Музыкально - познавательный досуг для старших дошкольников и их родителей "Балалайка. Русский детектив"
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Куприянова Татьяна Михайловна

В ходе досуга выясняется, почему балалайка стала символом России, дети приобщаются к русскому фольклору: поют частушки, водят хоровод, инсценируют стихи и поговорки, играют на народных инструментах. 

Для усиления восприятия материала используется: видеоряд, ИКТ, живое исполнение на балалайке, презентация "М. Глинка. Камаринская - картины Б.Кустодиево"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balalayka.docx26.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Балалайка. Русский детектив»

Познавательный музыкальный досуг

(для детей старшего возраста и их родителей)

                                             

Куприянова Т.М., музыкальный руководитель

высшей категории, МДОУ№27, Ярославль

Программное содержание:

  • проследить историю русского народного инструмента «балалайка»  как национального символа России;
  • Показать отражение самобытности русского народа в народной музыке, картинах Б.Кустодиева (использовать музыкальную презентацию «М.Глинка Камаринская – Картины Б.Кустодиева»).
  • осуществляя интегративный подход, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы  личности ребёнка;
  • творчески приобщить воспитанников к традициям русского музыкального фольклора: пению частушек, хороводной игре, инсценированному чтению стихов, поговорок;
  • активизировать слуховое и зрительное внимание «живой» игрой на балалайке;
  • расширить музыкальный кругозор: ознакомить с понятием «Оркестр русских народных инструментов», его основоположником В.В.Андреевым;
  • закрепить в игровой форме знание народных и классических инструментов;
  • на материале русского музыкального фольклора воспитывать патриотические чувства детей;
  • усилить эмоционально-образное восприятие, используя видеоряд, ИКТ, стильное оформление зала;
  • осуществлять музыкально-эстетическое  воспитание детей во взаимодействии ДОУ с социальными партнёрами: родителями и представителями детской школы искусств Заволжского района.

Подготовительная работа

  1. Разучить с детьми частушки, игру, литературный материал.
  2. Сделать русские костюмы для воспитанников.
  3. Оформление зала: экран, стилизованные под Палех «цветы» вразброс по занавесу.
  4. Подобрать музыкальное сопровождение и видеоряд в интернете, подготовить презентацию.
  5. Установить связь с ДШИ, определиться с репертуаром.

Использованный литературный и музыкальный материал:

  • Т.Петрова. Про свирель, гудок и бубен. Детская энциклопедия русских народных музыкальных инструментов.
  • Балалайка. Русский детектив. Материал проекта Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (в музее Музыки, Шереметьевский дворец).
  • Интернетресурс: презентация «М.Глинка. Камаринская – Картины Б.Кустодиева», «Попурри» в исполнении шоу-оркестра русских народных инструментов «Русский стиль», видео-иллюстрации  «Гулянье», «Заволжский район».
  • «Волга-реченька глубока» - обработка для балалайки и фортепиано.
  • Русская народная игра «По-за городу гуляет».
  • Частушки, посвящённые 80-летию Заволжского района. Слова Т.Куприяновой.
  • Поговорки о балалайке.

Ход развлечения

Собираются гости, входят под музыку дети (3-ми, по2 в русских костюмах), садятся по обе стороны зала.

Музыкальный руководитель:

Добрый вечер, гости дорогие, гости званые, гости желанные!

А собрались мы с вами для беседушки, для забавушки,

Как когда-то собирались наши прадедушки да прабабушки.

В гостях у нас ученик школы искусств Куприянов Рома (представляет).

А поговорим мы сегодня с вами о русском народном инструменте балалайке

(жест на экран, на котором изображена балалайка как символ России).

Балалайка как-то незаметно стала всемирно известным символом России.

Откуда же взялся этот инструмент? Как же это произошло, что балалайка однозначно ассоциируется с Россией?

Первые упоминания о балалайке можно найти…вы не поверите – в криминальной (полицейской) хронике! 4оо лет тому назад в полицейский участок (приказ) забрали за хулиганство 2ух голодранцев, один из которых был с балалайкой.

Ребята, а к какому виду инструментов относится балалайка: к струнным, ударным или духовым? (к струнным). Правильно.

Балалайка не всегда выглядела так, как сейчас (берёт у музыканта балалайку). Корпус старинной балалайки был похож на лопату, а гриф (показывает) был в 4 раза длиннее корпуса – этакая сапёрная лопатка с 2умя струнами. На одной струне играли мелодию, а другая гудела на одном звуке для создания музыкального фона.

Позднее, уже в 19 веке, балалайка стала треугольной и трёхструнной. Вот такой. Известный исследователь истории музыкальных инструментов того времени писал: «Народ, изготовляя сам свой инструмент, перешёл от круглой формы корпуса к треугольной, как более лёгкой и удобной для самодельного сооружения!» И склеивали его из треугольных деревянных дощечек.

Ребята, так кто же играл на балалайке? …Конечно, простой народ: крестьяне в деревнях, городская беднота, дворовые , которые служили богатым людям.

Балалайка считалась «мужицкой забавой».

Видеоряд на фоне балалаечного наигрыша  (например, «Камаринской»).

Ни одно гулянье молодёжи не обходилось без любимой весёлой балалаечки.

(иллюстрации видеоряда).

О ней сложили много песен, стихов, поговорок.

Дети:                     1.Бери балалайку в руки и не станет скуки.

                               2. Балалайка не огонь, а разогреет.

Выходит мальчик с балалайкой (бутафорской):

                                 Вечор Васенька по улице прошёл,

                                 Он и наигры наигрывает,

                                 В балалаечку набрякивает –

                                 Балалайка выговаривает…Видеоряд – «Гулянье».

Наши молодцы да красны девицы тоже по загороду гуляют, себя потешают.

(выносится в центр стул для балалаечника).

Балалаечник Рома:  Вот и я…Возьму балалаечку        

                                  Да пойду гуляти.

                                  Стану я играти,

                                  Песни припевати

 (выходит, садится, дети заводят круг – звучит музыка).

Муз. рук.:               1,2,3-начинаем мы играть, Королевича выбирать.

                                 Дети считаются, выбирают Королевича:

                                 Мы за городом гуляем,

                                 Королевича выбираем.

                                 1,2,3,  Королевич – это ты!

Исполняется хороводная игра «По-за городу гуляет»

(балалаечник подыгрывает), сели.

Муз.рук.:   Вот мы и услышали голос живой балалайки. А какой у неё характер?  (ответы детей и родителей). Согласна, она звучит весело, беззаботно, иногда и дурашливо. Продолжаем наше расследование.

Попросим Рому рассказать и показать, как играют на балалайке, какими приёмами. Во - первых мы сказали, что балалайка струнный инструмент, и это мы видим, но струнные бывают смычковыми и щипковыми. К какому же виду относится балалайка? Рома, наиграй нам что-нибудь. (Дети - к струнным щипковым). На балалайке можно играть разными приёмами. Рома, покажи, пожалуйста. (Рома показывает и комментирует):

  • Бряцанием указательного пальца;
  • Щипком (левая рука прижимает струну, регулируя высоту звука);
  • «Дробь» (бряцание четырьмя пальцами);
  • Плектром.

Муз. рук.:  А сейчас Рома исполнит целиком музыкальное произведение на балалайке – «Волга-реченька  глубока»….». Это обработка русской народной песни. Я ему проаккомпанирую на фортепиано.

(После исполнения дети комментируют настроение, характер музыки).

На гуляньях балалайка была непременной участницей исполнения частушек.

Частушки – это коротенькие шутливые песенки «на злобу дня», т.е. про современные события, проблемы. В этом году мы с вами, заволжане, отмечаем юбилей – 80 лет нашему Заволжскому району. Продолжая русские традиции, мы и хотим спеть для вас частушки.

Исполняются частушки «Заволжане»

(сопровождается видеорядом с видами Заволжья).

Долгое время балалайка считалась «мужицкой забавой». И только в конце 19, начале 20 века популярной и уважаемой балалайку сделал тверской дворянин Василий Васильевич Андреев (портрет на экране).

Он очень ярко описывал своё знакомство с балалайкой , когда его работник Антип «наигрывал плясовую песню, вначале довольно медленным темпом, а потом всё быстрее и быстрее. Звуки разгорались всё ярче, мелодия лилась полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске. По двору шла работница с вёдрами воды на плечах. Я заметил, как тяжёлые вёдра заколыхались и из них полилась вода, а ноги крестьянки стали выделывать фигуры в такт с музыкой».

И вот Андреев, будучи виртуозным скрипачом, очарованный балалайкой, отказывается от скрипки и становится балалаечником. Он чувствовал, что русская народная музыка – это душа народа и искренне хотел пробудить в русском обществе любовь к народной песне, пропагандировал балалайку как выразительный народный инструмент. Но неказистую народную балалайку нужно было улучшить, усовершенствовать. С этой целью он обратился к скрипичным мастерам. Известные мастера очень стеснялись делать балалайки, считая их низким инструментом, но благодаря усилиям Андреева они постепенно втянулись в эту работу, усовершенствовали балалайку и вместе с ним разработали оркестровые разновидности этих инструментов.

(Показать разновидности оркестровых балалаек).

В.В.Андреев создаёт первый в России оркестр народных инструментов, ведущая роль в котором принадлежит балалайке. Своим задушевным, высокохудожественным исполнением народной музыки оркестр народных инструментов под руководством Андреева покорил не только Россию, но и другие страны. Вот как высоко вознеслась балалайка!

(Показать видео -  игру оркестра народных инструментов).

Ребята, сейчас мы видели и слышали русский народный оркестр, но бывает и симфонический оркестр, в который входят другие инструменты – классические. Давайте поиграем: одна команда будет выбирать русские народные инструменты, а другая – классические.

Проводится игра «Выбери народные инструменты или классические».

(Дети соревнуются, кто быстрее соберёт карточки с изображением нужных музыкальные инструментов, потом называют их).

Уважаемые гости, ребята, вот мы и заканчиваем нашу беседу о русской балалайке, о том, какой достойный путь она прошла от «мужицкой забавы» до высокохудожественного концертного инструмента, покорившего весь мир.

Русские музыканты, композиторы своим творчеством хотели рассказать о своём народе, черпали вдохновение в народной музыке. Сейчас мы услышим «Камаринскую» М.И.Глинки. Это обработка  русской народной плясовой шуточной песни, а М.Глинка говорил: «Музыку создаёт народ, а мы её аранжируем». Дополнят  «Камаринскую» картины выдающегося  русского художника Б.Кустодиева, в которых он тоже хотел рассказать о русском народе: его характере, жизненном укладе, традициях. Картины его пронизаны солнечным светом, оптимизмом, радостью жизни.

 Музыкальная презентация «М.Глинка. Камаринская – Картины Б.Кустодиева».

После просмотра так и хочется воскликнуть словами А.С.Пушкина:  

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!

Звучит русская народная музыка, дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников "Праздник русской берёзки" с использованием русско- народного фольклора

"Праздник русской берёзки" приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения поз...

ПРОЕКТ: «Музыкально-валеологическое воспитание старших дошкольников средствами музыкального фольклора»

Цель проекта.Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий(через постановку фольклорных спектаклей). Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными ж...

Развитие музыкально – ритмических способностей старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности

В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер ...

«Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр»

Статья «Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр» ( для родителей)...

Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений

В данной статье рассматривается такой вид музыкальной деятельности, как слушание. Определяются методы, приёмы и условия успешного освоения этого вида деятельности. Отмечается взаимосвязь слушания с др...

Конспект музыкального занятия в старшей группе «В гостях у русской матрёшки»

Конспект музыкального занятия в старшей группе «В гостях у русской матрёшки»Развитие музыкального восприятия, музыкальной отзывчивости, музыкальных способностей; накопление музыкальных впе...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...