ЗДОРОВЬЕ -СБЕРЕГАЮЩИЕ технологии в ДОУ
рабочая программа на тему

Осипова Татьяна Александровна

Программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни «Я здоровье сберегу…!»  государственного   образовательного учреждения школа № 967 города Москвы представляет собой  комплексную  программу  формирования у детей дошкольного возраста знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление  физического и психологического здоровья,  как одного из ценностных составляющих,  способствующих познавательному и эмоциональному развитию каждого ребёнка. В современных условиях модернизации дошкольного образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья детей дошкольного возраста, а потому воспитателю особое внимание следует обращать на формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в повседневную жизнь детей  элементы ценностного отношения к здоровью, прививать дошкольникам полезные привычки и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

"Я здоровье сберегу…!"

Цели и задачи Программы:

Цель программы: создать благоприятные условия, обеспечивающие возможность сохранения здоровья детей дошкольного возраста, сформировать у детей  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни (ЗОЖ) и использованию полученных знаний на практике.

Задачи программы:

  • сформировать у детей  представление о позитивных факторах, влияющих на  их здоровье;
  • научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • научить детей выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать у детей представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать у детей представление о рациональной организации режима дня, занятий и отдыха, двигательной активности, научить составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать детям представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.);
  • дать детям представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
  • обучить детей элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать у детей потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья;
  • организовать просветительскую работу с родителями по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • вовлекать родителей воспитанников в совместную работу по привитию необходимых практических навыков и умений здорового образа жизни;
  • сформировать у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Принципы Программы.

В основу Программы положены принципы:

  • Принцип актуальности отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство воспитанников с наиболее важной гигиенической информацией.
  • Принцип доступности, в соответствии с которым предлагается оптимальный для усвоения объем информации, предполагающий сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Принцип предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
  • Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа -  показ положительных примеров. Это более эффективно, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
  • Принцип последовательности  предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе осуществления содержания Программы.
  • Принцип системности  позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы.
  • Принцип сознательности и активности направлен на повышение активности воспитанников в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.

Программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни «Быть здоровым – это здорово!» (далее – Программа) государственного   образовательного учреждения школа № 967 города Москвы (далее – Учреждение) представляет собой  комплексную  программу  формирования у детей дошкольного возраста знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление  физического и психологического здоровья,  как одного из ценностных составляющих,  способствующих познавательному и эмоциональному развитию каждого ребёнка, достижению планируемых результатов освоения  образовательной программы дошкольного образования. В современных условиях модернизации дошкольного образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья детей дошкольного возраста, а потому воспитателю особое внимание следует обращать на формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в повседневную жизнь детей  элементы ценностного отношения к здоровью, прививать дошкольникам полезные привычки и навыки. Другими словами, воспитатель всеми доступными средствами способствует формированию у  детей дошкольного возраста культуры здоровья. 

Состояние здоровья ребёнка при поступлении в детский сад – это своего рода стартовая позиция, которая определяет успешность  ребенка не только на первом году посещения детского сада, но и всего периода дошкольного образования. Низкий уровень здоровья поступающих в детский сад детей не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к новым условиям, но и становится причиной дальнейшего ухудшения их здоровья.
Здоровьесберегающие технологии ориентированы на обеспечение психического, физического и нравственного здоровья воспитанников, требуют соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели и оборудования, соблюдения светового и температурного режима, рациональной организации образовательной деятельности. Безопасный образ жизни предполагает исключение воздействия неблагоприятных факторов на физическое и психическое состояние дошкольника, а использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе способствует предотвращению усталости и утомляемости дошкольников, повышению у них мотивации к  игровой, творческой,  трудовой, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности и приросту  достижений в каждом виде деятельности.
Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей дошкольного возраста:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • ​​особенности отношения воспитанников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая воспитателем, психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в детском саду, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в дошкольном возрасте учитывается зона актуального развития, так как формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни детского сада, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) воспитанников, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Разработка Программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

 Рациональная организация совместной и само​стоятельной деятельности воспитанников​

1.

Составление расписания занятий, учебного плана.

Сентябрь

Старший воспитатель  

2.

Проведение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, изучению ПДД, ТБ, ОБЖ 

1 раз в квартал

Все педагоги

3.

Реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья 

В течение года

Все педагоги

​​​  Воспитание культуры здоровья участников образовательного проц​есса

1.

Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе занятий физической культурой, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе дополнительного образования, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью) 

В течение года

Старший воспитатель

Воспитатели  

2.

Преемственность со школой по вопросам, связанных с воспитанием культуры здоровья.

В течение года

Старший воспитатель Воспитатели подготов-ной к школе группы

3.

Просветительская работа с родителями (лекции, беседы, индивидуальные консультации и т.п.) 

В течение года

Воспитатели

​​​ Создание условий для обеспечения безопасного здоровьесберегающего процесса​

1

Соблюдение санитарно-гигиенических требований, санитарно-гигиенического состояния во всех помещения согласно санитарным правилам и нормам действующих СанПиН.

В течение года

Все сотрудники Учреждения

2

Обеспечение постоянного контроля состояния помещений Учреждения, исправность электрических розеток, наличие аптечек, инструкции и журналов по охране труда 

В течение года

РСП

3

Проведение занятий с  детьми, педагогическими, техническими работниками и другим обслуживающим персоналом по изучению правил обеспечения безопасности; проведение тренингов по действиям в чрезвычайных ситуациях 

В течение года

РСПСтарший воспитатель Воспитатели

4

Отработка действий коллектива детского сада в чрезвычайных ситуациях  

Ежегодно

РСП

​​​​  Развитие физической и двигательной активности воспитанников.​

1

Проведение динамических пауз для предупреждения преждевременного умственного утомления и профилактики нарушений зрения, осанки и возникновения застойных явлений в кровообращении и дыхании  

Ежедневно

Воспитатели

Музыкальный руководитель

2.

Мониторинг (диагностика) уровня и состояния здоровья для выявления детей групп риска

ежеквартально

медсестра

3

Дополнительное  образование

В течение года

Все педагоги

​​​   Использование воспитательного потенциала совместной и самостоятельной деятельности воспитанников

1.

Планирование  работы по формированию здоровьесберегающей среды в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФГТ.

При планирова-нии работы на год

РСП

Старший воспитатель

2.

Ведение пропаганды ЗОЖ  среди детей и родителей.

В течение года

Воспитатели

​​​Организация работы с родительской общественностью​

1.

Организация информационной поддержки родителей через систему родительского всеобуча

В течение года

РСП Старший воспитатель Воспитатели Специалисты

2.

Индивидуальные консультации

В течение года

Воспитатели

3.

Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов и экскурсий совместно с родителями.

В течение года

Все педагоги инструктор по ФИЗО

4.

Выставки научно-методической литературы по здоровьесбережению, профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности детей

По мере необходимости

Старший  воспитатель

​​​ Организация совместной деятельности с​ внешней социокультурной средой

1.

Совместная деятельность с различными учреждениями внешней социокультурной среды, заинтересованными в пропаганде ЗОЖ .

При планировании работы на год

РСП

Старший воспитатель

​Традиционные мероприятия по формированию культуры безопасного здорового образ​а жизни​

1.

Ежедневные мероприятия: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные упражнения и подвижные игры, спортивные упражнения,  гимнастика пробуждения.

Ежедневно

Воспитатели

2.

Образовательная деятельность по ФК

Три раза в неделю

Инструктор  по ФИЗО

3.

Организация условий для самостоятельной двигательной деятельности детей

Ежедневно

Воспитатели

4.

Дни здоровья

В течение года

Инструктор  по ФИЗО

5.

Мама, папа, я – спортивная семья!

В течение года

Инструктор  по ФИЗО

6.

 Спортивные соревнования

«Веселые старты»

В течение года

Инструктор  по ФИЗО

7.

Спортивные  игры, игры – эстафеты, катание на лыжах

В течение года

Инструктор  по ФИЗО

8.

Совместная деятельность с детьми по профилактике ЗОЖ, ДДТТ.

В течение года

Воспитатели

9.

Неделя безопасности дорожного движения

Ежеквартально

Старший воспитатель Воспитатели

10.

Участие в городских спортивных мероприятиях

Май

Инструктор  по ФИЗО

Формы  работы с детьми

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

 

  • Физическая культура.
  1. 3 раза в неделю; в том числе  на свежем воздухе
  • Закаливающие процедуры.
  • Гигиенические процедуры.
  • Солнечные и воздушные ванны.
  • Проветривание помещения.
  • Дневной сон.
  • Профилактика ОРВИ и ОРЗ (по плану)
  • Совместная деятельность на свежем воздухе 1 раз в неделю Утренняя гимнастика
  • Гимнастика после сна;
  • Прогулка;
  • Двигательная активность на свежем воздухе;
  • Игры, спортивные упражнения;
  • Спортивные праздники, развлечения;
  • День здоровья;
  • Неделя здоровья

Условия:

  • Оборудование для двигательной, игровой деятельности детей в помещениях и на прогулочных участках,
  •  Спортивная площадка,
  • Центры двигательной активности в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...