«Реализация методики работы на мячах большого диаметра в условиях ДОУ»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Практическая работа на мячах большого диаметра с детьми ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gkhi_1.doc | 974.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Реализация методики работы на мячах большого диаметра в условиях ДОУ»
Воронцова Елена Викторовна
Воспитатель средней группы
МБДОУ д/с 410
2012 – 2013 учебный год
г.Нижний Новгород
Содержание
Актуальность…………………………………………………………..3-4
Основная часть
1.Теоретическая часть…………………………………………………4-6
2. Практическая часть ……….................................................................6-14
Выводы…………………………………………………………………14-15
Список используемой литературы………………………………….16
Приложение
Введение.
Актуальность данной проблемы.
Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Согласно исследованиям специалистов, 60% болезней взрослых «заложены» в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз, причем ослабление здоровья подрастающего поколения может в геометрической прогрессии угрожать здоровью последующих поколений, т.к. у больных родителей будут постоянно рождаться больные дети. Рождение здорового ребенка в настоящее время стало редкостью, растет число недоношенных детей, детей с врожденными аномалиями, с речевыми расстройствами.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. страдают гиподинамией. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития.
Движения в любой форме, соответствующие возрастным возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, существенной стороной действия которого является повышение эмоционального тонуса.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%.
Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Необходимо найти такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем.
Именно этим критериям отвечает методика работы с мячами большого диаметра.
Основная часть.
1.Теоритическая часть.
Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях. Швейцарские врачи в 1909 году первыми стали использовать мячи большого размера для лечения людей с заболеваниями позвоночника. Ими была проведена большая исследовательская работа. И с тех пор мяч активно используется для занятий по лечебной физкультуре в оздоровительных целях во многих клиниках мира.
Первую попытку использования фитбола в системе оздоровительных занятий предприняли в США Майк и Стефания Моррис в 1992 году. Проведенные учеными исследования позволили разработать программы и методику занятий, которые послужили стимулом для дальнейшего развития этого направления.
В начале 1996г. В Италии прошел Первый Международный семинар по фитбол- тренировкам, в котором приняло участие 9 стран, в том числе и Россия.
В Санкт-Петербурге на базе творческого развития этой проблемой занимаются Г.Г.Лукина и А.А.Потапчук.
В 1997году начал свою работу учебно-оздоровительный центр «Фитбол» в Москве.
С 2000 года в РГПУ им А.И.Герцена авторами Е.Г.Сайкиной и С.В.Кузьминой впервые были разработаны программы по фитболаэробике «Танцы на мячах» для детей дошкольного, школьного возраста.
Проведенные исследования показывают большие возможности применения фитбола в различных целях– оздоровительной направленностью, широким спектром воздействия на физическую подготовленность и физическое развитие занимающихся. Поэтому с каждым годом все больше дошкольных учреждений стремятся внедрить в практику оздоровительной работы упражнения на фитболах.
Уникальное сочетание физических упражнений, мячей большого диаметра, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пения в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. В основе данной методике лежат определённые свойства мяча, используемые педагогами для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.
Мяч имеет форму шара. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажёрах.
Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета по- разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
Тёплый цвет (красный, оранжевый) оказывает эрготронное влияние, повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Холодный цвет (синий, фиолетовый) оказывает трофотронный эффект, то есть успокаивает. Жёлтый и зелёный цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма.
Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают ещё и вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений под области кифоза или лордоза.
Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях: сидя на мяче; лёжа на полу, на мяче; стоя с мячом; на коленях; в приседе.
2.Практическая часть
Свою работу я начала со средней группы.
В своей работе руководствуюсь учебно – методическим пособием по методике применения мячей большого диаметра, авторами которого являются: И.В. Волкова, Ю.А. Лебедев, А.С. Большев, Ю.Р. Силкин. Программа направлена на формирование оптимального двигательного стереотипа, развитие вестибулярного аппарата, координации, реабилитацию опорно – двигательного аппарата и мышц спины, формирование мышечного корсета.
Ознакомившись с данной методикой, я начала применять её в действии в комплексах утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, как физкультминутки.
Поставила перед собой цель.
Повышать качество оздоровительной работы с дошкольниками, улучшать состояние физического и психического здоровья воспитанников ДОУ через внедрение новых здоровьесберегающих технологий.
Для того, чтобы решить задачу оздоровления необходимо провести тщательный анализ занимающейся группы детей. Поэтому провела комплексное обследование .
Обследование проводилось воспитателем группы, медицинским работником ДОУ, старшим воспитателем.
При проведении анализа использовались в основном методики, рекомендованные центром здоровьесберегающих технологий.
Результаты обследования:
По состоянию психофизиологического развития детей:
Выявлен высокий процент детей 2 и 3 групп здоровья, определенные нарушения в опорно-двигательном аппарате.
Наличие трудностей в психофизиологическом развитии детей:
- слабая координация движений (координация работы рук и ног, правой и левой половины тела, передней и задней поверхности тела, что вызывает у детей трудности при выполнении упражнений на равновесие, на передвижение в пространстве, преодолении препятствий.
- неспособность сохранять равновесие, плохая ориентация и адаптация в пространстве, которые могут привести к трудностям при овладении навыками работы на высоте, на нестабильной опоре, в исходных положениях лежа и вниз головой.
- общая мышечная слабость, слабость мышечного корсета, что приводит к быстрой утомляемости при выполнении силовых нагрузок или при большом повторении движений, а также может привести к нарушениям в осанке.
Опираясь на данные исследований, свидетельствующих о том, как различные нарушения в ОДА влияют на формирование учебной деятельности, можно сделать вывод:
Имеющиеся нарушения ОДА дошкольников могут отрицательно сказаться на формировании навыков учебной деятельности.
Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
- Укреплять здоровье детей с помощью мячей большого диаметра.
- Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
- Совершенствовать функции организма детей, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям с помощью физиомячей.
- Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.
- Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.
В процессе занятий, играя и наслаждаясь движениями, дошкольники приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями:
- предсказывать последствия действия или события;
- проверять результаты собственных действий;
- управлять своей деятельностью.
Таким образом, учитывая особенности физического развития детей дошкольного возраста можно закономерно развивать двигательные умения и навыки, физические качества. Свободная двигательная активность, позволяет ребенку испытывать радость от физических упражнений, трансформировать их из чисто механических в реабилитационно - лечебные, освобождаться от чувства тревожности, зажатости, страха, влиять на свое собственное состояние и поведение.
Для решения поставленных задач использую следующие методы:
- Словесные – объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ, беседа, литературные ( разучивание, проговаривание стихов, пропевание песен при выполнении движений.)
- Наглядные – показ, имитация, участие воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.
- Практические – упражнения. Конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь.
- Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).
- Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
- Смена способов выполнения упражнений.
Работа по физическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста должна представлять собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.
Для этого разработан перспективный план для детей среднего дошкольного возраста, который направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья. (приложение1)
Весь процесс обучения упражнениям я условно разделила на три этапа:
- Этап начального обучения упражнения;
- Этап углубленного разучивания упражнения:
- Этап закрепления и совершенствования упражнения.
- - На начальном этапе (3 месяца) октябрь – декабрь создается предварительное представление об упражнении. На этом этапе рассказываю, объясняю и показываю упражнение, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение.
Название упражнения создает его образ, поэтому стараюсь под ритм выполнения упражнения разучивать четверостишья, потешки. Показ должен быть ярким, выразительным и понятным, в зеркальном изображении. Правильный показ создает образ- модель будущего движения, формирует представление о нем и о способе его выполнения.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, что ребенок получил при просмотре, в дальнейшем, при проведении комплексов упражнений, краткая подсказка термина сразу же воссоздает образ движения.
Положительные эмоции при игровом методе обучения, похвала активизируют работу сердца и нервную систему ребенка. Нельзя вести занятие на фоне отрицательных эмоций.
На данном этапе даю детям представления о форме и физических свойствах фитбола, обучаю правильной посадке на мяче, знакомлю с правилами работы с большим мячом. Учу основным исходным положениям фитбол- гимнастики, Для решения этих задач применяю упражнения:
- поглаживание, похлопывание, отбивание мяча на месте и с различными видами ходьбы и бега, с прокатыванием мяча по полу. С подбрасыванием и ловлей мяча. В работе использую стихи, потешки, простейшие музыкальные композиции «Облака», «Буратино», «Кошки- мышки»…
- - Этап углубленного разучивания упражнения - Январь – Апрель -
характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, совершенствованию ритма, свободного и слитного исполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения.
На данном этапе обучаю детей сидя на мяче самостоятельно проверять правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу). Упражняю в прыжках на месте с мячом в руках на одной и двух ногах, сидя на мяче. Обучаю свободному выполнению ритмичных упражнений на фитболах с ритмичным подпрыгиванием, не отрывая стоп от пола, более сложным упражнениям с исходными положениями: руки в упоре сзади, мяч между ног; руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче; сидя на полу, руки крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу… Дети выполняют общеразвивающие упражнения в едином для всей группе темпе.
Подобрала детям комплексы упражнений с фитболами. (Приложенеи 2)
- - Этап закрепления и совершенствования –Май.
характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка.
Здесь применяются все предыдущие методы, однако ведущую роль приобретают методы повторного и вариативного выполнения упражнений, а также соревновательный и игровой.
Совершенствуется качество, техника выполнения упражнений из различных исходных положений
Этап совершенствования упражнения или композиции можно считать завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение или композицию, можно применить в сочетании с другими, разученными ранее.
Занятия провожу 2 раза в неделю – 8 занятий в месяц. План
составляю помесячно, чтобы иметь возможность отработать основные упражнения, движения, композиции. Для создания наибольшего интереса к занятиям подбираю игровой материал, песенные композиции, подвижные игры. В своей работе использую материалы из методического пособия Ф.И. Молостовой, Ю.А.Лебедева, И.В.Волковой, А.С.Большева. На их основе составляю свои композиции, подвижные игры и упражнения. Поощряю детское творчество, использую на занятиях движения в композициях. игры, придуманные детьми.
Все занятия составляю согласно педагогическим принципам.
- Принцип полноты – содержание планирования раздела «Здоровья» и «Физическая культура» должно быть реализовано по всем разделам воспитательной работы, какие представления усвоили дети в играх и в других видах деятельности.
- Принцип научности – предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных знаний в области здорового образа жизни, анатомии, гигиены, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирует его мировоззрение.
- Принцип системности - вся работа планируется не эпизодически, а течении всего года.
- Принцип открытости – этот принцип создает простор для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка и родителей.
- Принцип планомерности, который позволяет вывести детей на должный уровень владения, техникой работы с мячом, постепенно усложняя её.
- Принцип компетентности – ознакомление родителей с возрастными особенностями физического развития.
- Принцип демократизации, который определяет непосредственно стиль всей деятельности, никогда не навязывать ребенку свою волю, всегда предоставлять ему выбор.
Занятие по фитбол-гимнастике составляю из трех частей:
- - подготовительная,
- - основная и
- - заключительная.
Наличие этих частей и расположение их в этой последовательности обеспечивается биологическими закономерностями функционирования организма, определяющими его работоспособность и логикой развертывания учебно – воспитательного процесса в двигательной деятельности. Продолжительность занятия согласно САН Пин 2010 в средней группе – 20 мин.
В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными упражнениями, психогимнастическими этюдами ребенок поет, танцует, импровизирует. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели - мотивация здорового образа жизни и формирование здоровья.
Однако задачу формирования стойкого интереса к физическим упражнениям, привычку к здоровому образу жизни невозможно решить без участия родителей. Поэтому на протяжении всего года идет активное взаимодействие с родителями - консультации, открытые занятия, показ музыкальных композиций на детских утренниках и родительских собраниях, мастер-классы с родителями.
Сведения о перспективах использования в массовой практике.
Данные материалы можно широко использовать в массовой практике полностью и частично: как фрагмент рядового физкультурного занятия – общеразвивающие упражнения на мячах , подвижные игры и эстафеты во водной, основной или заключительной части занятия; в самостоятельной деятельности детей – игры и упражнения, подвижные игры; индивидуальной работе с детьми для профилактики и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Выводы:
1. Мною были изучены учебно - методические комплексы и пособия, а также экспериментальные материалы, разработанные и предоставленные ДОУ ННГАСУ;
2. Проводились педагогические наблюдения за детьми на исходном и заключительном этапах в соответствии с рекомендациями научных руководителей работы Ф.И. Молостовой, ,Е.В Вербовской, И.В. Волковой;
3.Осуществлено непосредственное апробирование педагогических технологий по направлению работы;
- Проводилась работа с педагогами ДОУ по изучению и адаптированию педагогических технологий «12 месяцев» через консультации, лекции, семинары-практикумы, открытые просмотры, выступление на педсовете;
5.Регулярно проводилась информационная работа с родителями о ходе работы, совместные мероприятия с родителями (Дни здоровья, спортивные праздники, совместные открытые занятия для родителей, рекомендации (приложение 3);
Данные промежуточного психолого-педагогического наблюдения, проведенного в конце учебного года (май 2013 г.) показывают:
- наблюдается общее оздоровление детей, улучшение функционального состояния всех систем организма, т.к. в процессе занятий шло целенаправленное воздействие на весь организм ребенка, учитывались индивидуальные особенности развития каждого ребенка;
- значительное улучшение координации движений детей, ориентации их в пространстве;
- положительная динамика в развитии движений, повышение работоспособности и выносливости, улучшение внимания и саморегуляции в двигательной деятельности;
- решение проблем с координацией и развитием сенсомоторных способностей может служить необходимым условием формирования правильной осанки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наблюдается улучшение – у всех детей по всем параметрам обследования .
Итак, положительная динамика в развитии детей по всем направлениям экспериментальной работы свидетельствует:
- о высокой результативности методики работы на мячах большого диаметра;
- выбранные здоровьесберегающие технологии обеспечивают хорошие стартовые возможности детям при переходе на новую ступень образования.
Список используемой литературы:
- Учебно-методическое пособие по методике применения мячей большого диаметра. И.В. Волкова, Ю.А. Лебедев, А.С. Большев, Ю.Р. Силкин. НП Центр здоровьесберегающих педагогических технологий, г. Нижний Новгород, 2009 год.
- «Организация оздоровительно – профилактической работы с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях с нарушениями опорно – двигательного аппарата (осанки) с использованием комплексных методов лечебной физкультуры. Методическое пособие. Ф.И. Молостова, Ю.А. Лебедев, А.С.Большев. Центр здоровьесберегающих педагогических технологий, г. Нижний Новгород, 2009 год.
3.Сайкина Е.Г.,Кузьмина С.В. Программа по фитбол – аэробике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Танцы на мячах».СПб.:РГПУ им А.И.Герцена, 2006.
4.Сайкина.У.Г., Кузьмина С.В. Структура оздоровительно-коррекционных прграмм для детей по фитболу «Танцы на мячах»,СПб.РГПУ им А.И.Герцена,2005
- КазакевичН.В., Кузьмина С.В. Фитбол-гимнастика, как средство развития координационных способностей у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. СПб.РГПУ им А.И.Герцена, 2011.
6. Кузьмина С.В. Возможности применения фитболов в различных оздоровительных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.РГПУ им А.И.Герцена,2010
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Этапы освоения физииомячей при работе с детьми средней группы
2012-2013 учебный год.
октябрь | Создание условий - приобретение физомячей. Проведение тестирования. |
ноябрь | Знакомство с мячом: - рассмотреть мяч, его цвет, форму; - потрогать его, определить его свойства (мягкий, упругий, прыгучий); - дать возможность каждому ребенку индивидуально поиграть с мячом, посидеть, полежать и т.д. |
декабрь | Знакомство с двигательными действиями: -сесть на мяч, как удобно, отвести тазом мяч в одну сторону, в другую, вперед, назад (плечи неподвижны); Знакомство с правилами посадки на мяче: - ровная и прямая спина, макушкой тянемся вверх; - ноги стоят на полу полной стопой, пятки не касаются мяча; - живот подтянут; - руки прямые опущены вниз (ладони лежат на мяче); - надавливание на мяч тазом, совершать движения вниз – вверх; |
январь | Упражнения для подготовки к занятиям и растяжке: Упражнение 1 И.п. – сед на мяче, руки вдоль корпуса. 1 – наклон головы к правому плечу; 2 – и.п.; 3 – наклон головы к левому плечу; 4 – и.п. Усложнение: рисовать подбородком полукруг, ромашку. Упражнение 2 И.п. – сед на мяче 1-8 – плечи вверх – вниз; 9-12 – круговые движения плеч вперед; 13 – 16 – круговые движения плеч назад. Упражнение 3 И.п. – сед на мяче, руки опираются на бедра. 1-2 – правое плечо тянуть к левому колену; 3-4 - и.п.; 5 -6 – левое плечо тянуть к правому колену; 7 –8 – и.п. Упражнение 4 И.п. – сед на мяче 1 – правой рукой коснуться левого колена; 2 – и.п. 3 – левой рукой коснуться правого колена; 4 – и.п. 5 – правой рукой коснуться левого уха; 6 – и.п. 7 –левой рукой коснуться правого уха; 8 – и.п. Прыжковые упражнения на мяче: Упражнение 5 И.п. – сед на мяче, руки на поясе; 1-16 сильно давить тазом на мяч; Упражнение 6 «Звездочка» И.п.- сед на мяче. 1-2 – прыжок ноги в стороны, прямые руки в стороны; 3-4 –и.п. |
февраль | Упражнение 7 И.п. сед на мяче, руки на поясе. 1 – отвести таз вправо; 2 – и.п. 3-отвести таз влево 4 – и.п. Упражнение 8 1-4 – круговые вращения тазом вправо; 5-8 - круговые вращения тазом влево. Упражнение 9 И.п. сед на мяче 1-2 – отвести таз вперед, руки вытянуть вперед, спина круглая; 3-4 – и.п., спину выпрямить 5 -6 -отвести таз назад, ноги максимально выпрямить 7-8– и.п. Упражнение 10 «Ракета» И.п. – сед на мяче. 1-2 –прыжок ноги в стороны, руки прямые вверх, хлопок над головой; 3-4 –и.п. Упражнение 11 «Мы весело шагаем» И.п. – сед на мяче, руки на поясе; 1-16 – прыжки на мяче, поднимая на каждый четный счет то одну, то другую ногу, сгибая колено. Упражнение 12 И.п. – сед на мяче 1-2 – в пряжке локоть право руки тянуть к колену левой ноги; 3-4 – и.п. 5-6 – локоть левой руки тянуть к колену правой ноги4 7-8- и.п. |
март | Упражнение 13 И.п. сед на мяче, руки на поясе 1 -4- прыжки на мяче вокруг себя на 360 град. ( в правую сторону); 5- 8 – то же в другую сторону. Упражнение 14 «Дворники» И.п. сед на мяче, стопы вместе, руки на поясе; 1 –подпрыгивая, ноги отвести в левую сторону, руки в противоположную сторону; 2 – и.п. 3 –подпрыгивая, ноги отвести в правую сторону, руки в противоположную сторону; 4 – и.п. Упражнения в положении лежа спиной на полу Упражнение 15 И.п. – лежа спиной на полу, ноги прямые на мяче 1-2 –подтянуть колени к груди – подкатываем ногами мяч к туловищу; 3-4 - и.п. Упражнение 16 «Змейки» И.п. – лежа спиной на полу, ноги прямые на мяче 1-2 – отвести ногами мяч вправо, голову повернуть влево 3-4 - отвести ногами мяч влево, голову повернуть вправо. Упражнения в положении лежа животом на мяче. Упражнение 17 И.п. лежа животом на мяче, ноги согнуты в коленях (на полу), руки обхватывают мяч. 1-2 – глубокий вдох животом; 3-4 – выдох через рот (губы трубочкой). Упражнение 18 «Маленькая качалка» И.п. лежа животом на мяче, ноги коленями на полу, руки на мяче. 1-2 – перекат на животе, меняя опору с колен на руки; 3-4 – и.п. |
апрель | Упражнение 19 «Лягушка» И.п. сед на мяче, стопы вместе, руки вдоль корпуса; 2 – и.п.; 3 –поднять одновременно левую руку и левую ногу вверх и влево; 4 – и.п. Упражнение 20 «Пистолетик» И.п. сед на мяче, руки в стороны; 1. – подпрыгивая на мяче, поднять правую ногу; 2 – и.п. 3 – поднять левую ногу; 4 – и.п. Упражнение 21 «Самолетики» И.п. лежа спиной на полу, ноги прямые на мяче 1-2 –отрываем корпус от пола; 3-6 – удерживаем положение; 7-8 – и.п. Подвижные игры
И.п. сед на мяче, лицом друг к другу (или в кругу). Игра проводится по обычным правилам.
Дети в парах сидят на мячах напротив друг друга. Один ребенок повторяет в «зеркальном» отображении движения другого. Затем меняются ролями.
И.п. сед на мяче, лицом друг к другу. Дети садятся напротив друг друга так, чтобы их вытянутые руки касались. Хлопки могут быть и в произвольном ритме, так и в ритме, заданном педагогом. |
май | Проведение тестирования. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Комплексы упражнений с фитболами.
Упр.: «Мы в лес пойдем»
И.п.: сидя на мяче.
Мы в лес пойдем, Руки перед собой поднять вверх;
Детей позовем: руки перед собой опустить вниз;
Ау ау, ау! На А широко открыть напряженные руки,
У – вытянуть мягкие руки вперед (3р).
Мы в лес пойдем, Руки перед собой поднять вверх;
Там грибов наберем руки перед собой опустить вниз.
Ау, ау, ау! На А широко открыть мягкие руки,
У–мягкие руки вытянуть вытянуть вперед(3)
Упр. «Тик – так».
И.п.: сидя на мяче.
Тик – так, тик – так… По два наклона головы влево и вправо;
Я умею делать так: Поднимать одновременно плечи,
Влево – тик, вправо – так. По два наклона головы влево и вправо;
Тик – так, тик – так. По два наклона головы влево и вправо.
Упр. «Ветер дует».
Ветер дует нам в лицо. Покачивание рук над головой.
Наклоны туловища вправо –влево,
Закачалось деревцо Руки сцепить в кольцо над головой.
Покачивание рук над головой.
Ветер тише, тише, тише- Руки опустить вниз,
Деревцо все выше, выше. Встать на ноги перед мячом. (3р.)
Упр. «Поглядите боком..»
И.п.: сидя на мяче.
Поглядите: боком, боком Поворот туловища влево, отвести
левую руку назад, посмотреть на нее.
Ходит галка мимо окон. Поворот туловища вправо, отвести
правую руку назад, посмотреть на нее.
Скок-поскок да скок поскок, Руки на поясе, покачивание на мяче.
Дайте булочки кусок!
Упр. «По ровненькой дорожке».
По ровненькой дорожке В положении лежа на спине
Шагают наши ножки, ребенок ходит по мячу;
Шагают наши ножки перекатывает мяч стопами к
По пням, по кочкам. К ягодицам и обратно.
По камушкам, по камушкам, Ребенок кладет ноги на пол,
В ямку - бух! Мяч между ног, затем ноги на мяч, и
Снова на пол.
Упр. «Я бегу, бегу, бегу».
Я бегу, бегу, бегу». Легкий бег на месте, сидя на мяче.
И ногами в бубен бью, Одновременно двумя ногами ударить
по мячу стопами.
Потом бубен Диме дам Легкий бег.
И пойду на место сам. Ходьба на месте сидя на мяче.
Упр. «Пчелки в ульях сидят».
И.п. сидя на мяче.
Пчелки в ульях сидят Повороты головы вправо, затем влево.
И в окошко глядят.
Погулять все захотели, Поднимание предплечий в ритм слов.
На шиповник полетели. Одновременные круговые движения плечами
Упр. «Не под окном, а около»
Не под окном, а около Сесть, спрятаться за мяч и встать.
Каталось «О» и охало. Поднять мяч над головой и опустить.
«О» охало, «О» охало, Стоя, мяч над головой, наклоны в сторону
Не под окном, а около. В соответствии с ритмом слов.
Упр. «Раз, два, три…»
Раз, два, три,четыре… Покачивание на мяче.
Руки выше, ноги шире! Вытянуть руки в стороны, затем ноги на
ширину плеч.
Влево, вправо поворот, Повороты туловища вправо и влево.
Наклон вперед, Наклон к ногам, руки в стороны, ноги
Наоборот. на ширине плеч и вернуться в и.п.
Упр.: «Маятник».
Качаться я весь день подряд
Для вас , ребята, очень рад.
Я –маятник – трудяга,
Хоть и устал, бедняга.
И.п.: Стоя, мяч перед собой в вытянутых руках. На первые две строчки мяч в вытянутых руках вправо, затем влево. Выполнять по два раза в каждую сторону. На вторые две строчки, мяч в вытянутых руках над головой – наклоны туловища вправо, влево. По два раза в каждую сторону.
(при наклонах следить, чтобы туловище было фиксировано, ноги ребенка при раскачивании не отрывались от пола).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендации родителям
Какие упражнения можно использовать в домашних условиях.
· Сидя на мяче поднимать руки вверх, к плечам, разведение рук в стороны для укрепления плечевого пояса
· Упражнения для ног тоже можно выполнять в положении сидя на мяче: отведение ноги в сторону, вперед, разворот стопы для развития голеностопного сустава, голени и бедра
· «Прыжки» вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз сидя на мяче. Эти виды упражнений способствуют общему укреплению организма, обеспечивают достаточную двигательную активность, помогают в профилактике плоскостопия.
Требования к использованию гимнастических мячей.
· Подбирайте мяч по росту ребенка, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол.
· Перед занятием на мяче убедитесь, чтобы рядом не было острых предметов, которые могут повредить мяч, ребенка
· Ребенок должен быть одет в удобную одежду, не мешающую движениям
· Начинайте работу с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным
· Не увлекайтесь «прыжками» на мячах, так как у детей дошкольного возраста шейный отдел позвоночника нестабилен
· При выполнении упражнений мяч не должен двигаться
· Соблюдайте приемы страховки
Как выбрать правильный размер мяча?
Диаметр мяча 45 см для детей 3-4 лет
50 см для детей 5-6 лет
55 см для детей 7-8 лет
Продолжительность выполнения упражнений, сидя на мяче
С 3 до 5 лет не более 3-4 минут
С 5 до 7 лет не более 5-7 минут
Гимнастические мячи обладают различными свойствами:
· Эластичность
· Прочность (выдерживают нагрузки до 300 кг)
· Необычная формы ( с ручкой, с рожками)
· Яркая окраска
Перечисленные свойства помогают создать эмоциональную атмосферу при проведении игр с детьми, что значительно повышает их эффективность. Используйте записи детских песен.
ДАРИТЕ СВОИМ ДЕТЯМ РАДОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКС С МЯЧАМИ малого диаметра для детей подготовительной к школе группы.
При использовании мяча (как предмета) можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол...
Реализация коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы ДОУ.
Цель коррекционной работы:-обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобра...
Реализация коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
В презентации представлены цели, задачи и основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
Мастер- класс по изготовлению нетрадиционного спортивного атрибута «Занимательная фигурка» для метания мячей малого диаметра. (22 ноября 2020г )
Мастер- класс по изготовлению нетрадиционного спортивного атрибута «Занимательная фигурка» для метания мячей малого диаметра. (22 ноября 2020г )...
Конспект образовательной деятельности по физической культуре (плавание) в дошкольном учреждении. "Плавание с использованием мячей малого диаметра". Подготовительная к школе группа.
Неоспоримый факт, что плавание является хорошим средством для укрепления опорно-двигательного аппарата и мышечной системы. Особенно это касается детей дошкольного возраста, когда формируется мыш...
Методика обучения работы с мячом
Методика обучения работы с мячом...