Музыкотерапия в целях восстановления и укрепления здоровья
статья (младшая группа) по теме

 

Дети  в Домах ребёнка в силу действия различных депривационных факторов имеет комплекс поведенческих и соматических расстройств, обозначаемых как синдром социальной депривации. Клинические проявления этого синдрома называются младенческой депрессией и затрагивают как психическую сферу, так,  вторично, неврологическое и соматическое  здоровье детей.

Музыкотерапия - наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также  слуховые  и  зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях,  так и в подпевании  и  пении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya_v_tselyakh_vosstanovleniya.docx14.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                Музыкотерапия  в  целях восстановления

                             и   укрепления   здоровья.

          «Музыка обладает магической силой и может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб..».

                                                       У Конгрив, бтитанский драматург, 18 век.

           Слово  «музыка»  происходит от греческого корня (мюзе), обладает грацией, красотой и необычными целебными свойствами. Терапия в переводе с греческого «лечение». Таким образом, термин музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья, нормализации душевного состояния людей, то есть в психотерапевтических целях.

         «Назначение музыки,  -  писал немецкий музыкальный теоретик Матесон, - первоначально в том состояло, чтобы содержать нашу душу в сладком покое, или,  и удовлетворить её».

        «  Лечебное свойство  музыки, по мнению китайских мудрецов, ориентировалось на пятиступенный звукоряд, который отождествлял ноту с одним из пяти элементов (огнём,  водой, деревом, землёй и металлом).»

            «Использование  пяти музыкальных элементов соответствовало пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, лёгкие, селезёнка) и являлось в качестве основы для лечения болезней с помощью музыкальной терапии.

                Исходя из этого можно предположить терапевтическую ценность музыки и нетрадиционные методы терапии во имя исцеления.

              Современная музыкотерапия  получила развитие с конца 40-ых годов и стала более актуальна в  наше время, так как эти методы очень актуальны при работе в стационарах, реабилитационных центрах восстановительных и образовательных учреждениях, поликлиниках,  Домах ребёнка, в детских домах , в тюрьмах и т.д.

            Музыкальная терапия признана официальным средством восстановления в рамках государственной системы страховой медицины.

Дети  в Домах ребёнка в силу действия различных депривационных факторов имеет комплекс поведенческих и соматических расстройств, обозначаемых как синдром социальной депривации. Клинические проявления этого синдрома называются младенческой депрессией и затрагивают как психическую сферу, так,  вторично, неврологическое и соматическое  здоровье детей.

            Поэтому музтерапия относится к комплексным средствам эмоционального  и психосенсорного воздействия на ребёнка.

          В своей работе я решила использовать музыку в качестве лечебного свойства и с учётом диагноза заболевания детей я их разделила по подгруппам:

1. Дети с синдромом повышенной нервно - рефлекторной  возбудимости :

(Юля Т.,  - 2 г.8 м.,           Надя С.,  - 3 г.1 м.,    Даниил Р  - 3 г. 4м. ).

2. Дети с синдромом угнетения ЦНС :

     (Виталик К – 3 г. 5 м.,    Серёжа  В   - 2.  г.8 м.      Марат Х – 3. г 8 м.  )  

3. Дети с диагнозом ДЦП :  

(Магомед  Ш.       3 г.  7 м.,   Кирилл  В. – 3 г 6 м.  )

Для каждой подгруппы применяется определённая программа музыкотерапии:

а) « Успокаительная», б) «Активизирующая», в) «Смешанная»

1. Успокоительная программа – (колыбельные,  лирические, народные песни в медленном темпе классическая музыка)

Колыбельная: цель – влияние  на психологическое   состояние, настрой ребёнка в момент его засыпания.

                     А баю, баю, баю,

                                                                     Не ложися на краю  

                  Придёт к тебе бирючок

                                                                     И ухватит за бочок,

      За бочок за правенький,                    Мой сынок кудрявенький.

Итогом применения музокотерапии  является значительный положительный эффект:

- уменьшение возбудимости;

- продолжительный спокойный сон;

  -улучшение аппетита;

  - уменьшение отрицательных эмоций;

  - психическая релаксация.

Таким образом, сущностью музыкотерапии является психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, выделяющий 4 основных направления лечебного действия музыкотерапии:

- эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

- развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

- регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

-повышение эстетических потребностей.

            В заключении  хочется сказать, что музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни. Оздоровительные занятия с помощью музыки дадут ,на мой взгляд, потрясающий эффект, так как в нашем Доме ребёнка «Аистёнок» обучаются и воспитываются дети с различными нарушениями в развитии, имеющие отставания  психофизической деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого).Вот почему  я решила использовать музыку и рекомендовать всему персоналу  в качестве лечебного свойства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция усилий воспитателя и специалистов ДОУ в целях сохранения и укрепления здоровья детей с ОНР.

Педагоги разрабо­тали систему занятий (по каж­дой лексической теме), развива­ющих речь, с использованием музыкально-ритмических и физкультурных навыков воспи­танников. Они содержат цело­стную сюжетно-...

Музыкотерапия как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

В материале говорится о важности музыкотерапии для укрепления и сохраниния здоровья дошкольников....

Музыкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении. Музыкотерапия строитс...

"Музыкотерапия как средство сохранения и укрепления здоровья воспитанников"

quot;Музыкотерапия как средство сохранения и укрепления здоровья воспитанников"...

Учебно-методический материал «Музыкотерапия – метод коррекции эмоциональных состояний, укрепления здоровья и стимуляции интеллектуального развития ребенка».

Данный методический материал дает объяснение, что же такое музыка, как музыка влияет на людей. Описываются методы музыкотерапии и практическое их применение....

Опыт работы «Использование здоровье-сберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, ...