Подвижные игры: виды, значение, рекомендации по проведению
консультация по теме

Бутова Юлия Викторовна

 

Много радости и веселья доставляют детям игры, в которых надо ловко увернуться от ловящего или поймать кого – то, преодолеть препятствие, попасть мячом в обозначенную цель или бросить как можно дальше и т.д.

         Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

         Ценность подвижных игр не только в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, но и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях, игровых ситуациях. Это в значительной мере способствует совершенствованию двигательных навыков, развитию координации движений детей, ориентировки их в пространстве и , кроме того, воспитанию активности и самостоятельности.

 

Подвижные игры

с незначительной психофизической нагрузкой (малоподвижные игры, динамические паузы)

 

Цель таких игр – снижение общефизиологической нагрузки на организм ребенка после проведения физкультурного занятия  или после игры с большой эмоциональной нагрузкой (т.е. после игры с тренирующей психофизической нагрузкой).

 Подвижные игры с незначительной психофизической нагрузкой помогают снизить общую нагрузку, успокоить детей или повысить их внимание, сосредоточить  его перед началом занятия.

            Игры, включающие различные задания для мышц челюстно–лицевой области, могут быть рекомендованы для детей любых групп здоровья. Для детей более ослабленных целесообразно начинать занятия с упражнений, направленных координацию движений.

            Исходное положение ребенка при занятиях этими играми – стоя, сидя на стуле, ходьба в медленном или среднем темпе.

            Продолжительность игр – 5 минут. Число повторений игры – 2- 4 раза подряд. Допускается проведение 2- 3 игр, несложных по сюжету.

            Амплитуда движений в этих играх небольшая: в работу в основном включаются мелкие и средние мышечные группы, для крупных мышечных групп даются лишь элементарные движения.

            Имея развлекательную форму, игры могут оказывать и специальное влияние, например, тренировать вестибулярный аппарат. Значение игр не ограничивается развлекательным и специальным воздействием: они развивают некоторые моральные качества и моторные навыки: внимание, быстроту реакции, четкость выполнения и координацию движений (особенно в мелких и средних мышечных группах).

            В данные игры вводятся различные движения для рук, ног, туловища. Полезно при их проведении использовать музыку.

 

Подвижные игры с умеренной психофизической

нагрузкой (малоподвижные игры)

 

Цель таких игр – снижение общефизиологической нагрузки на организм ребенка после проведения физкультурного занятия  или после игры с большой эмоциональной нагрузкой (т.е. после игры с тренирующей психофизической нагрузкой).

            Подвижные игры с умеренной психофизической нагрузкой помогают снизить общую нагрузку, успокоить детей или повысить их внимание, сосредоточить  его перед началом занятия.

Исходное положение ребенка во время игры: сидя, стоя, в ходьбе. Исходное положение меняется чаще, чем при проведении игр с незначительной психофихической нагрузкой.

            Данные подвижные игры проводятся как в физкультурном зале, так и на воздухе.

            Продолжительность подвижных игр 10 минут. Игру повторяют подряд 2 – 5 раз (в зависимости от желания играющих и их реакции на нагрузку). Можно проводить несколько подвижных игр со сменой нагрузки на разные мышечные группы. Амплитуда движений средняя.

            В игру можно включать элементы соревнования, но направленные на увеличение точности, слаженности движений, выразительности исполнения.

            Движения могут выполняться в соответствии со словами, которые ритмируют их, тренируют координационные механизмы.

            Эмоциональная окраска игры несколько ярче, чем в играх с незначительной психофизической нагрузкой.

            Имея развлекательную форму, игры могут оказывать и специальное влияние, например, тренировать вестибулярный аппарат. Значение игр не ограничивается развлекательным и специальным воздействием: они развивают некоторые моральные качества и моторные навыки: внимание, быстроту реакции, четкость выполнения и координацию движений (особенно в мелких и средних мышечных группах).

            В данные игры вводятся различные движения для рук, ног, туловища. Полезно при их проведении использовать музыку.

 

Подвижные игры с тонизирующей психофизической нагрузкой (игры средней подвижности)

 

            Цель таких игр – стимулировать двигательную активность детей.

            Показатели функциональной пробы сердечно–сосудистой системы с дозированной физической нагрузкой (8 - 12 приседаний за 30 секунд) в связи с большей толерантностью организма детей к физическим нагрузкам.

            Исходные положения во время игр: Стоя в ходьбе, бег на время от 1 до 1,5 минут, бег в короткие интервалы времени для выполнения того или иного задания в игре.

            Подвижные игры с тонизирующей психофизической нагрузкой проводятся в физкультурном зале, в теплое время года – на площадке, на воздухе (и зимой).

            Игры повторяются по 2 – 5 раз. В одно занятие можно включить несколько подвижных игр с разнообразным сюжетом, с нагрузкой на все мышечные группы. Амплитуда движений средняя, допускается и большая.

             При играх с тонизирующей психофизической нагрузкой одновременно требуются внимание и ловкость, точность и быстрота реакции, координация сложных движений, используются элементы  соревнования, игры – эстафеты и т.п.

Для лучшего дозирования нагрузки, переключения на разные  ее сферы психической и физической деятельности детей, тренировки необходимых навыков и качеств, а также для более четкого регулирования эмоциональной и физической нагрузки целесообразно такие игры перемежать и сочетать с играми незначительной и умеренной психофизической нагрузки.

            Для детей, менее выносливых и менее тренированных, плотность нагрузки во время проведения игр снижается за счет более частого включения игр незначительной и умеренной психофизической нагрузки.

            Деление подвижных игр по величине нагрузки и, особенно, по возрасту в какой – то степени условно. Это объясняется, прежде всего, тем, что величина нагрузки в игре зависит не только от точности выполнения условий той или иной игры, но и от инструктора. Инструктор, прежде всего, является как бы режиссером, придавая игре ту или иную эмоциональную окраску, а так же от характера самих детей, участвующих в игре, состоянии их здоровья, от числа участвующих, от того, проводится игра в помещении или на воздухе, и т.п. То же можно сказать и о группировке игр по возрасту. Некоторые игры имеют широкий возрастной диапазон: от 4 до 8 лет.

Стимулировать двигательную активность детей целесообразно игрушками и  проводить игры с мячами, шарами, обручами; использовать специальное оборудование (бревно, горка, доска, заборчик).

Подвижные игры с бегом (командные, эстафеты) с тонизирующей и тренирующей нагрузкой проводятся на воздухе, что способствует закаливанию детей.

 

 Подвижные игры с тренирующей психофизической нагрузкой (игры большой подвижности)

 

            Цель таких игр – стимулировать двигательную активность детей.

            Игры эти для детей хорошо физически подготовленных,  старшей и подготовительной   групп.  У   детей   функциональная   проба сердечно – сосудистой системы на 14 -20 приседаний за 30 секунд должна быть удовлетворительной.

            Исходные положения детей во время игр: стоя, в ходьбе, бег на время от 1,5 до 2 минут, бег в короткие интервалы времени для выполнения того или иного задания в игре.

            Занятия  проводятся  зимой в  физкультурном  зале, летом  на  воздухе,

т. к. данные игры интенсивные - их не рекомендуется проводить на воздухе зимой.

            Игры этой группы отличаются от предыдущих предъявлением значительных требований к органам дыхания, кровообращения, нервной системе.

            Игры проводятся с большой амплитудой движения, с включением бега, требуют быстроты реакции, скорости, а некоторые и выносливости. Значительно выраженная эмоциональности, сопутствующая этим играм, также увеличивает общую нагрузку на организм ребенка.

            Для лучшего дозирования нагрузки, переключения на разные  ее сферы психической и физической деятельности детей, тренировки необходимых навыков и качеств, а также для более четкого регулирования эмоциональной и физической нагрузки целесообразно такие игры перемежать и сочетать с играми незначительной и умеренной психофизической нагрузки.

            Для детей, менее выносливых и менее тренированных, плотность нагрузки во время проведения игр снижается за счет более частого включения игр незначительной и умеренной психофизической нагрузки.

            Деление подвижных игр по величине нагрузки и особенно по возрасту в какой – то степени условно. Это объясняется, прежде всего тем, что величина нагрузки в игре зависит не только от точности выполнения условий той или иной игры, но и от инструктора, который прежде всего является как бы режиссером, придавая игре ту или иную эмоциональную окраску, а так же от характера самих детей, участвующих в игре, состоянии их здоровья, от числа участвующих, от того, проводится игра в зале или на воздухе, и т.п. То же можно сказать и о группировке игр по возрасту. Некоторые игры имеют широкий возрастной диапазон: от 4 до 8 лет.

            Стимулировать двигательную активность детей целесообразно игрушками. Проводить игры рекомендуется с мячами, шарами, обручами и использовать специальное оборудование (бревно, горка, доска, заборчик).

Подвижные игры с бегом (командные, эстафеты) с тонизирующей и тренирующей нагрузкой проводятся на воздухе, что способствует закаливанию детей.

 

        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры

с незначительной психофизической нагрузкой (малоподвижные игры, динамические паузы)

Цель таких игр – снижение общефизиологической нагрузки на организм ребенка после проведения физкультурного занятия  или после игры с большой эмоциональной нагрузкой (т.е. после игры с тренирующей психофизической нагрузкой).

 Подвижные игры с незначительной психофизической нагрузкой помогают снизить общую нагрузку, успокоить детей или повысить их внимание, сосредоточить  его перед началом занятия.

        Игры, включающие различные задания для мышц челюстно–лицевой области, могут быть рекомендованы для детей любых групп здоровья. Для детей более ослабленных целесообразно начинать занятия с упражнений, направленных координацию движений.

        Исходное положение ребенка при занятиях этими играми – стоя, сидя на стуле, ходьба в медленном или среднем темпе.

        Продолжительность игр – 5 минут. Число повторений игры – 2- 4 раза подряд. Допускается проведение 2- 3 игр, несложных по сюжету.

        Амплитуда движений в этих играх небольшая: в работу в основном включаются мелкие и средние мышечные группы, для крупных мышечных групп даются лишь элементарные движения.

        Имея развлекательную форму, игры могут оказывать и специальное влияние, например, тренировать вестибулярный аппарат. Значение игр не ограничивается развлекательным и специальным воздействием: они развивают некоторые моральные качества и моторные навыки: внимание, быстроту реакции, четкость выполнения и координацию движений (особенно в мелких и средних мышечных группах).

        В данные игры вводятся различные движения для рук, ног, туловища. Полезно при их проведении использовать музыку.

Подвижные игры с умеренной психофизической

нагрузкой (малоподвижные игры)

Цель таких игр – снижение общефизиологической нагрузки на организм ребенка после проведения физкультурного занятия  или после игры с большой эмоциональной нагрузкой (т.е. после игры с тренирующей психофизической нагрузкой).

        Подвижные игры с умеренной психофизической нагрузкой помогают снизить общую нагрузку, успокоить детей или повысить их внимание, сосредоточить  его перед началом занятия.

Исходное положение ребенка во время игры: сидя, стоя, в ходьбе. Исходное положение меняется чаще, чем при проведении игр с незначительной психофихической нагрузкой.

        Данные подвижные игры проводятся как в физкультурном зале, так и на воздухе.

        Продолжительность подвижных игр 10 минут. Игру повторяют подряд 2 – 5 раз (в зависимости от желания играющих и их реакции на нагрузку). Можно проводить несколько подвижных игр со сменой нагрузки на разные мышечные группы. Амплитуда движений средняя.

        В игру можно включать элементы соревнования, но направленные на увеличение точности, слаженности движений, выразительности исполнения.

        Движения могут выполняться в соответствии со словами, которые ритмируют их, тренируют координационные механизмы.

        Эмоциональная окраска игры несколько ярче, чем в играх с незначительной психофизической нагрузкой.

        Имея развлекательную форму, игры могут оказывать и специальное влияние, например, тренировать вестибулярный аппарат. Значение игр не ограничивается развлекательным и специальным воздействием: они развивают некоторые моральные качества и моторные навыки: внимание, быстроту реакции, четкость выполнения и координацию движений (особенно в мелких и средних мышечных группах).

        В данные игры вводятся различные движения для рук, ног, туловища. Полезно при их проведении использовать музыку.

Подвижные игры с тонизирующей психофизической нагрузкой (игры средней подвижности)

        Цель таких игр – стимулировать двигательную активность детей.

        Показатели функциональной пробы сердечно–сосудистой системы с дозированной физической нагрузкой (8 - 12 приседаний за 30 секунд) в связи с большей толерантностью организма детей к физическим нагрузкам.

        Исходные положения во время игр: Стоя в ходьбе, бег на время от 1 до 1,5 минут, бег в короткие интервалы времени для выполнения того или иного задания в игре.

        Подвижные игры с тонизирующей психофизической нагрузкой проводятся в физкультурном зале, в теплое время года – на площадке, на воздухе (и зимой).

        Игры повторяются по 2 – 5 раз. В одно занятие можно включить несколько подвижных игр с разнообразным сюжетом, с нагрузкой на все мышечные группы. Амплитуда движений средняя, допускается и большая.

         При играх с тонизирующей психофизической нагрузкой одновременно требуются внимание и ловкость, точность и быстрота реакции, координация сложных движений, используются элементы  соревнования, игры – эстафеты и т.п.

Для лучшего дозирования нагрузки, переключения на разные  ее сферы психической и физической деятельности детей, тренировки необходимых навыков и качеств, а также для более четкого регулирования эмоциональной и физической нагрузки целесообразно такие игры перемежать и сочетать с играми незначительной и умеренной психофизической нагрузки.

        Для детей, менее выносливых и менее тренированных, плотность нагрузки во время проведения игр снижается за счет более частого включения игр незначительной и умеренной психофизической нагрузки.

        Деление подвижных игр по величине нагрузки и, особенно, по возрасту в какой – то степени условно. Это объясняется, прежде всего, тем, что величина нагрузки в игре зависит не только от точности выполнения условий той или иной игры, но и от инструктора. Инструктор, прежде всего, является как бы режиссером, придавая игре ту или иную эмоциональную окраску, а так же от характера самих детей, участвующих в игре, состоянии их здоровья, от числа участвующих, от того, проводится игра в помещении или на воздухе, и т.п. То же можно сказать и о группировке игр по возрасту. Некоторые игры имеют широкий возрастной диапазон: от 4 до 8 лет.

Стимулировать двигательную активность детей целесообразно игрушками и  проводить игры с мячами, шарами, обручами; использовать специальное оборудование (бревно, горка, доска, заборчик).

Подвижные игры с бегом (командные, эстафеты) с тонизирующей и тренирующей нагрузкой проводятся на воздухе, что способствует закаливанию детей.

 Подвижные игры с тренирующей психофизической нагрузкой (игры большой подвижности)

        Цель таких игр – стимулировать двигательную активность детей.

        Игры эти для детей хорошо физически подготовленных,  старшей и подготовительной   групп.  У   детей   функциональная   проба сердечно – сосудистой системы на 14 -20 приседаний за 30 секунд должна быть удовлетворительной.

        Исходные положения детей во время игр: стоя, в ходьбе, бег на время от 1,5 до 2 минут, бег в короткие интервалы времени для выполнения того или иного задания в игре.

        Занятия  проводятся  зимой в  физкультурном  зале, летом  на  воздухе,

т. к. данные игры интенсивные - их не рекомендуется проводить на воздухе зимой.

        Игры этой группы отличаются от предыдущих предъявлением значительных требований к органам дыхания, кровообращения, нервной системе.

        Игры проводятся с большой амплитудой движения, с включением бега, требуют быстроты реакции, скорости, а некоторые и выносливости. Значительно выраженная эмоциональности, сопутствующая этим играм, также увеличивает общую нагрузку на организм ребенка.

        Для лучшего дозирования нагрузки, переключения на разные  ее сферы психической и физической деятельности детей, тренировки необходимых навыков и качеств, а также для более четкого регулирования эмоциональной и физической нагрузки целесообразно такие игры перемежать и сочетать с играми незначительной и умеренной психофизической нагрузки.

        Для детей, менее выносливых и менее тренированных, плотность нагрузки во время проведения игр снижается за счет более частого включения игр незначительной и умеренной психофизической нагрузки.

        Деление подвижных игр по величине нагрузки и особенно по возрасту в какой – то степени условно. Это объясняется, прежде всего тем, что величина нагрузки в игре зависит не только от точности выполнения условий той или иной игры, но и от инструктора, который прежде всего является как бы режиссером, придавая игре ту или иную эмоциональную окраску, а так же от характера самих детей, участвующих в игре, состоянии их здоровья, от числа участвующих, от того, проводится игра в зале или на воздухе, и т.п. То же можно сказать и о группировке игр по возрасту. Некоторые игры имеют широкий возрастной диапазон: от 4 до 8 лет.

        Стимулировать двигательную активность детей целесообразно игрушками. Проводить игры рекомендуется с мячами, шарами, обручами и использовать специальное оборудование (бревно, горка, доска, заборчик).

Подвижные игры с бегом (командные, эстафеты) с тонизирующей и тренирующей нагрузкой проводятся на воздухе, что способствует закаливанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижной игры и значение совместной деятельности в физическом воспитании дошкольников.

Подвижной  игры   и  значение совместной   деятельности   в физическом   воспитании дошкольников.Доклад к педсовету подготовила Адардасава В.Н.1. Знач...

«Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников»

Методическая разработка направленная на укрепление здоровья воспитанников, активацию и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью ...

подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольника

значение подвижных игр в жизни дошкольника...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Доклад на тему : "Подвижные игры и значение подвижных игр для развития детей в дошкольном возрасте."

Цель подвижных игр  — это: Давать выход запасам энергии ребенка.развитие  координации движений. повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье. развитие навыков ...

Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольника

Цель: Укрепление здоровья воспитанников, активация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи  с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами народной игры....

Подвижные игры в подготовительной группе. (Организация, проведение, игры).

   П.Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициати...


 

Комментарии

Большакова Ольга Николаевна

Благодарю, Юлия, за рекомендации!

Гурьева Наталья Александровна

Большое спасибо, Юлия, за прекрасный полезный материал!!!