"Воспитание у детей положительного отношения к своему здоровью посредством чтения художественных произведений "
консультация на тему

Патока Галина Захаровна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Воспитание у детей положительного отношения к своему здоровью посредством чтения художественных произведений»

Цель: прививать детям санитарные гигиенические навыки, потребность быть здоровыми, закаленными, умение в случае заболеваний не бояться лечиться, принимать лекарства, делать уколы, ходить к стоматологу, воспитывать уважительное отношение к докторам. Есть овощи и фрукты.

Народ,   гениальный   творец   и   великий   педагог,   создал   такие произведения художественного слова, которые помогают ребенку в его развитии'. Не забыл народ и о непосредственном воспитании в малыше грамотного отношения к своему здоровью. Всем известны припевки о водичке:

«Водичка, водичка Умой мне личико Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок» или

«Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке - ладошки, А пальчики - Антошке» или

«Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся».

Под звуки ласковых и напевных слов ребенок дает себя умыть и впервые услышит слова об очень важном в его жизни - о собственном здоровье, о личной гигиене. Не всегда приятные моменты ухода для ребенка превращаются в эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. Многие современные поэты в своем творчестве разрабатывали тему заботы о ребенке, его здоровье. Эмма Мошковская в цикле стихотворений для самых маленьких «Зоопарк» (М., Планета детства, Малыш 1999 г.) пишет:

«Умывается тигрица И тигрята моют лица, Моет уши папа,

А мочалка - лапа» Используя как народные так и литературные традиции В.В. Маяковский создал для детей рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо?». В этом произведении ведется беседа отца с сыном, построенной по принципу контрастного изображения: плохая погода противопоставляется хорошей, грязнуля - опрятному мальчику. Назидание здесь смягчено мягкой улыбкой поэта, его шуткой.

.. .Если сын

чернее ночи

грязь лежит

на рожице, -

ясно это плохо очень для ребячьей кожицы.

Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый

Поступает  хорошо.

Известно, что сложную для восприятия ребенка нравоучительную тему уважения к своему здоровью лучше преподносить с юмором.

«Витамин смеха, - говорит С. Михалков, - необходим детям, и мы должны выдавать его... щедро, как того требует молодой растущий организм».

Мы знаем, как многие дети, а иногда даже и взрослые боятся делать уколы. Веселый и находчивый СВ. Михалков просто и с юмором пишет стихотворение «Прививка».

-        На прививку! Первый класс!

-        Вы слыхали? Это нас! -Я прививки не боюсь: Если надо - уколюсь! Ну, подумаешь, укол! Укололи и - пошел...

Это только трус боится На укол идти к врачу. Лично я при виде шприца Улыбаюсь и шучу...

-        На прививку! Первый класс!

-        Вы слыхали? Это нас! -Почему я встал у стенки?

У меня.. .дрожат коленки... Корней Иванович Чуковский посвятил теме бережного отношения взрослого и ребенка к своему здоровью сказки в стихах «Мойдодыр» и «Айболит».

Поэт писал: «вся моя задача была в том, чтобы максимально приспособившись к психологии малых ребят, не только внушить им «взрослые» идеи о гигиене, но и по возможности поднять их литературный и умственный уровень».

Юнна Мориц в стихотворении «Кто там?», по-своему объясняет ребенку, что бояться доктора не стоит:

«.. .Не бойтесь, пожалуйста, доктора Льва!

Он в горло зверюке заглянет сперва И выпишет срочно рецепт для больного: «Таблетки, микстура и теплое слово, Компресс, полосканье и доброе слово, Горчичники, банки и нежное слово, Ни капли холодного, острого, злого!» Без доброго слова, без теплого слова, Без нежного слова - не лечат больного!...»

У Петра Алексеевича Синявского есть стихотворение «Зеленая аптека» (М.: Малыш, 1997 г.). Прочитав о том, как звери и насекомые лечили муравьишку, ребенок узнает, что лечить можно не только традиционно -горчичниками, микстурами и таблетками, но и с помощью лекарственной травы: аптечной ромашки, зверобоя, заячьей капусты, подорожника; ягод -морошки, черники, сушеной земляники, меда...

Все лесные витамины От Брусники до Малины Принесли ему (муравью) друзья. Ведь Зеленая Аптека Лечит даже человека А не только.муравья. Можно прочитать детям стихотворение Ю. Тувима «Письмо польского поэта Ю.Тувима ко всем детям по одному очень важному делу».

Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо: Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо.

Все равно какой водою: Кипяченой, ключевой, Из реки, иль из колодца, Или просто дождевой! Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем -Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите - не беда! И чернила и варенье Смоют мыло и вода. Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу: Мойтесь чище, мойтесь чаще -Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям, Не поеду в гости к ним! Сам я моюсь очень часто До свиданья!

Ваш Тувим.

Андрей Усачев сочинил «Медвежью сказку, или Как медведю зуб лечили» (издательство «Планета детства»). Название стихотворения говорит само за себя.

.. .Всем известно, что медведи Любят сладкое, как дети. Вот и наш медведь Потап В этом деле был не слаб.

Слопал полный улей меду,

Не спеша умял второй. И под мышку, взяв колоду,

Он направился домой...

.. .Тяжело идти к берлоге -

Отдувается медведь... Вдруг у мишки по дороге

Зубы начали болеть...

... Больно так, что нету мочи! На луну он выл полночи... На заре, Потап, рыча, Побежал искать врача.

Врач в лесу известный дятел: Если зуб у вас гнилой, Он его законопатит Самой лучшею смолой!...

.. .Дятел ловко в пасть влезает,

Глубоко свой клюв вонзает, Поднатужился - и хруп! -Вырвал заболевший зуб.

Боль зубная вмиг проходит,

Но беда одна не ходит... В зеркальце Потап взглянул: - Я - бежжубый!...Караул!!!

Ни орехов не отведать, Ни коры не покусать... Что теперь бедняге делать -Лапу грязную сосать?

... Побежал медведь к кроту: - У меня дыра во рту... Все смеются надо мной,

Не скуешь ли зуб вставной?

.. .К кладовым подземный ход Долго рыл с друзьями крот... Наконец его бригада Слиток золота несет.

И летит из темноты Стук веселый молота: В кузнице куют кроты Новый зуб из золота.

Вставлен новый зуб на место.

Постарались мастера: _ не болит, не жмет?... Чудесно Закричал медведь: - Ура!

Пляшет мишка и смеется. Он доволен красотой. А во рту его как солнце Зуб сияет золотой.

Мед Потап как прежде любит. Дело ясное - медведь!... Но теперь медвежьи зубы И не думают болеть.

Дважды в день он поласкает

Пасть свою водой речной.

И везде с собой таскает Щетку с пастою зубной...

Кожа - наша защита. Но не только от жары и холода, но и от микробов. Самое лучшее средство от микробов - это чистая кожа. Американский поэт Огдэн Нэги написал про микробов стихотворение:

Микроб - ужасно вредное животное Коварное и, главное, щекотное.

Такое вот животное в живот Залезет - и спокойно там живет.

Залезет, шалопай, и захочется Гуляет по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и чихание, и пот...

Агния Львовна Барто написала стихотворение «Очки», в котором рассказывается о двух мальчиках - Диме и Сереже, о том, что делает врач-офтальмолог в поликлинике.

Таким образом, произведения художественного слова способствуют воспитанию у ребенка положительного отношения к своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей положительного отношения к своему здоровью.

Прививать санитарно-гигиенические навыки,потребность быть здоровым....

Социализация воспитанников детского дома средством формирования ценностного отношения к своему здоровью. Ершовские чтения.

«Тема самообразования:«Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в условиях детского дома с использованием  здоровьесберегающих технологий».Известно, что вода и камни точит, с...

Планирование работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью

Утренняя гимнастика  ,Физкультурные занятия ,Прогулки на свежем воздухе ,Закаливание,Чтение художественной литературы,Работа с родителями и т.д...

Консультация для родителей и воспитателей "Формирование у детей положительного отношения к своему здоровью".

В консультации рассказано какими способами и методами осуществляется работа по формированию у детей положительного отношения к своему здоровью в дошкольном учреждении....

Планирование работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью.

Планирование работыпо воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью....