ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ДОСУГА в старшей группе "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnyy_dosug_azbuka_bezopasnosti.docx | 39.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый просмотр познавательного досуга
в старшей группе
«Азбука безопасности»
15.12. 2010г.
Цель: Формирование у детей основ безопасности и безопасного поведения.
Задачи:
Развивать осторожность, осмотрительность, устойчивость внимания, познавательную активность, диалогическую речь детей, творческие способности.
Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь, понимание того, что необходимо правильно себя вести при опасности, оказывать посильную помощь людям, попавшим в беду. Прививать навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях;
Закрепить знания детей о соответствующих случаю служб, их телефонов: «01», «02», «03», умение пользоваться телефонным аппаратом. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил безопасности.
Ход проведения познавательного досуга
Дети заходят в зал под песню или музыку В. Шаинского, слова .Матусовского
« Вместе весело шагать» встают полукругом, здороваются с гостями и проходят на стульчики.
Вос-ль: Внимание ребята! Мы много говорили с вами о том, что здоровье и жизнь – это главная ценность человека! Каждый из нас может оказаться в неожиданных опасных ситуациях, как на улице, так и дома. Мы должны с вами знать, что нужно делать во время пожара? Кого надо позвать на помощь к больному? Как надо вести себя с незнакомыми людьми? В этом нам помогут знания Азбуки безопасности. Формула безопасности гласит…
Ребенок: Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть. - ДИМА
По возможности- все избежать,
А где надо на помощь позвать.
Внезапно вбегает Баба-яга, в руках – метла
Б.я: Ох, как удачненько я приземлилась! Узнали меня? Да, это я – Баба – яга!
Я слышу, у вас тут музыка играет! Что празднуем, именины?
Дети: Нет!
Б.я: Свадьбу?
Дети: Нет!
Б.я: Новый год, что ли?
Дети: Нет!
Б.я: Ну а что же тогда у вас тут?
Вос-ль: У нас сегодня встреча, которая называется «Азбука безопасности»! Мы хотим научить детей быть осторожными, осмотрительными в различных неординарных ситуациях.
Б.я: Ух, ты молодцы! А вот у меня беда, может, вы сможете мне помочь.
Вос-ль: Что такое, Яга? Что случилось?
Б.я: Э-э-эх! Избушку мою на курьих ножках помните? Так вот сбежала она… И стала я бездомная, беззащитная. Э-э-эх, судьба моя горькая! Ребята, а вы тут мою избушку не видели?
Дети: Нет! Не видели!
Вос-ль: Что же это она от тебя сбежала? Может, ты ее чем-то обидела?
Б.я: Кто? Я обидела? Да я самая безобидная на свете бабушка.… Ну, бывает, иногда немножко расшумлюсь, так это все от нервов – нервы у меня, понимаете, слабые… не могу удержаться. А вообще-то я веселая – люблю пошутить, поиграть, только вот одна я в лесу да домовенок Кузька, а где же он? (зовет Кузю)
Появляется Домовенок Кузя
Б.я: Кузенька! Домовеночек мой! Не знаешь ли ты, где моя избушка? Помоги мне её вернуть! Устала я жить на улице! Холодно по ночам-то. Бр-р-р.
Кузя: А я тебя предупреждал, бабуля: сбежит от тебя избушка! Не вынесет она такой жизни!
Вос-ль: Кузя, а почему избушка на курьих ножках не хочет вернуться к Бабе-яге?
Кузя (ворчит): Почему, почему. Да потому, что с ней жить опасно. Как наша бедная избушка до сих пор еще не сгорела и не взорвалась, не знаю! У нее в избушке чего только нет, утюг, телевизор, пылесос, холодильник. А еще у нее и русская печь, и газовая плита и электрическая, и микроволновка, и компьютер, и фен и еще много домашних электроприборов. (Кузя показывает детям плакат с изображением электроприборов, вешает его на доску). А правила безопасности не соблюдает!
Б.я: Каких таких правил? Никаких правил пожарной безопасности знать не знаю!
Вос-ль: Кузя, а может, мы обучим бабушку Ягу правилам пожарной безопасности? Заодно и избушку ей вернем. А ребята нам помогут.
Вос-ль: Баба-яга, послушай, что надо делать, если случился пожар.
Ребенок: Если в комнате у вас слезы катятся из глаз,
Так как дым клубами вьется, и огонь жует палас -
Нужно мужество найти к телефону подойти - ЖАННА
Постараться вспомнить цифры от нуля до девяти,
Смело трубку в руки взять.
«Ноль – один» суметь набрать.
Б.я: Ой, не запомнила, какие цифры?
Вос-ль: Смотри, Баба-яга, и запоминай. Жанна помоги Бабе яге покажи, какие цифры надо набрать, чтобы вызвать пожарных.
Д/и «Найди и выложи номер пожарной службы» - на столе лежат цифры от 0 до 9, ребенок должен выбрать цифры 0 и 1, и выложить их на магнитную доску.
Вос-ль: Ребята, какой номер мы должны набрать, чтобы вызвать пожарных?
Дети: «01».
Вос-ль: Ребята, а что мы должны сказать по телефону?
Дети: Назвать свое имя и фамилию, адрес, и сказать, что и где случилось.
Вос-ль: Правильно, а сейчас мы с вами поупражняемся в вызове пожарной службы по телефону. Надя попробуй позвонить в пожарную часть.
Имитация звонка «вызов пожарных», ребенок набирает цифры «01», произносит их вслух, называет свое имя и фамилию, что случилось (у нас в садике пахнет дымом), адрес: Село Шеметово, Микрорайон Новый, дом 53, детский сад «Сказка». Повторить действия «вызов пожарных» несколько раз.
Б.я: А если пожар начнется, то вся моя техника, все мое имущество сгорит дотла? Ой … Что же делать? Как мне быть, чем огонь то потушить?
Вос-ль: Ребята, скажите, чем можно потушить пожар?
Дети: Водой, песком, землей, снегом, огнетушителем.
Б.я: А электроприборы можно водой тушить?
Дети: Нет
Б.я: Почему?
Дети: Вода проводит электричество. Потоки воды, попавшие под ноги человека, могут привести к поражению человека электрическим током.
Вос-ль: Можно включать самостоятельно электроприборы?
Дети: Без помощи взрослого нельзя.
Б.я: А я ведь этого не знала, Кузенька! Теперь буду знать, спасибо! Ну, давай, возвращай мне мою избушку!
Вос-ль: Нет, погоди Баба Яга. Это еще не все правила, которые ты должна знать. Ты знаешь, что все твои электроприборы можно разделить на две группы?
Б.я: Нет интересно, какие такие группы?
Вос-ль: Ребята посмотрите на этот плакат и скажите, на какие две группы можно разделить электроприборы, которые находятся у бабы яги в ее избушке?
Дети: На нагревательные и не нагревательные.
Б.я: Это как?
Вос-ль: Ребята назовите все не нагревательные электроприборы?
Дети: Телевизор, магнитофон, электроприемник, компьютер, холодильник.
Вос-ль: Этими электроприборами можно пользоваться даже детям только если родители рядом и, конечно же, с осторожностью. А вот есть в твоей избушке и опасные электроприборы – нагревательные. Ребята, назовите эти опасные, нагревательные электроприборы.
Дети: Электроплита, электрочайник, электросамовар, утюг, фен и т.д.
Вос-ль: Такие приборы ребята можно включать детям самостоятельно?
Дети: Нет.
Вос-ль: Ну, что, Баба-Яга, ты все поняла?
Б.я: Это для меня слишком сложно, да мне и не нужно все это, я же не маленький ребенок! Никого пожара у меня не случиться!
Вос-ль: К сожалению, многие так думают. А когда с ними случается несчастье, то говорят: «Вот если бы я знал про это раньше…» Так что знать о том, как пользоваться домашними электроприборами, нужно всем.
Кузя: Давайте лучше поиграем в игру и проверим, все ли баба яга усвоила.
Подвижная игра «Электроприборы». В зале на полу разложены 6 кубиков, из них 3-красных, обозначающие нагревательные приборы, и 3-синих – не нагревательные приборы. Воспитатель показывает детям изображение электроприбора, дети его называют. Пока звучит музыка – дети свободно передвигаются по залу. Как только музыка останавливается, дети должны встать вокруг того кубика, который обозначает электроприбор, который им был показан. Игра продолжается 2-3 раза.
Дети рассаживаются на свои места
Б.я: Что-то запах какой-то, трещит что-то.
Имитация огня и тушение пожара. Танец с ленточками – девочки, а мальчики – пожарные, «тушат» пожар. Дети тушат пожар водой, затем песком (посыпают совочком из ведра), землей или снегом (лопаткой), а затем огнетушителем (из красной пластиковой бутылочки с опрыскивателем).- Дима, Никита, Антон, Кирилл
Вос-ль: Ребята в танце при тушении огня мы с вами использовали игрушечные предметы. Ведь на самом деле настоящий огнетушитель выглядит совсем по-другому.
Воспитатель показывает детям настоящий огнетушитель
Б.я: Я все поняла, молодцы! Но я думаю, что у меня, никогда не будет пожара.
Кузя: Да? А ну-ка расскажи-ка нам, бабуся, как ты печь топишь?
Б.я: Как, как… Очень просто! Дров накидаю в печь – да и спичку туда! А сама на печку залезу, да и сплю-храплю в тепле!
Кузя: Да кто ж так топит! Даже дверцу печи не закрываешь, а листа железного возле нее нет. Угольки и горящие головешки сыплются прямо на деревянный пол! Ты на печке храпишь. А я всю ночь вокруг печи горящие угольки подбираю, тушу, водой поливаю, чтобы пожара не случилось. Вот, даже ребята сейчас на эту тему тебе стихи прочитают.
Чтение стихов детьми:
Живет огонек в каждом доме, Огонь другом стать тому может
Еду на огне мы готовим, Кто будет с огнем осторожным, - Лиза
Огонь дарит свет и тепло, - Никита Тому, кто огонь уважает,
В огне даже, плавят стекло, Игрушкой огонь не считает
И сталь варят жаркие печи,
Горят огоньками все свечи.
А там где играют с огнем,
Приходит беда в этот дом,
А следом и горе стучится, - Кирилл
Пожар может в доме случиться!
Б.я: Все, все поняла, что правила безопасности помогут всегда!
Вос-ль: А сейчас мы проверим, как ты все поняла, вот представь, что это твоя печь покажи нам, как ты будешь печь топить.
Баба Яга подходит к печке, бросает дрова, зажигает «спичку» и «обжигает» руку
Б.я: Ой! Ой! Как больно, Кузя помоги мне, подуй, пожалуйста, на руки (Кузя дует).
Вос-ль: Кузя, этим мы бабуле не поможем! Здесь нужен специалист. Ребята, кого нужно позвать на помощь?
Дети: Скорую помощь, врача.
Дидактическая игра «Найди и выложи номер скорой помощи» - на столе лежат цифры от 0 до 9, ребенок должен выбрать цифры 0 и 3, и выложить их на магнитную доску.
Сценка «Скорая помощь»
Ребенок подходит к телефону набирает и проговаривает вслух номер телефона 03. На другом столе раздается звонок, мама ребенка в костюме доктора поднимает трубку. Мама находится за ширмой
Мама-доктор: - Скорая помощь слушает.
Ребенок: Здравствуйте, Баба-яга обожгла руку, ей очень больно. Помогите ей пожалуйста.
Мама-доктор: Назовите свое имя, фамилию и адрес.
Ребенок: Я Алена Безумова приезжайте к нам по адресу: Село Шеметово, Микрорайон Новый, дом 53, детский сад «Сказка».
Мама-доктор: Ждите, мы сейчас приедем.
Ребенок: Если с человеком приключилась беда.
Не покидай ты его никогда.
Если сам не сумеешь помочь, - ИРА
Не убегай ты испуганно прочь.
Взрослых на помощь зови поскорей!
Скорую помощь вызывай ты быстрей!
Звучит сирена скорой помощи.
В зал выходит мама- доктор
Мама-доктор: Здравствуйте, где у вас здесь пострадавший. Ой, как сильно вы обожглись, Вам нужно срочно оказать первую медицинскую помощь наложить сухую повязку и принять успокоительное лекарство, давайте проедим с Вами в больницу.
Баба-яга благодарит детей за вызов скорой помощи и уходит вместе с мамой-доктором.
Вос-ль: Чего вы все загрустили, ведь бабушке сейчас окажут медицинскую помощь и ей станет намного лучше. А вы попробуйте отгадать мои загадки.
Игра – загадка «Если возник пожар»
Дети образуют круг. Игру начинает воспитатель. В руках у него мяч. Ребенок должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать мяч воспитателю.
Вос-ль:
Где с огнем беспечны люди
Там огненный взовьется шар,
Там всегда грозить нам будет злой…
Ребенок: пожар (Передача мяча)
Вос-ль:
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар...
Ребенок: В квартире. (Передача мяча)
Вос-ль:
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил...
Ребенок: Утюг. (Передача мяча)
Вос-ль:
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками...
Ребенок: Играл. (Передача мяча)
Вос-ль:
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над...
Ребенок: Газом. (Передача мяча)
Вос-ль:
Столб огня чердак обнял,
Кто там спички...
Ребенок: Зажигал. (Передача мяча)
Вос-ль:
Побежал пожар во двор,
Это кто там жег...
Ребенок: Костер. (Передача мяча)
Вос-ль:
Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег...
Ребенок: Траву. (Передача мяча)
Вос-ль:
Дым увидел – не зевай
И пожарных…
Ребенок: Вызывай. (Передача мяча)
Вос-ль:
Помни, каждый гражданин,
Этот номер…
Ребенок: «01» (Передача мяча)
Вос-ль:
Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнем…
Ребенок: Опасно!
Вос-ль: Ребята давайте снова вернемся к электроприборам, которых у Бабы- яги так много. Скажите можно ли включать одновременно в розетку такое количество электроприборов.
Дети: Нет
Вос-ль: Почему?
Дети: Это тоже является причиной пожара.
Вос-ль: Да ребята электроприборы опасны по двум причинам. Они могут вызвать пожар, и в них проходит электрический ток, который тоже опасен для жизни человека.
Стук в дверь – Кузя пытается подбежать к двери
Вос-ль: Стой, Кузенька, стой, куда ты? Дверь нужно открывать не всем и не всегда.
Кузя: А почему нельзя дверь открывать?
Вос-ль: А сейчас тебе ребята расскажут, почему нельзя и что нужно делать в этой ситуации.
Ребенок: Если в дверь звонит звонок,
Посмотри, сперва в глазок,
Кто пришел к тебе, узнай. -
Но чужим не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать,
Дверь не вздумай открывать!
Если в дверь начнут ломиться,
То звони скорей в милицию!
Вос-ль: Ребята, какой номер нужно набрать, чтоб вызвать милицию?
Дети: «02»
Д/и «Найди и выложи номер милиции» - на столе лежат цифры от 0 до 9, ребенок должен выбрать цифры 0 и 2, и выложить их на магнитную доску.
Вос-ль: Сейчас мы с вами поупражняемся в вызове милиции по телефону. Лиза попробуй позвонить в милицию.
Имитация звонка «вызов милиции», ребенок набирает цифры «02», произносит их вслух, называет свое имя и фамилию, что случилось (в садике обнаружили незнакомый пакет приезжайте к нам), наш адрес: Село Шеметово, Микрорайон Новый, дом 53, детский сад «Сказка». Повторить действия «вызов милиции» несколько раз.
Стук в дверь Кузя снова бежит к двери
Вос-ль: Кузенька, ну ты усвоил, что нужно делать?
Кузя: Да, да конечно, нужно посмотреть в глазок или спросить «кто там?». Подходит к двери смотрит в глазок. О, Баба-яга!
Вос-ль: Свои значит, открывай Кузя!
заходит Баба-яга с перевязанной рукой
Б.я: Спасибо вам ребята, что вы вызвали скорую помощь! Теперь моя рука быстро заживет. А вас ребята я хочу пригласить ко мне в гости, в лес. Вы хотите пойти со мной?
Дети: Да.
Вос-ль: Давайте встанем друг за другом и отправимся в путь.
«Мы сейчас тихонько встанем
Друг за дружкою пойдем
По тропинке этой ровной.
В лес мы с вами попадем»
Занавес открывается, дети очутились в лесу. На елке сидит игрушечная белка.
Вос-ль: Ой, ребята смотрите белочка, какая она грустная, а рядом с ней какой- то диск. Белочка принесла нам свой фильм, давайте его посмотрим, и может быть, сумеем разгадать, почему она такая грустная?
Просмотр презентации «Пожар в лесу».
Вос-ль: Так вот о чем нам хотела рассказать белочка. Дети, что же нам надо сделать, когда в лесу пожар?
Дети: Позвонить в пожарную часть.
Вос-ль: Правильно, а какой номер мы должны набрать?
Дети: «01»
Вос-ль: Ребята, а что мы должны сказать по телефону?
Дети: Назвать свое имя и фамилию, адрес, сказать, что и где случилось.
Б.я: Давайте я позвоню в пожарную часть. (Импровизация звонка в пожарную часть. Звонит Баба-яга). Пожарные уже в пути и я знаю, что они спасут лес от пожара.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину «Лес после пожара»
Вос-ль: Ребята, как вы думаете, что здесь произошло?
Дети: Пожар.
Вос-ль: От чего мог произойти пожар?
Дети: Кто- то оставил не потушенным костер, поджег траву и т.п.
Вос-ль: Больно и грустно смотреть на эту картину. Ребята, для рождения нового леса нужно очень много времени. Как вы думаете почему?
Предполагаемые ответы детей
А давайте мы с вами превратимся в волшебников и попробуем оживить лес. Следующая наша игра, так и называется «Оживи лес».
Воспитатель убирает плакат с изображением леса после пожара, а под ним рамка для картины.
Дидактическая игра «Оживи лес» - участвуют все дети
(Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значение). Например:
- Мы дарим тебе деревья, чтобы вернулись животные.
- Я дарю тебе травку, чтобы смогли вернуться насекомые.
- Мы дарим тебе кустарники, чтобы вернулись птицы.
- Мы дарим тебе цветы, пусть они украсят тебя.
- Мы дари тебе грибы они птицам и животным нужны.
Вос-ль: Ребята, а что необходимо для роста растений?
Ответы детей
Вос-ль: Давайте мы с вами подарим все это лесу!
- Я дарю тебе небо, чтобы по нему плыли облака.
- Я дарю тебе тучку, чтобы прошел дождик и напоил лес.
- Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко и согревает тебя.
- Мы дарим тебе птиц, ведь ты для них - дом.
- Я дарю тебе белку, чтобы прыгала по веткам.
- Я дарю тебе волка, ведь он санитар леса
- Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих цветках.
Вос-ль: Мы совершили с вами чудо, и сгоревший лес на нашей картине восстановили, сделали живым, цветущим. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы обязательно должны делать это и в жизни.
Вос-ль: Ребята, а чтобы в лесу вновь не случилось никакой беды, что надо соблюдать?
Дети: Правила поведения в природе.
Вос-ль: Правильно, давайте поиграем с вами в игру и вспомним, что можно делать в лесу, а что нельзя.
Словено-дидактическая игра «Можно - нельзя» - дети отвечают хором.
- Ломать деревья и ветки (нельзя)
- Сажать больше деревьев (можно)
- Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
- Рвать большие букеты (нельзя)
- Любоваться цветами (можно)
- Оставлять мусор в лесу (нельзя)
- Cобирать мусор в яму и закапывать его (можно)
- Разжигать костры в лесу (нельзя)
- Беречь лес от пожара (можно)
Б.я: Ай, да молодцы. Я теперь тоже буду соблюдать все правила безопасности, вот только напомните мне, какой номер нужно набрать, если в дверь настойчиво стучатся чужие люди, если вы обнаружили подозрительные предметы или вещи, если вы увидели на улице драку, если кто-то что-то украл.
Дети: «02»
Б.я: Если случился пожар, произошло задымление?
Дети: «01»
Б.я: Если кто-то пострадал, или заболел?
Дети: «03»
В зал заходит избушка на курьих ножках
Вос-ль: Баба-яга, посмотри, кто пришел!
Б.я: Вернулась родненькая! Радость-то, какая! Спасибо вам ребята и тебе Кузенька спасибо! Ну, а теперь нам пора в сказочный лес возвращаться! Спасибо вам!
Тянет избушку за веревку, та упирается.
Б.я: Что такое? (обходит вокруг избушки и достает угощения) Ну и молодец, избушечка моя ненаглядная, обо всем позаботилась.
Баба-яга с Кузей раздают угощенья детям и уходят
Вос-ль: Быстро пролетел безопасный час.
Я очень рада ребята за вас!
Вы сегодня многое узнали,
Прочные знания по безопасности показали.
Только помните: мало знать –
Правила безопасности следует выполнять!
Дети хором: Правила безопасности мы узнали,
Детьми ответственными стали!
Вос-ль: Давайте попрощаемся с гостями и пойдем с вами в группу.
Дети прощаются и под музыку В. Шаинского, слова М.Матусовского «Вместе весело шагать» уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно-познавательный досуг в старшей группе "Школа юных пожарных"
Физкультурно-познавательный досуг "Школа юных пожарных".Автор: воспитатель первой квалификационной группы Протасова Татьяна Сергеевна МБДОУ детский сад № 5 "Радуга" Тамбовская обл. г. Жердевка.Досуг д...
Познавательный досуг в старшей группе
Познавательный досуг в старшей группе«Пожарная безопасность»...
Музыкально - познавательный досуг для старших дошкольников и их родителей "Балалайка. Русский детектив"
В ходе досуга выясняется, почему балалайка стала символом России, дети приобщаются к русскому фольклору: поют частушки, водят хоровод, инсценируют стихи и поговорки, играют на народных инструментах....
Музыкально-познавательный досуг в старшей группе. Тема: «Твои защитники, Москва».
Цель: Воспитывать в детях гордость за свой народ, чувство благодарности к участникам Великой Отечественной войны, любовь к своей Родине....
Досуг в старшей группе "Безопасность на улице зимой"
Доскг в старшей группе "Безопасность на улице зимой"...
Познавательный досуг по правилам пожарной безопасности.
Познавательный досуг по правилам пожарной безопасности.Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности и как вести себя во время пожара.Здравствуйте ребята!Скажите, почему мож...
Сценарий познавательного досуга по теме «Правила безопасности» «Что бы дом был безопасен » для детей старшего дошкольного возраста.
В течение всей жизни, нас подстерегает множество опасностей. Сохранить здоровье детей, уберечь их от травм и инвалидности является долгом взрослых. Как писал К. Д. Ушинский — «образов...