Отслеживание эмоциональных состояний дошкольников через систему «Уголков настроений»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Отслеживание эмоциональных состояний дошкольников через систему «Уголков настроений»
С самых первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира. Взрослые не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям, формируя тем самым внутренний мир ребёнка. Эта работа протекает не только в семье, но и в дошкольных учреждениях под руководством воспитателя.
Целенаправленное формирование внутреннего мира ребенка требует от воспитателя не только понимания его индивидуальных особенностей, общего психофизического развития, условий жизни и воспитания в семье. Но и знания о его эмоциональных переживаниях, настроениях, чувствах.
Настроение – это эмоциональное состояние, окрашивающее всю деятельность ребёнка от нескольких минут до нескольких дней. При этом нужно учесть. Что настроение всегда имеет причину.
Не трудно заметить, как неопределенны, изменчивы эмоции и эмоциональные проявления маленьких детей, как непосредственны и импульсивны их эмоциональные реакции, кратковременны их переживания. Однако это не является поводом для невнимательного отношения к настроению или эмоциональному состоянию ребенка, потому что при неблагоприятных условиях развития ребенка у него возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния и развивается негативное эмоциональное отношение к определенным сторонам жизни. С одной стороны , это способствует повышенной заболеваемости в детских садах простудными и другими заболеваниями , в том числе неврозами; с другой стороны, приводит к развитию у ребенка нежелательных черт характера (трусливость, тревожность, мнительность и т.д.). При неблагоприятном для ребенка психологическом климате, вызывающем тяжелые переживания, часто дети реагируют общими соматическими расстройствами: рвотой, потерей веса, ночным недержанием мочи ит.д. В ряде случаев у детей могут быть расстройства нервной системы, истерические реакции. Ночные страхи и т.д.
На протяжении детства особенности эмоций изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и её мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром.
Целенаправленное формирование внутреннего мира ребенка требует от воспитателя не только понимания его индивидуальных особенностей, общего психофизического развития, условий жизни и воспитания в семье, но и знания о его эмоциональных переживаниях, чувствах, настроения.
Можно научить ребенка управлять своим настроением, но для этого нужно научить его отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать и в дальнейшем корректировать. В дошкольном детстве важную роль в формировании эмоциональной культуре отводится именно целенаправленному обучению детей под руководством воспитателя.
Именно этой цели и служат «Уголки настроения». Которые введены в практику дошкольных учреждений.
Уголки настроения – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит ребенка.
Ежедневное обращение внимания воспитателя и других детей к эмоциональному состоянию ребенка, его настроению, позволяет нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания.
Уголок настроения может полностью раскрыть характер ребенка. А также сблизить воспитателя либо родителей с ребенком. Это поможет избежать множества недоразумений. А также ссор и ненужных претензий. Ведь когда заранее известно, какое настроение у ребенка. Можно наладить более продуктивное общение с ним.
При определении названия должно присутствовать одно из основных определений – «настроение» или «эмоции»
- календарь настроения
- часики настроения
- календарь эмоций (эмоциональный календарь)
- эмоциональная корзина и т.д.
Основные требования к уголкам настроения:
- Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка
- Очень важно сделать уголок ярким и необычным, желательно поместить фотографии детей
- Внесение изменений в уголке производится самим ребенком
- При определении настроения используются как цветовые. Так и пиктограммные изображения. Возможно также их одновременное использование.
- Фиксация настроения в уголке меняется по приходу ребенка в детский сад. В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то меняется и цвет обозначения
Вариативные формы ведения и оформления календарей настроения в разных возрастных группах.
1-я младшая группа (2-3 года)
Уголок настроения может быть представлен в варианте «Здравствуй, я пришёл». Для родителей табель-календарь не демонстрируется.
Задачи:
- формировать положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада
- контроль и регулирование эмоционального состояния ребенка
2-я младшая группа (3-4 года)
До середины учебного года ведется уголок настроения «Здравствуй, я пришёл». Со второй половины учебного года вводится новая форма – «Уголок настроения». При обозначении настроения используются предметные символы (например, солнышко – хорошее настроение, тучка – плохое настроение)
Задачи:
- учить детей определять свое настроение из двух противоположных состояний: веселое – грустное
Средняя группа (4-5 лет)
При обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы . Предлагаются детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только свое эмоциональное состояние.
Задачи:
- учить использовать понятие «спокойное» настроение ( в дополнение к используемым со 2 младшей группы)
Старшая группа (5-6 лет)
Вводятся цветовые обозначения настроения.
Задачи:
- учить использовать понятие «радостное», «унылое», «злое», «счастливое» настроение
-привлекать детей для определения настроения другого человека (ребенка или воспитателя)
Подготовительная группа (6-7 лет)
При обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка»: Саша определи, какое сегодня настроение у Димы?
Задачи:
- закреплять полученные раннее знания и умения
- определять эмоциональное состояние детей дважды в день: утром и вечером (после сна)
Воспитатель регулярно (желательно ежедневно) просматривает «Уголки настроения» с целью определения достоверности демонстрируемых данных.
С детьми, определяющими свое настроение как негативное, проводятся беседы и работа п формированию позитивного отношения к событиям, повлиявшим на снижение эмоционального фона ребенка.
Раз в две недели или хотя бы раз в месяц воспитатель обговаривает результаты эмоциональных состояний с психологом. Уголки настроения – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование сенсорной культуры младших дошкольников через систему дидактических игр М.Монтессори.
Аттестационная работа в ДОУ....
Формирование сенсорной культуры младших дошкольников через систему дидактических игр М.Монтессори.
Аттестационная работа в ДОУ....
Обобщение опыта по теме: "Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...
Валеологическое образование дошкольников через систему занятий познавательного цикла
Данная статья раскрывает опыт работы Помиранцевой Елены Григорьевны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного, валеологического воспитания дошкольников через цикл занятий познавательного характера "По...
"Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...
«Отслеживание эмоциональных состояний дошкольников через систему работы "Уголков настроения»
Консультация для педагогов дошкольных учреждений....
Методика выявления эмоционального состояния дошкольников "Домик настроения"
Выявление эмоционального состояния старших дошкольников в начале или конце мероприятия, занятия....