Опыт работы по теме"Использовании коррекционной гимнастики на НОД по физическому воспитанию в дошкольном учреждении"
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика плоскостопия и укрепление мышц спины | 348.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1Актуальность
2 Теоретический аспект данной проблемы
3. Причины возникновения плоскостопия и нарушений осанки
4 Заключение
5 Задачи
6 Методы исследования
7 Перспективный план
8 Литература для изучения
9 Приложение
Актуальность
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Однако, по мнению Р.Б. Стеркиной и Ю.В. Коркиной (1997), в настоящее время система реабилитации детей в условиях ДОУ практически не сформирована. Отмечается разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала в оказании коррекционной помощи детям, наблюдается явно недостаточная осведомленность педагогов и родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей.
В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес. В частности, исследованиями Г.А. Шорина (1994) установлено, что 67,3% детей старшего дошкольного возраста имеют плоскостопие.
Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, это вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Что в дальнейшем способствует и является одной из причин скалиотических нарушений осанки.
Таким образом, целью моего изучения является разработка методов профилактики плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию.
Важная задача физического воспитания детей – формирование правильной осанки и правильной походки. Правильная красивая осанка – один из показателей здоровья. Установлено, что в большинстве случаев недостатки осанки дошкольников – это результат слабости мышц туловища, неумения удерживать туловище в правильном положении («небрежная осанка»). К общему снижению мышечного тонуса приводит также сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий. Во многих случаях, дети, имеющие нарушение осанки страдают так же и плоскостопием.
На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает плоскостопие.
Плоская стопа встречается у 15—23% детей, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры.
Профилактика и коррекция плоскостопия проводятся по трем направлениям:
— укрепление мышц стопы;
— ношение рациональной обуви;
— ограничение нагрузки на нижние конечности.
В решении первой задачи ведущая роль принадлежит физическим упражнениям. Использование игровой мотивации (создание образов птиц, животных
и т.д.) позволяет детям с охотой выполнять данные упражнения.
В соответствии с целью изучения в своей работе я поставила следующие задачи:
- Разработать план профилактики деформации стопы и укрепления мышц спины у детей дошкольного возраста;
- Реализовать методику профилактики деформации стопы и нарушений осанки;
- Провести среди родителей и педагогов детского сада мастер-класс по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.
Теоретические аспекты данной проблемы
Причины возникновения плоскостопия и нарушений осанки.
Причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина - общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний. Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка. Крайне неблагоприятно на состоянии стоп сказывается ношение плохо подобранной обуви.
Особенно часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плосковальгусной установкой стоп, которая формируется в раннем возрасте. Определить правильность положения стоп вполне по силам каждому родителю, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребенка со спины. В норме - пятка расположена соответственно продольной оси голени, в случае плоско-вальгусных стоп - пятка заметно отклонена кнаружи. Этот дефект, по последним данным, свидетельствует о врожденной аномалии нервной системы (энцефалопатии) и влечет за собой нарушения развития всего скелета.
Практически у всех детей плоскостопие сопровождается теми или иными дефектами опорно-двигательного аппарата, особенно часто - различными нарушениями осанки.
По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешенное. У детей чаще всего встречается продольная или смешанная формы. В детском возрасте плоскостопие чаще всего сочетается с отклонением пяток кнаружи, такие стопы называют плоско-вальгусными. Лечение и профилактика этого дефекта практически такие же, как и обычного плоскостопия (Олонцева Г.Н., 1985 г.).
При вальгусной деформации но, основные изменения происходят в коленом суставе. Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах. Общая слабость мышечно-связочного аппарата проявляется во всех суставах, стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плоско-вальгусное положение (пятки отклонены кнаружи), развивается плоскостопие (Красикова И.С., 2002 г.).
Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, выравниваются нижние конечности.
У маленьких детей осанки как таковой ещё нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, вертикальная поза неустойчива. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип, и уже в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания. Однако у детей 6-9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки — это норма для 6-9 летних детей. Устойчивая осанка формируется в среднем и старшем школьном возрасте. Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета. Нарушения осанки встречаются во всех возрастных группах, достигая 30 и более процентов, что является следствием нерационального соблюдения режима, условий быта, труда, слабое физическое развитие.
В дошкольном возрасте опорно-двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития, его формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия и нарушений осанки, исправить их путем укрепления мышц и связок стопы, спины.
При комплексном применении всех средств физического воспитания достигается наибольший результат коррекции плоскостопия, т.к. каждое из них по-разному влияет на организм ребенка.
Заключение
Учитывая актуальность проблемы, я считаю, что физическое развитие детей, направленное на коррекцию и профилактику плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников, сегодня как никогда востребовано именно в ДОУ.
Применение общеукрепляющих и корригирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особенно важное значение, так как в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность корригирования большая. Поэтому в практике корригирующих упражнений одно из ведущих мест должна занимать физическая культура, особенно в профилактике осанки и плоскостопия.
Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…)
2. Разработать перспективный план работы с детьми на год
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
4. Организовать работу кружка, создать необходимые условия для выполнения поставленной цели.
5. Оформить и пополнить нетрадиционным оборудованием в группе уголок физического развития и воспитания детей.
6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «Нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возроста», выступление на педагогическом совете по теме «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников»
7. Подготовить открытое занитие(провести) с использованием элементов корригирующей гимнастики .
8. Подготовить материал(консультации) и провести мастер-класс для родителей по теме.
Методы исследования:
- Изучение методической литературы по проблеме исследования.
- Диагностика физического развития дошкольников.
- Комбинированное исследование с целью выявления плоскостопия и нарушения осанки у детей.
- Опытно – практическая работа.
Нужно иметь в виду, что до 4 лет ставить ребенку диагноз "плоскостопие" просто несерьезно. У малышей на ножках есть физиологичная жировая подушка, и если сделать отпечаток такой стопы (плантографию), то можно увидеть вроде бы уплощение, которое плоскостопием на самом деле не является. Еще одна причина, по которой ошибочно ставят диагноз, - Х-образные ноги. Стопа в этом случае кажется плоской, но если ногу поставить строго вертикально, то отпечаток получится нормальный. Вот почему, если диагноз ставит не ортопед, а, скажем, хирург или врач лечебной физкультуры, болезнь может быть обнаружена там, где ее нет. |
Плоскостопие у детей 6-7 лет.Профилактика и лечение., автор Лосева В.С., 2004г.
О здоровье всерьез. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников
Авторы: Ю. А. Кириллова
Издательство: Детство-Пресс ,2010
Формируется осанка с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития. Своевременное воздействие на формирующуюся осанку очень важно. Чем раньше начнется профилактика и коррекция различных видов нарушений осанки, тем больше вероятность того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах. В лечебно-оздоровительной работе важное место занимает соответствующий комплекс мероприятий: подбор физических упражнений, количество их повторений, дозирование нагрузки, продолжительность занятий. [22]
Картушина Марина Юрьевна,
Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет.,Сфера,2010.
В методическом пособии представлена система оздоровительных интегрированных занятий для детей подготовительной к школе группы, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения у детей, повышение резистентности организма. В книге широко представлены приемы и методы оздоровления детей: различные виды массажа и самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений и корригирующей гимнастики, физкультминутки, пальчиковый игротренинг, специально подобранный песенный репертуар, ритмические танцы, подвижные игры и т.д. Весь практический материал разработан в соответствии с научно обоснованными оздоровительными методиками, адаптированными к возрасту детей. Методическое пособие адресовано музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам по физической культуре дошкольных образовательных учреждений, валеологам, учителям начальных классов. Выборочно материал может использоваться логопедами при работе со старшими дошкольниками в логопедических группах ДОУ и педагогами-дефектологами
Перспективный план по самообразованию
Сентябрь
- мониторинг
- Организовать работу кружка,
«Ритмика и аэробика в детском саду».
-изучение литературы -
Красикова Ирина Семеновна «Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов иплоскостопия»
Октябрь
занятия
беседы в соответствии с планом работы кружка
Ноябрь
занятие
Оформление папки передвижки.
Темы: «Растим детей здоровыми
Декабрь
Занятия
. Оформить и пополнить нетрадиционным оборудованием в группе уголок физического развития и воспитания детей.
Оформление папки передвижки.
Тема: «Игры по профилактике плоскостопия»
Январь познакомится с литературой в периодической печати.
Новые подходы к профилактике нарушений осанки и
сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию
Пенькова И.В. Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ № 9/2010
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы профилактики нарушений осанки и сводов стоп
в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. В ней представлены как
основные средства решения данной проблемы (упражнения на формирования навыка
правильной осанки, упражнения на укрепление мышц туловища, упражнения на укрепле!
ния мышц ног и формирования сводов стоп и подвижные игры), так и рекомендации по их
подбору для отдельного занятия. Также в статье представлены основные требования к перспективному планированию работы в этом направлении.
Ключевые слова
Профилактика нарушений осанки и сводов стоп, физическое воспитание дошкольников,
физические упражнения.
Сведения об авторе
Пенькова Ирина Витальевна, доцент кафедры МПФК, Сибирский государственный
университет физической культуры и спорта.
перспективному планированию работы в этом направлении.
Ключевые слова
Профилактика нарушений осанки и сводов стоп, физическое воспитание дошкольников,
физические упражнения.
Февраль
Занятие
Подготовить (провести) мастер-класс для родителей « Профилактика плоскостопия ».
Март
Занятие
Апрель
Занятия
Развлечение «………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..»
Май
мониторинг
Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год
Июнь
выставка детских работ
Организовать работу кружка на след учебный год,
Тема: «Осанка на заказ»
создать учебную программу
Литература для дальнейшего изучения
1. Бондин В.И. Концептуальные основы валеологического образования //Валеология. 1997, № 1, с. 7-8.
2. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: Учебник для студентов биол. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 1989. - 544 с.
3. Селиверстов В.И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание. 1997, № 12, с. 2-6.
4. Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 1985, № 6, с. 58-60.
5. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 1996, № 6, с. 2-14.
6. Стеркина P.Б., Коркина Ю.В. Итоги первого заседания Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования МОПО РФ //Дошкольное воспитание. 1997, № 10, с. 2-5.
7. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.
8. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Ортопедические болезни //Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983, с. 319-321.
9. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебн. пос. - Челябинск: УралГАФК, 1999. - 112 с.
10. Шорин Г.А., Мутовкина Т.Г., Тарасова Т.А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях //Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Матер. научн.-метод. конф. - Челябинск: ЧГИФК, 1994, с. 85-
Выводы:
Предлагаю использовать профилактические и коррегирующие упражнения, предложенные в
1Лосевой В.С (2004), Козыревой М. (1998), Кузнецовой М. (2002), Руновой М., Пукинской М.(2001);
Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год
Приложение № 1
Способ изготовления и использование нестандартного оборудования, направленность.
1. Рюкзачки
Материал: ткань, широкая резинка, песок или соль 400гр.
Использование: для формирования правильной осанки, игр - соревнований, для сюжетного занятия, как сюрпризный и игровой момент занятия, для ОРУ, и т.д.
Развитие: мышцы спины, плечевого пояса, брюшного пресса, выносливости, силы, коррекции осанки во время ходьбы, бега.
2. Чудесная дорожка
Материал: Клеёнка, поролон, липучки. На липучках плюшевые игрушки небольшого размера и плоские различные фигуры и предметы из дерматина крепятся.
Использование: для ходьбы, бега, прыжков, упражнений в равновесии, как ориентир, для построения в шеренгу, для профилактики плоскостопия, игр, ползания, прокатывания мячей ит.д.
Развитие: Мышц ног, ориентировки в направлении движения, равновесия, глазомера, мелкой моторики рук, координации и т.д.
3. Осьминожка
Материал: ткань, поролон, липучка на ножках и голове.
Использование: Для ОРУ, игр - соревнований, для ходьбы, бега, прыжков, для упражнений в равновесии, как ориентир, как сюрпризный и игровой момент в сюжетном занятии.
Развитие: Укрепление мышц рук, спины, плечевого пояса, ног, брюшного пресса. Также равновесия, ориентировки в пространстве, сенсорики, ЭМП и творческих способностей.
4. Лесенка - Чудесенка
Материал: Разноцветные дощечки с двумя отверстиями на концах, две длинные (шляпные) резинки или верёвки.
Использование: для упражнений на равновесие, профилактики плоскостопия, для игр, ползания, подлезания, перепрыгивания, как ориентир.
Развитие: для равновесия, координации, ориентировки, укрепления мышц ног, также сенсорики, ЭМП.
5. Черепашки
Материал: клеёнка, синтепон или поролон, цветная верёвка и палочка.
Использование: для закручивания, игр - соревнований, как ориентир при ходьбе, беге или построениях, как сюрпризный и игровой момент, для упражнений в равновесии.
Развитие: мелкой моторики рук, равновесия, развития речи, сенсорики, ориентировки, терпения и воли, а также для профилактики плоскостопия.
6. Гном
Материал: ткань, детское ведёрко, теннисные мячи (величина игрушки зависит от размера ведёрка)
Использование: для метания, как ориентир, как сюрпризный и игровой момент, как препятствие для бега, ходьбы, прыжков
Развитие: Мышц рук, плечевого пояса, глазомера, координации, ловкости.
7. Ходули
Материал: Разноцветные гимнастические палки, башмачки от «гусеницы» (Альма)
Использование: Для игр - соревнований, упражнений на равновесие и координацию. профилактика плоскостопия.
Развитие: равновесия, координации, ловкости, мышц рук и плечевого пояса, мышц свода стопы и голени.
8. Карусель
Материал: ткань, поролон, ленты разноцветные
Использование: для ходьбы, бега, ОРУ, прыжков, как ориентир, для игр - соревнований, для закручивания.
Развитие: мелкой моторики рук, координации, синхронности, ловкости, равновесия, мышц рук, плечевого пояса, спины, ног и т.д., а также сенсорики, ЭМП.
9. Лабиринт
Материал: ткань, клеёнка, поролон, дерматин цветной
Использование: для упражнений в равновесии, для прокатывания мяча, ползания, прыжков, игр, профилактики плоскостопия, для построений в круг, как ориентир.
Развитие: равновесия ориентировки, координации, мелкой моторики рук, мышц ног Развитие правильной остановки стоп при ходьбе, внимательности, ЭМП и сенсорики.
Приложение № 2
Самомассаж стоп.
Комплекс № 1
И.П. сидя на стуле.
1. Продольное растирание стоп, продвигая их вперед и назад вдоль коврика одновременно и поочередно.
2. Круговое растирание стоп, продвигая их по кругу, перемещая нагрузку от пятки к пальцам вдоль внешнего свода одновременно и поочередно.
3. Поперечное растирание стоп, продвигая их в стороны и к центру. Выполняется одновременно обеими ногами.
4. Захват ворсин коврика пальцами ног с удержанием в течение нескольких секунд.
5. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка супинации стоп, не выпуская ворсин.
6. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка раздвинуть стопы (разорвать коврик), не выпуская ворсин.
Комплекс № 2
И.П. стоя.
1. Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.
2. Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.
3. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.
4. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.
5. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.
6. Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.
Приложение № 3
Примерный перечень специальных физкультурных упражнений.
Комплекс №1
И.П. лежа на спине.
1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.
2. Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами.
3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.
4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.
5. Захват стопами крупного предмета (мяча, мешка с песком), перекладывание за голову с последующим возвращением в И.П.
6. Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд.
7. И.П. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных (КС), тазобедренных (ТБС) суставах, подошвы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
8. И.П. как в 5. Поочередный и одновременный отрыв пяток от пола с удержанием в течение 4-6секунд.
9. И.П. как в 5. Разведение ног с постановкой на носки, сведение с постановкой на пятки.
Комплекс №2
И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые.
1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием
2. стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.
3. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы. Сгибание ноги в КС одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в КС, подошвенное сгибание стопы, принятие И.П.
4. И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС,ТБС, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
5. И.П. как в 3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.
6. И.П. как в 3. Захват стопами крупного предмета, выпрямление ног в КС, возвращение в И.П.
7. И.П. как в 3. Гофрирование стопами коврика.
8. И.П. как в 3. Катание каждой стопой малого мяча.
9. И.П. как в 3 Катание стопами палки.
10.И.П. как в 3. Разведение ног с постановкой на пятки, сведение с постановкой на носки.
Комплекс № 3
И.П. стоя
1. Подъем на носки.
2. Подъем на пятки
3. Полуприседы на носках.
4. Подъем на наружные своды стоп.
5. И.П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.
6. И.П. стоя на гимнастической палке. Приседы.
7. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.
8. Повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола
9. Разведение пяток, И.П. Разведение носков, И.П.
Комплекс № 4
Упражнения в ходьбе
1. Ходьба на носках.
2. Ходьба на пятках.
3. Ходьба на наружном крае стопы
4. Ходьба на носках в полуприседе.
5. Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.
6. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы.
7. Ходьба по ребристой доске.
8. Ходьба по наклонной плоскости
Приложение № 4
Мы рекомендуем следующие физические упражнения
(выполнять их следует босиком):
- Стоя прямо за спиной стула, носки и пятки сомкнуть, руками опереться о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.
- Сидя на стуле, упереться ступнями в пол, ступни параллельно друг другу на ширине плеч. Пальцами ног, захватить какой – нибудь предмет (кусочек ткани, носовой платок, спичечный коробок и т.д.) и, не отрывая пяток от пола, передвигать этот предмет справа налево, пока обе стопы не повернуться пальцами внутрь.
- Положить на пол деревянный брусок (толщиной со среднюю книгу). Встать на края бруска так, чтобы пятки упирались в него, а пальцы – в пол. Медленно подниматься на носки и также опускаться в и.п.
- Сидя на стуле, поднимать с пола пальцами ноги мячик (для настольного тенниса или меньше).
- Походить 1-2 минуты на носочках, перенеся всю тяжесть тела на переднюю часть стопы.
- Сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты. Разводить колени в стороны, поднимая пятки от пола и поворачивая подошвы внутрь, сжать ступни.
- Стоя, попробуйте развести пальцы как можно шире (растопырить) или попробуйте сыграть гамму. Это сложное, но очень полезное упражнение.
- Стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (6-8 раз)
- Ходьба на наружных сводах стоп, руки на поясе (30-60 с).
- Стоя в основной стойке, руки на поясе. Поднять пальцы кверху, вернуться в и.п. (10-15 раз).
- Стоя носками внутрь, пятками наружу. Подняться на носки, вернуться в и.п. (10 раз).
- Стоя ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны. Выполнить присед, не отрывая ступней от пола. Встать в и.п. (6-8раз).
- Стоя, правая (левая) нога впереди носка левой (правой) (след в след). Подняться на носки (8-10 раз).
- Стоя на носках, руки на поясе, стопы параллельны. Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь (8-10 раз).
- Стоя на носках, повернуть пятки кнаружи и вернуться в и.п. (8-10 раз).
- Стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы (8-10 раз).
- Стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях, вернуться в и.п. (6-8раз)
- Упор, стоя на четвереньках. Передвигаться небольшими шагами вперёд (10-15 с). Тоже прыжками “зайчиком”.
- Ходьба в полуприседе (30-40 с).
- Стоя, поднять левую (правую) ногу. Разгибать и сгибать стопу (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10-12 раз каждой ногой.
- Стоя, поднять левую (правую) ногу, повернуть стопу кнаружи, затем внутрь. Повторить 4-6 раз.
- Стоя, поднять левую (правую) ногу. Круговые движения стопой.
- Стоя (под каждой стопой теннисный мяч), подкатывать мяч пальцами ног к пятке, не понимая её.
- Ходьба на носках “крадучись” (в полуприседе), носки внутрь.
- Ходьба “гусиным” шагом.
- Захватив пальцами ног карандаш или палочку, ходить (30-40с).
- Лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы вместе, упираются в пол. Активно разводить пятки с возвращением в и.п.
- Лёжа на спине, поочерёдно оттягивать носки (подошвенное сгибание) с одновременным поворотом стопы внутрь.
- И.п. – то же, но оттягивать носки одновременно.
- Лёжа на спине, ноги врозь. Скользить стопой правой ноги по голени левой (подошвенной поверхностью стопы пытаться охватить голень, пальцы сгибать).
- То же, но другой ногой.
- Лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах и упираются в пол. Поочерёдно отрывать пятки от пола.
- То же, но отрывать пятки от пола одновременно (передний отдел стопы касается пола).
- Лёжа на правом боку, Нои вытянуты. Сгибать левую ногу в коленном суставе. Оттягивать носок (подошвенное сгибание в голеностопном суставе), усиливать сгибание с помощью руки.
- То же, но в положении на левом боку.
- Лёжа на животе, руки на полу, носки повёрнуты внутрь. Поднимать голову и туловище (как при упражнениях для мышц спины) с поворотом стоп внутрь.
- Лёжа на животе, руки в пол, ноги вместе, носки оттянуты и повёрнуты внутрь. Перейти в упор, лёжа с опорой на тыльную поверхность стоп и наклоном туловища вперёд.
- Сидя на полу (без тапочек), колени подтянуты. Захватить пальцами ног скомканную бумажку и переложить её влево, затем вправо.
- Сидя на полу, ноги вытянуты, стопы параллельно на ширину ладони. Носки и пальцы ног взять “на себя” и повернуть наружу.
В первые занятия достаточно включить только 3-4 специальных упражнения для различных групп мышц. В дальнейшем можно увеличивать их число до шести. Каждое упражнение следует повторять вначале 4-6 раз, затем число повторений постепенно увеличивается до 10.
Приложение № 5
Рекомендательные упражнения для воспитателей.
Примерный комплекс гимнастики для профилактики плоскостопия детям 4-6 лет, представленный в игровой форме «у царя обезьян»
1. Пошли в обход по залу. Обычная ходьба.
2. Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята. Ходьба на носках, руки вверх.
4. Вот и прошли этот участок. Обычная ходьба.
1. Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке. Ходьба по следовой дорожке.
2. Переходим через ручей. Ходьба приставным шагом по гимнастической палке.
3. Утята гуляют возле ручья. Ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.
4. Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо. Ходьба в полуприседе на носках.
5. Это медведь идет. Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.
6. Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики. Обычная ходьба, построение вдоль обручей.
7. Маленькие обезьянки тоже хотят нас увидеть: поднимаются на носки. Подъем на носки, руки вверх. Вдох.
И.П. выдох.
1. Обезьянки поворачиваются вправо, смотрят на нас, влево поворачиваются, хотят всех нас увидеть. И.П. основная стойка. Повороты вправо с отведением правой руки вправо - вдох, И.П.- выдох. Повороты влево с отведением левой руки влево - вдох, И.П.- выдох. Выполняется без отрыва стоп.
2. Обезьянки показывают нам, какие у них мячики. И.П. стоя на обруче, в руках мяч. Полуприсед, мяч подняли - вдох. И.П. - выдох.
3. Наверное, мячи у обезьянок - любимые игрушки. И.П. то же. Подняли мяч, отставили правую ногу назад на носок - вдох, И.П. - выдох.
4. Обезьянки решили показать нам все свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков мелкие игрушки. И.П. Сидя.
5. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС,ТБС. Захват стопами мелких предметов перед собой и перемещение их вправо и влево.
6. Теперь обезьянки решили играть большими мячами. И.П. как в 14. Захват стопами большого мяча, выпрямление ног в КС - выдох, И.П. - вдох.
7. Обезьянки очень гибкие. Они выпрямили ноги и наклонились, потянулись к стопам руками. Наклон к прямым ногам - выдох -4-6 секунд. Стопы в положении тыльного сгибания. И.П. вдох.
8. Обезьянки собирают свои игрушки в домик. Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.
9. Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по наклонному бревну к высокому дереву. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке.
11. Перебираются с одного дерева на другое. Ходьба приставным шагом по шведской стенке.
12. Спускаются на землю. Лазание по шведской стенке.
13. Идут по каменистой гряде. Ходьба по ребристой доске.
14. И попадают прямо на берег с обилием мелких камушков. Обезьянки массируют стопы. Массаж стоп на роликовых массажерах.
15. Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают. Перекаты в группировке.
16. Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы.
. Доценко Л. Я здоровым быть мечтаю / Здоровье дошкольника. 2009. №1. С. 37-41.
2. Кириллова Ю. А. Наглядно методическое пособие. О здоровье всерьез. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников. СПб.
3. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. М., 2005.
4. Колотова К. В. Лисичке помогаем – вместе по лесу гуляем / Ребёнок в детском саду. 2010. №2. С. 50-52.
5. Лосева В. С. Плоскостопие у детей 6-7 лет. Профилактика и лечение. М., 2004.
8. Шапко О. Физкультурное занятие для детей и родителей / Здоровье дошкольника. 2010. №2. С. 43-44.
Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием
1. Ходьба летом босиком по песку, камешкам, траве; дома босиком по шершавой поверхности, например, по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками, — мощный фактор предупреждения плоскостопия.
2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т. д.
3. Из положения сидя на полу (стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку, на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга) .
4. Хождение на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.
5. Хождение по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом.
6. Хождение на внешней стороне стопы.
7. «Мельница». Сидя на коврике (ноги вытянуты вперед) ребенок производит круговые движения ступнями в разных направлениях.
8. «Художник». Рисование карандашом, зажатым пальцами левой (правой) ноги, на листе бумаги, который придерживается другой ногой.
9. «Утюжки». Сидя на полу потирать стопой правой ноги стопу левой ноги и наоборот. Производить скользящие движения стопами ног по голеням, затем — круговые движения.
10. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) по полу в течение трех минут.
Памятка для родителей
Плоскостопие. Как его выявить?
Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы. Мы предлагаем вам провести в домашних условиях исследование отпечатков стопы вашего сына (дочери) — плантографию.
Для этого возьмите несколько чистых листов писчей бумаги (желательно шероховатой, чтобы отпечатки были более четкими) и приготовьте водный раствор зеленки либо гуашевую краску, разведенную до консистенции молока. Посадите ребенка на низкий стул и при помощи ватного тампона нанесите на стопы ребенка одно из этих красящих веществ. Взяв сына (дочь) за обе руки, предложите встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторите процедуру два-три раза до получения отчетливых отпечатков стопы — плантограммы.
ПРИМЕЧАНИЕ. Можно просто намочить ноги ребенка и обвести карандашом получившийся на бумаге контур.
Оценка плантограммы. Возьмите карандаш и линейку и прочертите две линии.
Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка стопы — стопа плоская; если первая линия проходит внутри отпечатка — стопа уплощенная; если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии — стопа нормальная.
Другие признаки плоскостопия: боли в голеностопном суставе или икроножных мышцах (характерно для теплого периода года, когда ребенок много двигается) ; тяжелая, косолапая походка; обувь, сношенная с внутренней стороны.
Что надо знать, если у вашего ребенка обнаружилось плоскостопие?
• Следует обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом детской поликлиники.
• Плоскостопие — это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.
• При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате, когда ребенок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.
• Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается физиологическое плоскостопие, которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребенку 5, 5 лет, а стопа все еще плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.
• Причиной плоскостопия обычно является слабость мышц и связок стопы, избыточная масса тела, рахит, иногда наследственная предрасположенность или неправильное развитие некоторых плюсневых костей.
• Ношение неподходящей обуви (излишне узкой или свободной, без жесткого фиксированного задника; без эластичной подошвы, без каблука или с каблуком, превышающим 1 см) не может вызвать плоскостопия у детей с нормальной стопой. Но если у ребенка есть хотя бы незначительное уплощение свода стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.
• Для профилактики и коррекции плоскостопия существуют специальные несложные упражнения. Следует помнить, что выполнение корригирующих упражнений вместе с ребенком поддержит его интерес к лечению и даст больший эффект.
Факторов, влияющих на состояние опорно-двигательного аппарата дошкольников, весьма много. Поэтому для профилактики и коррекции имеющихся нарушений следует использовать целый комплекс средств: занятия физической культурой с элементами ЛФК, плавание в бассейне, упражнения на тренажерах, коррекционную гимнастику, физкультурные минутки и динамические паузы между занятиями, подвижные игры и т. д. Однако ведущая роль в решении проблем физического развития ребенка отводится семье. Поэтому комплекс упражнений, направленных на укрепление свода стопы, следует ежедневно выполнять дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению сч...
Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...
опыт работы на тему "использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
материал для педагогов...
Опыт работы на тему "ИКТ в организации и планировании процесса физического воспитания дошкольников"
Применение компьютерной техники позволяет внести новизну в физкультурное занятие, сделав его привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности представления учебного материала, позвол...
Обобщающий опыт работы на тему: «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район Харсекина Наталья Юр...
Опыт работы по теме"Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"
Обобщение опыта работы по теме...
Опыт работы по теме «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
laquo;Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»...