Технология создания эмоционально-комфортной коррекционно-развивающей среды в специальном учреждении
методическая разработка по теме

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ)  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД № 3 г. НЕРЮНГРИ»

 

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОМФОРТНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

                                                                   

                                                                       Ербягина М.Б., воспитатель

                                                     Ценность эмоциональной составляющей как базисной составляющей человеческой жизни не вызывает сомнений. Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности  и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Именно потому многие психологи (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, К.Э. Изард,  А.Н. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.Я. Семаго и др.) утверждают, что формирование эмоций человека являются важнейшим условием развития его как личности.

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) показывает, что важнейшим фактором для ребенка с ОВЗ, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в образовательном учреждении понимается организация пространства, использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.

Организуя среду в нашем учреждении, мы ориентировались  на создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка с ОВЗ, как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития. Для выполнения такой задачи нами были определены условия (или компоненты среды), влияющие на эмоциональную атмосферу учреждения и, в частности специальной (коррекционной) дошкольной группы:

профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе - эмоционально-поддерживающий компонент среды, внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.);

эмоционально-настраивающий компонент среды - режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе;

эмоционально-стабилизирующий компонент среды - разнообразие занятости детей (игры, занятия, сюрпризные моменты);

 –  эмоционально-активизирующий компонент среды.

И наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности обычного детского сада, однако рекомендовано психологами и медиками -  эмоционально-тренирующий компонент среды (проведение психогимнастических упражнений с детьми).

Уместно будет презентовать авторский подход к реализации  каждого из названных условий.

Осуществление эмоционально-настраивающего компонента  окружающей среды в нашем учреждении, учитывались следующие обстоятельства: цветовое решение в группе  спокойно для восприятия, но не однообразно.

В группе под названием «Кенгурёнок» воплощены идеи превращения образа кенгуру в различных центрах:

ряжанье-парикмахерская;

панно-кенгуру с сетчатыми карманами для развития мелкой моторики и эспериментально-исследовательской деятельности;

стол-ромашка раздвижной предназначен для центра науки и естествознания, выполнен в трёх цветовых гаммах позволяет работать подгруппе детей, не мешая друг другу;

центр для самостоятельного художественного творчества разработан и воплощён в реальность в полном объёме с требованиями;

Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка. Для этой цели приобретён телевизор, который включает в себя  функции DWD, флеш карты.  

Педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения  решается в зоне двигательной активности детей, центре театра и литературы, где создана уютная атмосфера для уединения и самостоятельного разыгрывания сюжетов из любимых сказок.

Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре,  используется  игровая «жилая комната», «кухня», центр развивающих игр и т.д.  Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности. 

Исполнение эмоционально-стабилизирующего компонента развивающей  среды является для ребенка с ОВЗ наличие определенных режимных моментов (питание, сон, прогулки, занятия), но по содержанию они должны отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.

 Реализация эмоционально-активизирующей развивающей среды происходит, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности: игры с детьми на накопление эмоций, игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, игры на развитие эмпатии у детей и другие.

     Воплощение эмоционально-тренирующего компонента среды происходит во время занятий с детьми психогимнастикой (специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы).  Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д.

Подводя итоги, отметим следующее. Прежде всего, с учетом времени, проводимого ребенком в образовательном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для детей с ОВЗ должно стать одним из доминантных направлений в организации их жизнедеятельности.

Кроме того, создавая эмоционально-развивающую среду в группе, педагог должен осознавать разносторонность этой работы

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Сочетанные диагнозы не являются препятствием на пути к освоению общеобразовательных и коррекционных  программ обучения, однако,требуют определенной корр...

Статья "Создание эмоционально-комфортного состояния дошкольников на музыкальном занятии"

О важности использования игровых методов и приемов для создания эмоционально-комфортного состояния дошкольников....

СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество в целом. Поэтому одна из ключевых задач  дошкольного учреждения б...

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми как способ создания эмоционально комфортного климата в группе.

Взаимодействие педагога с детьми, построенное в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, содействует созданию эмоционально комфортного климата в группе...

Статья: Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.

В статье рассказывается о создании коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ....

Сборник занятий "Создание эмоционально-комфортной атмосферы в группе" (для детей младшего возраста)

Сборник занятий «Создание эмоционально-комфортной атмосферы в группе» (для детей младшего возраста)  Занятие 1 «В гостях у зайки»Цели: создание эмоционально ком...

«Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми как способ создания эмоционально комфортного климата в группе»

Педагог-психолог Соколова Л. В. Консультация для воспитателей детского сада.  Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстникам...