Организация основы процесса сохранения психологического здоровья в дошкольном учреждении.
статья по теме

В рамках  научно-практической деятельности педагога-психолога был реализован  проект «Психологическое здоровье в ДОУ», направленный на организацию охраны и сохранение психологического здоровья всех участников  педагогического процесса в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация основы процесса сохранения психологического здоровья в дошкольном учреждении.

 Одной из основных задач, которые стоят перед педагогическим коллективом  дошкольного учреждения является обеспечение  сохранности здоровья и  полноценное психофизическое развитие каждого ребёнка.

В рамках  научно-практической деятельности педагога-психолога был реализован  проект «Психологическое здоровье в ДОУ», направленный на организацию охраны и сохранение психологического здоровья всех участников  педагогического процесса в ДОУ.

 Цель: Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка и всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Перед началом работы в данном направлении был проведен анализ образовательной ситуации: анкетирование педагогов, родителей, диагностика воспитанников.

Большая часть родителей считают важным направлением в работе ДОУ охрану и укрепление психофизического здоровья детей и хотели бы получить теоретическую и практическую помощь в вопросах воспитания и обучения детей. Ответы педагогов показали, что они готовы совершенствовать свои теоретические и практические навыки в этом направлении.

Для организации  процесса сохранения психологического здоровья в детском саду, прежде всего, необходима хорошая подготовка педагогического коллектива. Для воспитателей и специалистов был проведен мотивационный семинар «Взаимосвязь психологического и физического здоровья», серия лекций: «Психологическое здоровье как цель и критерий развития личности», «Психологическое здоровье и его основные характеристики» и др.

 Цель: заинтересовать педагогов данной проблемой, добиться того, чтобы они поняли, как важна эта работа, и захотели ею заниматься.

Последующие  семинары-практикумы были посвящены ключевым проблемам воспитания детей дошкольного возраста. Например, «Эмоциональное состояние взрослого, как опосредующий фактор эмоционального состояния детей», «Психологическая защита детей дошкольного возраста», «Факторы риска и типология нарушений психологического здоровья детей».

Далее на встречах с педагогами  подробно обсуждались оптимальные условия сохранения психологического здоровья детей, т. е. конкретные действия самих педагогов.

В ДОУ  организована работа  психологического  клуба, «Познай себя!» в рамках которого, проводятся занятия по поддержанию и улучшению эмоционального и физического состояния педагогов и сотрудников ДОУ, укреплению их психического здоровья. Занятия  проводятся 2 раза в месяц.

В работе с родителями очень важно разъяснить различия в понимании психологического и психического здоровья, которое у многих ассоциируется с психиатрией и поэтому вызывает страх. На встречах с родителями объясняла,   что они не всегда ответственны за появление тех или иных нарушений у своего ребенка. Зачастую они действуют во вред ребенку не от отсутствия любви, а, наоборот, от ее избытка, а также от недостатка времени или возникновения каких-либо других объективных причин. Это нужно знать для того, чтобы не возникало чувство вины, которое может обусловить сопротивление усвоению психологических знаний.

Для повышения психологической компетентности родителей были проведены консультации, тренинги, родительские собрания по темам, предложенным родителями.

На «Уроках психологического здоровья для взрослых»,  родители узнали о психологических особенностях развития детей дошкольного возраста, стилях эффективного взаимоотношения с детьми, рассматривали  психологические проблемы детей, возникающие вследствие  педагогических ошибок взрослых. Я считаю важным донести до сознания родителей, что укрепить свое здоровье можно только, повышая качество своего сознания постоянным трудом и вечным движением вперед, совершенствуя себя и развивая высокие качества духа. А когда человек идет путем любви, радости, он чувствует себя более крепким, выносливым, способным противостоять различного рода воздействиям.

После обучения педагогического коллектива и встреч с родителями был проведен круглый стол «Взаимосвязь психологического и физического здоровья».

С целью формирования навыков здорового образа жизни, развития коммуникативной культуры, приобщения детей к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью, как условию духовно-нравственного развития человека, мною проводятся занятия цикла «Уроки психологического здоровья» с детьми старшего дошкольного возраста. Разработан перспективный план проведения занятий данного  цикла.

В результате проделанной работы педагоги пополнили свой педагогический арсенал теоретическими знаниями, новыми приемами конструктивного общения с детьми, получили возможность более продуктивно организовывать учебно-воспитательный процесс, научились распознавать психологические трудности ребенка. Родители получили представления о психологических особенностях развития детей, о возможностях объединения их собственных усилий с работой педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения, факторах риска нарушения психологического здоровья у детей. Укрепляется доверие ребенка к педагогу, наблюдается стремление к контакту, открытость, снижение эмоционального напряжения.

Занятия с детьми способствуют профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, коррекции эмоционального самочувствия, развития творческого потенциала личности.

В заключение, хочется отметить, что для успешной реализации задач психологии здоровья в ДОУ необходим комплексный подход, включающий разнообразные психолого-педагогические методы и средства. Психолог, являясь  не только исполнителем, но и координатором профилактической работы, должен охватывать своим вниманием всех субъектов образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста. Буклет

Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста. Буклет...

Сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста приемами дыхательной гимнастики.

Процесс дыхания сопровождает нас от появления на свет и буквально до последнего вздоха. Мы не замечаем его, но стоит лишиться дыхания лишь на минуту, как мы готовы отдать за глоток воздуха всё....

Арт - терапия как средство сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка....

Арт - терапия как средство сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Актуальность этой  проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка. В таких случаях и может пом...