Подвижные игры при работе с детьми дошкольного возраста по познавательной и речевой деятельности
картотека на тему
Предварительный просмотр:
Подвижные игры при работе с детьми дошкольного возраста по познавательной и речевой деятельности
Что бывает и чего не бывает
Цели: развивать у детей познавательные процессы и волевые качества; закрепить знания детей об окружающем мире; работать над формированием грамматического строя речи; стимулировать мыслительные процессы; вырабатывать быстроту реакции.
Оборудование: мяч.
* * *
Воспитатель предлагает детям встать в круг и тот, кому он кинет мяч, должен что-нибудь рассказать про предмет, который будет назван.
Снег — холодный, белый, пушистый.
Солнце — жаркое, яркое.
Молоко — вкусное, белое, полезное.
Колобок — круглый, румяный, веселый.
Карандаш — красный, зеленый, синий.
Дождик — сильный, мокрый, холодный.
Выигрывает тот, кто больше дал правильных ответов.
Предмет и действие
Цели: закрепить знания детей о свойствах предметов; способствовать обогащению и расширению словарного запаса детей; совершенствовать речь, мышление, память.
Оборудование: мяч.
* * *
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Сам стоит в середине круга и, кидая мяч ребенку, называет существительное, а ребенок в ответ должен назвать действие.
Рыба — плавает
Мальчик — ходит (прыгает, бежит)
Самолет — летает
Кошка — спит (царапается, мяукает)
Утка — плавает
Медведь — ходит (ревет)
Сорока — кричит
Ручеек — бежит и т. д.
Топ-топ
Цель: развивать чувство ритма, координацию движений.
* * *
Дети сидят или стоят в кругу. Вместе с воспитателем начинают топать под считалку:
Топ-топ, кто идет,
Хлоп-хлоп, что несет?
Топ-топ, мы идем.
Хлоп-хлоп, мы несем. — Что?
Дети поочередно говорят, что они «несли», и пальчиком в воздухе, как карандашом, рисуют то, что они «несли». В эту игру можно и нужно играть с разной скоростью — в разных темпах. Она развивает не только чувство ритма, но и пространственное воображение, координацию движений.
Аист и лягушки
Цель: развивать ловкость, координацию движений, закреплять знание детьми цифр или геометрических фигур, величины.
На земле или на асфальте рисуется игровое поле — большое озеро с бухтами, мысами, островками. «Лягушки» с цифрами или геометрическими фигурами разных цветов и размера сидят в озере. Они не могут выпрыгивать на сушу сами, только по заданию ведущего. Вокруг озера бегает «аист». Ему нельзя заходить в воду, но он может прыгать с острова на остров. Ведущий называет «лягушек», которые могут выпрыгнуть на сушу. Например: «лягушки» с четными номерами или с большими геометрическими фигурами без углов и т. д. При этом аист пытается поймать лягушку. Каждая пойманная лягушка выходит из игры. Последняя становится новым аистом.
Ниточка — иголочка
Цель: развивать ловкость, координацию движений, знание цифр.
* * *
По считалке выбирают водящего — «иголочку». К нему присоединяются по желанию несколько человек — «ниточка». Остальные с цифрами в руках произвольно размещаются на площадке, стоя по одному. Игроки, составляющие «ниточку» и «иголочку», берутся за руки, образуя цепочку. Впереди — «иголочка».
«Иголочка» бежит между стоящими, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а «ниточка» должна точно повторить ее путь и назвать цифры между которыми пробегает.
Передай
Цели: формировать готовность делиться друг с другом; развивать мелкую моторику рук.
* * *
Вы заворачиваете подарок в несколько слоев бумаги. Каждый слой закрепляется липкой лентой, фиксируя бумагу в двух-трех местах. Предложите детям, по очереди разворачивать один за другим эти слои. Разворачивание происходит под музыкальное сопровождение. Когда музыка оборвется, ребенок должен передать «похудевший» сверток малышу по соседству. С каждым разом музыка прерывается все чаще, и дети с трудом передают сверток друг другу, но соблюдение правил строго обязательно. Чтобы дети не чувствовали себя обделенными, подарите в конце игры каждому по маленькому сувениру. Эту игру можно использовать на занятиях как сюрпризный момент.
Ярмарка
Цели: развивать координацию движений; формировать доброжелательное отношение детей друг к другу.
* * *
Дети стоят в кругу. Это — «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т. д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он — покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребенок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперед руку, наподобие стрелки.
Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!
На последнем слове ребенок останавливается.
— Что угодно для души? Все товары хороши!
Ведущий. Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)
Теперь ребенок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
Продавец (протягивает желтый кубик). На тебе грушу.
Эстафета «Классики»
Цели: развивать ловкость, координацию движений.
Оборудование: обручи (13 шт., поворотная стойка.
* * *
Если любите вы прыгать,
Если сила есть у вас,
Прыг-скок, прыг-скок,
Через кочки и мосток.
Ребята, приглашаем вас
Попрыгать в классики сейчас!
На земле (полу) лежат обручи, чередуясь цепочкой: один-два, один-два и т. д. Необходимо выполнить прыжки: там, где лежит один обруч, прыжок на одну ногу, там, где лежат два обруча, прыжок ноги врозь, затем обежать поворотную стойку, тем же путем вернуться к своей команде и передать эстафету следующему игроку.
Эстафета «Слово на лопатке»
Цели: развивать ловкость, координацию движений, знание букв и умение составлять из них слова.
Оборудование: детские лопатки, стол, корзинка с кубиками, на которых написаны буквы.
* * *
У первого игрока в руке детская лопатка, на ней кубик с буквой из корзинки. По сигналу надо добежать до стола, удерживая кубик на лопатке, положить его на стол и вернуться к своей команде, передав лопатку следующему игроку, который уже выбрал кубик с буквой.
Если игрок потерял кубик или уронил лопатку, он возвращается к своей команде, кладет на лопатку новый кубик и выполняет свое задание сначала. Когда все кубики перенесены, команда отправляется к столу и составляет слово из букв, написанных на кубиках.
Проведи друга по лабиринту
Цели: развивать пространственное ориентирование, координацию движений, равновесие; закрепить в речи слова, обозначающие пространственное ориентирование.
Из играющих выбираются по одному спасателю, инструктору и пострадавшему. Важно предоставить каждому ребенку возможность быть спасателем и инструктором.
Остальные дети размещаются по группе, имитируя различные препятствия: провалы в дороге, завалы, обрушения и т. д.
«Спасателю» завязывают глаза. Он должен пройти маршрут, не наталкиваясь на препятствия, и добраться до конечной цели — до «пострадавшего», подчиняясь командам «инструктора».
«Инструктор» дает ему распоряжения: «Два шага вперед. Один шаг влево. Повернись направо. Нет, налево». Когда «спасатель» доходит до конечной точки маршрута, «пострадавший» дает команду голосом: «Ты у цели». Это означает, что игра окончена.
Выбираются новые «инструктор», «спасатель», «пострадавший» и «препятствия» по-другому размещаются в игровом пространстве.
Лошадки
Цели: развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, ориентацию в пространстве.
Оборудование: прыгалки или веревочки по количеству детей, ленточка.
* * *
Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения.
Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают налево, направо и т. д.
На слова «Найдите своего кучера!» лошадки как можно быстрее находят его.
При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.
Лошадки точно должны выполнять все команды. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф — к его вожжам привязывают синюю ленточку.
Самой трудной ролью в этой игре является роль водящего, который придумывает различные движения для лошадок. Поэтому, когда игра проводится впервые, роль водящего выполняет воспитатель. В конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: «Кучер, найди своих лошадок!»
Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполнят роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.
Платок
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, координацию движений.
Оборудование: яркий платочек небольшого размера.
* * *
Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет платочек на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.
Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем гот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, становится на свободное место.
Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим останется игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо и игра продолжается.
Во время игры дети не должны перебегать через круг. Во время бега не разрешается задевать руками детей, стоящих в круге. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить платок.
Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что надо больше приложить усилий, чтобы занять свободное место. Дети в круге стоят друг от друга на расстоянии шага.
Мячик вверх!
Цели: развивать быстроту реакции, координацию движений, ловкость.
Оборудование: яркий мяч.
* * *
Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами «Мячик вверх!» Играющие в это время должны как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и, поймав, кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Тот, в кого попали, становится водящим. Если же водящий промахнулся, то он снова водит, и игра начинается снова.
Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов «Мячик вверх!», ему разрешается ловить мяч с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слов «Стой!», продолжал двигаться, он должен сделать три шага в сторону водящего. Убегая от него, дети не должны прятаться за постройки и деревья.
Ребята встают в круг близко друг к другу. Место водящего в центре круга лучше очертить небольшим кружком. Дети в игре должны быть очень внимательны, быстро реагировать на команды.
Солнечный зайчик
Цели: закрепить понятия «вверх», «вниз», «в сторону».
Оборудование: маленькое зеркальце.
* * *
Воспитатель держит в руках маленькое зеркальце и говорит детям, что к ним пришел в гости солнечный зайчик. Он прыгает в разных направлениях: вверх, вниз, вбок. Предлагает поиграть с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста по экологической теме «Птицы»
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая в...
"Использование народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста."
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли , способствуют расширению кругозора , уточнению представлений об окружающем мире , совершенствованию всех психических процессов , стимулируют пер...
"Использование народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста."
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли , способствуют расширению кругозора , уточнению представлений об окружающем мире , совершенствованию всех психических процессов , стимулируют пер...
"Использование народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста."
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли , способствуют расширению кругозора , уточнению представлений об окружающем мире , совершенствованию всех психических процессов , стимулируют пер...
«Использование русских народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста»
Данный материал возможно использовать при планировании проведения консультации для родителей детей дошкольного возраста....
Проект «Подвижные игры в работе с детьми раннего возраста»
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Тема: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТема: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...