Методические рекомендации воспитателям по формированию у дошкольника навыка соблюдения ПДД.
учебно-методический материал на тему

Прилуцкая Алёна Александровна

В материале рассмотрены причины ДДП, указаны факторы, влияющие на детей, а так же задачи по формированию навыка безопасного поведения на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_pdd.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации воспитателям по формированию у дошкольника  навыка соблюдения ПДД.

Причины дорожно-транспортных происшествий

  1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом, т.к. мало у кого из детей выработан навык правильного перехода проезжей части: остановиться перед ней, посмотреть влево и вправо по мере перехода дороги и не сформирована привычка идти к пешеходному переходу.
  2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия, т.к. у детей нет привычки, осматривать проезжую часть, прежде чем выйти выйдя из транспортного средства, из-за кустарника или сугробов.
  3. Игра на проезжей части, для детей вся свободная территория – место для игр.
  4. Ходьба по проезжей части. Даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку ходить по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями.

Никаких злых намерений у детей  при этом в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

  • Физиологические
  • Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны.
  • Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. Он видит только то, что находится напротив.
  • Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная.
  • Надёжная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
  • Психологические
  • У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств. Основываясь на движения из микромира игрушек, ребёнок убеждён, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные. Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка в уже школе постепенно.
  • Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
  • Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт об отрицательных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Задачи по формированию навыка безопасного поведения на улице и в транспорте.

Первая младшая группа:

  1. Формировать умение различать красный, желтый и зелёный цвета.  
  2. Показать макет светофора и пояснить, что красный, желтый и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками).
  3. Проводить игры, с имитацией реального поведения на улице. Например, играв  «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

Вторая младшая группа:

  1. Продолжать знакомить с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями), рассматривая иллюстрации с изображением машин, наблюдая за транспортом во время прогулок. Сформировать знания, что транспортные средства имеют разные размеры.
  2. Отработать умение «видеть» большое транспортное средство как предмет, который может скрывать за собой опасность.
  3. Сформировать у детей  навык детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы), используя различные иллюстрации, наглядные пособия.
  4. В ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.
  5. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте тоже должно стать привычкой.
  6. Познакомить с понятием «тротуар», «проезжая часть», как местами движения машин и людей

Средняя группа:

  1. Закреплять понятия «тротуар» и «проезжая часть», как места движения машин и людей
  2. Отрабатывать навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.
  3. Познакомить с пешеходным переходом, его назначением. Сформировать умение находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах.
  4. Объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).
  5. Во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен правильно выполнить весь алгоритм действий. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

Старшая, а затем подготовительная группа:

  1. Дать чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
  2. Выработать у детей положительное отношение к закону.
  3. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки».
  4. Познакомить с работой регулировщика.

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержанием образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей.

Первая младшая группа: 

  • Набор транспортных средств
  • Иллюстрации с изображением транспортных средств
  • Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
  • Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
  • Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

Вторая младшая группа:

К предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

  • Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
  • Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть
  • Макет транспортного светофора (плоскостной).

Средняя группа:

К предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

  • Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки;
  • Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
  • На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

Старшая группа:

В уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

  • Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
  • Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
  • Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
  • Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Подготовительная группа:

Содержание уголка более усложняется:

Картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)

Окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.

Фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.

Содержание уголков для родителей по изучению правил дорожного движения.

Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.

Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.

Варианты оформления Уголка Безопасности:

  • Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).
  • Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации
  • Книжка-раскладушка

Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:

«Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»

«Внимание – мы ваши дети!»

«Ребёнок имеет право жить!»

«Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»

Уголок для родителей должен содержать:

  • Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе
  • Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей
  • Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
  • Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения
  • Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников...

Методические рекомендации воспитателям по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование речи у детей оказывает воспитатель....

Методические рекомендации воспитателям по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. большое влияние на формирование речи у детей оказывает воспитатель....

Методические рекомендации для педагогов и родителей по соблюдению личной и социальной безопасности детей.

В сегодняшней неспокойной действительности остро необходимо дать  дошкольникам такие знания, как "Хорошие и плохие прикосновения"," Хорошие и плохие секреты","Свои-чужие...

Методические рекомендации воспитателям по формированию у дошкольника навыка соблюдения ПДД.

Методические рекомендации воспитателям по формированию у дошкольника навыка соблюдения ПДД. Причины дорожно-транспортных происшествийВыход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко и...