"Глазки, ушки и носы быть здоровыми должны"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Нехожина Елена Вячеславовна

Конспект НООД по валеологии с применением здоровьесберегающих технологий для детей старшей нруппы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushi_glaza_nos.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НООД по валеологии для детей старшей группы по теме:
"Глазки, уши и носы быть здоровыми должны"

ЦельФормировать у детей привычку к здоровому образу жизни.
Задачи: 
Закреплять знания детей об органах чувств и профилактики их заболеваний, 
Тренировать детей в самостоятельном использовании гимнастики для глаз, 
Развивать умение сопереживать, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. 
Оборудование :

  • Алгоритм гимнастики для глаз, 
  • аудиозапись музыки  с шумами природы, 
  • Атрибуты для путешествия домик, пещера, ширма, «бревно», «кочки», 
  • Карточки для д /и «Что полезно, что вредно».
  • «Волшебный мешочек» - морковка, отвар ромашки, марлевые салфетки и т.д. по усмотрению воспитателя, 

Предварительная работа 

  1. Д/и «Что вредно, что полезно».
  2. Д/и «Носы нужны не только для красы».
  3. Беседа «Как мы слышим».
  4. Ежедневное выполнение гимнастики для глаз, дыхательной звуковой гимнастики и гимнастики для рук. 


Ход ноод

Воспитатель – Ребята, сегодня у нашего окна всё утро стрекотала сорока, она принесла на хвосте плохую весть. В сказочном лесу беда. Заболели все сказочные герои. Нам надо собираться в дорогу. А в этом мешке у меня разные снадобья, которые нам помогут сказочных героев вылечить. Всё готово, можно отправляться в путь. И чтобы путешествие доставило нам радость, и мы не заблудились, нам нужно быть очень дружными. Давайте возьмем друг друга за руки и крепко прижмем ладошку к ладошке:

Мы ладошку к ладошке сложим,

И друг другу дружить предложим.

Будем петь, заниматься, играть,

Чтобы добрыми, умными стать. (П.А.Прохорова)
   Воспитатель держит в руке клубок, который показывает дорогу. В пути могут встречаться различные препятствия («Перепрыгни ручеёк», «С кочки на кочку», «Пройди и не задень» и т.д.). 
Воспитатель – Посмотрите, на какую красивую полянку мы вышли, а это что за избушка? 
    Интересно, кто в ней живёт? Давайте скажем волшебные слова, чтобы избушка к нам повернулась. 
Дети  хором - Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом! 
Из избушки выходит Баба Яга: «Кто это по лесу ходит? Ничего не вижу. 
                                                         Слаба я глазами стала, того гляди, совсем ослепну». 
Воспитатель – А ты глаза бережёшь? Знаешь, что нужно делать, чтобы сберечь зрение? 
 Яга – Откуда мне знать? В лесу живу. 
Воспитатель – А наши дети знают. Ребята, давайте научим Бабу Ягу как зрение сохранить. 
Дети – Нельзя читать лёжа и в плохо освещённой комнате, смотреть на лампу, на яркое солнце. Нужно беречь глаза от острых предметов, не тереть глаза руками. Для глаз полезно смотреть на закат и восход солнца, умываться чистой водой. Для глаз полезен зелёный цвет: он успокаивает, а красный цвет, наоборот, утомляет. 
Яга - Кажется всё запомнила. Надо читать лёжа, тереть глаза руками… 

Дети исправляют ошибки Бабы Яги. 

Яга – Но что делать, если я уже плохо вижу? 
Воспитатель – В нашем волшебном мешке найдутся снадобья, которые тебе помогут.

Бабу Ягу угощают морковкой, предлагают протереть глаза отваром ромашки, советуют почаще лакомиться черникой. 

Яга – Вот теперь я гораздо лучше видеть стала. 
Воспитатель – А чтобы зрение совсем восстановить,  дети научат тебя делать гимнастику для глаз. 

Дети показывают Бабе Яге упражнения, пользуясь алгоритмом. 

Баба Яга благодарит детей и прощается, а волшебный клубочек ведёт всех дальше: через болото - упражнение « с кочки на кочку», через бурелом  - упражнение «Перелезь через брёвнышко». 

Воспитатель: Ребята, долго мы по лесу гуляли и немножечко устали. Вот смотрите какие пеньки, давайте сядем, отдохнем. А что это за сугроб? (в мешке находятся мячи). Ой, а это мячи, они на ежей похожи. Давайте с ними поиграем?

Дети берут массажные мячи (можно су-джог)  и садятся на пеньки (стульчики). Фоном звучит тихая музыка.

Массаж кистей рук:

Мячик-ежик мы возьмем,                  (берем массажный мячик)  

Покатаем и потрем.                            (катаем между ладошек)  

Вверх подбросим и поймаем,            (можно просто поднять мячик вверх)  

И иголки посчитаем.                 (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 

Пустим ежика на стол,                       (кладем мячик на стол)  

Ручкой ежика прижмем                      (ручкой прижимаем мячик)  

И немножко покатаем…                     (ручкой катаем мячик)  

Потом ручку поменяем.                      (меняем ручку и тоже катаем мячик)

Делают массаж сначала правой рукой, затем левой.

Воспитатель: Вот мы  отдохнули и можем продолжать свой путь!

Вдруг слышится громкая музыка. Под елкой сидит заяц-игрушка с перевязанными ушами.

Дети: Что с тобой случилось?

Заяц: А?! Что?! Ничего не слышу! И голова болит!

Дети: Надо выключить громкую музыку. Ты стал плохо слышать от громких звуков, и поэтому у тебя разболелись голова и уши.

Заяц: А при чем тут громкая музыка? Не верю я вам! Посоветуйте, что мне делать?

Дети помогают ему сделать холодную примочку - можно приложить капустный лист- и объясняют, почему он стал плохо слышать и почему болит голова: «Ты стал плохо слышать от громких звуков, и голова разболелась поэтому». 

Воспитатель: Шум  леса, пение птиц, журчание ручейка - это тоже музыка, только ее надо услышать. Такая музыка успокаивает и придает сил. А еще музыка не должна быть очень громкой. Когда разговариваешь с кем-нибудь, надо говорить тихо, спокойно. От крика и шума тоже может заболеть голова.

Игра: «Повтори, что услышал».

Дети поворачиваются спиной к воспитателю. Воспитатель просит детей повторить услышанные слова или определить звуки. Называет одно любое слово (лес, зима, заяц), дети повторяют.

Распознавание звуков: звон колокольчика, шуршание бумаги, звон погремушки.

Воспитатель: Зайка, наши детки слышат хорошо, так как делают массаж для своих ушек.

Массаж ушей:

Ушки ты свои найди и скорей их покажи. - Дети показывают свои ушки взрослому. (5-6 раз)

Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами - Завести ладони за уши и загнуть сначала мизинцем. А затем всеми остальными пальцами. (5-6 раз)

А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались! - Захватить кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, потянуть их вниз. (5-6 раз)

А потом, а потом покрутили козелком -  Ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимать козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, сдавить и поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд.

Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно.- Приложить ладошки к ушкам и тереть ими всю ушную раковину. (5-6 раз)

Раз! Два! Раз! Два! Вот и кончилась игра. - Расслабиться и слушать тишину.

А раз кончилась игра, наступила тишина.

Воспитатель: Чтобы улучшить твой  слух мы с ребятами принесли тебе, полезные продукты – это лимон и молочные продукты!

Заяц: Спасибо вам,  ребята!

Одну-две минуты все вместе слушают кассету со звуками природы.

Дети прощаются с зайцем и идут дальше.

Вскоре дети видят перед собой «нору». Она покрыта паутиной. Из норы  раздаётся кашель и чихание. Выходит Лиса. 
Леший – Вот, заболела наверно. Целыми днями кашляю и чихаю. 

Воспитатель заглядывает в нору и тоже начинает чихать. 

Воспитатель – Какая пыль! Кажется, ты чихаешь не от простуды. Когда ты последний раз делала уборку в норе? 
Лиса – Не помню… Лет пять или десять тому назад. 

Воспитатель – тогда всё ясно. Мне кажется, что дети смогут дать тебе несколько советов и расскажут, что нужно делать, чтобы больше не чихать и не кашлять. 

Дети – Надо беречь органы дыхания: проветривать помещение, в котором находишься, делать влажную уборку каждый день. Воздух будет на много лучше, если в доме есть комнатные цветы. А ещё, чтобы быть здоровыми нужно дышать носом, т.к. в нем все микробы очищаются и в легкие попадает свежий воздух!

Воспитатель: Лисичка-сестричка я предлагаю насытить наш организм воздухом с помощью дыхательной гимнастики.

Исходное положение - произвольное. Кладем правую руку на голову, а левую – на грудь. Глубоко вдыхаем и на выдохе протяжно произносим звук «а-а-а»… Тянем звук, пока сыпется песок в часах.  

Воспитатель: Милая Лиса, мы с ребятами хотим, чтобы ты никогда не болела, для этого ты должна каждый день есть лук и чеснок. Вот их то мы тебе и принесли в своем волшебном мешочке.

Лиса: спасибо вам ребята, теперь я обязательно буду соблюдать чистоту, дышать через нос и каждый день кушать лук и чеснок!

Дети прощаются с Лисой и возвращаются в группу.

Воспитатель – А вернуться нам поможет волшебный клубочек и сказочное заклинание: 
Закрути скорей, клубок, 
Ребят в дружный хоровод. 
Подошла к концу игра, 
В группу нам спешить пора.

Дети произносят эти слова, взявшись за руки. Клубок катится к столику, на котором лежат конверт с благодарственным письмом от жителей леса и угощением.

   Вот мы и в своей группе. Сегодня мы с вами сделали два важных дела: сказочным героям мы помогли и ещё раз повторили, как сохранить здоровыми свои глазки, уши и носы. 
   А сейчас я предлагаю поиграть вам в жмурки, чтобы мы могли представить себе, как чувствовала себя Баба Яга, когда она плохо видела.

Поморгайте (быстро закрыть и открыть глаза) 10 раз

Посмотрите на красный флажок. Сейчас я буду перемещать его- двигаются только глаза.

Воспитатель двигает флажок вправо, затем влево, вверх, вниз. (3 раза)

А сейчас вращайте глазами сначала влево, затем вправо- смотрим на флажок. (3 раза)

Поморгайте (5 раз)

Крепко закройте глаза, откройте.

Закройте один глаз, посмотрите на флажок.

Закройте другой глаз, посмотрите на флажок.

Поморгайте 10 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны»

Конспект по валеологии для средней группы...

"Глазки, уши и носы быть здоровыми должны"

Важно сформировать у малышей привычки к здоровому образу жизни....

Конспект НОД "Глазки, уши и носы быть здоровыми должны"

Цель: Создание условий для формирования  у детей привычки к здоровому образу жизни.  Задачи  • Закреплять знания детей об органах чувств и профилактики их заболеваний.  • Трени...

Конспект НОД "Глазки, уши и носы быть здоровыми должны"

Цель: Создание условий для формирования  у детей привычки к здоровому образу жизни.  Задачи  • Закреплять знания детей об органах чувств и профилактики их заболеваний.  • Трени...

Сценарий НОД по образовательной области "Здоровье" Тема: "Глазки, уши и носы быть здоровыми должны"

Сценарий НОДв старшей группеТема: "Глазки, уши и носы быть здоровыми должЦель: Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Задачи Закреплять знания детей об органах чувств и профи...

НОД в средней группе детского сада "Глазки, ушки и носы быть здоровыми должны"

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни...