Формирование основ ЗОЖ через проектную деятельность
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Коковина Людмила Ивановна,
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад компенсирующего вида №189»
города Кирова,
воспитатель.
Формирование основ здорового образа жизни
у детей с ограниченными возможностями здоровья
через проектную деятельность
Право ребенка на здоровье закреплено в международных и государственных законах и нормативно-правовых актах. Долг и обязанность всех взрослых - не только соблюдать, уважать и защищать это право, но и вооружать ребенка необходимыми знаниями о собственном здоровье, готовить к достойной жизни в обществе.
Актуальность
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. От того, как мы, взрослые, будем развивать и укреплять здоровье ребенка, как научим его быть здоровым, зависит его дальнейшая жизнь. Особую социальную значимость имеет оказание активной дифференцированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск эффективных методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей.
Одним из таких методов является, на наш взгляд, метод проектов. В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
Мы обратились к проектной деятельности по ряду причин. Во-первых, проектная деятельность развивает научно-познавательное и практически-деятельное отношение к окружающей действительности, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, что стимулирует его личностный рост и самореализацию. Во-вторых, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта. В-третьих, все участники проектной деятельности /дети, педагоги, родители/, приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Анализ ситуации в нашей группе показал: дети мало информированы о своём здоровье, о том, от чего зависит здоровье человека; не умеют применять свои знания в повседневной жизни; не понимают важности соблюдения режима дня, мало знают о пользе витаминов, не всегда тщательно моют руки; пользуются носовым платком только при напоминании; нарушают элементарные гигиенические правила: берут пальцы и игрушки в рот, грызут ногти.
Родители уделяют недостаточное внимание здоровью ребёнка: не соблюдают режим дня /в выходные дни спать ложатся поздно, много времени позволяют ребёнку проводить за компьютером/; одежда ребёнка не всегда соответствует сезону; питание дома зачастую неполноценное; гигиенические процедуры в большинстве семей проводятся нерегулярно.
Данные причины обусловили создание проекта «МОЕ ЗДОРОВЬЕ».
Тип проекта: информационно-творческий, среднесрочный /1 месяц/
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, физическая культура, чтение художественной литературы, игра.
Участники проекта: подготовительная группа детского сада /дети 6-7 лет/, педагоги, родители.
Проблемный вопрос: Как сохранить свое здоровье?
Цель: Учиться сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
- Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его.
- Учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
- Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Продукт проекта: Совместное развлечение «Если хочешь быть здоров».
Этапы:
1- подготовительный - выявление проблемы, определение задач, изучение методической литературы
2- практический – организация деятельности по реализации проекта
3- результативный – совместное развлечение «Если хочешь быть здоров».
Ожидаемые результаты:
- Осмысленное усвоение навыков здорового образа жизни в повседневной и в практической деятельности воспитанников.
- Более серьёзное отношение родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья ребёнка.
Методы реализации проекта.
практические | словесные | наглядные |
Организация режима двигательной активности, режима проветривания в группе Пальчиковые игры Физкультминутки Упражнения на дыхание Артикуляционная гимнастика Гимнастика для глаз Подвижные игры Дидактические игры Сюжетно-ролевые игры Опыты и наблюдения | Беседы Чтение художественной литературы Консультации Рассказывание Инструкции Словесные игры | Организация выставок, конкурсов Оформление коллективных альбомов Сбор фотоматериала Рассматривание иллюстраций Информационные стенды, папки-передвижки, буклеты Личный пример взрослых |
Каждая неделя проекта – это мини-проект, на который составлен план с рекомендуемыми формами работы.
- Наше тело. В здоровом теле – здоровый дух!
- Гигиена. От простой воды и мыла у микробов тает сила!
- Питание. Никогда не унываю и улыбка на лице, потому что принимаю витамины А, В, С!
- Физкультура. Кто с физкультурой дружит, никогда не тужит!
Примерное планирование /на слайде/
Для успешной реализации проекта нами собраны рабочие материалы: планирование проекта, вопросы для ситуативных бесед с детьми, стихи, загадки, сказки, игры-фантазии, рекомендации родителям, конспекты занятий.
Результативность
Повысился интерес детей к своему здоровью, к функциям органов своего тела, к физической культуре. Дети стали более осмысленно использовать знания в практической деятельности, замечать свои ошибки и ошибки других детей при умывании, приеме пищи, исправлять недостатки в одежде, внешнем виде. Повысился общий уровень культурно-гигиенических навыков.
Перспективы работы видим в обогащении содержательной стороны проекта новыми формами работы и в создании проекта «Здоровье и безопасность».
Формирование основ здорового образа жизни – важнейшая задача детского сада. Качество нашей работы по данной проблеме во многом определяет развитие личности. Ценность проектной деятельности в том, что она предоставляет возможность поддерживать инициативу, стимулировать личностный рост и самореализацию ребенка через близкие и естественные для ребёнка виды деятельности, расширяет и даёт ребёнку дополнительные возможности в познании собственного здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ»
Задачи: · совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;· повышать методический уровень;·...
Формирование семейных ценностей через проектную деятельность
Проект "Моя семья"...
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию патриотических представлений через проектную деятельность.
Одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программе обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем по...
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию патриотических представлений через проектную деятельность.
Одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программе обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем по...
Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ
Проект по экологическому воспитанию...
Презентация к педагогическому совету - «деловая игра» по теме: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность»
Педагогический совет проведен с участием родителей в форме деловой игры. Родителям было очень интересно не только посмотреть, но им самим почаствовать в образовательной деятельности педагогов....
консультация для воспитателей "Формирование основ безопастности через игровую деятельность у детей младшего дошкольного возроста"
консультация для воспитателей "Формирование основ безопастности через игровую деятельность у детей младшего дошкольного возроста"...