Программа обучения правил дорожного движения в работе в разновозрастной группе дошкольного возраста
методическая разработка по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obucheniya.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мусохрановская начальная общеобразовательная школа»
Программа обучения правил дорожного движения в работе в разновозрастной группе дошкольного возраста
Составитель: Марудина Наталья
Николаевна
Воспитатель дошкольной
группы
2015г.
Пояснительная записка
С каждым годом на улицах не только городов, но и деревень увеличивается количество автомобилей, автобусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости...
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя морщиться от выхлопных газов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.
С дорожной азбукой и правилами безопасности на улицах ребенок знакомится очень рано – как только начинает топать ножками рядом с родителями по улицам, где совсем недавно его катали спящего в коляске.
Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно – идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения.
Формируя поведенческую культуру дошкольника как основу его безопасности на дорогах и улицах, важно рассказать ребенку об устройстве дорог и улиц на примере нашей деревни.
Актуальность
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, в 30 раз больше, чем в Италии. (Д.В. 2007 №7, стр. 122.)
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану жизни и здоровья.
Лозунг «Берегите ребенка», под которым Екатерина 11 в 1764 г. издала Указ о применении смертельной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребенка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций и стран, особенно для воспитателей дошкольных учреждений.
Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается.
Дошкольную группу посещают дети из 3 деревень. Дошкольники утром и вечером становятся и пассажирами, и пешеходами. Поэтому они должны знать и выполнять правили пассажиров и пешеходов.
Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо провести соответствующую работу с педагогическим коллективом. В целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении ведется следующая работа:
- Вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно- образовательного процесса рассматриваются на совещаниях педагогических работников, административных совещаниях при заведующем;
- Оформлен стенд для детей и родителей «Правила дорожные знать каждому положено».
- Ведутся беседы с родителями о правилах поведения на дрогах.
Цель:
Сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Задачи для воспитателей:
1. Помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
2. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
3. Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
4. Выработать систему воспитательно-образовательной работы.
Задачи для детей старшего дошкольного возраста:
1. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
2. Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
3. Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
4. Расширять знания о городском транспорте.
5. Продолжать знакомить с дорожными знаками.
6. Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
7. Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.
Содержание уголка безопасности дорожного движения
В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовыми и легковыми автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит машины. Обучаются различать красный и зеленый цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
набор транспортных средств;
иллюстрации с изображением транспортных средств;
кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;
атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта);
дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умения различать красный, желтый, зеленый цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры». «Найди такую же картинку»;
простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
макет транспортного светофора.
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
макет светофора с переключающимися сигналами;
дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит должны быть схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор);
организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД.
Использование различных форм, методов и средств ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице
Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД, можно через все виды деятельности. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы создаём условия для освоения правил уличного с дифференцированием пространственных направлений, учим детей пользоваться планами, схемами, моделями. Активизируем интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игровые и бытовые – ситуации, создаём условия для их решения.
На занятиях по развитию речи используем различные методы и приёмы по знакомству детей с правилами безопасного поведения.
Кроме того, знакомим с основными видами и характеристиками движения направление, траектория, путь, скорость, причины и способами их измерения. Для этого совместно с детьми мы анализируем движения игрушек на колесах и без колёс, движения предметов по разным поверхностям. На этой основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводятся знакомство детей с ПДД.
На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию проводим индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т.д. в детском саду проходят выставки: «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй пешеход», « Транспорт» и т.д. интересную работу дети проводят с книжками раскрасками, где развивают любознательность и исследовательскую работу основанную на создании спектра возможностей для моделирования с различным материалом. Конструируют различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД.
Большое значение для закрепления знаний имеет экскурсия. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками и т.д.
Беседа такая форма работы проводится с детьми как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
Тематический словарь для детей старшего дошкольного возраста
Улица: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, шофер, пешеходный переход, светофор, милиционер-регулировщик, жезл, перекресток, железная дорога.
Транспорт: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна, «скорая помощь», пожарная машина, ветеринарная помощь, машина ДПС, милиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, прицеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.
Дорожные знаки: железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево), одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд.
Содержание работы по ПДД в ДОУ
Содержание деятельности | Ответственные | Сроки выполнения | Результат | |
1-й этап – Подготовительный | ||||
Изготовление вместе с детьми и расстановка дорожных знаков на площадке детского сада. | Воспитатели | Сентябрь | Пополнение предметно-развивающей среды. | |
Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения (с родителями). | Воспитатель | Сентябрь | Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД. | |
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним. | Воспитатель | В течение года | Закрепление с детьми ПДД. | |
Сюжетно-ролевые игры: «Механики», «Водители и пешеходы». | Воспитатель | В течение года | Закрепление ПДД. | |
Рассматривание проблемных игровых ситуаций: | Воспитатель | В течение года | Закрепление ПДД. | |
Родительское собрание «Как знакомить детей с ПДД». | Воспитатели | Октябрь | Закрепление знаний родителей о ПДД. | |
Укрепление материально-технической базы: | Воспитатели, заведующий МБОУ, инспектор ГИБДД, родители | Сентябрь | Укрепление материально-технической базы. | |
Выпуск буклета для родителей «Правила езды на велосипеде для дошкольников». | Заведующий МБОУ, воспитатель | Сентябрь-октябрь | Информированность родителей. | |
Педагогический час «Обучение детей ПДД» (для педагогов ДОУ). | Инспектор ГИБДД | Ноябрь | Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства. | |
Разработка и упорядочение в метод. кабинете ДОУ пакета документов по нормативно-правовому, методическому и организационному обеспечению обучения детей ПДД. | Заведующий МБОУ | В течение года | Создание нормативно-правовой и методической базы | |
2-й этап – Основной | ||||
Семинар: « О программе воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах. Об изучении методических рекомендаций к программе.» | Педработники | Декабрь |
| |
«Авария на дороге» – тренинговая адаптивная (социальная) игра с сюжетно-ролевыми действиями. | Воспитатель | Январь | Закрепление умения различать и оценивать собственное поведение в транспорте и на дороге. | |
«Перекресток» – досуговая развлекательная игра. | Воспитатель | Февраль | Закрепить умение различать дорожные знаки. | |
«Почему шумит улица?» – экскурсия. | Воспитатель | Март | Знакомство детей с различными видами транспорта. | |
«Кто самый быстрый водовоз?» – досуговая подвижная игра-соревнование. | Воспитатель | Апрель | Воспитание умения демонстрировать свои физ. возможности, проявлять усердие. | |
Анализ отчетов воспитателя о работе по данному направлению. | Заведующий | Май | Анализ и самоанализ. | |
Проведение итоговой диагностики знаний и умений детей по ПДД. | Воспитатели | Май | Пакет диагностических карт. | |
Участие в работе семинаров по ознакомлению детей с ПДД. | Воспитатели | В течение года | Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства. | |
Проведение итогового педагогического совета по результатам работы. | Заведующий | Июнь | Аналитическая справка по итогам работы. |
Тематический план работы с детьми старшего возраста по ПДД
посредством художественной литературы
Месяц | Название произведения | Цель работы | Содержание работы |
Сентябрь | «Кто храбрей» А.Гангов «Счастливого пути» Л. Симонова | Обсуждение поведения мальчиков, выяснение причин несчастного случая. | Чтение, обсуждение. |
Октябрь | «Если бы…» О Бедарев «Светофор» А Северный «Светофор» В Кожевников | Закреплять знания о сигналах светофора и о правилах поведения на улице. | Чтение, аппликация. |
Ноябрь | «Дядя Степа-милиционер» С. Михалков. | Знакомство с работой милиционера-регулировщика. | Чтение, инсценировка. |
Декабрь | Загадки о транспорте.
| Знакомство с транспортом и правилами поведения в нем. | Отгадывание загадок. Сюжетное рисование. |
Январь | «Запрещается – разрешается» В Семернин | Знакомство с правилами перехода через улицу. | Чтение, режиссерская игра. |
Февраль | «Чудесный островок» А Дмоховский | Закрепление знаний о правилах перехода через улицу. | Чтение. |
Март | «Моя улица» С. Михалков. «Самый лучший переход» Я. Пишумов. | Уточнение знаний о переходах. | Чтение, сюжетное рисование. |
Апрель | Самокат» Н. Кончаловская «Мяч» С Маршак | Знакомство с правилами поведения во дворе. | Чтение. Вопросы к беседе: |
Май | «Песенка о правилах» Я Пишумов Литературная викторина. | Обобщение и закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улице. | Чтение. Вопросы к беседе: |
Ребенок должен знать правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Ребенок должен уметь:
- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Ребенок должен иметь представление:
- о работе милиционера – регулировщика;
- о работе водителя;
- о том, как водители заботятся об автомобиле;
- об автозаправочной станции, станции техобслуживания
Список средств обучения:
1. Иллюстративно-наглядный материал.
2. Целевые прогулки.
3. Экскурсии.
4. Игры на «макетах улиц».
5. Настольно-печатные игры.
6. Сюжетно-ролевые игры.
7. Детская художественная литература.
8. Видеофильмы, диафильмы, слайды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по безопасности дорожного движения с детьми и родителями младшего дошкольного возраста.
С каждым годом на улицах увеличивается количество автомобилей, автобусов, мотоциклов и других транспортных средств. Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч чел...
Интерактивная игра по дорожному движению "Загадки-отгадки" для детей старшего дошкольного возраста
Интерактивная игра по дорожному движению "Загадки-отгадки. Детям зачитывают загадку о дорожных знаках и они по описанию выбирают нужный знак....
Сценарий праздника по правилам дорожного движения "Веселый Светофор" для детей старшего дошкольного возраста
Легкий и веселый праздник по ПДД с участием любимых героев - Айболита и Светофора....
Досуг по правилам дорожного движения в старшей и разновозрастной группах «На улице — не в комнате, о том, ребята, помните!»
Досуг по правилам дорожного движения в старшей и разновозрастной группах «На улице — не в комнате, о том, ребята, помните!».Цель: расширение знаний детей о велосипеде, самокате...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. (игра – викторина «Счастливый случай» по правилам дорожного движения) для детей старшей разновозрастной группы 5-7 лет.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию.(игра – викторина «Счастливый случай»по правилам дорожного движения)для детей старшей разновоз...
Конспект основной образовательной деятельности по развитию речи и безопасности дорожного движения с детьми младшей разновозрастной группы на тему: «Не попади в беду на дороге»
Материал для педагогов ДОУ...
Конспект НОД в старшей группе. Спортивная эстафета по правилам дорожного движения «Юный пешеход». Для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект НОД в старшей группе.Спортивная эстафетапо правилам дорожного движения «Юный пешеход». Для детей старшего дошкольного возраста....