"Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении"
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме
Актуальность.
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.
Цель проекта:
Укрепление здоровья дошкольников путём внедрения инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы ДОУ.
Задачи:
* Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, ресурсное обеспечение.
*Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения.
* Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий педагогическим коллективом ДОУ.
*Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий.
*Интеграция в работе специалистов ДОУ в решении вопросов укрепления здоровья детей.
Объект проекта: МБДОУ «ЦРР - детский сад №26».
Субъекты проекта: педагоги, дошкольники, родители.
Срок проведения: долгосрочный.
Принципы:
* Комплексность использования природных факторов, всех средств физического воспитания.
* Систематичность и последовательность.
* Индивидуально - дифференцированный подход.
Нормативно – правовая база.
*Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666;
*Положение о лицензировании образовательной деятельности, утверждённое постановлением правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277 (ред. от 24.09.2010 г.);
*Положение о лицензировании медицинской деятельности, утверждённое постановлением правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 (ред. от 24.09.2010 г.);
*Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режиму работы в дошкольных организациях. СанПин 2.4.1.2.2660-10, утверждённые постановлением Главного государственного врача РФ от 22.07.2010 г. № 91;
*Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённые приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 г. №655.
Условия реализации проекта:
*Реализация здоровьесберегающих технологий во всех областях образовательной программы.
*Создание условий для внедрения здоровьесберегающих технологий.
*Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.
* Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.
*Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.
* Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.
* Реализация различных форм систематической работы с родителями.
Ожидаемые результаты:
* Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
* Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону);
*Совершенствование навыков самостоятельности;
* Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
Цели здоровьесберегающих технологий:
1) Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровьесберегающей культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровьесберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
2) Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды технологий:
1) Медико-профилактические технологии.
Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Компоненты:
• мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
• рациональное питание;
• рациональный режим дня;
• закаливание;
• организация профилактических мероприятий в детском саду;
• контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
• здоровьесберегающая среда в ДОУ.
Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:
• оценка физического развития;
• оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).
Работа по физическому воспитанию детей должна опираться на показатели здоровья, уровня физической подготовленности, данные индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей. Достаточно полные сведения для комплексной оценки физического состояния ребенка могут быть получены при учете и анализе антропометрических и физиометрических данных, показателей физической подготовленности и работоспособности. Вся работа по физическому воспитанию должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей.
В этих целях на каждого ребенка составляется индивидуальная карта здоровья, основанная на:
• Выписке из медицинской карты ребенка, выдаваемой участковым педиатром;
• Анкетированием родителей о состоянии здоровья детей и всех членов семьи;
• Анализе первичных навыков по основным видам движений.
В соответствии с индивидуальными картами по каждой возрастной группе составляется сводный «Журнал здоровья». Он позволяет педагогам и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии всей группы и каждого ребенка в отдельности, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом физических возможностей ребенка.
В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль. На основании анализа комплексных результатов наблюдений за детьми и повторной медицинской диагностики даются новые рекомендации педагогам и родителям по проведению следующего этапа физкультурно-оздоровительной работы.
2) Физкультурно-оздоровительные технологии.
Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
• развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
• профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
• воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Компоненты:
• двигательный режим дошкольников;
• оздоровительный режим дошкольников;
• динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.);
• подвижные и спортивные игры;
• контрастная дорожка, тренажеры;
• утренняя гимнастика;
• физкультурные занятия;
• закаливание;
• спортивные развлечения, праздники;
• «День здоровья»;
• СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра).
Организация двигательного режима.
Двигательный режим в детском саду включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительной работе. К ней относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях. В детском саду также в двигательный режим введены такие виды нетрадиционных видов как оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, прогулки-походы.
Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности. Физкультурные занятия проводятся разного вида: учебные, игровые, сюжетные, тренирующие. На физкультурных занятиях создаются ситуации для раскрытия ребенка, проявления его творческого потенциала.
Кроме того, модель двигательного режима должна содержать самостоятельную двигательную активность детей и физкультурно-массовые мероприятия.
3) Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Один из принципов таких технологий является учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе развития и воспитания. Построения педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья.
4)Технологии обеспечения социально – психологического благополучия.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.
5)Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Планирование системы здоровьесбережения требует решения целого комплекса задач:
- поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
- выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в дошкольном образовательном учреждении;
- определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность изучаемой деятельности.
В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено:
- формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
- использование в образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала города, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
- конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала;
- обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:
- непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
- реабилитационные мероприятия (фитотерапия, кислородный коктейль, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);
- специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).
Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “слаженностью” в общей системе, направленной на благо здоровья детей и педагогов.
Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:
*Психическое здоровье (ментальное здоровье) – согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
*Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
*Под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.
Современные здоровьесберегающие технологии в нашем ДОУ:
I. Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:
- осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
- осмотр детей специалистами детской поликлиники;
- диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
- выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
- диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.
II. Приёмы и методы оздоровления детей:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
- бодрящая гимнастика после сна, «кишечная» гимнастика (Приложение 2);
- ежедневный режим прогулок;
- строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
- проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности (Приложение 9);
- музыкальные занятия (Приложение 14);
- логоритмика (Приложение 13);
- занятия по формированию здорового образа жизни – валеологическое воспитание (план и цикл занятий «Познай себя» Фролова Е.С., Цветкова Е.Э.) (Приложение 1);
- гимнастика для глаз, ушей, шеи, стоп, рук (Приложение 3);
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика (Приложение 4);
- стретчинг;
- дыхательная и звуковая гимнастика (Приложение 5);
- точечный массаж по Уманской А.А. и самомассаж (Приложение 6);
- коммуникативные игры;
- коррекция поведения;
- занятия в кружке «Медуница» (Приложение 10);
- праздники здоровья;
- тематические дни и недели «Я здоровье берегу» (Приложение 12);
- викторины «Азбука здоровья» (Приложение 11);
- адаптационный эмоциональный психологический комплекс по Малахову А.Б. (Приложение 7);
- сказкотерапия;
- релаксация (Приложение 8);
- игротерапия.
III. Система эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей:
- босохождение;
- контрастное закаливание (способ «Ручеёк» по А.Б.Малахову);
- умывание;
- полоскание рта и гортани;
- ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
- воздушные ванны в облегченной одежде;
- гигиенические процедуры: умывание рук, лица, шеи; обливание ног в тёплый период года;
- гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
IV. Лечебно – профилактическая работы. В её рамках проводится следующие мероприятия:
- постоянный контроль осанки;
- контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
- подбор мебели в соответствии с ростом детей;
- сбалансированное питание;
- вакцинация против гриппа;
- потребление фитонцидов (чеснока и лука);
- употребление соков и фруктов;
- кварцевание групп.
V. Консультативно – информационную работу:
- оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
- ознакомление родителей с результатами диагностики;
- проводится целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, закаливания, формирования основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
- оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
- информирование и консультирование по вопросам здоровьесбережения через сайт ДОУ;
- активное привлечение родителей в физкультурно – оздоровительную работу ДОУ;
- организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов, индивидуальное консультирование родителей врачом и педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования;
- проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются специалистами дошкольного учреждения: старшей медицинской сестрой, воспитателями, руководителями физического воспитания, педагогом-психологом, музыкальными руководителями, учителями-логопедами, педагогами дополнительного образования.
Результативность.
Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы с педагогами ДОУ, которое выразилось в следующих результатах.
Уровень здоровья и физического развития детей:
Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снижено количество пропусков по болезни.
Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 10% и составляет 36 %.
Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.
Уровень профессионального роста педагогов:
Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и проведению здоровьесберегающих мероприятий, увеличилось на 30% и составляет 90%.
Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здоровьесбережению воспитанников ДОУ.
Количество педагогов, систематически и методически грамотно использующих здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 29% и составляет 82%.
Усовершенствована предметно - развивающая среда в группах (приобретается новое физультурно - спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.
Для успешной работы по приобщению родителей педагогов к ЗОЖ выпустила методическое пособие «Школа здоровья», в котором можно найти много полезной информации, рекомендации и памятки по использованию новых здоровьесберегающих технологий. Пособие получило положительные отзывов от педагогов.
Новизна.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:
- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
- использование информационно-коммуникативных технологий;
- использование современного оборудования.
Выводы:
- Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ, педагогами успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.
- Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, вибрационной гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями.
- Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные информации технологии в дошкольном учреждении
Материал по созданию центра в учреждении по изучению и сопровождению профессиональной деятельности сотрудников...
П Р О Е К Т на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».
П Р О Е К Тна тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении»....
ПРОЕКТ «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении»
Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы ДОУ....
Консультация для воспитателей детского сада «Внедрение в практику современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».
Консультация для воспитателей детского сада «Внедрение в практику современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».Педагогическая технология - это совокупность психолого-педаг...
Мастер-класс "Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении"
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными здоровьесберагающими методами и приёмами, которые оказ...
«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.
Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...
Семинар-практикум для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении»
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья....