Статья "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физической культуры"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Строение нашей стопы претерпевает изменение на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые семь лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.
Стопа в теле человека выполняет ряд важных функций: опорную, рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии - деформации стопы, которое заключается в уменьшении ее сводов - страдают все функции стопы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Плоскостопие. Что это? | 52 КБ |
statya_profilaktika_i_korrektsiya_ploskostopiya_sredstvami_fk.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Руководитель физического воспитания
Трачук Вероника Николаевна
Строение нашей стопы претерпевает изменение на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые семь лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.
Стопа в теле человека выполняет ряд важных функций: опорную, рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии - деформации стопы, которое заключается в уменьшении ее сводов - страдают все функции стопы.
Рессорная функция - смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы. Исследования показали, что при быстрой ходьбе в обуви с твердым каблуком по паркетному полу ускорения в области пятки достигают величины, в 30 раз превышающей ускорение свободного падения (g). У людей со здоровыми стопами на голени ускорение составляет 5-6 g, а до головы доходит всего 1 g. При плоскостопии толчки более резко передаются на суставы нижних конечностей, позвоночника, внутренние органы, что способствует ухудшению условий для их функционирования, микротравмам, смещениям.
Балансировочная функция - регуляция позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в сумочно-связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.
Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках. [2]
С глубокой древности известна еще одна функция стопы, не имеющая прямого отношения к биомеханике. Стопа - это область, богатейшая нервными рецепторами и являющаяся «энергетическим окном» организма. Известно, что охлаждение стоп вызывает рефлекторное сужение сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, наиболее ярко выраженное у незакаленного человека. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела. [3]
Детская стопа отличается от взрослой: она коротка, широка, в пяточной области сужена, пальцы расходятся. На подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тот час же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение.
Длительная чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и к стойкому ощущению стопы [4].
Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия занимаются с раннего возраста. Лучшим средством физической нагрузки является ходьба, но только в том случае, когда она правильная. Упражнения в ходьбе, не обеспечивающие ее правильность, могут привести к развитию плоскостопия или усилению других имеющихся деформаций ног (иксобразного искривления ног и др.). Упражнения в правильной ходьбе должны проводиться на каждом занятии гимнастикой не только с детьми раннего возраста, но и в дошкольном и школьном возрасте. Кроме этого используют разные специальные физические упражнения для укрепления мышц стопы.
Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Она должна быть по ноге. Некоторая детская обувь имеет совершенно плоскую подошву, что ведет к уплощению стопы. Детям нужна обувь на небольшом каблуке, с упругой стелькой, крепким задником.
Предупреждать плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, после дневного сна и вечером, чтобы снять усталость с ног.[6]
В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот период.
В последние годы ведущими направлениями по ФК стали изучение эффективности двигательных и качественных показателей развития движений.
Из выше сказанного следует, что вопрос профилактики и коррекции плоскостопия стоит остро. В связи с этим, перед педагогами детских дошкольных учреждений стоит проблема: поиск новых путей, а возможно и возрождение забытых подходов профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста. Причем решать эту проблему необходимо комплексно, добросовестно, регулярно, совместно с родителями.
Литература
1. | Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: кн. Для воспитателя дет.сада/ П.П. Буцинксая, В.И Васюкова, Г.Г Лескова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с., ил. |
2. | Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия 2-е изд. - М.: Медицина, 1980. - С.107-125 |
3. | Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 624 с.,ил. |
4. | Корнилов Н.В. и др. Ортопедия. – СПб.: Гиппократ, 2001. |
5. | Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет: профилактика и лечение – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 64 с., ил. |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Руководитель физического воспитания
Трачук Вероника Николаевна
Строение нашей стопы претерпевает изменение на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые семь лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.
Стопа в теле человека выполняет ряд важных функций: опорную, рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии - деформации стопы, которое заключается в уменьшении ее сводов - страдают все функции стопы.
Рессорная функция - смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы. Исследования показали, что при быстрой ходьбе в обуви с твердым каблуком по паркетному полу ускорения в области пятки достигают величины, в 30 раз превышающей ускорение свободного падения (g). У людей со здоровыми стопами на голени ускорение составляет 5-6 g, а до головы доходит всего 1 g. При плоскостопии толчки более резко передаются на суставы нижних конечностей, позвоночника, внутренние органы, что способствует ухудшению условий для их функционирования, микротравмам, смещениям.
Балансировочная функция - регуляция позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в сумочно-связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.
Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках. [2]
С глубокой древности известна еще одна функция стопы, не имеющая прямого отношения к биомеханике. Стопа - это область, богатейшая нервными рецепторами и являющаяся «энергетическим окном» организма. Известно, что охлаждение стоп вызывает рефлекторное сужение сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, наиболее ярко выраженное у незакаленного человека. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела. [3]
Детская стопа отличается от взрослой: она коротка, широка, в пяточной области сужена, пальцы расходятся. На подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тот час же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение.
Длительная чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и к стойкому ощущению стопы [4].
Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия занимаются с раннего возраста. Лучшим средством физической нагрузки является ходьба, но только в том случае, когда она правильная. Упражнения в ходьбе, не обеспечивающие ее правильность, могут привести к развитию плоскостопия или усилению других имеющихся деформаций ног (иксобразного искривления ног и др.). Упражнения в правильной ходьбе должны проводиться на каждом занятии гимнастикой не только с детьми раннего возраста, но и в дошкольном и школьном возрасте. Кроме этого используют разные специальные физические упражнения для укрепления мышц стопы.
Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Она должна быть по ноге. Некоторая детская обувь имеет совершенно плоскую подошву, что ведет к уплощению стопы. Детям нужна обувь на небольшом каблуке, с упругой стелькой, крепким задником.
Предупреждать плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, после дневного сна и вечером, чтобы снять усталость с ног.[6]
В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот период.
В последние годы ведущими направлениями по ФК стали изучение эффективности двигательных и качественных показателей развития движений.
Из выше сказанного следует, что вопрос профилактики и коррекции плоскостопия стоит остро. В связи с этим, перед педагогами детских дошкольных учреждений стоит проблема: поиск новых путей, а возможно и возрождение забытых подходов профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста. Причем решать эту проблему необходимо комплексно, добросовестно, регулярно, совместно с родителями.
Литература
1. | Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: кн. Для воспитателя дет.сада/ П.П. Буцинксая, В.И Васюкова, Г.Г Лескова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с., ил. |
2. | Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия 2-е изд. - М.: Медицина, 1980. - С.107-125 |
3. | Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 624 с.,ил. |
4. | Корнилов Н.В. и др. Ортопедия. – СПб.: Гиппократ, 2001. |
5. | Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет: профилактика и лечение – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 64 с., ил. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания»
Здоровьесбережение дошкольников...
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитанияКонсультация для воспитателей....
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания".Данная презентация была по...
Консультация для родителей "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания"
Каждого родителя, заботящегося о своем чаде не может не волновать вопрос профилактики и коррекции плоскостопия у детей, ведь стопа является фундаментом всего тела, поэтому естественно, что наруш...
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания...
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
В данном материале раскрыта актуальная проблема плоскостопия у детей дошкольного возраста....
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитанияКандидаты педагогических наук, доцентыС.Б. Шарманова, А.И. ФедоровУральская государственная академия...