Роль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения
методическая разработка по физкультуре
Оздоровительная польза и необходимость занятий плаванием для дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Петрова Анастасия Александровна,
Инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад №39
Приморского района
города Санкт-Петербург
Тема: Роль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения
«Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше» (Т.И. Осокина, 1991 – с. 3).
Плавание — способность (или умение) человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений.
Оздоровительное плавание — использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных, профилактических, гигиенических, закаливающих, восстановительных, тонизирующих и других целях, имеющих оздоровительную направленность.
Занятия плаванием для воспитанников детских садов уникальны тем, что включают в себя упражнения, нагрузка в которых, включает чередование напряжения и расслабления определенных групп мышц во время правильного выполнения задания.
Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22-24 % массы тела (у взрослого — 40 %). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека большим содержанием воды, меньшим — белковых и неорганических веществ, что объясняет их более низкую механическую прочность. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит инервационный аппарат мышечной системы. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении — удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит.
Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования — позвоночник мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и незакончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации. Развитие плоскостопия может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы.
Особенности органов дыхания у детей (узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов) обуславливают облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствуют возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях. У детей, систематически занимающихся плаванием, лучше развита дыхательная мускулатура, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Поэтому дошкольный возраст характерен постоянным ростом и развитием опорно-двигательного аппарата. Регулярные занятия в воде позволяют снять напряжение и способствуют правильному формированию стоп и позвоночника, развивают дыхательную и сердечно сосудистую системы.
можно выделить четыре этапа обучения. Первый этап начинается с ознакомления с водой. Второй связан с приобретением умений и навыков для ощущения надежности в воде. На третьем этапе дети проплывают до 15 метров. И на четвертом этапе продолжается освоение и совершенствование техники плавания определенным способом, как правило это кроль на груди и спине.
Выводы
Таким образом, оздоровительное плавание — это оптимизация состояния уровня здоровья, профилактика заболеваний, повышение качества жизни. Дети, которые регулярно занимаются плаванием, выше ростом, меньше подвержены простудным заболеваниям. У них тренируются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, возрастает жизненная емкость легких, гибкость и мышечная сила, повышается выносливость, снижается возбудимость и раздражительность, улучшается сон и аппетит. Своевременная оценка состояния здоровья детей, функциональных возможностей организма облегчает составление и реализацию индивидуальных и групповых профилактических программ, включающих оздоровительное плавание в работу ДОУ.
В соответствии с возрастом воспитанников требуется воспитывать в детях осознанность к процессу обучения, стремление к организованности, самостоятельность. В совокупности с различными формами физкультурно-оздоровительной работы проводятся занятия по плаванию, что является правильно и целесообразно, ведь именно в рациональном режиме организации активной деятельности и отдыха ребенка лежит залог успеха в образовательной, воспитательной и развивающей деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы
Агаджанова, С.Н. Оздоровление детей в дошкольных образовательных учреждениях /С.Н. Агаджанова, В.И. Смирнова //Педиатрия. - 2012
Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студентов /Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Academia, 2005
Булгакова Н.Ж. Физкультура и спорт. Плавание. - М., 2001.
Осокина Т. И. Обучение плаванию в детском саду. – М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию, ст. воспитатель Е.А.Никулина
Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учрежде...
Статья ФИТНЕС В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
"Внедрение технологий фитнеса в детские дошкольные образовательные учреждения"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/07/picture-478578-1446867962.jpg)
Совершенствование системы управления современным дошкольным образовательным учреждением
Совершенствование системы управления современным дошкольным образовательным учреждением...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/09/picture-547487-1418128554.jpg)
Система методической поддержки дошкольных образовательных учреждений Южного округа
Курсовая работа на тему "Система методической поддержки педагогов дошкольных образовательных учреждений"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/09/picture-605228-1425901926.jpg)
Программа оздоровительной деятельности дошкольного образовательного учреждения
Состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. В соответствии с рекомендациями Государственного Совета Российской Федерации от 30.01.2002. «О повышении роли ф...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-812377-1473145544.jpg)
Система саморазвития педагогов дошкольного образовательного учреждения средствами педагогического проектирования
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/27/picture-1211844-1580126595.jpg)
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молод...