"Дыхательные упражнения в парах"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Андреева Наталья Васильевна

Методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dykhatelnye_uprazhneniya_v_parakh.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательные упражнения в парах

1.  Взяться за руки и, глядя в глаза, улыбнуться друг другу.

2.  Закрыть правую ноздрю большим пальцем и сделать медленный вдох через левую ноздрю. Медленно выдохнуть через левую ноздрю. Соотношение времени вдоха к времени выдоха 1:2. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем и выполнить аналогичные вдохи и выдохи. Упражнение можно повторить до 15 раз (в зависимости от самочувствия детей).

3.  «Шарик надулся и лопнул». Положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надувается, как шар, на выдохе произносить «ш-ш-ш...».

4.  Встать спинками, касаясь затылком затылка партнера, одну руку положить на грудь, другую — на живот. На продолжительном выдохе произносить звуки [ж], [з], [м], [н], [в].

5.  «Пение лягушки». Повернуться лицом друг к другу, положить руки на живот, на выдохе энергично работать диафрагмой, произнося «ква».

6.  «Паровозик». Дети двигаются по кругу с ускорением и замедлением, координируя движения рук и ног с дыханием, делая вдох на 2 счета, произнося на выдох «чух-чух». Согнутые в локтях руки двигаются одновременно.

Комплекс дыхательных упражнений

1. Парадоксальное дыхание по А. Стрельниковой. Резкие вдохи носом следуют один за другим, выдох самопроизвольный. При этом полусогнутые руки на каждом вдохе резко идут навстречу друг другу. Выполнять 10—20 раз.

2. Задержка дыхания по К. Бутейко. Предлагаем ребенку «нырнуть глубоко под воду за рыбой и долго не выныривать».

3. Игра на внимание «Рыбка». Если педагог держит руки внизу, дети на выдохе говорят: «Буль-буль-буль...» — и легко ударяют себя по коленям; если поднимает руки вверх, ребята хлопают в ладоши над головой («рыбка вынырнула»).

Дыхательное упражнение «Насос»

(по Б. Толкачеву)

  • Мы качаем, мы качаем,

Воздух в шины надуваем.

Проверяем каждый раз,

И аварий нет у нас.

    Стоя, ноги слегка расставить. Пальцы сжать в кулаки. Наклоняться вниз, выбрасывая резко руки, и произносить: «Ш-ш...». Выпрямляясь, прижать руки к груди и сделать вдох через нос.

Пассажиры, торопитесь.

По два рядышком садитесь.

За рулем сидит шофер,

Смотрит он на светофор.

Дыхательная гимнастика

(перед каждым упражнением дети отгадывают загадку)

1.  «Тигр». И.п. — основная стойка, руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1 — вдох; 2 — выдох — туловище слегка наклонить вперед, правую руку вытянуть перед собой; 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — выдох — то же левой рукой.

Это что за зверь зубастый

Полуночный любит мрак

И, как все на свете кошки,

Ненавидит злых собак?

2.  «Антилопа». И.п. — стоя на коленях, руки согнуты в локтях, указательные пальцы приставлены ко лбу. 1 — вдох; 2 — выдох — руки вперед; 3 — вдох — руки в стороны; 4 — выдох — вернуться в и.п.

Она несет на лбу не зря

Длинные острые рога.

3. «Носорог». И.п. — сесть с прямыми ногами, руки опущены. 1 — вдох; 2 — выдох — туловище наклонить вперед, коснуться руками носков; 3 — вдох; 4 — выдох — вернуться в и.п.

Носорогу-бегуну

Перейди дорогу, ну! (Г. Сатир)

4.  «Змея». И.п. — лежа на животе, руки под подбородком,

3—4 — выдох — руки вперед — вернуться в и.п.

ладонь на ладонь. 1—2 — вдох: («Ш-ш-ш...»); 5—6 — вдох; 7—8

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Упражнение на дыхание «Рычание»

Дети энергично втягивают воздух через нос, раздувая ноздри; на выдохе продолжительно рычат, раздвинув напряженные пальцы-«когти».

Но все эти звери дразнили маленького слоненка, обижали его, щипали и даже кусали. И все потому, что у него не было острых когтей и зубов. Слоненок был такой неуклюжий. А больше всех его обижали обезьяны. Они все время его дразнили.

Упражнения на развитие дыхания

1.  «Рычание». Долго рычат на выдохе, оскалив зубы, согнув напряженные пальцы рук, как когти.

2. «Полное дыхание». Делают вдох, состоящий из трех этапов: 1-й — живот выступает вперед; 2-й — нижние ребра расходятся стороны; 3-й — наполняются верхушки легких (плечи не под-имать).

Вот сидит лохматый пес,

Поднимает кверху нос.

3.  «Сердитый пес». Резкий выдох ртом, произнося «р-р...», с дновременным резким ударом рук взахлест по спине (стоя, с наклонами). Такой же выдох через нос.

Дыхательные упражнения

1.  «Воздушный шар» (диафрагмальное дыхание). И.п. — стоя, ладонь на животе. Выдох. На вдохе живот выпячивается вперед. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, произносится звук [с]. Повторить 4 раза.

Зайка шарик покупал,

Зайка шарик надувал.

2. «Гармошка» (грудное дыхание). И.п. — стоя, ладони на ребрах. Полный выдох. Глубокий вдох, ребра раздвигаются, как меха гармошки, грудная клетка не поднимается. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы с произнесением звука [ф]. Повторить 4 раза.

Ты играй, моя гармошка,

Раздвигай меха свои.

Поиграю я немножко,

Ты ж движенья повтори.

3.   «Перочинный ножик» (дренаж выжиманием, для оттока мокроты). Лежа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. Произносить на выдохе «Ха!». Повторить 3—4 раза.

Ножик перочинный зайка увидал.

Ножик перочинный зайка в лапки взял.

4. «Насос» (мышечный тренинг). И.п. — стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6—8 раз.

Есть на ярмарке машины,

Накачать бы только шины.

5. «Резиновый человек» (полное расслабление). Ребенок закрывает глаза. Педагог проверяет, расслаблены ли у него мышцы: поднимает вверх руки ребенка и отпускает их. Расслабленные руки должны бессильно упасть вниз.

Есть игрушки из резины.

С ними будем мы играть,

Ручки, ножки поднимать.

А еще зайцы на ярмарке увидели самые веселые игрушки.

В них играют от души

Все грудные малыши.

Эти звонкие игрушки

Называют... (погремушки).

Дыхательная гимнастика

1. Проверка элементов диафрагмально-реберного дыхания. Вдох, ощущая, как ребра слегка отходят в стороны, — задержка дыхания — выдох.

2. Ступенчатый вдох. Медленный вдох, вдыхая сначала половину, затем полный запас воздуха — задержка дыхания — спокойный выдох.

3. Ступенчатый выдох. Спокойный вдох — задержка дыхания — медленный выдох, выдыхая сначала половину запаса воздуха, затем — весь.

4. Отдых. Медленно вдохнуть и медленно выдохнуть (продолжительность вдоха по времени равна выдоху).

А вчера поутру кенгуру:

—  Не эта ли квартира Мойдодыра?

Я рассердился да как заору:

—  Нет, это чужая квартира!

Дыхательное упражнение «Самовар»

(по Б. Толкачеву)

Стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Вдох через рос. На выдохе отвести локти назад и произнести: «Ф-ф-ф...».

Что такое? Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом.

Ребята бегут по кругу с ускорением и замедлением в зависимости от темпа музыки.

Утюги за сапогами,

Сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами,

Кочерга за кушаком —

Все вертится, и кружится,

И несется кувырком.

Под звучание погремушки дети легко бегут на носках, когда ведущий играет на бубне — кружатся на месте.

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой.

Дыхательное упражнение «Лев»

(по М. Лазареву)

И.п. — стоя. Дети раздвигают пальцы («когти»), напрягают все мышцы и изображают рычание льва, готового к нападению. В Африке есть еще одно хищное животное.

К берегу держал я путь,

Но, друзья мои, чуть-чуть

В пасть ему не угодил.

Кто же это?.. (Крокодил.) (В. Гудимов)

Дыхательные упражнения

Дети произносят звуки на выдохе предельно долго.

Подул теплый ветерок,                           «Ш-ш-ш...» поднимают руки

Зашелестели листья.                         вверх и шевелят пальцами.

Подул холодный ветер.                   «С-с-с...»—машутруками, под-

нятыми вверх.

Ветер затих, не шевелятся                      Расслабляют все мышцы.

ни листочки, ни ветки.

Снова подул ветер.                           «Ш-ш-ш...»— напрягают

мышцы и повторяют упражнение еще раз.

Дыхательное упражнение «Самоварчик»

(по Б. Толкачеву)

Сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Вбирая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить: «Ф! Ф! Ф!» Затем «наливаем чай» — на выдохе продолжительно тянем звук «с-с-с...»

Дыхательное упражнение «Фырканье»

(по А. Стрельниковой)

Я — холеный помидор                    Дети делают резкие вдохи

С кожею атласной,                           носом: вдохи следуют один

И вступать со мною в спор                    за другим, выдох самопроизволь-

Овощам опасно!                               ный, при этом полусогнутые руки

(С. Маршак)                                   на каждом вдохе резко идут

навстречу друг другу.

Дыхательное упражнение «Синьор Помидор»

(по М. Лазареву)

И.п. — стоя, ладони на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Задержка дыхания. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выходу воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельно напрягаются все мышцы. Лицо должно покраснеть от напряжения. Повторить 4—6 раз.

Дыхательная гимнастика «Лечебные звуки»

(по М. Лазареву)

Все упражнения выполняются стоя, тело расслаблено, ноги стоят устойчиво, глаза закрыты. При произнесении звуков желательно тянуть их как можно дольше, ощущая вибрацию. После исполнения каждого лечебного звука дети вспоминают, при лечении каких заболеваний он помогает.

Пчелы гудут,                                      Кладут ладонь на шею и тянут звук [з].

В поле идут.                                        Упражнение помогает при бо-

С поля идут —                                    лях в горле.

Медок несут.

(Русская народная приговорка)

Жук летит                                                   Кладут ладонь на грудь и не-

И жужжит, жужжит.                                громко произносят звук [ж].

Упражнение помогает при бронхитах.

Целый день жужжала муха,                    Произносят звук [в]. Упражне-

Вилась, вилась возле уха.                       ние эффективно при насморке.

Дыхательные упражнения

на увеличение продолжительности выдоха и укрепление дыхательных мышц

Дети называют звуки, изображенные в верхней части иллюстрации. Ведущий читает текст к ней. Затем ребята на выдохе произносят согласные звуки: звонкие и глухие — отрывисто, многократно повторяя на одном выдохе; шипящие — протягивая как можно дольше. Произнесение звуков может сопровождаться жестами (по желанию).

К — дождинки бьют по крыше.

Г — горох лущат нам мыши.

X — хомяк храпит во сне.

Ц — разбудим по весне.

П — палит на башне пушка.

Б — стреляет вверх хлопушка.

Т — крот стукнул молотком.

Д — два дятла строят дом.

С — свистит у норки суслик.

Ш — шипит змея, свернувшись в бублик.

  1. — малыш комар звенит беспечно.

Ж — так майский жук жужжит, конечно.

Щ — варан не спит в пустыне.

Р — рычит из клетки тигр Марине.

Ч  — подходит паровоз.

Л — корабль гостей привез.

М — мычит корова на лугу.

Н — звук в нос сказать могу.

Дыхательные упражнения

(по М. Лазареву)

Но бессовестный смеется               Дети смеются, как умеют, вклю-

Так, что дерево трясется:               чая в смех все части тела, стапели только

захочу,                       роясь согласовывать смех со зву-

И луну я проглочу!»                         чанием ритмичной музыки.

Не стерпел Медведь,                       Делают выпад вперед ногой, со-

Заревел Медведь,                              гнутой в колене, с сильным вы-

И на злого врага                               дохом и прижатием груди к

Налетел Медведь.                             колену, с последующей фиксацией ее в этом

положении и задержкой дыхания на выдохе. Упражнение полезно для оттока мокроты.

Уж он мял его                                  И.п.— стоя. Вдох. Задержива-

И ломал его:                                      ют дыхание на 2—3 с. Далее на

«Подавай сюда                                  «мычании» производится поко-

Наше солнышко!»                            лачивание по грудной клетке кулачками в

различных областях (для оттока мокроты).

Дыхательное упражнение «Вдохни аромат цветка»

Дети делают вдох на 3 счета, затем задерживают дыхание и на 3 счета выдыхают воздух. Упражнение можно повторить с увеличением времени вдоха и выдоха.

Дыхательная гимнастика

(по А. Стрельниковой)

1.  «Ладошки». И.п. — встать прямо, руки согнуть в локтях, ладони развернуты от себя. Делать короткие, шумные, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки. Следить, чтобы во время вдоха плечи не поднимали. Пошмыгать носом 2 раза по 32. После каждой «тридцатки» отдохнуть

Даже просто собирать малину Было трудно хиленькому сыну. Все, что удавалось медвежонку, — На пеньке сидеть, сосать сгущенку.

2. Упражнение «Ай-ай». И.п. — основная стойка. Слегка накло-щть голову вправо и сделать шумный, короткий вдох носом.

Затем наклон головы влево — тоже вдох. Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен успевать уходить после Каждого вдоха. Сделать 32 вдоха-движения.

Дыхательные упражнения

(по Б. Толкачеву)

К богатой кошке гость пришел,           Идут с высоким подъемом ко-

Известный в городе козел                      лена, произнося на выдохе «ме».

С женой, седой и строгой,

Козою длиннорогой.

Петух явился боевой,                       Встают прямо, ноги врозь, руки

опускают. Поднимают руки в стороны, затем хлопают ими по бедрам. Выдыхая произносят: «Ку-ка -ре-ку!».

За ним пришла наседка,                  Стоя, руки согнуты перед грудью. На выдохе

делают небольшие махи локтями и произносят: «Ко-ко-ко...».

И в мягкой шали пуховой              Стоя, одна рука на животе, другая— на

Пришла свинья-соседка.                 груди. На вдох— живот втягивают в себя,

Любопытные гости сказали:           на выдох— выпячивают и произно-

- Сейчас пришли мы впятером          сят: «Х-х-х...».

Взглянуть на ваш чудесный дом.

О нем весь город говорит.

Кошка

Мой дом для вас всегда открыт!

Здесь у меня столовая.

Вся мебель в ней дубовая.

Гости стали разглядывать мебель.

Дыхательные упражнения

(по Б. Толкачеву)

1.  «Поливаем цветы». И.п. — стоя, ноги слегка расставлень одна рука на поясе, вторая, согнутая в локте, — перед грудьк пальцы сжаты в кулаки. Вдох через нос — поднять руку ввер: выдох — вернуться в и.п., произнося: «Ш-ш-ш...».

2.  «Аромат цветов». И.п. — стоя, руки за спиной. Вдох чере нос, не поднимая плечи; выдох — произносить: «А-а-ах!».

Комплекс звукового дыхания

(по М. Лазареву)

1.  «Комар». И.п. — стоя, глаза закрыты, тело расслаблено. Ладонь одной руки на шее спереди. На выдохе продолжительно произносится звук [з]. Упражнение эффективно при трахеитах.

2.  «Жук». И.п. — то же. Ладонь на груди спереди. На выдохе долго и негромко произносится звук [ж]. Упражнение эффективно для вывода мокроты из бронхов и легких.

3.  «Муха». И.п. — то же. Губы мягко соприкасаются. После глубокого вдоха на выдохе негромко произносится звук [в]. Нужно добиваться ощущения вибрации во всем теле, и особенно в области лица. Упражнение помогает при ринитах, гайморитах.

4.  «Волны набегают на песок». И.п. — лежа на спине, глаза закрыты, тело расслаблено. На выдохе произносить звук [с]. Упражнение способствует расслаблению дыхательных мышц.

Каждое упражнение повторить 4 раза.

Дети летом отдыхают,

Веселятся и играют.

Поиграем-ка в лягушек,

Зеленых попрыгушек.

Упражнение для развития дыхания «Аромат цветов»

(по А. Лукьяновой)

Трехфазное дыхание: 1. Ребенок делает спокойный выдох ртом, при этом говоря «А-ах!». Воздух выходит ровной струей. 2. Небольшая задержка дыхания, пока ребенку не захочется самому вдохнуть. 3. Спокойный вдох носом.

Комплекс дыхательной гимнастики

  1. «Одуванчик». Вдох через нос — задержка дыхания — озвучнный выдох: «А-

ах!..»

Летом все отправляются путешествовать. Поедем и мы. А на чем, отгадайте!

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытце дай резину,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит... (автомобиль).

2. «Накачка». Ребенок сгибается пополам и, наклоняясь вниз, с прямыми ногами, делает резкие вдохи. Упражнение предназначено для мышечного тренинга.

Мы качали, мы качали,

Воздух в шины набирали,

Проверяли каждый раз,

И аварий нет у нас.

3. «Машина». Дети выполняют вращение кистями рук с одновременным произнесением звука [р] на выдохе. Упражнение способствует крупной вибрации тканей организма, стимулирует обменные процессы, повышает энергетику, улучшает кровоток в организме и отхождение мокроты.

Мы машины завели — тор-тор-тор.

Веселей, шофер, рули — на простор.

Осторожно, поворот — ой-ей-ей.

Повернули — и вперед все быстрей.

4. «Чья машина дальше уедет». Дети встают на одну линию, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед топающим шагом, при этом произнося: «Бр-р-р...». Побеждает тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании. Упражнение учит детей постепенно выдыхать воздух.

Ты, дружок, гуди в гудок — би-би-би!

Мы примчались на лужок — выходи!

5. «Ветер». Ребята озвучивают выдох на звук [у], произнося его то громче, то тише, в соответствии с жестом педагога. Упражнение способствует увеличению силы дыхательных мышц.

Я — ветер, ветер — я,

Ломаю ветви я.

Упрямый дуб могу,

Могу согнуть в дугу! (М. Лазарев)

6. «Ветер качает деревья». Дети поднимают руки вверх и, произнося на выдохе «У-у...», раскачиваются вправо и влево. Упражнение обучает равномерно выдыхать воздух.

Упражнение для успокоения дыхания

Носом — вдох, и выдох ртом,                      Дети совершают действия в

Дышим глубже... А потом                        соответствии с текстом.

Марш на месте, не спеша.

Как погода — хороша?

Фиолетовая дорожка

приведет нас домой.

Возвращаемся домой,

Хорошо шагать с тобой.                                        

Раз и два, раз и два —

Хоть погода хороша,

В группу нам идти пора.

Мы шагаем не спеша.

Руки вымоем сейчас,

Суп уже заждался нас.

Упражнения для развития дыхания

(по А. Стрельниковой):

1)  наклоны вперед и назад (по принципу маятника) — при наклоне назад руки обхватывают плечи, вдох; при наклоне вперед — выдох;

2)  полуприседы с выдохом, вдох активный, короткий, напряженный, через нос;

3)  темповые наклоны вперед — вдох при каждом наклоне. Оказывается, осинка испугалась ежика. Он так громко зафыркал.

Дети энергично выдыхают с произнесением звука [ф].

Тест на проверку дыхания

Дети, стоя, делают два активных выдоха, затем энергично вдыхают через нос, задерживают дыхание и на выдохе долго тянут звук «у-у-у...». Тот, у кого кончается дыхание, садится.

Когда Маугли подрос, он подружился с гигантским удавом Каа.

Упражнение на дыхание «Ветры»

Мы подуем высоко: с-с-с...    Встают на носки, поднимая руки.

Мы подуем низко: с-с-с...      Приседают, руки вперед.

Мы подуем далеко: с-с-с...     Вытягивают вперед руки.

Мы подуем близко: с-с-с...    Подносят ладони ко рту.

Дыхательные упражнения "Кораблики»

Вот как ребятишки                 Идут по кругу, держа в

Вышли погулять,                     руке кораблик.

Белые кораблики

В ручейке пускать.

Ветерок весенний                    Дуют на тюль («дымок»).

Парус надувай.                        

Плыть скорей кораблику

К речке помогай.

Мы идем гулять дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Упражнения в паре с детьми"

Занятия физическими упражнениями с мамой или папой доставляют детям большое удовольствие. А для родителей это прекрасная возможность весело провести время с ребенком, да и получить необходимую физичес...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Дыхательные упражнения в парах

Дыхательные упражнения в парах...

Совместные игровые упражнения в парах для детей 5-7 лет. Гимнастика вместе.

Основные правила проведения совместных упражнений  с детьми. Вдвоём весело, интересно проводить время с пользой для здоровья!...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...

Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения

Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические  песенки для запуска речи,  пальчиковую гимн...