можно проводить в музыкальном зале или в группе.

Воспитатель: Дорогие мои ребята. Я хочу вам предложить поиграть. К нам пришли гости, они хотят посмотреть и оценить ваши знания.

- Ребята! В следующем году вы пойдете в школу, а какие оценки вы хотели бы получать?

Дети: пять (5)

II. Основная часть

- Сегодня в гости к вам я пригласила цифру 5, но она куда-то пропала, а без нее нельзя научиться правильно, считать и  тем более получать «отлично» в школе. Давайте вспомним, где находилась 5 в числовом ряду. Для этого я предлагаю вам построить числовой ряд.

Уточните, между какими цифрами находились пятерка.

- Почему вы так думаете? Докажите?

-Молодцы

Дети: (выкладывают числа на ковре, замечают, что цифры 5 нет)

Дети: (число 5 больше 4 на 1, но меньше 6 на 1).

-Наша цифра 5 куда-то потерялась. Давайте мы пройдём через туннель, может, мы ее найдем.

Дети проходятпо одному через туннель.

-Ребята мы с вами попали в страну Сообразилии. Ребята смотрите какая-то шкатулка!

(Открываю шкатулку в ней письмо. Читает письмо):

«Чтоб «5» вам спасти – нужно много вам пройти:

Сложные и интересные задания,

Всё вы встретите в пути, а помогут вам идти –те волшебные круги, что в шкатулке вы нашли.

Что ни круг, то задание

За каждое задание вы будите получать волшебную палочку.

Воспитатель достает из шкатулки круг.

И читает задание:

- Чтоб нам попасть на остановку «веселый ручеек» надо пройти по кочкам и посчитать их.

-Хорошо вы справились с этим заданием.

-А теперь мы поиграем у ручейка в подвижную игру «Кто самый внимательный».

(воспитатель: объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный).

 -Хорошо вы справились с этим заданием, получайте первую палочку.

-Давайте достанем из шкатулки следующий шарик цифрой 2.

-Чтоб попасть на следующую остановку надо пройти по мостику.

-Мы попали на остановку необычных фигур.

На стульчике у вас лежат листочки, с помощью простого карандаша изобразите геометрической формой предметы, которые я вам назову. Будьте внимательны, соблюдайте расстояние между фигурами.

(- Тарелка, дверь, крыша дома, подушка, огурец).

- Какие у вас получились фигуры, назовите их.

- Сколько всего фигур?

-Как их можно назвать одним словом?

-Вы получайте еще одну палочку.

-Давайте достанем следующий круг из шкатулки.

-Это весёлая музыкальная остановка.

-Но сначала нам надо выполнить задание.  

Дидактическая игра «Танграм»

-Но перед выполнением этого задания давайте вспомним:

– Из скольки деталей состоит игра «Танграм»?

– Какие геометрические фигуры используются в этой игре?

- Внимательно рассмотрите образец фигуры и всей командой выполните ее на столе.                                  - Молодцы!

- Ребята а кто у вас получился?

- А сейчас мы отдохнем и в пляс с роботом пойдем.

(включается музыка.Дети выполняют ритмические движения по кругу, имитирую движение работа)

а это вы тоже получаете волшебную палочку.

-Давайте достанем следующий круг из шкатулки.

Игра «ручеек» По сигналу, дети встают друг за другом и проходят по кочкам считают их.

Дети играют в подвижную игру.

Дети: (выполняют по одному, ходьба по скамейке)

Дети: на листочках рисуют формы предметов.

Дети: круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, овал.

Дети: пять (5)

Дети: (геометрические фигуры)

Дети: из семи (7)

Дети: (треугольники, квадрат, параллелограмм)

Дети: выполняют

Дети: робот

- Чтоб попасть на следующую остановку надо забросить мяч в корзину двумя руками от груди игра «Попади в цель».

-Вот мы и попали на остановку «Полянка» посмотрите, здесь есть, картинка медведи на полянке отдыхают. Вы должны посмотреть внимательно на две картинке, сравнить их и найдите 8 отличии, чем они отличаются друг от друга

-За это вы тоже получаете волшебную палочку.

-Давайте достанем следующий круг.

Дети:выполняют упражнение «Попади в цель»

Дети: выполняют задание.

- Чтоб на эту остановку попасть надо пройти под лизание под веревку.

Вот мы и попали на остановку «Загадок»

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько дней в недели?

3. 5-ый день недели?

4. Какое сейчас время года?

5. Какой месяц?

6. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?

7. Сколько лап у двух медвежат?

8. Сколько рогов у двух коров?

9. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

10. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

11. Наступил декабрь. На лугу расцвели 3 ромашки и 1 василек. Сколько всего цветов расцвело на полянке.

12. Сто одежек и все без застежек, что это?

- Ну вот мы и прошли по всем остановкам.

- Сколько у нас волшебных палочек? 5.

- Давайте из них мы что-нибудь составим.

- Ну вот мы и нашли цифру пять. Вот и закончилась наша игра! Давайте мы пройдём через туннель и попадём в наш детский сад.

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

- А что вам показалось самым трудным?

А что было самым интересным?

Дети выполняют задание пройти под лизание под веревку по одному.

Ответы детей:

1 Среда

2 Семь

3 Пятница

4 Осень

5 Ноябрь

6 Две

7 Восемь

8 Четыре

9 Нет у бабушки внуков

10 Двое

11 Несколько, потому что зима.

12 Капуста

                                                     Дети: пять (5)

Дети: (составляют на ковре цифру пять из палочек).

                                                     

Дети: Да очень.

Дети: выполнять задания.

Дети: танец робота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...

Сообщение из опыта работы: "Культурно - гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка"

Сообщение из опыта работы: "Культурно - гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка"...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Сообщение по теме:«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.»

Сообщение по теме:«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.»...

«Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании культурно –гигиенических умений у детей 3 - 4 лет»

laquo;Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании культурно –гигиенических умений у детей  3 - 4 лет»...

Развитие культурно-гигиенических умений у детей

Презентация на тему: "Развитие культурно-гигиенических умений у детей"...