опыт работы по организации подвижных игры в работе с детьми с ЗПР.
статья на тему
Здоровьесберегающие технологии. Материал будет интересен как родителям, так и психологам, работающим с детьми с ЗПР или с детьми с искажениями в психическом развитиии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_organizatsii_podvizhnykh_igr_s_detmi.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по организации подвижных игр с детьми, имеющими задержку психического развития.
ГБОУ «Школа»№1191
Дошкольное отделение «Бриз».
Дети с ЗПР, дети со сложной структурой дефекта, дети с РДА.
В нашем саду работа организована в двух приоритетных направлениях: коррекционно - развивающем: целью данного направления является оказание помощи детям, имеющим нарушения в психическом развитии. И физкультурно - оздоровительном, цель которого, создание условий и организация форм двигательной активности направленных на сохранения и укрепления здоровья детей.
Проблема создания здоровье - сберегающих условий для детей ЗПР для нас очень важна. В рамках физического воспитания в нашем учреждении на сегодняшний день реализуются различные физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия в бассейне, занятия в тренажерном зале, школа "Мяча".
Вместе с тем, проблема здоровья, остается насущной. Поэтому коллектив ДОУ работает в режиме поиска и экспериментирования педагогических технологий для решения рассматриваемой нами проблемы здоровья.
В образовательном процессе детского сада приоритетным направлением является игровая деятельность детей с ЗПР.
В результате анализа режима, содержания занятий, типов деятельности детей нами выявлено, что у детей с ЗПР оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны.
И хотя основными формами и способами организации занятий, режима, свободной деятельности детей является игра, нами было отмечено, что педагоги недостаточно уделяют ей внимания, особенно подвижной игре. Занятия со специалистами зачастую проходят в форме уроков, что в дошкольном учреждении недопустимо.
Сегодня доказано, что игра-это не только ведущая форма деятельности ребенка дошкольного возраста. Но это способ, метод, форма, условие воздействия на ребенка, в процессе которой можно диагностировать и скорректировать различные поведенческие нарушения, психики.
Целью практической психологической работы с детьми ЗПР ставлю психологическое здоровье детей, которое является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологическое здоровье тесным образом взаимосвязано с физическим здоровьем. Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость и того, и другого для полноценного функционирования. Кроме того, проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной, поэтому возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней достаточно очевидна.
В своей работе с детьми с ЗПР мы сочли необходимым вкючение в коррекционную работу релаксационных упражнений, направленных на снятие усталости после занятий с дефектологами, логопедами.
Учитывая, что у детей с ЗПР отмечается психологическая и эмоционально-волевая незрелость, которая зачастую ведет к отказу выполнять инструкции взрослого, мы решили, что коррекционные игры следует подбирать таким образом, чтобы они отвечали потребностям непосредственно поведенческой и эмоциональной проблеме ребенка, и чтобы их содержание было знакомо детям, вызывало у них интерес.
Зная, что в коррекционных группах дети много времени проводят на заниятиях со специалистами, мы стали использовать в своей работе подвижные игры, разделяя их в процессе работы на группы по эмоциональным проблемам детей и продолжаем накапливать материал. Ведь развивая двигательную сферу ребенка, мы идем по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов. Кроме того, подвижная игра - источник радостных эмоций, одно из лучших средств научить ребенка общаться со взрослыми и другими детьми.
Из нашего опыта народные игры выступают одним из наиболее эффективных средств коррекции и развития. В них много юмора. Движения точны и образны. Народные игры дают ребенку возможность ощутить радость телесного контакта, что предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем. Кроме того, эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание игр, учат улавливать ритм речи.
Например, игра "Страшный зверь" решает сразу несколько задач. Изображая страшного зверя, ребенок учится внимательно слушать ведущего и вовремя имитировать то, что говорится о звере, имитируя, изображая то или иное состояние зверя, происходит развитие эмоционально-выразительных движений, отсюда снятие психоэмоционального напряжения, дети же, идущие к страшному зверю, учатся вести себя согласованно, т.е. обучаются умению сотрудничать. Не все сразу готовы близко подойти к зверю и убежать именно после пятого звонка, здесь мы решаем и задачу формирование произвольности и диагностируем устойчивые страхи, помогая таким детям в игре, взяв их за руку, стараясь каждый раз, проигрывая эту игру, подойти ближе и ближе к зверю, тем самым освобождаясь от собственного страха.
Коррекционная работа в детском саду результативна только при тесном сотрудничестве с родителями ребенка. Важно, чтобы родители были не только союзниками, но и грамотными помощниками. С этой целью должно быть организовано взаимодействие детского сада и родителей. Такой формой в нашем учреждении стала "Школа для родителей". На одном из тренингов по «Эффективному взаимодействию с агрессивным ребенком» играя с родителями мы увидели, что сами родители нуждаются в помощи психолога,им трудно расслабиться, трудно выразить свои эмоции. И только после того, как они сами проиграли в несколько подвижных игр, они позволили себе посмеяться, расслабиться. Другими словами, играя и двигаясь, снялось мышечное напряжение, что в свою очередь помогло расслабиться и внутренне. На что нами психологами было обращено внимание родителей и прочувствовав на себе этот эффект мы можем надеяться, что родители уделят больше внимания подвижной игре со своими детьми, отрывая их от телевизоров и компьютеров.
Вместе с тем, среда образовательного учреждения может быть здоровьесберегающей только при условии активного взаимодействия специалистов любых направлений. Нацеленная на создание условий для развития ребенка, коррекционная работа может принести позитивный результат в здоровье, если методы, приемы и средства используются в единой системе, представляют комплекс мероприятий. Таким комплексом может быть система использования подвижных игр и игровых упражнений в режиме всего образовательного процесса.
В перспективе взят курс на систематизацию и внедрение во всех направлениях игр и игровых упражнений с целью сохранения и развития здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные подвижные игры в работе с детьми с ТНР
В докладе представлен опыт применения народных подвижных игр в работе с детьми с ТНР....
Обобщенный опыт работы на тему: «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Обобщенный опыт работы на тему:«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Подвижные игры при работе с детьми дошкольного возраста по познавательной и речевой деятельности
Подвижные игры...
Опыт работы по организации театрализованной игры в младшей группе
Опыт работы по организации театрализованной игры в младшей группе...
Опыт работы по теме: " Подвижная игра как средство воспитания здорового ребенка"
Данный опыт работы может исполльзоваться воспитателями детских садов, студентами педагогических колледжей, обучающихся на специальности "Дошкольное образование", и всем,кто интересуется проб...
Обобщенный опыт работы на тему"Подвижная игра как средство реализации ФГОС ДО"
Обобщенный опыт работы на тему"Подвижная игра как средство реализации ФГОС ДО"...
Опыт применения образовательной технологии квест-игра в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Данный документ содержит перспективный план по примению инновационной образовательной технологии квест-игра в работе с детьми дошколного возраста и технологические карты игр-занятий....