Музыкально - познавательный досуг для старших дошкольников и их родителей "Балалайка. Русский детектив"
методическая разработка по музыке (старшая группа)
В ходе досуга выясняется, почему балалайка стала символом России, дети приобщаются к русскому фольклору: поют частушки, водят хоровод, инсценируют стихи и поговорки, играют на народных инструментах.
Для усиления восприятия материала используется: видеоряд, ИКТ, живое исполнение на балалайке, презентация "М. Глинка. Камаринская - картины Б.Кустодиево"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balalayka.docx | 26.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Балалайка. Русский детектив»
Познавательный музыкальный досуг
(для детей старшего возраста и их родителей)
Куприянова Т.М., музыкальный руководитель
высшей категории, МДОУ№27, Ярославль
Программное содержание:
- проследить историю русского народного инструмента «балалайка» как национального символа России;
- Показать отражение самобытности русского народа в народной музыке, картинах Б.Кустодиева (использовать музыкальную презентацию «М.Глинка Камаринская – Картины Б.Кустодиева»).
- осуществляя интегративный подход, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка;
- творчески приобщить воспитанников к традициям русского музыкального фольклора: пению частушек, хороводной игре, инсценированному чтению стихов, поговорок;
- активизировать слуховое и зрительное внимание «живой» игрой на балалайке;
- расширить музыкальный кругозор: ознакомить с понятием «Оркестр русских народных инструментов», его основоположником В.В.Андреевым;
- закрепить в игровой форме знание народных и классических инструментов;
- на материале русского музыкального фольклора воспитывать патриотические чувства детей;
- усилить эмоционально-образное восприятие, используя видеоряд, ИКТ, стильное оформление зала;
- осуществлять музыкально-эстетическое воспитание детей во взаимодействии ДОУ с социальными партнёрами: родителями и представителями детской школы искусств Заволжского района.
Подготовительная работа
- Разучить с детьми частушки, игру, литературный материал.
- Сделать русские костюмы для воспитанников.
- Оформление зала: экран, стилизованные под Палех «цветы» вразброс по занавесу.
- Подобрать музыкальное сопровождение и видеоряд в интернете, подготовить презентацию.
- Установить связь с ДШИ, определиться с репертуаром.
Использованный литературный и музыкальный материал:
- Т.Петрова. Про свирель, гудок и бубен. Детская энциклопедия русских народных музыкальных инструментов.
- Балалайка. Русский детектив. Материал проекта Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (в музее Музыки, Шереметьевский дворец).
- Интернетресурс: презентация «М.Глинка. Камаринская – Картины Б.Кустодиева», «Попурри» в исполнении шоу-оркестра русских народных инструментов «Русский стиль», видео-иллюстрации «Гулянье», «Заволжский район».
- «Волга-реченька глубока» - обработка для балалайки и фортепиано.
- Русская народная игра «По-за городу гуляет».
- Частушки, посвящённые 80-летию Заволжского района. Слова Т.Куприяновой.
- Поговорки о балалайке.
Ход развлечения
Собираются гости, входят под музыку дети (3-ми, по2 в русских костюмах), садятся по обе стороны зала.
Музыкальный руководитель:
Добрый вечер, гости дорогие, гости званые, гости желанные!
А собрались мы с вами для беседушки, для забавушки,
Как когда-то собирались наши прадедушки да прабабушки.
В гостях у нас ученик школы искусств Куприянов Рома (представляет).
А поговорим мы сегодня с вами о русском народном инструменте балалайке
(жест на экран, на котором изображена балалайка как символ России).
Балалайка как-то незаметно стала всемирно известным символом России.
Откуда же взялся этот инструмент? Как же это произошло, что балалайка однозначно ассоциируется с Россией?
Первые упоминания о балалайке можно найти…вы не поверите – в криминальной (полицейской) хронике! 4оо лет тому назад в полицейский участок (приказ) забрали за хулиганство 2ух голодранцев, один из которых был с балалайкой.
Ребята, а к какому виду инструментов относится балалайка: к струнным, ударным или духовым? (к струнным). Правильно.
Балалайка не всегда выглядела так, как сейчас (берёт у музыканта балалайку). Корпус старинной балалайки был похож на лопату, а гриф (показывает) был в 4 раза длиннее корпуса – этакая сапёрная лопатка с 2умя струнами. На одной струне играли мелодию, а другая гудела на одном звуке для создания музыкального фона.
Позднее, уже в 19 веке, балалайка стала треугольной и трёхструнной. Вот такой. Известный исследователь истории музыкальных инструментов того времени писал: «Народ, изготовляя сам свой инструмент, перешёл от круглой формы корпуса к треугольной, как более лёгкой и удобной для самодельного сооружения!» И склеивали его из треугольных деревянных дощечек.
Ребята, так кто же играл на балалайке? …Конечно, простой народ: крестьяне в деревнях, городская беднота, дворовые , которые служили богатым людям.
Балалайка считалась «мужицкой забавой».
Видеоряд на фоне балалаечного наигрыша (например, «Камаринской»).
Ни одно гулянье молодёжи не обходилось без любимой весёлой балалаечки.
(иллюстрации видеоряда).
О ней сложили много песен, стихов, поговорок.
Дети: 1.Бери балалайку в руки и не станет скуки.
2. Балалайка не огонь, а разогреет.
Выходит мальчик с балалайкой (бутафорской):
Вечор Васенька по улице прошёл,
Он и наигры наигрывает,
В балалаечку набрякивает –
Балалайка выговаривает…Видеоряд – «Гулянье».
Наши молодцы да красны девицы тоже по загороду гуляют, себя потешают.
(выносится в центр стул для балалаечника).
Балалаечник Рома: Вот и я…Возьму балалаечку
Да пойду гуляти.
Стану я играти,
Песни припевати
(выходит, садится, дети заводят круг – звучит музыка).
Муз. рук.: 1,2,3-начинаем мы играть, Королевича выбирать.
Дети считаются, выбирают Королевича:
Мы за городом гуляем,
Королевича выбираем.
1,2,3, Королевич – это ты!
Исполняется хороводная игра «По-за городу гуляет»
(балалаечник подыгрывает), сели.
Муз.рук.: Вот мы и услышали голос живой балалайки. А какой у неё характер? (ответы детей и родителей). Согласна, она звучит весело, беззаботно, иногда и дурашливо. Продолжаем наше расследование.
Попросим Рому рассказать и показать, как играют на балалайке, какими приёмами. Во - первых мы сказали, что балалайка струнный инструмент, и это мы видим, но струнные бывают смычковыми и щипковыми. К какому же виду относится балалайка? Рома, наиграй нам что-нибудь. (Дети - к струнным щипковым). На балалайке можно играть разными приёмами. Рома, покажи, пожалуйста. (Рома показывает и комментирует):
- Бряцанием указательного пальца;
- Щипком (левая рука прижимает струну, регулируя высоту звука);
- «Дробь» (бряцание четырьмя пальцами);
- Плектром.
Муз. рук.: А сейчас Рома исполнит целиком музыкальное произведение на балалайке – «Волга-реченька глубока»….». Это обработка русской народной песни. Я ему проаккомпанирую на фортепиано.
(После исполнения дети комментируют настроение, характер музыки).
На гуляньях балалайка была непременной участницей исполнения частушек.
Частушки – это коротенькие шутливые песенки «на злобу дня», т.е. про современные события, проблемы. В этом году мы с вами, заволжане, отмечаем юбилей – 80 лет нашему Заволжскому району. Продолжая русские традиции, мы и хотим спеть для вас частушки.
Исполняются частушки «Заволжане»
(сопровождается видеорядом с видами Заволжья).
Долгое время балалайка считалась «мужицкой забавой». И только в конце 19, начале 20 века популярной и уважаемой балалайку сделал тверской дворянин Василий Васильевич Андреев (портрет на экране).
Он очень ярко описывал своё знакомство с балалайкой , когда его работник Антип «наигрывал плясовую песню, вначале довольно медленным темпом, а потом всё быстрее и быстрее. Звуки разгорались всё ярче, мелодия лилась полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске. По двору шла работница с вёдрами воды на плечах. Я заметил, как тяжёлые вёдра заколыхались и из них полилась вода, а ноги крестьянки стали выделывать фигуры в такт с музыкой».
И вот Андреев, будучи виртуозным скрипачом, очарованный балалайкой, отказывается от скрипки и становится балалаечником. Он чувствовал, что русская народная музыка – это душа народа и искренне хотел пробудить в русском обществе любовь к народной песне, пропагандировал балалайку как выразительный народный инструмент. Но неказистую народную балалайку нужно было улучшить, усовершенствовать. С этой целью он обратился к скрипичным мастерам. Известные мастера очень стеснялись делать балалайки, считая их низким инструментом, но благодаря усилиям Андреева они постепенно втянулись в эту работу, усовершенствовали балалайку и вместе с ним разработали оркестровые разновидности этих инструментов.
(Показать разновидности оркестровых балалаек).
В.В.Андреев создаёт первый в России оркестр народных инструментов, ведущая роль в котором принадлежит балалайке. Своим задушевным, высокохудожественным исполнением народной музыки оркестр народных инструментов под руководством Андреева покорил не только Россию, но и другие страны. Вот как высоко вознеслась балалайка!
(Показать видео - игру оркестра народных инструментов).
Ребята, сейчас мы видели и слышали русский народный оркестр, но бывает и симфонический оркестр, в который входят другие инструменты – классические. Давайте поиграем: одна команда будет выбирать русские народные инструменты, а другая – классические.
Проводится игра «Выбери народные инструменты или классические».
(Дети соревнуются, кто быстрее соберёт карточки с изображением нужных музыкальные инструментов, потом называют их).
Уважаемые гости, ребята, вот мы и заканчиваем нашу беседу о русской балалайке, о том, какой достойный путь она прошла от «мужицкой забавы» до высокохудожественного концертного инструмента, покорившего весь мир.
Русские музыканты, композиторы своим творчеством хотели рассказать о своём народе, черпали вдохновение в народной музыке. Сейчас мы услышим «Камаринскую» М.И.Глинки. Это обработка русской народной плясовой шуточной песни, а М.Глинка говорил: «Музыку создаёт народ, а мы её аранжируем». Дополнят «Камаринскую» картины выдающегося русского художника Б.Кустодиева, в которых он тоже хотел рассказать о русском народе: его характере, жизненном укладе, традициях. Картины его пронизаны солнечным светом, оптимизмом, радостью жизни.
Музыкальная презентация «М.Глинка. Камаринская – Картины Б.Кустодиева».
После просмотра так и хочется воскликнуть словами А.С.Пушкина:
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Звучит русская народная музыка, дети уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников "Праздник русской берёзки" с использованием русско- народного фольклора
"Праздник русской берёзки" приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения поз...
ПРОЕКТ: «Музыкально-валеологическое воспитание старших дошкольников средствами музыкального фольклора»
Цель проекта.Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий(через постановку фольклорных спектаклей). Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными ж...
Развитие музыкально – ритмических способностей старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер ...
«Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр»
Статья «Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр» ( для родителей)...
Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений
В данной статье рассматривается такой вид музыкальной деятельности, как слушание. Определяются методы, приёмы и условия успешного освоения этого вида деятельности. Отмечается взаимосвязь слушания с др...
Конспект музыкального занятия в старшей группе «В гостях у русской матрёшки»
Конспект музыкального занятия в старшей группе «В гостях у русской матрёшки»Развитие музыкального восприятия, музыкальной отзывчивости, музыкальных способностей; накопление музыкальных впе...
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)
Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...