Профилактика и коррекция плоскостопия у детей 4-7 лет
календарно-тематическое планирование на тему
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Проблема здоровья детей сегодня стала как никогда актуальна. Статистика такова, что на сегодня идеально здоровых детей насчитывается немного. Из данных, опубликованных в Отчете о деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ в 2013 году, следует, что около 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют хронические заболевания, высокий уровень острой заболеваемости, функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. В связи с этим проблема здоровья воспитанников стала приоритетным направлением развития нашего детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_ploskostopiya.doc | 66 КБ |
kompleks_uprazhneniy_po_profilaktike_i_koorektsii_ploskostopiya.doc | 303.5 КБ |
konsultatsii_dlya_roditeley_i_pedagogov.doc | 145.5 КБ |
ploskostopie.ppt | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей 4-7 лет в системе дошкольного воспитания
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Проблема здоровья детей сегодня стала как никогда актуальна. Статистика такова, что на сегодня идеально здоровых детей насчитывается немного. Из данных, опубликованных в Отчете о деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ в 2013 году, следует, что около 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют хронические заболевания, высокий уровень острой заболеваемости, функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. В связи с этим проблема здоровья воспитанников стала приоритетным направлением развития нашего детского сада.
В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.
В этом году мы провели исследование опорно-двигательного аппарата с целью выяснения состояния здоровья наших воспитанников. Для диагностики состояния отделов стопы мы снимали пионтограмму (отпечаток её подошвенной части) по методу А. Ярапова-Яроленда.
Медицинскому осмотру подверглись воспитанники 3-7 лет. В исследовании приняли участие 209 человек. Из них плоскостопие мы обнаружили у 34 дошкольников, что составило 16,3 %. На первый взгляд, это небольшая цифра, однако, это означает, что изменение свода стопы имеет каждый 6 ребенок нашего детского сада, а это уже внушительно.
В результате проделанной исследовательской работы мы выяснили, что опорно-двигательный аппарат наших дошкольников находится не в лучшем состоянии и для изменения создавшегося положения необходимо провести большую работу с целью укрепления детского здоровья. Для организации эффективной работы ДОУ по профилактике плоскостопия у детей используется комплексный подход, при котором объектом педагогического воздействия являются педагоги, дети и их родители.
Работа с детьми, имеющими нарушения свода стопы, осуществлялась в условиях кружка «Будь здоров» по профилактике и коррекции плоскостопия, в который входит 8 комплексов упражнений, рассчитанных каждый на 1 месяц по 20 минут (Приложение 1).
Целью данного кружка является коррекция и профилактика плоскостопия у детей.
- выявление уровня заболевания плоскостопием у детей дошкольного возраста;
- коррекция плоскостопия;
- использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.
- укрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;
- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
- формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;
- осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.
Воспитательные задачи:
- выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;
- воспитание физических качеств;
- приучение к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;
- воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
Ожидаемый результат:
- укрепление мышц стопы и голени ног.
- повышение уровня физической подготовленности.
- сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях.
- сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.
Особое место в программе кружка для детей, страдающих плоскостопием, занимают подвижные игры, которые являются одним из компонентов активного двигательного режима. Игры подразделяются на 4 возрастающие по нагрузке группы: игры на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные игры.
В ходе занятий детьми выполняются упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы:
- ходьба скрестным шагом с постановкой стопы на наружную сторону;
- ходьба с перекатом стоп с пятки на носок вдоль линии;
- ходьба с выносом прямой ноги и постановкой на всю ступню;
- ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стопы;
- ходьба по канату, по палке (вдоль), по ребристой доске;
- катание стопой теннисного мяча;
- стоя, пальцы ног на палке, пятки на полу – передвижение по палке приставными шагами, сжимая палку пальцами ног;
- приседание на палке (вдоль с опорой);
- балансирование на большом мяче, обхватив его ступнями ног;
- лазание по лестнице вверх и вниз, наступая на рейки серединой стопы;
- лазание по канату босиком с помощью ног;
- прыжки через шнур, палку, лежащие на полу, с сомкнутыми ногами;
- прыжки через скакалку на одной ноге, на двух и двигаясь вперед;
- захват кубиков и других предметов пальцами ног;
- сидя - переменное или одновременное сгибание и разгибание стопы, круговое вращение стоп:
- скользящие движения стопой одной ноги по голени другой из исходного положения «лежа на спине»;
- сидя удерживать предмет между стопами, поднимать и сгибать ноги;
- потирание и надавливание на подошвы стоп жесткими щетками;
- лежа на спине, ноги на ширине стопы – поочередное вытягивание носков стоп с поворотом их внутрь;
- сидя на полу, ноги вытянуты, стопы параллельно на ширине ладони – подошвенное сгибание и разгибание стоп.
Взаимодействие с семьей.
ФГОС рассматривает семью как полноправного участника образовательного процесса, поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» мы строим с учетом потребности детей и заказов родителей.
Цели:
- привлечь внимание родителей к проблеме профилактики плоскостопия,
- познакомить с основами профилактики и специальными упражнениями, способствующими укреплению сводов стопы,
- вызвать у родителей осознанное отношение к проблеме, познакомить с путями ее решения.
Мной был проведен мастер-класс с родителями, целью которого является повышение педагогического мастерства родителей по профилактике и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста; формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей; приобретение навыков самомассажа (Приложение 2).
Так же были проведена консультация по подбору обуви дошкольникам (Приложение 3).
Взаимодействие с педагогами ДОУ
В каждой группе нашего учреждения есть массажные коврики для профилактики и коррекции плоскостопия, которые используются в гимнастике после дневного сна.
Воспитатели группы ежедневно после пробуждения детей делают с детьми гимнастику для ног «Медведь»:
Ой-ее-ее-ечки! Спал медведь на коечке. | Поднимаются то на носки, то на пятки. |
Свесились с кроватки | Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы на одной линии носками внутрь. |
Две босые пятки. Две босые, две смешные. | Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы носками наружу. |
Ой, смешные пятки! Увидала Мышка, Мышка-шалунишка, | Переминаются с ноги на ногу. |
Влезла на кроватку, Хвать его за пятку! (Н.Пикулева) | Делают выпад ногой вперед, затем меняют ногу. |
Упражнение для профилактики плоскостопия «Был у зайки огород» выполняется детьми в качестве физминутки:
Был у зайки огород, Ровненьких две грядки. Там играл зимой в снежки, Ну, а летом в прятки. | Перекаты с носка на пятку, стоя на месте. |
А весною в огород Зайка с радостью идет. Но сначала все вскопает, А потом все разровняет Семена посеет ловко И пойдет сажать морковку. | Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы на одной линии носками внутрь. Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы носками наружу |
Ямка – семя, ямка – семя, | Приседают |
И глядишь на грядке вновь Вырастут горох, морковь. А как осень подойдет, Урожай свой соберет. | Переминаются с ноги на ногу. |
Также мной, совместно с медицинской сестрой, был проведен ряд консультаций для педагогов по профилактике и коррекции плоскостопия у дошкольников (Приложение 3).
С музыкальным руководителем.
В процессе музыкальной деятельности в ДОУ используются разные виды ходьбы и бега, которую в свою очередь укрепляют свод стопы дошкольников и являются профилактикой плоскостопия.
Предварительный просмотр:
«Утверждено»
Заведующий МБДОУ д/с № 30
«Классики» г. о. Самара
______________Варенникова И.Н
Перспективное планирование кружка для коррекции и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста
«Будь здоров!»
Инструктор по физическому воспитанию
Бодягина Мария Александровна
Самара, 2013-2014 учебный год
Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия детей 4 – 7 лет
Цель:
коррекция и профилактика плоскостопия у детей.
Оздоровительные задачи:
- коррекция плоскостопия;
- выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей дошкольного возраста;
- использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.
- закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;
- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
- формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;
- осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.
Воспитательные задачи:
- выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;
- воспитание физических качеств;
- приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
Ожидаемый результат:
- укрепление мышц стопы и голени ног.
- повышение уровня физической подготовленности.
- сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях.
- сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.
Комплекс № 1
«Маринкина прогулка»
№ | Содержание упражнения | Текст | Методические указания | Кол-во | ||
5 – 4 лет | 6 – 7 лет | |||||
1. | И.п. – о.с. Ходьба на носках с различным положением рук (на пояс, в стороны, вверх, за голову). | У маленькой Мариночки Скрипучие ботиночки: Скрип-скрип, Скрип-скрип. Ботиночки скрипучие – Самые лучшие. Скрип-скрип, Скрип-скрип. Соседи все встревожены, Терпеть не расположен. Скрип-скрип, Скрип-скрип. Однако делать нечего, И слушают до вечера: Скрип-скрип, Скрип-скрип. | 1. Следить за осанкой. 2. Ноги прямые. 3. Темп медленный. | 20 с | 30 с | |
3. | И.п. – о.с. Ходьба на наружном и внутреннем краях стоп. | 1. Следить за осанкой. 2. Темп медленный. | 20 с | 30 с | ||
4. | И.п. – о.с. Ходьба босиком по растянутому на полу канату. | 1. Следить за осанкой. 2. Темп медленный. | 20 с | 30 с | ||
5. | И.п. – о.с. Ходьба босиком по гимнастической палке, положенной на полу. | 1. Следить за осанкой. 2. Темп медленный. | 20 с | 30 с | ||
6. | И.п. – о.с. Ходьба босиком по обручу, обхватывая его края пальцами ног. | 1. Следить за осанкой. 2. Темп медленный. | 20 с | 30 с | ||
7. | И.п. – о.с. (босиком) Перекаты с пятки на носок, стоя серединой стопы на гимнастической палке (канате). | «Улитка» Ты куда ползешь, улитка, По травинке тонкой зыбкой Да несешь с собой при том Однокомнатный свой дом? | 1. Следить за осанкой. 2. Темп медленный. | 20 с | 30 с | |
8. | И.п. – о.с. Ходьба босиком правым (левым) боком по гимнастической палке, положенной на полу. | «Крот» Под участком дачным крот Роет свой подземный ход. Весь в трудах он постоянно, (Чудаку покоя нет!) Словно кратеры вулкана Его выходы на свет. Что в саду у нас растет? Вам пускай ответит крот! Что мы “вырастить” смогли Кроме холмиков земли? | 1. Следить за осанкой. 2. Темп медленный. | 20 с | 30 с | |
9. | И.п. – о.с. (босиком) со скакалкой в руках. 10 – 15 прыжков на носках со скакалкой. | «Кузнечик» Шустрый ты прыгун, кузнечик! Но совсем плохой советчик! Я тебя сачком накрыл, На ладошку посадил А потом спросил украдкой: “Можно мне дружить с лошадкой?” Ну а ты, что было сил Вдруг с ладошки соскочил,- Не оставив мне ответа, Затаился в грядке где-то. Что ж, как хочешь! Прячься в грядке, Ну а я пошел к лошадке. | 1. Следить за осанкой. 2. Пятки касаются друг друга. 3. Интервал 2 мин. | 2 | 3 | |
10. | И.п. – упор сидя. Сгибание и разгибание пальцев ног. | «Божья коровка» Божья коровка Мне на пальчик села. “Божья коровка, Ты куда летела? И куда, малютка, Ты теперь спешишь? Скоро пальчик кончится,– Ты и улетишь. Крылышки-скорлупки Весело расправишь. Поиграть со мной, Как тебя заставишь?”. | 1. Следить за осанкой. 2. Пятки касаются друг друга. | 20 | 30 | |
11. | И.п. – сидя на стуле (гимнастической скамейке). Собирание пальцами ног лежащей на полу скакалки (верёвки). | «Фокусник» Кто из шляпы достаёт Зайца всем на удивление? Это фокусник даёт В цирке представление. | 1. Следить за осанкой. 2. Пятки касаются друг друга. | 2 | 2 – 3 | |
12. | П/игра 1. «Кач-кач» 2. «Кто как передвигается?» 3. «Найди и промолчи» 4. «Лягушки» | Пора уж спать Мариночке, Сняла она ботиночки – И прекратился скрип. | 1. Игра для детей 4 – 7 лет. | 2 | 2 – 3 | |
13. | Релаксация |
Комплекс № 2
«Гимнастика в стихах»
№ | Содержание упражнения | Текст | Методические указания | Кол-во | |||
5 – 4 лет | 6 – 7 лет | ||||||
1. | «Великаны» Ходьба на носках, руки вверх. | Я шагаю по лужайке – Великан в трусах и в майке, Сверху ясно мне видна Вся зелёная страна. | 1. Тянуться пальцами рук к потолку, смотреть на пальцы. 2. Плечи не поднимать, спина прямая. 3. Ноги не сгибать. | 20 с | 30 с | ||
2. | «Ежата» Ходьба на носках в полном приседе, руки вперёд. | Жили-были на опушке В ветхой маленькой избушке Ёж, ежиха, два ежонка— Вся в колючках одежонка. У ежихи сто забот: Дом, хозяйство, огород... Папа-ёж ловил мышей. А как дела у малышей? Утром выйдут на зарядку И целый день играют в прятки. ...На картинке поищи — Где ежата-малыши? | 1. Голова прямо. 2. Плечи не поднимать, спина прямая. 3. Пятки на пол не опускать. | 20 с | 30 с | ||
3. | «Осенний листик» Ходьба по лежащему на полу канате, переставляя одну ступню вплотную перед другой, руки в стороны. | За окошком лист осенний пожелтел, Оторвался, закружился, полетел. Жёлтый листик подружился с ветерком, Всё кружатся и играют под окном. А когда весёлый ветер улетал, Жёлтый листик на асфальте заскучал. Я пошла во двор и листик подняла, Принесла домой и маме отдала. Оставлять его на улице нельзя, Пусть живёт всю зиму у меня. | 1. Голова прямо. 2. Плечи не поднимать, спина прямая, руки прямые. | 20 с | 30 с | ||
4. | «Медведи» И.п. – стоя на высоких четвереньках. Ходьба на прямых руках и ногах. | - Ты куда идёшь медведь? - В город, ёлку поглядеть. - Да на что тебе она? - Новый год встречать пора. - Где поставишь ты её? - В лес возьму, в своё жильё. - Что ж не вырубил в лесу? - Жалко. Лучше принесу. | 1. Голова прямо. 2. Спина прямая. 3. Пятки на пол не опускать. | 20 с | 30 с |
5. | «Светофор» И.п. – стоя правым боком к гимнастической стенке (станку) на правой ноге, правой рукой держась за рейку на уровне груди. 1 – 2 – подняться на носок; 3 – 4 – опуститься на пятку. | Он стоит на перекрестке Полосатый, как в матроске. Удивились дети разом: — Для чего ему три глаза? Красный — стоп всему движенью. Желтый — наше уваженье. А зеленый загорится, Можешь дальше в путь пуститься. Он зовется с давних пор Очень просто — светофор. | 1. Следить за осанкой: - туловище прямое; - плечи не поднимать; - голова прямо; - корпус не заваливать на стенку. 2. Колени не сгибать. | 6 – 8 | 8 – 10 |
6. | «Светофор» И.п. – стоя левым боком к гимнастической стенке (станку) на левой ноге, левой рукой держась за рейку на уровне груди. 1 – 2 – подняться на носок; 3 – 4 – опуститься на пятку. | 1. Следить за осанкой: - туловище прямое; - плечи не поднимать; - голова прямо; - корпус не заваливать на стенку. 2. Колени не сгибать. | 6 – 8 | 8 – 10 | |
7. | «Чистюля» И.п. – сидя ноги врозь, согнутые в коленных суставах, пальцами ног зажать палочки (карандаши). Имитировать стопами вязание на спицах. | "Хрю!" - сегодня нашу Хрюшку Пригласили на ватрушки. Чтоб в гостях не стыдно было, Хвостик свой она помыла, Шею, пятачок и уши У окошка в тёплой луже. Стало ей самой приятно Чистой быть и аккуратной: "Хрю! Какая красота! Вот что значит чистота!" | 1. Следить за осанкой: - спина прямая; голова прямо; - плечи не поднимать. 2. Ноги от пола не отрывать. | 20 с | 30 с |
8. | «Парикмахер» И.п. – стоя ноги скрестно, руки за голову. 1 – 2 – сесть «по-турецки»; 3 – 4 – И.п. | Дайте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. Парикмахер непременно Подстрижёт вас современно. | 1. Следить за осанкой. 2. Ноги стараться от пола не отрывать. | 4 | 6 |
9. | «Повар» И.п. – сидя на гимнастической скамейке, палка одним концом стоит на полу вертикально, обхватив её стопами, руками держаться на край скамейки. Вращать палку стопами. | Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель... И тогда Ждёт вас вкусная еда. | 1. Следить за осанкой: - голова прямо; - спина прямая; - плечи опущены. 2. Стараться руками не помогать, палку не ронять. | 20 с | 30 с |
10. | «Столяр» И.п. – сидя на гимнастической скамейке, стопа правой ноги стоит на голени левой. 1 – 8 – массировать левую ногу, проводя по ней от колена до пальцев стопой правой ноги; 9 – 10 – И.п. То же другой ногой. | Молоток в работе нужен, И с пилою столяр дружен. Он дощечки распилил И скворечник смастерил. | 1. Следить за осанкой: - голова прямо; - спина прямая; - плечи опущены. 2. Стараться подошвенной поверхностью стопы обхватить голень. | 4 – 6 | 6 – 8 |
11. | «Ветеринар» И.п. – сидя на полу (гимнастической скамейке) ноги вместе. 1 – 2 – сильно прижать пальцы ног к подошве; 3 – 4 – И.п. | Звери, птицы, все, кто болен, Кто здоровьем недоволен! Вас зовёт ветеринар - Перевяжет, даст отвар. | 1. Следить за осанкой: - голова прямо; - спина прямая; - плечи опущены. 2. Ноги не разводить. | 6 (с интервалом 10 с) | 10 (с интервалом 10 с) |
12. | «Конструктор» И.п. – сидя на полу (гимнастической скамейке) одна нога на мяче. 1 – 10 – катать вперёд – назад мяч правой ногой; 11 – 20 – то же левой. | На далёкие планеты От земли летят ракеты. Их конструктор разработал, День и ночь не спал, работал. | 1. Следить за осанкой: - голова прямо; - спина прямая; - плечи опущены. 2. Мяч не отпускать. | 4 | 8 |
13. | П/игра 1. «Петушок» 2. «Найди свой цвет» 3. «Птички» 4. «Барабан» | 1. Игра для детей 4 – 7 лет. 2. I – III группы ПФН. | 2 | 2 – 3 | |
14. | Релаксация |
Комплекс № 3
«Котята»
№ | Содержание упражнения | Текст | Методические указания | Кол-во | ||
5 – 4 лет | 6 – 7 лет | |||||
1. | И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – 10 – скользящие движения стопой одной ноги по голени другой (поочерёдно). | Однажды Маша гуляла с мамой в лесопарке. Накануне лил дождь, поэтому все дорожки были мокрые и скользкие. | 1. Следить за осанкой. 2. Стараться подошвенной поверхностью стопы обхватить голень. 3. Темп медленный | 2 | 4 | |
2. | И.п. – лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, колени соприкасаются, носки вместе, пятки разведены. 1 – оторвать правую пятку от пола; 2 – И.п.; 3 – 4 – тоже левую. | Но Маша смело шла по лужам, наступая в них красными резиновыми сапогами. | 1. Спину и таз от пола не отрывать. 2. Колени и носки не разводить. 3. Темп средний. | 30 – 40 с | 40 с – 1 мин. | |
3. | И.п. – лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, колени соприкасаются, носки вместе, пятки разведены. 1 – оторвать пятки от пола; 2 – И.п. | Ярко зеленая листва на кустах и деревьях наклонилась под тяжестью воды и доставала до высокой резной крапивы, росшей по краям дорожки. | 1. Спину и таз от пола не отрывать. 2. Колени и носки не разводить. 3. Темп средний. | 30 – 40 с | 40 с – 1 мин. | |
4. | И.п. – сидя на стуле, ноги вместе. 1 – 10 – ползающие движения стоп вперёд с помощью пальцев; 11 – 20 – назад. | Ей сегодня непременно надо было на детской площадке встретиться с Ваней. Она любовалась издали его играми с собакой Гамом. | 1. Следить за осанкой. 2. Колени не разводить. 3. Стопы от пола не отрывать. 4. Темп средний. | 2 | 4 | |
5. | И.п. – сидя на стуле, ноги вместе. 1 – 2 – развести колени, поставив стопы на наружный край, максимально сжать пальцы «в кулак»; 3 – 6 сохранять положение; 7 – 8 – И.п. | Кинет Ваня палку высоко и далеко, а Гам летит со всех собачьих лап, только уши хлопают, да хвост развивается и хватает палку прямо налету. | 1. Следить за осанкой. 2. Темп медленный. | 6 | 10 | |
6. | И.п. – сидя на стуле, ноги вместе. 1 – 10 – ходьба на месте, не отрывая носки. | Маша пошла по дорожке. | 1. Следить за осанкой. 2. Максимально поднимать пятку. 3. Темп средний. | 4 (с интервалом 10 с) | 6 (с интервалом 10 с) | |
7. | И.п. – стоя, стопы параллельны. 1 – 10 – перекат через наружный край стоп с пятки на носок. | Как вдруг, она услышала тихий писк. В крапиве что – то белело. Там были малюсенькие, почти лысенькие, мокрые слепые три котенка. Они тыкались друг в дружку мордочками и тихонько попискивали. | 1. Следить за осанкой. 2. Сохранять равновесие. 3. Темп медленный. | 4 (с интервалом 10 с) | 6 (с интервалом 10 с) | |
8. | И.п. – стоя, руки на пояс. 1 – 10 – ходьба с поворотом стопы во внутрь («косолапо»). | Вечером котята, попившие теплого молока из бутылочки, стали неуклюже ползать по коврику. | 1. Ноги прямые. 2. Следить за осанкой. 3. Темп средний. | 2 | 3 | |
9. | И.п. – о.с., пятки вместе, носки врозь. 1 – 2 – подняться на носки, руки через стороны вверх – вдох; 3 – 4 – И.п. – выдох. | Раздался звонок в прихожей. Маша как по команде подбежала к двери и посмотрела в глазок. | 1. Следить за осанкой. 2. Ноги прямые, пятки стараться не разводить. 3. Сохранять равновесие. | 6 | 8 | |
10. | И.п. – о.с., руки на пояс. 1 – 10 – ходьба на наружных краях стоп. | Вошел папа, высокий, грузный, как всегда усталый. Вымотался человек, зарабатывая тяжелым трудом на жизнь мамы и Маши. | 1. Следить за осанкой. 2. Темп средний. | 2 | 3 | |
11. | И.п. – стоя ноги на ширине плеч, стопы параллельно. 1 – 2 – перенести тяжесть тела на наружный край стопы, приподнимая внутренний свод – вдох; 3 – 4 – И.п. – выдох. | Скинул с ног туфли, как гири. Отец резко зашагал на балкон, увидел корзинку с котятами. | 1. Следить за осанкой. 2. Темп средний. | 6 – 8 | 8 – 10 | |
12. | И.п. – о.с., руки на пояс. 1 – 2 – присесть, руки вперёд; 3 – 4 – И.п. | Сел на корточки перед ними, подперев тяжелую голову руками. И долго так сидел. | 1. Следить за осанкой. 2. Пятками не стучат о пол. 3. Темп средний. | 2 (с интервалом 30 с) | 4 (с интервалом 30 с) | |
13. | И.п. – о.с., руки на пояс. 1 – 10 – подскоки на носках. | На следующий день Маша с котятами в корзине вышла во двор на детскую площадку. Она прыгала, скакала и весело напевала. | 1. Следить за осанкой. 2. Подниматься на носки, колени не разводить. 3. Темп медленный. | 6 | 10 | |
14. | П/игра 1. «Кач-кач» 2. «Зоопарк» 3. «Найди и промолчи» 4. «Мыши в кладовой» | 1. Игра для детей 4 – 7 лет. | 2 | 2 – 3 | ||
15. | Релаксация |
Комплекс № 4
«Сашкино утро»
№ | Содержание упражнения | Текст | Методические указания | Кол-во | |
5 – 4 лет | 6 – 7 лет | ||||
1. | И.п. – лёжа на спине, ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. 1 – 10 – одновременно сгибать и разгибать пальцы ног. | Сашуля живёт возле детского сада, И ей, чтобы вовремя в садик успеть, Вставать вместе с солнышком вовсе не надо, А надо лишь мультики меньше смотреть! | 1. Дыхание произвольное. 2. Темп средний. | 2 (с интервалом 10 с) | 4 (с интервалом 10 с) |
2. | И.п. – лёжа на спине, ноги на ширине ступни, валик под бёдрами, руки вдоль туловища. 1 – 2 – разгибать колени, одновременно пальцы ног на себя; 3 – 4 – И.п. | Вот Саша проснулась. Сидит на диване. Осталось одеться и в садик идти. Но Каспер мелькает на телеэкране! И Сашкин носок застывает в пути… | 1. Спину и таз от пола не отрывать. 2. Дыхание произвольное. 3. Темп средний. | 6 | 8 |
3. | И.п. – лёжа на спине, ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. 1 – 10 – круговые движения в голеностопных сустава по направлению к нутрии. | Бегут черепашки, хихикает Вуди, Опять неосапов громит Эхофлот. Вопят привидения, звери и люди, Раскрыт в упоении Сашенькин рот. | 1. Ноги от пола не отрывать. 2. Ногу полностью разгибать в коленном суставе. 3. Темп медленный. 4. Дыхание произвольное. | 2 (с интервалом 10 с) | 4 (с интервалом 10 с) |
4. | И.п. – лёжа на спине, обхватив ступнями мяч. 1 – 2 – поднять мяч; 3 – 4 – И.п. | У бабушки с мамой тоскливые лица - Им стыдно так поздно идти в детский сад. "Татьяна Михайловна будет сердиться! Нас в садик не пустят!" - они говорят. | 1. Спину, таз, плечи и голову от пола не отрывать. 2. Мяч не ронять. 3. Темп медленный. 4. Дыхание произвольное. | 6 | 8 |
5. | И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – 10 – скользящие движения стопой одной ноги по голени другой (поочерёдно). | Лишь Шура спокойна: "Подумаешь, поздно! Смотрите, смотрите! Подбит эхолёт! Вот это действительно очень серьёзно. А садик часок без меня проживёт…" | 1. Следить за осанкой. 2. Стараться подошвенной поверхностью стопы обхватить голень. 3. Темп медленный | 2 | 4 |
6. | И.п. – лёжа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища ладонями вниз. 1 – 4 – поднять правую ногу – вдох; 5 – 8 – И.п. – выдох; 9 – 16 – то же левой. | Носки, наконец, повстречались с ногами, Но свитер завис над диваном, как флаг… Ведь там же земляне воюют с врагами, И значит, нельзя оторваться никак! | 1. Ноги прямые. 2. Плечи, таз и другую ногу от пола не отрывать. 3. Темп медленный. | 6 | 8 |
7. | И.п. – сидя на стуле (скамейке) ноги на ширине ступни, руки на коленях. 1 – 2 – подняться носки, сгибая пальцы стоп; 3 – 4 – И.п. | У бабушки нервы давно на пределе, Она, не дождавшись, грозится уйти. А в садике завтрак до крошечки съели, И близится время уже к девяти… | 1. Следить за осанкой. 2. Дыхание произвольное. 3. Темп средний. | 6 – 8 | 8 – 10 |
8. | И.п. – И.п. – сидя на стуле (скамейке) ноги вытянуты, руки на коленях. 1 – 10 – круговые движения стопами по направлению кнутри. | Но вот отправляются! "Прямо не верю!" - Им мама ехидно вдогонку кричит… | 1. Следить за осанкой. 2. Темп средний. 3. Дыхание произвольное. | 3 | 4 |
9. | И.п. – сидя на стуле (скамейке) ноги скрещены, руки на коленях. 1 – 2 – наружные края стоп с усилием повернуть к низу, приподнимая верхние; 3 – 6 – держать положение; 7 – 8 – И.п. | Приходят, а в садике заперты двери. В отчаянье бабушка громко стучит | 1. Следить за осанкой. 2. Темп средний. 3. Дыхание произвольное. | 6 | 10 |
10. | И.п. – сидя на стуле (скамейке) ноги на ширине ступни, руки на коленях, под стопами полотенце (платок). Захватывая пальцами ног ткань подтягивать его к себе. | И в ужасе думает: "Ох, неужели Опять мне вести это чудо домой?! И так на больничном неделю сидели, Когда же придет долгожданный покой?" | 1. Следить за осанкой. 2. Стопы от пола не отрывать. 3. Темп средний. 4. Дыхание произвольное. | 1 – 2 | 2 – 3 |
11. | И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленных суставах, стопы на полу, передние отделы стоп зафиксированы резиновым жгутом. 1 – взять концы жгута; 2 – 7 – выпрямить ноги, преодолевая сопротивление стоп, держать положение; 8 – И.п. | Их всё же впустили. Но Сашу ругают И завтра грозятся уже не впускать. | 1. Следить за осанкой. 2. Ноги полностью выпрямить. 3. Темп медленный. 4. Дыхание произвольное. | 4 – 6 | 8 – 10 |
12. | И.п. – лёжа на спине, ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. 1 – 10 – одновременно сгибать и разгибать пальцы ног. | Ну, как они всё-таки не понимают? Ведь завтра же мультики будут опять! | 1. Дыхание произвольное. 2. Темп средний. | 2 (с интервалом 10 с) | 4 (с интервалом 10 с) |
13. | П/игра 1. «Кач-кач» 2. «Кто как передвигается?» 3. «Найди и промолчи» 4. «Лягушки» | 1. Игра для детей 4 – 7 лет. | 2 | 2 – 3 | |
14. | Релаксация |
Комплекс № 5
«Цирк»
№ | Содержание упражнения | Текст | Методические указания | Кол-во | |
4 – 5 лет | 6 – 7 лет | ||||
1. | И.п. – лёжа на спине, ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. 1 – 10 – одновременно сгибать и разгибать пальцы ног. | Проходите, проходите, Уважаемые зрители! Ждет вас представление Всем на удивление! | 1. Дыхание произвольное. 2. Темп средний. | 2 (с интервалом 10 с) | 4 (с интервалом 10 с) |
2. | И.п. – лёжа на спине, ноги на ширине ступни, отдельно каждую ступню обхватить резиновым жгутом, концы держать в руках. 1 – 10 – выполнять движения как при езде на велосипеде, растягивая жгуты. | Вот грохочут барабаны И довольные вполне Выезжают обезьяны На жирафовой спине. | 1. Спину, таз, плечи и голову от пола не отрывать. 2. Ногу полностью разгибать в коленном суставе. 3. Темп медленный. 4. Дыхание произвольное. | 2 (с интервалом 10 с) | 4 (с интервалом 10 с) |
3. | И.п. – лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, бёдра разведены, стопы касаются друг друга. 1 – 2 – отвести пятки с упором на переднюю часть стопы; 3 – 4 – И.п. | Львы летят через огонь, | 1. Спину, таз, плечи и голову от пола не отрывать. 2. Носки вместе. 3. Темп медленный. 4. Дыхание произвольное. | 6 | 8 |
4. | И.п. – сидя на стуле (скамейке) ноги на ширине ступни, руки на коленях. 1 – 2 – приподнять пятки (пола касаются только большие пальцы ног), развести пятки до прямого угла; 3 – 4 – И.п. | В бубен бьет копытом конь. | 1. Следить за осанкой. 2. Темп средний. 3. Дыхание произвольное. | 6 | 10 |
5. | И.п. – лёжа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища ладонями вниз. 1 – 4 – поднять правую ногу – вдох; 5 – 8 – И.п. – выдох; 9 – 16 – то же левой. | Петухи качаются, На лету встречаются. | 1. Ноги прямые. 2. Плечи, таз и другую ногу от пола не отрывать. 3. Темп медленный. | 6 | 8 |
6. | И.п. – сидя на стуле (скамейке) ноги на ширине ступни, руки на коленях. 1 – поднять носки ног; 2 – И.п.; 3 – поднять пятки; 4 – И.п. | Кенгурята-акробаты Очень храбрые ребята. Крики «браво» лишь услышат – И в карман, сидят, не дышат. | 1. Следить за осанкой. 2. Темп средний. 3. Дыхание произвольное. | 6 | 8 |
7. | И.п. – сидя на стуле (скамейке) ноги на ширине ступни, пальцы рук собраны в «замок» и зажаты между колен. 1 – 2 – приподнимать внутренние края стоп, сильно прижимая наружные к полу; 3 – 4 – И.п. | Поглядите, три медведя В чепчиках и платьицах На больших велосипедах По арене катятся!
| 1. Следить за осанкой. 2. Колени не разводить. 3. Темп средний. | 6 | 8 |
8. | И.п. – сидя на стуле (скамейке) ноги на ширине ступни, руки на коленях. 1 – 2 – предельно выгнуть своды стоп (пальцы и пятки на полу); 3 – 6 – держать положение; 7 – 8 – И.п. | Бах! Тут что-то на пути, Ни проехать, ни пройти! | 1. Следить за осанкой. 2. Пальцы и пятки от пола не отрывать. 3. Темп средний. 4. Дыхание произвольное. | 6 | 10 |
9. | И.п. – сидя на стуле (скамейке), стопами обхватить мяч. 1 – 4 – понять мяч; 5 – 8 – И.п. | Ёж – веселый акробат, Насмешил он всех ребят, Сел лисице на носок, Как из сказки колобок: - Ну-ка съешь меня, плутовка!.. И жонглирует он ловко! | 1. Следить за осанкой. 2. Дыхание произвольное. 3. Темп медленный. | 4 | 6 |
10. | И.п. – лёжа на спине, ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. 1 – 10 – одновременно сгибать и разгибать пальцы ног. | Бегемот, скорей сыграй-ка Что-нибудь на балалайке! Громко бегемот поет: — Я совсем не знаю нот! | 1. Дыхание произвольное. 2. Темп средний. | 2 (с интервалом 10 с) | 4 (с интервалом 10 с) |
11. | П/игра 1. «Кто как передвигается?» 2. «Зоопарк» 3. «Ходьба по мостику» 4. «Сидячий футбол» | 1. Игра для детей 4 – 7 лет. 2. I – III группы ПФН. | 2 | 2 – 3 | |
12. | Релаксация |
Комплекс № 6
«Город «Угадай-ка» часть 1
№ | Содержание упражнения | Текст | Методические указания | Кол-во | ||
5 – 4 лет | 6 – 7 лет | |||||
Упражнения 1 – 3 выполняются 3 раза с изменением темпа и направления: 1 – медленно лицом вперёд; 2 – быстро спиной вперёд; 3 – медленно «змейкой». | ||||||
1. | Ходьба обычная. | Большие ноги идут по дороге: «Топ-топ-топ, топ-топ-топ.» | 1. Упражнение выполнять босиком. 2. Следить за осанкой. | 10 с | 20 с | |
2. | Лёгкий бег на носках. | Маленькие ножки бегут по дорожке: «Топ-топ-топ, топ-топ-топ.» | 1. Упражнение выполнять босиком. 2. Следить за осанкой. 3. Следить за дыханием. | 10 с | 20 с | |
3. | Гимнастический шаг. | Огромные ноги шагают по дороге: «Топ-топ-топ, топ-топ-топ.» | 1. Упражнение выполнять босиком. 2. Следить за осанкой. | 10 с | 20 с | |
4. | Ходьба обычная. | Все иду, идут, идут В город «Угадай-ка». Там звери разные живут, Какие – отгадай-ка! | 1. Упражнение выполнять босиком. 2. Следить за осанкой. | 20 с | 30 с | |
5. | И.п. – стоя на внешней стороне стопы, руки в стороны, ладони кверху. Ходьба на внешней стороне стопы. | «Мишка» Ходит по лесу гуляет, В корзинку шишки собирает: - Шишка раз, шишка два – положу – ка их сюда. - А какая это шишка? - Я не знаю, - шепчет… МИШКА | 1. Упражнение выполнять босиком. 2. Стараться ноги не сгибать в коленных суставах. 3. Следить за осанкой. 4. Темп средний. | 20 с | 30 с | |
6. | И.п. – стоя ноги врозь на внешней стороны стопы, руки внизу. 1 – 2 – наклон вперёд, пальцами рук коснуться пола; 3 – 4 – И.п. | 1. Упражнение выполнять босиком. 2. Колени не сгибать. 3. Следить за осанкой. 4. Темп средний. | 6 | 8 | ||
7. | И.п. – стоя ноги врозь на внешней стороне стопы, руки в стороны, ладони кверху. Ходьба на внешней стороне стопы. | 1. Упражнение выполнять босиком. 2. Стараться ноги не сгибать в коленных суставах. 3. Следить за осанкой. 4. Темп средний. | 20 с | 30 с | ||
8. | И.п. – полный присед, руки на колени. Ходьба в полном приседе на носках. | «Черепаха» Живёт спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним не знает страха, Гуляет… ЧЕРЕПАХА | 1. Следить за осанкой. 2. Пятки на пол стараться не опускать. 3. Темп средний. | 20 с | 30 с | |
9. | И.п. – о.с., руки за спину. Прыжки в полуприседе на носках. | «Зайка» Прыгает ловко И любит морковку Длинноухий попрыгайка, Маленький, серенький… ЗАЙКА | 1. Следить за осанкой. 2. Прыжки мелкие и невысокие. 3. Темп средний. | 20 с | 30 с | |
10. | Ходьба на носках. | «Жираф» Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей, И питается он листьями, Листьями деревьев. Угадай и будешь прав Ведь зовут его… ЖИРАФ | ||||
11. | И.п. – сидя на скамейке, правая нога закинута на левую. 1 – 4 – раскачивать ногой, движения стопы от себя к себе; 5 – 8 – то же левой. | «Слон» Ходит с двумя хвостами И большими ушами. Вот такой огромный он. Вы догадались это… СЛОН Слоны умны, слоны смирны, Слоны спокойны и сильны. | 1. Следить за осанкой. 2. Следить, чтобы дети раскачивали ногу, работая в голеностопном суставе, а не за счёт коленного сустава. 3. Темп средний. | 4 – 6 | 8 – 10 | |
12. | И.п. – сидя на скамейке, ноги вместе вытянуты вперёд. 1 – движение стопами на себя; 2 – от себя; 3 – вправо; 4 – влево. | «Волк» Головой наклоны делать рад Вправо, влево, вперёд, назад. Он сероватый, зубоватый, По полю рыщет, Телят ищет. Он в поросятах знает толк Сердитый, страшный, серый…ВОЛК | 1. Следить за осанкой. 2. Стопы не разводить. 3. Темп средний. | 6 – 8 | 10 – 12 | |
13. | И.п. – упор сидя, ноги вместе согнуты в коленных суставах, стопы на полу. 1 – поднять пятки вверх; 2 – развести их в стороны; 3 – соединить; 4 – И.п. | «Белка» С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач. Вот налету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. Ну, скажите же мне, детки, Как зовут зверюшку…БЕЛКА | 1. Следить за осанкой. 2. Пальцы ног не разводить. 3. Темп медленный. | 6 | 10 | |
14. | И.п. – сидя на стуле (скамейке), ноги на массажном мяче. 1 – 10 – катание мяча вперёд – назад правой ногой; 11 – 20 – то же левой. | «Ёж» Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. На кого же он похож, Отвечайте это… | 1. Следить за осанкой. 2. Мяч не отпускать. 3. Темп средний. | 2 – 3 | 3 – 4 | |
15. | И.п. – сидя. Перекладывать мелкие предметы с одного места на другое, захватывая пальцами ног. | «Муравей» Погляди на молодцов: Веселы и бойки, Волокут со всех сторон Материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг Под тяжёлой ношей, И спешит на помощь друг. Тут народ хороший! Без работы, хоть убей, Жить не может…МУРАВЕЙ | 1. Следить за осанкой. 2. Руками не помогать. | 1 – 2 | 2 – 3 | |
16. | И.п. – о.с. Перемещение по залу, помощи пальцев стоп. | «Улитка» Весь день хожу я по дорожке, То выпущу, то спрячу рожки. Совсем домой я не спешу. Зачем спешить мне по-пустому? Свой дом я при себе ношу, И потому всегда я дома, Лишь только выгляну в калитку. Ну, а зовут меня… УЛИТКА | 1. Следить за осанкой. 2. Стопы от пола не отрывать. 3. Темп средний. 4. Дыхание произвольное. | 1 – 2 | 2 – 3 | |
17. | П/игра 1. «Петушок» 2. «Найди и промолчи» 3. «Ходьба по мостику» 4. «Мыши в кладовой» | 1. Игра для детей 4 – 7 лет. 2. I – III группы ПФН. | 2 | 2 – 3 | ||
18. | Релаксация |
Комплекс № 7
«Город «Угадай-ка» часть 2
№ | Содержание упражнения | Текст | Методические указания | Кол-во | |
5 – 4 лет | 6 – 7 лет | ||||
1. | Ходьба обычная. | Все иду, идут, идут В город «Угадай-ка». Там звери разные живут, Какие – отгадай-ка! | 1. Упражнение выполнять босиком. 2. Следить за осанкой. | 20 с | 30 с |
2. | Ходьба на носках, руки на пояс. | «Жираф» Он ходит голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он…ЖИРАФ | 1. Упражнение выполнять босиком. 2. Плечи не поднимать, спина прямая. 3. Ноги прямые. 4. Темп медленный. | 20 с | 30 с |
3. | И.п. – о.с., руки на пояс. Ходьба в полуприседе на носках. | «Лиса» Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса, А зовут её…ЛИСА | 1. Упражнение выполнять босиком. 2. Пятки на пол не опускать. 3. Темп средний. 4. Следить за осанкой. | 20 с | 30 с |
4. | И.п. – полный присед, руки на колени. Прыжки в полном приседе на носках. | «Лягушка» Летом на болоте Вы её найдёте Зелёная квакушка, А зовут её…ЛЯГУШКА | 1. Следить за осанкой. 2. Пятки на пол стараться не опускать. 3. Темп средний. | 20 с | 30 с |
5. | И.п. – сидя на стуле, колени и стопы вместе, спина и ягодицы прижаты к спинке стула, руки за спинкой. 1 – носки на себя, пятки на полу; 2 – поставить носки врозь; 3 – носки соединить; 4 – И.п. | «Паук» Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шёлком круг. Мастер в шёлке знает толк. Покупайтё, мухи, шёлк! Ну, а мастера зовут Все мы знаем как…ПАУК | 1. Следить за осанкой. 2. Пятки от пола не отрывать, не разводить. 3. Темп средний. | 6 | 8 |
6. | И.п. – сидя на стуле, колени и стопы вместе, спина и ягодицы прижаты к спинке стула, руки за спинкой. 1 – носки на себя, пятки на полу; 2 – поставить носки вправо; 3 – носки прямо; 4 – И.п.; 5 – 8 – то же влево. | «Рыбки» Перья есть, а не летает. Глаза есть, а не мигает. У родителей и деток Вся одежда из монеток. Они безмолвны, без улыбки. Мы догадались – это…РЫБКИ | 1. Следить за осанкой. 2. Пятки от пола не отрывать. 3. Ноги не разводить. 4. Темп средний. | 4 – 6 | 8 – 10 |
7. | И.п. – о.с. 1 – 2 – поставить правую ногу скрестно перед левой (стопа к стопе); 3 – 4 – то же левую. | «Уточка» Пёстрая крякуша Ловит лягушек. Ходит вразвалочку, Спотыкалочку. Клювик как дудочка, А зовут её…УТОЧКА | 1. Следить за осанкой. 2. Ноги ставить стопа к стопе. 3. Темп средний. | 10 – 15 | 15 – 20 |
8. | И.п. – упор сидя. 1 – 2 – пальцы ног сильно сжать («в кулачок»); 3 – 4 – сильно растопырить. | «Ёжик» В клубок свернётся, Взять не даётся. Иголки лежали, лежали Да в лес убежали. Клубочек без ножек. Зовут его…ЁЖИК | 1. Следить за осанкой. 2. Пятки от пола не отрывать. 3. Ноги вместе. | 8 – 10 | 10 – 12 |
9. | И.п. – упор сидя. 1 – 2 – пальцы ног на себя поднимая пятки от пола; 3 – 6 – фиксировать положение; 7 – 8 – И.п. | «Заяц» Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы Уши больше головы. Что ж это за зверь – красавец? Все узнали? Это…ЗАЯЦ | 1. Следить за осанкой. 2. Ноги вместе. | 6 | 8 |
10. | И.п. – о.с. 1 – правую ногу на носок, левую на пятку; 2 – И.п.; 3 – левую на носок, правую на пятку; 4 – И.п. | «Лось» Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. Гадать нам долго не пришлось, Мы все узнали – это…ЛОСЬ | 1. Следить за осанкой. 2. Ноги вместе. 3. Сохранять равновесие. | 6 – 8 | 8 – 10 |
11. | И.п. – о.с. Ходьба по ребристой доске, массажным коврикам и т.д. | Все иду, идут, идут В город «Угадай-ка». Там звери разные живут, Мы всех их отгадали! | 1. Следить за осанкой. 2. Темп средний. | 1 мин | 1 мин |
12. | П/игра 1. «Цветные автомобили» 2. «Найди свой цвет» 3. «Зоопарк» 4. «Кач-кач» | 1. Игра для детей 4 – 7 лет. | 1 | 2 | |
13. | Релаксация |
Комплекс № 8
«Деревья в лесу»
№ | Содержание упражнения | Текст | Методические указания | Кол-во | |
5 – 4 лет | 6 – 7 лет | ||||
1. | Ходьба обычная. | Мы в лесу весеннем Целый день гуляли, Искали подснежники, Воздухом дышали. | 1. Упражнение выполнять босиком. 2. Следить за осанкой. | 10 с | 20 с |
2. | Гимнастический шаг. | Мхом под ногами Выстлана земля, Идём мы по лесу, Ступая слегка. | 1. Упражнение выполнять босиком. 2. Следить за осанкой. | 10 с | 20 с |
3. | Лёгкий бег на носках. | Вот деревья встали У нас на пути. Нам их оббежать нужно, А ещё кусты. | 1. Упражнение выполнять босиком. 2. Следить за осанкой. 3. Следить за дыханием. | 10 с | 20 с |
4. | Ходьба по разложенному на полу канату. | Тучка-невеличка Дождь прислала нам. Перейдём мы речку И спрячемся вон там. | 1. Упражнение выполнять босиком. 2. Следить за осанкой. | 20 с | 30 с |
5. | И.п. – стоя ноги на ширине стопы, руки внизу. 1 – 2 – подняться на носки, руки через стороны вверх; 3 – 6 – потянуться, фиксировать положение; 7 – 8 – И.п. | Вот дуб растёт высокий и красивый. И смотрит он на нас игриво. | 1. Высоко подняться на сноски. Следить за осанкой, 3. Сохранять равновесие. | 6 | 8 |
6. | И.п. – упор сидя, валик (гимнастическая палка и пр.) по коленями. 1 – 2 – наклон вперёд, ноги выпрямить, пальцы ног на себя, коснуться пальцами рук; 3 – 6 – фиксировать положение; 7 – 8 – И.п. | Вот ива наклонилась над водой. И плачет, капая прозрачною слезой. | 1. Пальцы ног максимально на себя. 2. Голень напряжена. | 4 | 6 |
7. | И.п. – упор сидя. 1 – 8 – вращение стоп вправо; 9 – 12 – влево. | Сухие ветки спилили, На землю положили. Ветер задувает. По земле листок катает. | 1. Ноги вместе. 2. Темп медленный. 3. Следить за осанкой. | 6 | 8 |
8. | И.п. – упор сидя, ноги согнуты в коленях, стопы вместе. 1 – 4 – ноги на носки; 5 – 8 – на пятки. | Принагнулась ёлочка, ёлочка-иголочка. Тяжело пушистые веточки держать. | 1. Ноги вместе. 2. Темп медленный. 3. Следить за осанкой. | 4 – 6 | 6 – 8 |
9. | И.п. – упор сидя, ноги согнуты в коленях, мяч между стоп. 1 – 4 – колени в стороны, стараясь положить на пол; 5 – 8 – И.п. | Ветер листья всё срывает, Листья скручиваются и по ветру летают. | 1. Мяч не отпускать. 2. Темп медленный. 3. Следить за осанкой. | 6 | 8 |
10. | И.п. – о.с., руки на пояс. 1 – 2 – присесть, высоко поднимаясь на носки, колени в стороны; 3 – 4 – И.п. | А вот осинка тонкая под ветром гнётся, Как будто с ветром играет, смеётся. | 1. Пятки стараться не разводить. 2. Темп средний. 3. Следить за осанкой. | ||
11. | Ходьба по массажной дорожке. | Посмотрите: вот бревно! Давным-давно нас ждёт оно, Когда мы с вами подойдём, то быстро по нему пройдём! | 1. Следить за осанкой. 2. Темп медленный. | ||
П/игра 1. «Птички» 2. «Лягушки» 3. «Кто как передвигается?» 4. «Барабан» | 1. Игра для детей 4 – 7 лет. | 1 | 2 | ||
Релаксация |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Мастер-класс по теме: «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»
Цели:
- Познакомить родителей с особенностями строения детской стопы, рассказать причины появления плоскостопия.
- Научить диагностике и профилактике плоскостопия.
- Разучить комплекс ЛФК при плоскостопии или для его предупреждения, комплекс самомассажа стоп.
- Познакомить родителей с оборудованием для профилактики плоскостопия. (профилактические дорожки, массажные коврики, мячи, массажёры для стоп и т.д.)
Ход мастер-класса
I. Коррекция плоскостопия.
(сообщение медицинской сестры)
Много неприятностей приносит ребенку плоскостопие: с ним связаны быстрая утомляемость, боли в области позвоночника, в тазобедренных суставах, в коленях и ступнях. В результате ребенок меньше двигается, старается больше сидеть, то есть не получает полноценной физической нагрузки. Требуются значительные условия, чтобы освободиться от этого недуга. Гораздо легче предотвратить возникновение плоскостопия, чем его вылечить. Как показывает практика, регулярное выполнение комплекса упражнений, несложных для свода стопы, надежно гарантирует профилактику возникновения этого заболевания (упражнения проводятся босиком).
Массаж стоп. Поглаживание и растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев) стопы от пальцев к пяточной области. Массируются также голени - по направлению от стопы к коленному суставу.
Массаж можно проводить и при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы. Время выполнения – 2 - 4 минуты.
«Сборщик». Сидя на полу (ноги полусогнуты в коленях), ребенок собирает пальцами одной ноги мелкие предметы, разложенные на полу (ластик, бумажный шарик, карандаш, губку и т. д.), и складывает их в кучку. Время выполнения упражнения – 1-2 минуты. Затем упражнение выполняется другой ногой.
«Художник». Ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист второй ногой. Время выполнения упражнения – 30-50 секунд. Затем упражнения выполняется другой ногой.
«Гусеница». Ребенок сидит на полу, колени полусогнуты, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он продвигает пятку вперед. Затем пальцы распрямляются: следует новый цикл имитации движений гусеницы. Упражнение выполняется двумя ногами одновременно в течение 30-50 секунд.
Ходьба на пятках, на внутренней и наружной сторонах стопы (по 30-50 секунд), на носках, бег максимальной скоростью на короткие дистанции (до 30 м), упражнения с гантелями весом 1 кг (приседания, выпады вперед левой и правой ногой), «семенящий» бег 2-4 раза по 5 секунд также служат профилактике плоскостопия.
Наоборот, продолжительная ходьба по твердому грунту, длительные стояния, переноска тяжелых предметов провоцируют чрезмерную нагрузку на стопы.
Для коррекции плоскостопия полезны спортивные игры (футбол, волейбол, гандбол) на отрытом воздухе как в осеннее и весеннее время, так и зимой (например, футбол на снегу).
Помимо физических упражнений необходимы ежедневные ножные ванны (температура воды 36-37 градусов) в течение 1-1,5минут.
Массаж стоп.
И.п.: ребенок лежит на спине, ногами к взрослому.
Выполнение. Возьмите левой рукой левую ногу ребенка так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растираем ступни (указательный и средний пальцы лежат на наружной поверхности стопы).
Как показывает практика, регулярное выполнение упражнений для стоп предотвращает возникновение плоскостопия.
II. Упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода стопы.
(инструктор по ФК)
Катайте мячик. Посадите ребенка на пол или табуретку и поставьте его ступню на теннисный мячик. Пусть ребенок катает мячик то к носку, то к пятке двумя ногами попеременно. Это очень хороший массаж для ног.
Игра в шарики и кольца. Посадив ребенка на пол, разложите перед ним в линию десять колец. Перед кольцами положите по шарику. Ребенок опускает шарики в кольца поочередно: пять — пальцами правой ноги, пять — левой; затем вынимает шарики руками и кладет их перед кольцами. Потом берет кольца и опускает их на шарики.
Скатайте чулок. Посадите ребенка на пол или на табурет, разложите перед ним чулок или платок. Выдвинув вперед одну ногу и распрямив пальцы, малыш должен ухватить ими чулок и подобрать часть его под ступню; затем снова распрямить пальцы и подобрать новую часть чулка. Так следует повторять до тех пор, пока чулок не исчезнет под стопой полностью. Сначала это упражнение делается одной ногой, потом второй, а под конец двумя ногами одновременно.
Танец на канате. Начертите на полу мелом линию. Пусть ребенок попробует пройти по этой линии, удержав равновесие (руки разведены в стороны). Ребенок может делать вид, что танцует на проволоке. Одну ступню надо ставить вплотную перед другой, колени сгибать нельзя. Ни в коем случае нельзя ставить ногу рядом с линией, а то «можно упасть вниз»!
Играйте в мяч ногами. Два ребенка садятся на пол один напротив другого и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Потом они берут ногами теннисные мячи и начинают перебрасывать их. Ловить мяч руками нельзя.
III. Рекомендации медицинской сестры по диагностике и профилактике плоскостопия.
Заключение о состоянии опорного свода стопы делается на основании положения двух линий, проведенных на отпечатке (показ рисунка стопы).
Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком, вторая — с основанием большого пальца.
Если обе линии расположены внутри контура — стопа плоская (в), если контур между линиями — стопа уплощенная (б), если вне линии — стопа нормальная (а).
Особое внимание, естественно, должны вызывать не только дети с плоской стопой, но и с уплощенной. Несмотря на то, что в этом возрасте стопа еще не сформирована, динамика в случае плоской стопы может быть отрицательной.
При осмотре стопы следует обращать внимание на положение пятки. При нормальной стопе оси голени и пятки совпадают, при продольном плоскостопии образуют угол, открытый кнаружи, — вальгусная установка стопы. Положение пятки вы можете определить по обуви ребенка: при вальгусном (низко расположен внутренний край) ребенок стаптывает внутреннюю часть подошвы, при варусном (уплощен наружный край) ребенок стаптывает наружную часть подошвы.
В этом возрасте еще не поздно улучшить состояние стопы и предотвратить формирование плоскостопия. Для этого во все занятия гимнастикой включают упражнения для стопы.
Приложение 3
Приложение 4
Примерный план консультаций для воспитателей по теме
«Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у дошкольников»
Тема 1. Современная эпидемиологическая ситуация патологических состояний ОДА среди детей и ее медико-социальная значимость.
• Понятие о скелете человека. Форма, строение скелета (позвоночник, грудная клетка, кости таза, конечности, кисть, стопа), его функции. Возрастные особенности ОДА ребенка и подростка.
Тема 2. Факторы, влияющие на формирование ОДА.
Осанка. Понятие и определение осанки. Физиологические механизмы формирования осанки. Признаки правильной осанки. Контроль и самоконтроль за правильной осанкой. Значение правильной осанки для нормального формирования ОДА, работы внутренних органов и гармоничного развития всего организма.
Основные факторы, влияющие на формирование правильной осанки: правильная посадка за учебным столом, правильная походка, правильное положение во время сна.
Посадка за столом. Понятие и определение посадки. Признаки правильной посадки. Контроль и самоконтроль за правильной посадкой. Подбор учебной мебели в соответствии с ростом дошкольника. Расположение рабочей поверхности к источнику света. Признаки и виды неправильной посадки.
Походка. Понятие и определение походки. Признаки правильной походки. Контроль и самоконтроль за правильной походкой. Значение правильно подобранной обуви для правильной походки (размер, назначение, сезон, форма и размер каблуков). Пешие прогулки. Признаки и виды неправильной походки.
Положение во время сна. Признаки правильного положения во время сна и условия, его обеспечивающие. Требования к мебели для сна (кровать, диван) и постельным принадлежностям (подушка, матрас). Признаки неправильного положения во время сна.
Тема 3. Физическая культура, двигательная активность и спорт.
Утренняя зарядка и ее значение. Физические упражнения общеукрепляющие и корригирующие. Современные тренажеры для формирования правильной осанки. Подвижные и спортивные игры. Значение и правильное выполнение физкультминуток. Правильный выбор вида спорта. Способности и консультации врача. Значение систематических занятий в спортивных секциях.
Тема 4. Одежда и обувь.
Значение правильно подобранной одежды и обуви (по размеру, по назначению, по сезону). Форма и размер каблуков для детей разного возраста.
Тема 5. Наиболее распространенные функциональные нарушения ОДА в детском возрасте.
Неправильная осанка. Виды и признаки неправильной осанки: сутулая, выпрямленная, лордическая, кифотическая, сколиотическая. Привычки, отрицательно влияющие на формирование осанки: неправильная посадка за учебным столом, неправильная походка, неправильное положение во время сна; ношение тяжестей в одной руке или в спортивной сумке на одном плече; ношение одежды и обуви не по размеру, не по назначению и не по сезону.
Уплощенная стопа. Признаки и причины уплощенной стопы. Вред ношения обуви без каблуков и на слишком высоких каблуках. Недостаточная или чрезмерная нагрузка на ноги.
Остаточные явления рахита. Признаки, виды и последствия остаточных явлений рахита у школьников. Деформации грудной клетки и Х- и О-образные деформации ног как следствие недостатка в организме кальция и витамина D. Профилактика. Необходимое время пребывания на солнце, рациональное и специальное питание.
Тема 6. Функциональные нарушения ОДА как факторы риска его заболеваний.
Наиболее распространенные заболевания ОДА среди дошкольников: патологический лордоз, патологический кифоз, сколиоз, кифосколиоз, плоскостопие. Необходимость своевременных выявлений нарушений ОДА. Значение профилактических медицинских осмотров. Обязательное выполнение рекомендаций врача.
Избыточная и недостаточная масса тела как фактор риска функциональных нарушений и заболеваний ОДА. Необходимость контроля над массой тела дошкольника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания»
Здоровьесбережение дошкольников...
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей.
Консультация в которой описаны некоторые коррегирующие упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени....
Консультация для родителей на тему"Профилактика и коррекция плоскостопия у детей"
Краткое описание, как предупредить плоскостопие у детей, что нужно для этого делать....
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитанияКонсультация для воспитателей....
Статья "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физической культуры"
Строение нашей стопы претерпевает изменение на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые семь лет. Далее критическими для сохранения формы и функ...
Программа профилактики и коррекция плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста
Программа профилактики и коррекция плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста...
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания".Данная презентация была по...