« Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»
материал на тему
семинар-практикум на тему "Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке", целью которого является: совершенствовать работу в ДОУ по физическому воспитанию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_5.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум на тему:
« Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»
Воспитатель: Колмакова Ю.С.
Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому воспитанию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей.
Задачи:
1. Формировать преставление педагогов о понятии «двигательная активность».
2. Разработать методические рекомендации к подвижным играм и упражнениям на прогулке и походов по всем возрастным группам.
3.Создать разнообразную физкультурно-игровую среду в группах, направленную на оптимизацию двигательной активности, а также на всестороннее развитие детей.
Оборудование: коврики 25х25 см. по количеству педагогов, на стене наклеенные ладони и стопы ног, методические рекомендации организации прогулок – походов на экологической тропе здоровья в разные сезоны и методические рекомендации к руководству играми и упражнениями на прогулке – в папках.
В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5- 6 часов.
Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют: регламентированную, частично – регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.
Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.
Частично-регламентированная двигательная активность- это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).
Нерегламентированная двигательная активность включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).
Двигательная активность – биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.
Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению его потребностей в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:
- чередование активной и пассивной деятельности;
- увеличение общей и моторной плотности всех форм физического воспитания;
- использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по физическому воспитанию.
Такая продуманность должна лежать в основе двигательной активности детей не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года. За время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15 000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма дошкольника. Продолжительность двигательной активности детей за период бодрствования должна составлять не менее
50-60% времени, при этом 90 – средней и малой интенсивности, 10-15% – большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.
Педагогу следует знать о возможных отклонениях в двигательном развитии детей и стоящими в связи с этим задачами воспитания. Специалисты выделяют:
- малую подвижность и частые периоды бездействия у детей;
- большую подвижность с высокой интенсивностью движений, однообразие или трафаретность движений, их бесцельность;
- отсутствие творчества в двигательной деятельности.
Воспитатель, с учетом перечисленных отклонений, активизирует интерес к движению или учит управлять движениями и выполнять их точно, обогащает состав движений и содержание деятельности в целом или развивает двигательное творчество.
Для того чтобы обеспечить достаточную двигательную деятельность детей, рекомендуется закрепление специального времени для этого (утренняя, дневная, вечерняя прогулки, физкультурные паузы между занятиями и др.), а также многофункциональное использование помещений ДОУ для увеличения двигательного компонента в режиме дня.
Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.
- Сейчас уважаемые коллеги, предлагаю вам игры для активной двигательной деятельности детей в условиях группы.
Игры с ковриками
Оборудование: текстильные коврики разных цветов 25 х 25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала.
Игра “Классики”
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.
Организация: коврики раскладываются на полу с чередованием: 1-й ряд – два коврика рядом, 2-й – один коврик, 3-й – два коврика рядом и т. д.
Ход игры:
Дети по очереди прыгают по коврикам как по классикам.
1 -й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;
2-й вариант; две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь;
3-й вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком.
Игра “Гигантские шаги”
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.
Организация: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.
Ход игры:
Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).
Игра “Весёлая дорожка”
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрестных движений; закреплении в речи пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.
Организация: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.
Ход игры:
Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.
Игра “Займи свое место”
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики; координации, внимания; формирование перекрестных движений; закреплении в речи пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы.
Организация: коврики располагаются по большому кругу.
Ход игры:
Воспитатель дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять (например: “Встань на красный коврик с зеленым овалом в середине”). После того как дошкольник займет свое место, он сам дает указание следующему игроку; тот, в свою очередь, продолжает игру, и
так до тех пор пока все играющие не займут свои места. По сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу дети занимают:
1 вариант – свои коврики;
2 вариант – любой коврик.
После чего каждый из игроков должен сказать, на каком коврике он оказался (например: “Я стою на синем коврике, в середине которого красный треугольник”).
Игры с тихим тренажером
Оборудование: “Тихий тренажер” – наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 штук) длиной 1,0-1,50 м для подпрыгивания.
Игра “Достань ягодку”
Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право – лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.
Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод.
Ход игры:
По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право – лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.
Игра “Пройди по стенке”
Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация. Организация: около стены расстилается мягкий коврик.
Ход игры:
Дети по очереди ложатся на пол и стараются “пройти” по дорожке на стене. Начинают от пола, постепенно поднимая ноги все выше, переходя в положение “Берёзка”.
Игра “Допрыгни до полочки”
Цель: развитие координации, пространственных отношений (право – лево), упражнение в прыжках с места в высоту, тренировка стопы.
Организация: дети строятся в колонну по одному. Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте от вытянутой руки самого низкого ребенка и до высоты прыжка самого рослого.
Ход игры:
Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.
Игра “Путаница”
Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право – лево), тренировка мышц плечевого пояса и рук.
Организация: на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.
Ход игры:
Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право – лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.
1-й вариант – ребёнок играет один и просто “ходит” руками по стенке;
2-й вариант – дети играют в паре “Кто быстрее доберется до условной метки?”. При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами, но не отрывать рук от стены;
3-й вариант – один ребёнок ведущий, он даёт команды другому ребёнку куда идти (например, правая – красная, левая – зеленая и т. д.).
(Раздать педагогам брошюры с играми для активной двигательной деятельности детей) в условиях группы и поиграть).
Подобная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми видами движений. Это обеспечивается поисками новых форм и содержания ролевых игр.
Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.
Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое назначение.
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы в парк, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.
Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.
(Показ педагогами физкультминутки и двигательной разминки).
Пальчиковая гимнастика развивает у детей мелкую моторику, что способствует формированию речи и письма.
На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.
Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.
Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.
Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.
Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно-профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем.
В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер может меняться и повторяться с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим дошкольников.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательные разминки между занятиями и т.д.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:
- оздоровительный бег на воздухе;
- пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
- гимнастика после дневного сна;
- двигательная разминка во время перерыва между занятиями;
- индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;
- прогулки-походы в парк;
- корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела;
- использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне (при наличия бассеина).
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Проводить занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе). Формирование подгрупп должно осуществляться с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня ДА и физической подготовленности.
При наличии бассейна необходимо проводить занятия по обучению детей плаванию не менее двух раз в неделю (желательно во второй половине дня, подгруппами по 10-12 человек).
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня ДА.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады.
Прогулка – наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических упражнений. Их продолжительность – 10-15 минут. Так, в дни проведения занятий по физической культуре включать игры, физические и строевые упражнения средней и низкой интенсивности в конце прогулки. В другие дни – 1-2 подвижные игры и 1-2 физических упражнения с более интенсивной нагрузкой, которые были изучены на физкультурном занятии. Формы организации подвижных игр и упражнений на прогулке могут быть разными, что зависит от характера прошедших и предстоящих занятий, времени года, индивидуальных особенностей детей.
(Предложить педагогам поиграть в подвижную игру «Сделай фигуру»).
Педагоги разбегаются по всему залу. По сигналу воспитателя они быстро останавливаются на месте и принимают какую-нибудь спортивную позу в парах: приседают, поднимают руки в стороны и т.п. Воспитатель отмечает, чья фигура интереснее.
Таким образом, двигательный режим дошкольника с оздоровительной направленностью, включающий в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволяет сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.
( Продемонстрировать педагогам папки с методическими рекомендациями для организации прогулок – походов на экологической тропе здоровья в разные сезоны и методическими рекомендациями к руководству подвижными играми и упражнениями на прогулке).
ДА – двигательная активность.
Литература:
1. Авченко Н. Почётный работник общего образования РФ, воспитатель по физической культуре, центр развития ребёнка – детский сад № 2347, Москва.
Журнал « Здоровье дошкольника» № 5, 2009г., стр. 18.
«Как физическое воспитание влияет на психическое развитие ребёнка».
2. Кирсанова Н.В., преподаватель ГОУ СПО Пензенский педагогический институт, г. Пенза.
Журнал «Управление Дошкольным образовательным учреждением» № 5, 2007г. «Двигательная активность на прогулке в зимний период», стр. 76.
3. Макарова Л.И., канд. мед. наук, старший преподаватель; Погорелова И.Г., доцент, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск. Журнал «Инструктор по физкультуре» №2, 2010 г., стр.12.
«Двигательная активность в полноценном развитии детского организма».
4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- 3.е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986 г. «Методические рекомендации к подвижным играм и физическим упражнениям на прогулке», стр. 35, 79, 127, 194, 257.
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.- М.: Мозайка – Синтез, 2000г., стр. 10.
«Характеристика двигательной активности старших дошкольников».
6.Тарасова Т.А., канд. пед. наук, заведующий кафедрой здоровьесбережения ЧГПК №2 г. Челябинск.
Журнал « Управление Дошкольным образовательным учреждением» № 2,2005г. «Из опыта экспертизы направления «Физическое развитие и здоровье детей» в дошкольном учреждении», стр. 32.
7.Хабарова Т.В. Журнал «Дошкольная педагогика»№ 3, 2010г.
«Модель двигательного режима, способствующего развитию двигательных способностей детей 5-7 лет в условиях ДОУ», стр. 30.
8.Яриго Л.А. Журнал «Дошкольная педагогика»№ 4, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум на тему: « Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»
Данный семинар - практикум поможет воспитателям создать разнообразную физкультурно-игровую среду в группах, направленную на оптимизацию двигательной активности, а также на всестороннее развитие д...
Конспект прогулки в старшей логопедической группе на тему: Реализация двигательной активности детей на прогулке.
Конспект прогулки, реализация двигательной активности на прогулке, старшая группа. Цели:· укрепление здоровья,·...
Повышение двигательной активности детей на занятиях и прогулках
Задачи:1. Формировать преставление педагогов о понятии «двигательная активность».2. Разработать методические рекомендации к подвижным играм и упражнениям на прогулке и походов по всем возрастным...
«Реализация двигательной активности детей в совместной деятельности с педагогом на прогулке».
Содержание:1. Значение двигательной активности в дошкольном возрасте.Стр.32. Планирование прогулки.Стр.43. Особенности организации прогулки в младшем дошкольном возрасте.Стр.54. Особенности организаци...
"Реализация двигательной активности детей старшей группы на прогулке"
Повышение мотивации и интереса детей к прогулке....
Семинар-практикум на тему: « Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»
Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому воспитанию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей....