Формирование у старших дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни
консультация (старшая группа) по теме
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ» Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией Ребёнок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходимо, чтобы понимать, «чувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема. Многие ученные главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребёнка правильное и осознанное отношение к себе т своему здоровью. Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка, его привычки и поведение. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения, самоутверждаться. На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Этот принцип и лежит в основе технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни. По мнению ведущих специалистов, именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего мира. Для развития, как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков. Однако следует особенно подчеркнуть: формирование у дошкольников знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Только тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребёнка «его собственной». Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности определённого вида деятельности, не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках. В нашем случае это личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья. Следует заметить: формы поведения, которым подражает ребёнок, определяются влиянием взрослых. Поэтому роль образовательной среды и педагога, обеспечивающих целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, является определяющей. «Помоги себе и тому, кто рядом» -такого содержание интегрированных физкульткрных занятий по формированию ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ. Можно выделить три уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям ЗОЖ: Важным показателем сформированности ценностного отношения выступает реальное поведение ребёнка в виде определённых форм деятельности, чувств, переживаний, положительных реакций и т.п. Все три уровня проявляются в единстве на каждом занятии и создают пространство для реализации возможности детей, обогащенную развивающую среду. Однако эффективность её для каждого ребёнка различна, и результаты достигаются в равные сроки. Можно выделить следующую структуру процесса формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на занятиях: На занятиях по данной теме можно предложить такой сюжет: Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывают определённое воздействие на ребёнка, решает конкретные задачи программы. Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги-терапии и упражнения на растягивание. Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию. Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения. Использование имитации и подражания, образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоение упражнений, повышает эмоциональный фон настроения, способствует развитию психологических процессов, творчества, познавательной активности. Основной методики по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Дыхательные упражнения также организуются в форме игры. В связи со своими физиологическими особенностями дети быстро утомляются и не могут долго концентрировать внимание на движениях. У них ещё слабо развито абстрактное мышление, поэтому рекомендуется использовать упражнения с разными предметами и разным темпом выполнения. После закрепления темы рекомендуется проводить встречу со сказочным персонажем, в процессе которого используются освоенные на занятиях упражнения, танцы, игры и эстафеты. В конце занятия детям даётся домашнее задание – заполнить дневник здоровья (вспомнить, та кие моменты, когда было особенно весело; подумать в какое время у мамы и папы может быть такое настроение и т. д.). Дневники здоровья дети могут заполнить совместно с родителями. Подобные задания, наряду с заданиями типа выполнить дома выполнить то или иное упражнение комплекса, помогают привлечь внимание родителей к здоровью ребёнка, заинтересовываться его успехами. На сюжетных занятиях рекомендуется использовать художественное слово. При проведении занятий необходимо использовать положительную оценку, похвалу, поощрение. В процессе общения педагога с детьми происходит не только передача знаний, умений и навыков, но и внешней экспрессии, которая окрашивает, обогащает занятия, выступает важным условием, определяющим тип эмоционального регулирования коллектива детей. Наиболее существенным можно считать эффект эмоциональной заразительности. Педагог постоянно должен следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в работу, е уставали, не отвлекались. Немало важную роль играет личность педагога: он должен быть искренним, эмоционально открытым, артистическим, способным к импровизации, владеть навыками саморегуляции и релаксации, осуществлять творческий подход к детям. От педагога в большей степени зависит эмоциональный настрой на занятии, эффективность выполняемых упражнений. - Вводная часть занятия начинается с просьбы – обращение сказочного персонажа к детям. - Частные задания вводной части: настрой детей на деятельность, организация группы, мобилизация внимания, ориентировка на сюжет занятии, умеренный разогрев организма, перевод его на другой уровень функционирования. Средняя продолжительность этой части 5-7 минут. - Средства: построение, строевые упражнения, различные формы ходьбы и бега, прыжки танцевальные шаги, ритмические упражнения, упражнения на внимание и координацию движения, вплетённые в сюжет физкультурного занятия. - Основная часть занятия. На неё приходится смысловая нагрузка всего занятия, поэтому в ней предусмотрено выполнение образных физических упражнений, соответствующих теме и сюжету занятия. Это этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной и познавательной деятельности ребёнка, на освоение и закрепление знаний и практических действий по организации ЗОЖ, а также игры и упражнения оздоровительной направленности. - Средства: элементы сказкотерапии, психодрамы, игры на развитие навыков общения, восприятия, памяти, внимания, воображения. Основная часть занимает 80% времени всего занятия. Однообразные упражнения дети выполняют неохотно. Если же занятие организовать как увлекательное путешествие, где нужна сила, ловкость, прочность движения, то появляется желание заниматься, интерес к занятию, эмоциональный настрой. Начинаем с выполнения общеразвивающих упражнений из различных положений для развития и укрепления различных групп мышц, подвижности позвоночника, с ходьбы и дыхательных упражнений. Иногда общеразвивающие упражнения занимаем элементами ритмики, игроритмикой, игрогимнастикой. После комплекса общеразвивающих упражнений следует выполнить основные виды движения. В каждом занятии, помимо новой информации, используется материал на закрепление изученного. Дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по многу раз, поэтому повторение знакомых сюжетов детям нравятся, а знания лучше запоминаются. Основная часть заканчивается подвижными играми, соответствующими сюжету занятия. Задачи данной части: обучение основным видам движения (бег, прыжки, лазанье и т.д.), развитие физических качеств, функциональных способностей. Примерная продолжительность 20-25 мин. - Заключительная часть – итог физкультурного занятия. Дети обмениваются впечатлениями, обсуждают письмо-благодарность от сказочного персонажа, высказывают своё мнение о том, что нового узнали, получают домашнее задание, которое должны выполнить с родителями и т.д. Совместно с педагогом формируются советы по укреплению здоровья герою сказки, который обращается к детям за помощью. Задачи данной части: создание у каждого ребёнка чувство принадлежности группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Предусматривается проведение общей игры-забавы или другой коллективной деятельности. - Средства: игры малой подвижности, упражнение на дыхание, релаксацию, психорегуляцию и развитие мелкой моторики. Упражнения, используемые в подготовительной и закрепительной частях занятия, а также психогимнастику, игры рекомендуется менять через каждые 6 занятий, чтобы привести их в соответствие с сюжетом занятия, а комплексы общеразвивающих упражнений основной части - постепенно усложнять и увеличивать нагрузку. При дозировке упражнений следует учитывать уровень подготовленности и индивидуальные особенности детей. Большое значение на интегрированных физкультурных занятиях имеет наглядный материал – картинки, соответствующие сюжету занятия, способствующие развитию образного восприятия, творческого мышления. Спортивный инвентарь должен соответствовать возрасту и росту детей. Перед занятием его необходимо расставить согласно сюжету урока. Известно, что и одна даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создаётся детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг друга, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.
Наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания , где в полной мере реализуется потребности в двигательной активности....
Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.
ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ИНТЕРЕС К ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ ОБУСЛОВЛЕН ...
Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания
Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и их возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностях необходимо, чтобы пони...
Взаимодействие с семьей по формированию у старших дошкольников, ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.
План по самообразованию...
"Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни "
Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденциейк росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития....
Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания
Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому, на этапе дошко...
Консультация для педагогов «Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни»
Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденциейк росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития.Детство является ключе...