Консультация для воспитателей
консультация (средняя группа) на тему

Василькова Татьяна Ивановна

 

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Формирование грамматической стороны речи – важная задача как дошкольной педагогики в целом, так и дошкольной логопедии в частности.

Трудность в овладении грамматической стороной речи состоит в том, что дети не осознают эти значения, а значит, употребляют слова интуитивно.

Грамматический строй речи при нормальном речевом развитии ребенок осваивает постепенно, самостоятельно, путем подражания  речи взрослых в процессе общения с ними и в разнообразной речевой практике. Грамматика, как известно, включает в себя три основных тесно взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: морфологию, словообразование и синтаксис.

Овладение ими происходит постепенно, но у каждого ребенка  строго в определенной последовательности. Постепенность и последовательность овладения грамматическим строем объясняются не только возрастными  закономерностями  развития нервной деятельности, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической. Опираясь на учение И. П. Павлова, он считал: в основе устойчивого употребления грамматических форм лежит системность – сложный динамический стереотип. По мнению Ф.А. Сохина, понимание грамматически оформленных высказываний на ранних этапах речевого развития определяется  в основном неграмматическими моментами и опирается на логику предметных отношений.

Л.С. Выготский  рассматривал порождение речи как процесс, который идет от мотива, порождающего какую – либо мысль, к оформлению самой мысли, ее опосредованию  во внутреннем во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов, наконец, в самих словах. На основе этого он считал, что речевое высказывание проходит три этапа: внутреннее программирование, лексико – грамматическое развертывание, моторную реализацию.

Н.И.Жинкин  полагал, что для усвоения грамматической системы языка огромное значение имеет память: в долговременной памяти хранится постоянный для данного языка фонд речевых звуков и опирающихся на них морфем.

Трудность усвоения грамматических значений в том, что данные значения абстрактны, ребенок не осознает их – он воспринимает лишь конкретные формы их воплощения. Как уже было сказано, он усваивает грамматические категории в процессе естественного восприятия речи окружающих, слыша грамматические формы родного языка и постепенно проникая в их смысл; при этом овладение средствами языка протекает  на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность в речевом общении стимулирует ребенка  к овладению языковыми средствами и их совершенствованию.

Следовательно, развитие грамматических особенностей речи связано с коммуникативной деятельностью детей.

В ходе овладения активной лексикой ребенок образует словесные связи, у него формируется и развивается словоизменение и словообразование. Усвоение грамматических норм  идет по мере обогащения активного и пассивного словаря.

Ребенок не только прислушивается к речи окружающих, но и сам начинает использовать  грамматические формы в высказываниях.

В ряде случаев к началу школьного возраста при сохраненном интеллекте и нормальном слухе уровень  сформированности  грамматических средств речи, тем не менее может значительно отличаться от нормы ,что отрицательно сказывается на общем развитии ребенка. «Ребенок, относительно зрелый по своему физическому развитию, еще не владеет развитой системой языка…

Следствием этого является недоразвитие и всех видов психической деятельности, непосредственно зависящих от владения полноценной речью…внимания, памяти, воображения, мышления, действия».

Можно утверждать: специально организованная работа по развитию грамматической стороны речи дошкольников, особенно это касается  детей с речевой патологией, один из важнейших факторов их общего психического развития.

Однако недостаточный уровень развития абстрактно – логического мышления детей дошкольного возраста ставит нас перед необходимостью широкого применения наглядности. Кроме того, поскольку основным видом деятельности в дошкольный период  является игра, в работе по формированию и развитию грамматической стороны речи мы считаем важным использованием игровых приемов.

Принимая во внимание все вышеизложенное, мы предлагаем на занятиях по формированию  лексико – грамматической стороны речи использовать наглядно – игровые пособия, которые, с одной стороны, дают детям зрительную опору, а с другой  служат дополнительной мотивацией. Возникшая игровая ситуация позволяет создать на занятии более естественную для дошкольников атмосферу игровой деятельности, а следовательно, вызвать потребность в речевом общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...