Роль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения
методическая разработка по физкультуре

Петрова Анастасия Александровна

Оздоровительная польза и необходимость занятий плаванием для дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петрова Анастасия Александровна,

Инструктор по физической культуре

ГБДОУ детский сад №39

Приморского района

города Санкт-Петербург

Тема: Роль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения

«Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше» (Т.И. Осокина, 1991 – с. 3). 

Плавание — способность (или умение) человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений.

Оздоровительное плавание — использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных, профилактических, гигиенических, закаливающих, восстановительных, тонизирующих и других целях, имеющих оздоровительную направленность.

Занятия плаванием для воспитанников детских садов уникальны тем, что включают в себя упражнения, нагрузка в которых, включает чередование напряжения и расслабления определенных групп мышц во время правильного выполнения задания.

Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22-24 % массы тела (у взрослого — 40 %). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека большим содержанием воды, меньшим — белковых и неорганических веществ, что объясняет их более низкую механическую прочность. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит инервационный аппарат мышечной системы. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении — удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит.

Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования — позвоночник мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и незакончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации. Развитие плоскостопия может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы.

Особенности органов дыхания у детей (узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов) обуславливают облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствуют возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях. У детей, систематически занимающихся плаванием, лучше развита дыхательная мускулатура, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Поэтому дошкольный возраст характерен постоянным ростом и развитием опорно-двигательного аппарата. Регулярные занятия в воде позволяют снять напряжение и способствуют правильному формированию стоп и позвоночника, развивают дыхательную и сердечно сосудистую системы.

можно выделить четыре этапа обучения. Первый этап начинается с ознакомления с водой. Второй связан с приобретением умений и навыков для ощущения надежности в воде. На третьем этапе дети проплывают до 15 метров. И на четвертом этапе продолжается освоение и совершенствование техники плавания определенным способом, как правило это кроль на груди и спине.

Выводы

Таким образом, оздоровительное плавание — это оптимизация состояния уровня здоровья, профилактика заболеваний, повышение качества жизни. Дети, которые регулярно занимаются плаванием, выше ростом, меньше подвержены простудным заболеваниям. У них тренируются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, возрастает жизненная емкость легких, гибкость и мышечная сила, повышается выносливость, снижается возбудимость и раздражительность, улучшается сон и аппетит. Своевременная оценка состояния здоровья детей, функциональных возможностей организма облегчает составление и реализацию индивидуальных и групповых профилактических программ, включающих оздоровительное плавание в работу ДОУ.

В соответствии с возрастом воспитанников требуется воспитывать в детях осознанность к процессу обучения, стремление к организованности, самостоятельность. В совокупности с различными формами физкультурно-оздоровительной работы проводятся занятия по плаванию, что является правильно и целесообразно, ведь именно в рациональном режиме организации активной деятельности и отдыха ребенка лежит залог успеха в образовательной, воспитательной и развивающей деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Список литературы 

Агаджанова, С.Н. Оздоровление детей в дошкольных образовательных учреждениях /С.Н. Агаджанова, В.И. Смирнова //Педиатрия. - 2012

Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студентов /Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Academia, 2005

Булгакова Н.Ж. Физкультура и спорт. Плавание. - М., 2001.

Осокина Т. И. Обучение плаванию в детском саду. – М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию, ст. воспитатель Е.А.Никулина

Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учрежде...

Статья ФИТНЕС В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

"Внедрение технологий фитнеса в детские дошкольные образовательные учреждения"...

Совершенствование системы управления современным дошкольным образовательным учреждением

Совершенствование системы управления современным дошкольным образовательным учреждением...

Система методической поддержки дошкольных образовательных учреждений Южного округа

Курсовая работа на тему "Система методической поддержки педагогов дошкольных образовательных учреждений"...

Программа оздоровительной деятельности дошкольного образовательного учреждения

Состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. В соответствии с рекомендациями Государственного Совета Российской Федерации от 30.01.2002. «О повышении роли ф...

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молод...