ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СВОЙСТВАХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ФИТОМОДУЛЯ
статья (старшая группа) по теме

Филюкова Евгения Александровна

«Вариативность здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учётом их самобытности и региональных условий». В ходе эксперимента проводятся комплексные исследования, направленные на разработку и внедрение содержания и технологий здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения с учётом региональных (экологических, демографических, социально-культурологических и др.) особенностей, а также самобытности образовательного пространства (вида дошкольного учреждения, контингента воспитанников, материальных, организационных, эколого-природных, кадровых условий, социального окружения и пр.). Этим обусловлена актуальность темы исследования. Так как сохранение здоровья детей и профилактика заболеваний напрямую зависит от особенностей эколого-природной среды. Большинство исследователей считает, что среда дошкольного учреждения оказывает огромное влияние на здоровье, самочувствие, настроение и работоспособность детей и взрослых, на процесс обучения и воспитания ребёнка. Следовательно, она должна быть экологически безопасной и способствовать успешной педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_dlya_zheni.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СВОЙСТВАХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ФИТОМОДУЛЯ

     Наше дошкольное образовательное учреждение участвует в региональном эксперименте: «Вариативность здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учётом их самобытности и региональных условий». В ходе эксперимента проводятся комплексные исследования, направленные на разработку и внедрение содержания и технологий здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения с учётом региональных (экологических, демографических, социально-культурологических и др.) особенностей, а также самобытности образовательного пространства (вида дошкольного учреждения, контингента воспитанников, материальных, организационных, эколого-природных, кадровых условий, социального окружения и пр.). Этим обусловлена актуальность темы исследования. Так как сохранение здоровья детей и профилактика заболеваний напрямую зависит от особенностей эколого-природной среды. Большинство исследователей считает, что среда дошкольного учреждения оказывает огромное влияние на здоровье, самочувствие, настроение и работоспособность детей и взрослых, на процесс обучения и воспитания ребёнка. Следовательно, она должна быть экологически безопасной и способствовать успешной педагогической деятельности.

Исследования о влиянии на здоровье детей окружающей среды образовательного учреждения были начаты еще в 1929 году под руководством А.В. Молькова: изучалось физическое развитие детей Москвы и других городов России. Было доказано, что улучшение условий быта положительно сказались на уровне физического развития детей.

В последние годы были обоснованы гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса детей. Проводились исследования по физиолого-гигиенической характеристике влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья детей различных образовательных учреждений. Были выполнены работы по разработке основных путей и средств совершенствования режима дня и повышения иммунитета, обоснованы оптимальные размеры мебели для детей.

Кроме того, ряд исследователей выявили, что важнейшим фактором, влияющим на здоровье и работоспособность людей, является воздух окружающей среды. Большинство исследователей этой проблемы: влияния некачественного воздуха на человека, сходится во мнении, что воздушная среда городских помещений не является идеальной. Они отмечают, что помимо обычной пыли, в воздухе помещений часто присутствует повышенное содержание химических соединений, выделяемых стройматериалами, мебелью и т.д. По материалам Цыбули Н.В. и Фершаловой Т.Д., воздушная среда содержит условно-патогенные микроорганизмы, такие как стафилококк, микроскопические плесневые грибы. Эти микроорганизмы, попадая в благоприятные условия на слизистые оболочки верхних дыхательных путей, могут вызывать острые респираторные или аллергические заболевания. По данным этих ученых, содержание колоний микроорганизмов в помещениях детских садов нередко превышает норму в 2-3 раза. По их мнению, даже самые современные технические средства не всегда могут обеспечить здоровую воздушную среду. Оздоровление воздушной среды закрытых помещений человеку помогают осуществлять комнатные растения. В каждом детском саду есть эти великолепные природные объекты, интересные для изучения. Это превосходный, живой материал, который можно весьма успешно использовать для образования и воспитания, - причем круглый год. Комнатные растения – это растения, выращиваемые в комнатных условиях, независимо от их биологических особенностей, происхождения и декоративных качеств. (Кудряшов Н.М. и др.) Комнатные растения – это пришельцы из разных областей земного шара, имеющие своеобразные климатические и почвенные условия. Это растения различных жизненных форм, с разнообразными приспособлениями к условиям обитания, сохраняющимися при выращивании  в комнатах. В жизни человека комнатные растения имеют большое значение. Они создают благоприятный климат, уют, комфорт, улучшают санитарно-гигиенические условия, выделяют кислород и фитонциды, поглощают углекислый газ, имеют лекарственное значение, заполняют досуг человека, имеют воспитательно-образовательное значение. (Л.Н. Блинникова).

К комнатным растениям – целителям можно отнести 43 вида растений, относящихся к 43 родам и 30 семействам. Особое значение имеют растения, обладающие фитонцидными свойствами.

  Фитонциды, по мнению Акимова Ю.С. – это универсальное явление в растительном мире. Любое растение – от бактерий до цветковых – продуцирует фитонциды. Эти вещества чрезвычайно разнообразны по своей химической природе. Фитонциды – это вещества, продуцируемые растениями и имеющие бактерицидные, антифугальные (активные в отношении микроскопических грибов и актиномицетов) и протистоцидные (активные в отношении клеточных простейших) свойства. Фитонциды были открыты профессором Б.П. Токиным в 1928 году. Академик Н.Г. Холодный, учитывая высокое физиологически благоприятное действие растительных веществ на дыхание человека, предложил называть фитонциды атмосферными витаминами («атмовитаминами»), так как они нужны в очень малых количествах и действуют подобно витаминам. Он говорил: «Летучие вещества усваиваются в легких, подобно тому, как нелетучие вещества усваиваются в желудке».

      Известно, что вдыхание фитонцидов некоторых растений благотворно действует на психику, нормализует сердечный ритм, улучшает обменные процессы. У людей, находящихся в атмосфере летучих выделений растений, увеличиваются защитные силы организма, нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий, повышаются работоспособность, выносливость при физических нагрузках. Например, фитонциды эвкалиптов обладают выраженным тонизирующим действием.

      Значение фитонцидов для здоровья человека может быть положительным, отрицательным и индифферентным, в том числе не выявленным. Малые дозы летучих выделений могут быть стимуляторами, а большие – ингибиторами жизненно важных процессов в организме, т.е. в одних случаях они оказывают благоприятное, а в других – вредное влияние на самочувствие человека. При умелом сочетании растений можно создать фитотерапевтические интерьеры направленного фармакологического воздействия, например, успокаивающего, тонизирующего – при сердечно-сосудистых заболеваниях или заболеваниях верхних дыхательных путей.

     Использование комнатных растений для улучшения среды обитания человека открыло в конце 70-х – начале 80-х годов новое научное направление – фитодизайн. Теоретическое обоснование этому направлению дал в своих работах А.М. Гродзинский. Совместными работами группы авторов (Гродзинский, 1981; Гродзинский, Макарчук, Лещинская и др., 1986) были сформулированы задачи фитодизайна:

  • санирование помещений;
  • очистка атмосферы помещений от производственных газов и пыли;
  • ионизация и увлажнение помещений;
  • звукопоглощение;
  • обогащение воздуха биогенными веществами, благотворно действующими на общее состояние организма человека;
  • создание эстетически приятной и комфортной обстановки.

Важнейшим элементом фитодизайна является использование растений с выраженными фитонцидными свойствами, летучие выделения которых способны уничтожать патогенные микроорганизмы. Например, в опытах М.А. Комаровой для дезинфекции воздуха помещений детских садов применяли ветки дикорастущих растений – багульника и пихты. Было выявлено, что эти растения угнетают развитие дифтерийной и коклюшной палочек, гемолитических стрептококов и стафилокока, но на кишечную палочку они не действуют. Исследователем Л.В. Азаровой было проведено санитарно-бактериологическое обследование воздуха вблизи отдельных растений. Ею было обнаружено, что общее количество микроорганизмов в воздухе снижалось, по сравнению с контролем, под влиянием толстянки портулаковой, алоэ древовидного, агавы американской, агапантуса зонтичного, офиопогона японского. В. И. Левенец и др. выявили группу растений, летучие выделения которых губительно влияют на синегнойную палочку и патогенный стафилококк, это – гибискус, фикус карликовый, мирт обыкновенный, роициссус ромбический, аглаонема переменчивая..

   Некоторые комнатные растения служат фильтром для вредных веществ, действуя как «зеленая печень». Они могут аккумулировать из атмосферы большинство поллютантов, особенно соединения серы, азота, углерода, формальдегида, фенольные соединения, некоторые металлы и использовать их как источник макро- и микроэлементов для построения ряда структурных и функциональных систем. В большинстве случаев это тропические растения, обладающие повышенной воздухоочистительной способностью в связи с эколого–биологическими особенностями:

  • быстрорастущие растения с большим количеством устьиц на листьях, например, фикус Бенджамина;
  • растения, которые размножаются вегетативно при помощи «деток», например, хлорофитум хохлатый;
  • растения-эпифиты, которые имеют специальный воздушные корни, например, некоторые бромелевые.

  Профессор Ш.М. Гасанов разработал правила фитонцидотерапии с использованием живых (интактных) растений, которые были рекомендованы для санаторно-курортной практики.

Проанализировав имеющиеся литературные данные по фитонцидам за последние 40 лет исследователи  Н.В. Цыбуля и Казаринова составили список тропических и субтропических растений, которые можно использовать для профилактических и лечебных целей дома и в местах массового скопления людей: в детских садах, школах, лечебно-профилактических и других учреждениях. Они объединили их в три группы:

1-группа – растения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной, антивирусной, антифунгальной активностью в отношении воздушной микрофлоры. Это плющ обыкновенный, аукуба японская, пеперомия туполистная и многие другие.

2-группа - растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями. Это мирт обыкновенный, розмарин лекарственный, лимон, герань душистая, лавр благородный.

3-группа – растения-фитофильтры, поглощающие из воздуха вредные газы, например, хлорофитум хохлатый, фикус Бенджамина и др.

В течение 10 лет в дошкольных учреждениях города Новосибирска сотрудники Новосибирской медицинской академии проводили эксперимент – проверяли влияние фитонцидных растений на здоровье детей. В результате этого исследования они разработали ассортимент из 35 видов легко размножаемых, неприхотливых, обладающих выраженной фитонцидной активностью и исключающих аллергию растений, которые можно использовать в интерьере детского дошкольного образовательного учреждения. По мнению ученых, перспективными являются виды следующих  семейств: бегониевые, толстянковые (род каланхоэ и бриофиллюм), коммелиновые (род каллизия), агавовые (род сансевьера), перечные (род пеперомия) и др.

Большинство исследователей указывает на то, что к озеленению интерьера следует подходить обдуманно. Предварительно надо детально обследовать микрофлору воздуха помещений и с учетом результатов подбирать растения. Необходимо учитывать специфичность действия летучих выделений растений. Например, летучие выделения бегониевых активны по отношению к стафилококку и микроскопическим плесневым грибам и нейтральны к бактериям из рода сарцина. Виды каланхоэ действуют на стафилококк и на срцину. Туя активна к возбудителям дифтерии и коклюша, а плющ обыкновенный, колеус, виноград ромбический – в отношении сарцины.

Определенные растения следует размещать в определенных комнатах. Например, в спальне – успокаивающие: жасмин самбак, герань. В раздевалку, где должна быть естественная стерилизация воздуха, можно поставить мирт обыкновенный или тую, которые прекрасно дезинфицируют воздух, убивают даже дифтерийную палочку. В игровую комнату лучше поставить растения, которые обладают выраженной антимикробной активностью: бегонии, мирт, плющ.

    Таким образом, фитонцидные растения в интерьере дошкольного образовательного учреждения имеют большое значение. Они создают благоприятный климат, уют, комфорт, улучшают санитарно-гигиенические условия, выделяют кислород и фитонциды, поглощают углекислый газ, имеют лекарственное значение, заполняют досуг человека, имеют воспитательно-образовательное значение. К комнатным растениям – целителям можно отнести 43 вида растений, относящихся к 43 родам и 30 семействам. Особое значение имеют растения, обладающие фитонцидными свойствами. Летучие выделения высших растений являются биологически активными веществами и подавляют микробный фон атмосферы. Следовательно, чтобы улучшить микроэкологические условия в помещениях можно размещать специально подобранные комнатные растения, обладающие выраженными фитонцидными свойствами. Это позволит создать в интерьере детского сада оздоровительные фитомодули из фитонцидных комнатных растений.

Учеными было доказано, что улучшить микроэкологические условия в помещениях ДОУ можно с помощью специально подобранных растений, обладающих выраженными фитонцидными свойствами. В процессе оздоровления воздушной среды помещений и профилактики заболеваний с помощью фитонцидных растений педагог поможет организовать работу по ознакомлению детей с этими растениями и их лекарственными свойствами.

Вопросам организации эколого–развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении, с использованием комнатных растений и ознакомлением с ними детей дошкольного возраста посвящены работы Н.Н. Кондратьевой, М.М. Марковской, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, В.Г. Фокиной и др.

В практике работы дошкольных учреждений комнатные растения используются как дидактический материал, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического  и трудового воспитания дошкольников. В исследованиях Б.Н. Боневой, Н.Н. Кондратьевой, М.Ю. Поповой, В.Г. Фокиной, Л.Ф. Захаревич, И.А. Хайдуровой и др. определены возможности освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний о растениях, умений по уходу за ними, воспитания положительного отношения.

Не требует доказательства то, что непосредственное общение с растениями даёт ребёнку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. При ознакомлении с комнатными растениями детей старшего дошкольного возраста знакомят с растениями, имеющими неярко выраженные признаки различия и сходства, например с двумя видами герани, бегонии, а также с растениями, имеющими различные виды стеблей, различную форму, величину и окраску листьев и цветов: колеусом, плющом, комнатным виноградом и т. п.

Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие - в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.

Старшему дошкольнику уже можно сообщить настоящее ботаническое название растения, а затем предложить ему, чтобы он самостоятельно объяснил, почему растение бальзамин в народе прозвали «огоньком», «Ванькой мокрым». Также интересно поговорить с ребенком о том, почему сансевьеру называют «щучьий хвост, заячьи уши», зеферантес - «выскочкой», а колеус - «крапивкой».

Дети дошкольного возраста могут описывать растения самостоятельно (по образцу описания, данному педагогом, или по плану), а педагог отгадывает, какое растение ребята имеют в виду. Если растение недостаточно точно или подробно описано, педагог просит рассказать о нем еще раз, помогая вопросами. Когда навыки описания растений у ребят будут достаточно прочными, педагог предлагает одним загадывать, раскрывая характерные признаки растения, другим угадывать, называя его.

Кроме того, педагог может рассказать детям интересные факты о растениях или прочитать о них, например, об их родине, как растения там выглядят, как используются, о том, что некоторые из растений, находящихся в группе - лекарственные. Эти сведения очень интересуют ребят и укрепляют их любовь, к «зеленым друзьям».

Целесообразны и дидактические игры, в ходе которых закрепляются знания детей о растениях и умение рассказывать о них, а также игры на развитие речи «Один - много», «Подскажи словечко».

При организации работы по ознакомлению с растениями используются разнообразные методы работы: беседы, наблюдения, дидактические игры. Наряду с этим предлагается использовать методы, основанные на слове - рассказ, чтение художественных произведений, демонстрация натуральных растений или изображения растений.

Ценными методическими приёмами, активизирующими мышление, обогащающим словарь детей во время наблюдения, является сравнения, сопоставления характерных особенностей или явлений по различию и сходству.

В старшем дошкольном возрасте для сообщения знаний о потребностях растений в определенных условиях следует продумать интересные методы. Например,игра «Радиовести из уголка природы» (по типу передачи «Радио - газета»), «жалобы» или «благодарности» отдельных растений. Не следует затягивать игру, достаточно 3-5 минут, но проводить игры надо часто, привлекая как можно больше детей.

При ознакомлении с растениями детей старшего возраста широко используются дидактические игры с растениями и их изображениями (картинками). Для занятий подбирают растения, имеющие ярко выраженные признаки различия и сходства (например ,два вида герани, бегонии), растения с разными стеблями (например, плющ и фуксию),разной поверхностью листьев (например, колеус и бальзамин) и т. п., всего не более пяти-шести растений. Желательно, чтобы на каждом занятии предлагалось новое, незнакомое детям растение (лучше цветущее); это оживляет интерес детей к работе.

В начале года целесообразно предлагать детям для рассматривания и описания более простые растения, затем можно давать и посложнее. В конце некоторых занятий по ознакомлению с растениями используют и такие дидактические игры, как, например, «Угадай по описанию». Педагог загадывает какое-то растение, а дети отгадывают. «Растение большое, стебель не виден, листья узкие, плотные, темно-зеленые, гладкие, края листа ровные, цветы похожи на оранжевые колокольчики ,они все собраны на одной стрелке, - говорит педагог.

 - Что это за растение? (Кливия.) А теперь вы загадайте, а я буду отгадывать». Педагог вопросами помогает детям при описании растений отметить характерные признаки каждого из них.

На таких занятиях дети учатся внимательно рассматривать и описывать растения. Если в ходе занятия дети не смогут ответить на тот или иной вопрос о растении, педагогу не надо спешить самому на него ответить; следует предложить детям после занятия подумать, о каком растении так говорится, и через некоторое время спросить, догадались ли они, о каком растении был вопрос.

Кроме подобных по построению занятий, можно провести такое, которое полностью отводится дидактической игре, например «Цветочный магазин», где дети упражняются в умении описывать растения и угадывать их по описанию. Общая педагогическая цель педагога заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир.

Следовательно, ознакомление детей с растениями, их особенностями строения является важным моментом, как экологического образования, так и психического и речевого развития детей. Растения фитомодуля являются ценным дидактическим материалом для обогащения словаря, решения образовательных и воспитательных задач.

            Таким образом, в дошкольном возрасте на занятиях педагог уточняет и закрепляет знания и представления детей о видах растений, условиях необходимых для их жизни и роста, способах ухода за ними. Обогащается активный словарь детей словами - признаками и словами-действиями, характеризующими растения на том или ином этапе его развития, развивается связная речь путем обучения детей составлению рассказа о растении, развивается зрительное восприятие и память, слуховое внимание.

Вместе с тем, остается недостаточно раскрытым вопрос о формировании знаний о лекарственных свойствах комнатных растений у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, актуальность темы исследования очевидна.

Цель данного исследования – разработать цикл занятий направленных на формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о лекарственных свойствах комнатных растений.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
  2. Выявить уровень знаний у детей о лекарственных свойствах комнатных растений.
  3. Разработать цикл занятий, направленных на формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о лекарственных свойствах комнатных растений.

     Исходя из цели исследования, была сформулирована гипотеза: формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о лекарственных свойствах комнатных растений будет более успешным, при следующих условиях:

  • если работу по формированию знаний у детей о лекарственных свойствах комнатных растений проводить систематично, в соответствии с сезонным ритмом этих живых объектов;
  • если при ознакомлении детей с данными свойствами комнатных растений подобрать соответствующие методы и приемы, способствующие усвоению материала и предусмотреть использование разнообразных форм организации познавательной деятельности детей на занятиях.
  • Если формировать навыки культуры поведения в природе, бережно относиться к растениям.
  • Если расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями : рассматривать растения ,не нанося им вреда
  • Если расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного).
  • Если напоминать детям, что рвать растения и есть их нельзя.
  • Если расширить представление о роли комнатных растений (фитонцидов) в жизни человека и их влиянии на здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о явлениях природы через наблюдения и организацию пальчиковых игр

Актуальность опыта Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического созидания! Эта работа начинается...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение для жизни людей»

Данный конспект может лечь в основу проектно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Дети с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности, с интересам будут участвовать в ...

Формирование знаний у детей дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций

Формирование знаний у детей дошкольного возраста о  безопасном поведении на дороге  методом  проблемных  ситуаций...

Рефлексивно-ролевая игра «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах безопасности методом проблемных ситуаций»

Рефлексивно-ролевая игра "Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах безопасности методом проблемных ситуаций"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир комнатных растений»

Закрепляем знания о деревьях и кустарниках.Знакомим с комнатными растениями,которые находятся в детском саду. Расширяем и уточняем представление о комнатных растениях.Закреплятем представления о том, ...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Комнатные растения"

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Комнатные растения"...