Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
консультация по теме

Костырева Валентина Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование здоровьесберегающих технологий

в работе с дошкольниками»

Инструктор по физической культуре

Костырева В.В.

МБДОУ д/с № 31

г.Североморск

2011 г

         Одной из главных задач, стоящих перед  педагогами, является воспитание          

        здорового подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте  

        закладывается фундамент здоровья, а рост и развитие детского организма

        требует бережного к нему отношения и щадящих нагрузок.

     К сожалению, за последние годы состояние здоровья детей постоянно

ухудшается. Особую тревогу вызывает рост числа детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, плоскостопие, деформация грудной клетки и др. По данным Здравоохранения отмечается неблагоприятная динамика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.

     В детском саду функционирует 5 общеразвивающих групп: одна ясельного возраста и 4 –дошкольного.

Из 100 детей дошкольного возраста:

Группа здоровья

2 младшая группа

Средняя

Старшая

Подготовит.

Всего

1

6

2

1

1

10

2

17

19

23

24

83

3

2

4

1

-

7

.

Основные диагнозы – ФСШ, пупочные грыжи, врожденный порок сердца, уплощение стоп.

Для решения этой проблемы детский сад в своей деятельности поставил следующие приоритетные задачи:

-формирование базы данных о здоровье детей, мониторинг состояния здоровья и психического развития детей при поступлении в ДОУ и до выпуска в школу;

-создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей;

-внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности;

-взаимодействие с родителями.

 Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

      Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении.

              Какие виды здоровьесберегающих технологий можно  использовать в      

         дошкольном  учреждении ?          

- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой

спортивные игры и упражнения

гимнастика пробуждения (бодрящая гимнастика)

и закаливание по методу Г.Н. Сперанского в сочетании с корригирующей дорожкой.

- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня

-  создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе

- осуществление личностно-ориентированного подхода к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

           Составляющие элементы медико-профилактической технологии:

организация мониторинга здоровья дошкольников

разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,

физического развития дошкольников,

закаливания;

организация профилактических мероприятий в детском саду;

организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

           Составляющие элементы,  физкультурно-  оздоровительной

          технологии:

развитие физических качеств, двигательной активности

становление физической культуры дошкольников,

дыхательная гимнастика, ритмопластика, подвижные, спортивные игры;

массаж и самомассаж, пальчиковая гимнастика

профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

В детском саду осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие. В образовательном учреждении применяется  психогимнастика и другие формы работы с ребенком.

Современные виды здоровьесберегающих  педагогических технологий:        

Стретчинг-  Гимнастика на растяжение.

Стретчинг - это комплекс упражнений, предназначенный для того, чтобы  мышцы были эластичными, а суставы гибкими и подвижными.

 • Благодаря растяжению мышц к ним поступает больше крови, они

     расслабляются и становятся более эластичными.

 • Суставы приобретают большую подвижность, в результате чего

     увеличивается гибкость.

 •  Лучшая профилактика против отложения солей.

 • Сосредоточенное, глубокое дыхание благотворно влияет на головной

     мозг, особенно после трудового дня.

Стретчинг можно проводить         не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении           Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы        .

Упражнения стретчинга проводятся на физкультурном занятии,, утренней гимнастики.

Ритмопластика        Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста        Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.

Ритмическая гимнастика проводится на физкультурном занятии, утр. гимнастики, на спортивных развлечениях дети разучили композиции «Антошка», Танцуем сидя», «Солнышко лучистое»        и др.

Динамические паузы          Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.        Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия        

Подвижные и спортивные игры        Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп        Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр        

Релаксация           В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп        Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы        

Технологии эстетической направленности        Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп        Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Гимнастика пальчиковая         С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно        . Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)        

Начиная с младшей группы проводится  в 3-й части физкультурного занятия, упражнения подбираются в соответствии с сюжетом занятия: после игр с мячом –упражнение «Мячик», (мой веселый звонкий мяч; друг веселый мячик мой; флажок; очки, цепочка, птичка и др.

Гимнастика для глаз        Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога        

Гимнастика дыхательная        В различных формах физкультурно-оздоровительной работы        Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Проводится при проведении утренней гимнастики перед проведением общеразвивающих упражнений, в начале физ.занятий.        

Гимнастика бодрящая        Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на потягивание, растяжение (стретчинг), обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам, массажным коврикам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ        

Гимнастика корригирующая                   Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей        

Гимнастика ортопедическая        В различных формах физкультурно-оздоровительной работы        Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Используются различные корригирующие дорожки, шест, канат.

        Элементы здоровьесберегающей технологии    В.Ф.Базарного     (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной                             особенностью этой технологии состоит в следующем:

 Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.

Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую –либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху-вниз.

Состояние здоровья детей по детскому саду оценивается по заболеваемости в случаях, пропуском одним ребенком, пропущенных дней по болезни, индекса здоровья. Индекс здоровья детей за 2 последних года остался на прежнем уровне-  

2009 г. – 19,3; посещаемость 75%

20010 г. – 17; посещаемость 75%.

Проводимая лечебно-оздоровительная и коррекционная работа дает свои положительные результаты:

В 2009 -2010 уч. г.  – 33 ребенка с диагнозом уплощение стоп

В 2010-2011 уч. г. -28 (начало года);  17 (март)

Положительных результатов в решении проблемы сохранения здоровья ребенка можно достичь при согласованных действиях детского сада и семьи. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Только при слаженной совместной работе коллектива и родителей можно достигнуть желаемого результата - воспитать здорового, физически крепкого и гармонично развитого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...