Организация адаптационного периода при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение.
консультация (младшая группа) по теме

Сидорова Анна  Николаевна

Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется именно тем, насколько благоприятно протекает его социально-психологическая адаптация в ДОУ. 

Важнейшим условием успешной адаптации детей к детскому образовательному учреждению является тесное взаимодействие детского сада и семьи. Поэтому основной целью работы по адаптации мы считаем создание условий, облегчающих адаптационный период детей в ДОУ, путем взаимодействия специалистов дошкольного учреждения (воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников) и родителей. 

Для реализации данной цели была разработана модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ. (Приложение 1)

Данная модель включает в себя 6 этапов:

1.    
Прогноз адаптации.

2.    
Психолого-педагогическое просвещение воспитателей.

3.    
Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4.    
Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада.

5.    
Адаптационные занятия с детьми.

6.    
Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ.


Рассмотрим каждый этап подробно.

Первый этап «Прогноз адаптации» включает в себя: 
 


  • Прямой контакт с ребенком.


Цель: оценка общего эмоционального фона ребенка, взаимоотношений со взрослыми.
 


  • Анкетирование родителей «Прогноз адаптации».


Цель: оценка уровня готовности ребенка к поступлению в ДОУ, прогноз возможных сложностей адаптации.

^ Второй этап «Психолого — педагогическое просвещение воспитателей».

Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями ДОУ в виде групповых лекций-консультаций, письменных и индивидуальных консультаций.

^ Третий этап «Психолого-педагогическое просвещение родителей».

Взаимодействие педагога-психолога, воспитателей групп, медицинских работников с родителями в виде письменных, групповых и индивидуальных консультаций.

^ Четвертый этап «Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада».

Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада происходит в соответствии с рекомендациями педагога-психолога, воспитателей, медицинских работников ДОУ.

На данном этапе проводится наблюдение за ребенком, а именно: оценивается его общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с другими детьми, реакция на изменение привычной ситуации (первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ). Начинается заполнение листа адаптации.

^ Пятый этап «Адаптационные занятия с детьми». 

С середины сентября, когда почти все дети вошли в группу с обычным режимом, проводятся занятия по адаптации с детским коллективом. Тематическое планирование занятий составлено на основе программы Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М.: Книголюб, 2005). (Приложение 2)

Целью занятий является: гармонизация эмоционального состояния детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.

Задачами:
 


  • создание атмосферы эмоциональной безопасности;

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;

  • сплочение детского коллектива;

  • развитие познавательной, эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивной сфер ребенка;

  • развитие мелкой моторики рук ребенка и координации движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_adaptatsionnogo_perioda.docx14.71 КБ

Предварительный просмотр:

Организация адаптационного периода при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение.

Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется именно тем, насколько благоприятно протекает его социально-психологическая адаптация в ДОУ. 

Важнейшим условием успешной адаптации детей к детскому образовательному учреждению является тесное взаимодействие детского сада и семьи. Поэтому основной целью работы по адаптации мы считаем создание условий, облегчающих адаптационный период детей в ДОУ, путем взаимодействия специалистов дошкольного учреждения (воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников) и родителей. 

Для реализации данной цели была разработана модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ. (Приложение 1)

Данная модель включает в себя 6 этапов:


  1. Прогноз адаптации.

  2. Психолого-педагогическое просвещение воспитателей.

  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

  4. Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада.

  5. Адаптационные занятия с детьми.

  6. Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ.


Рассмотрим каждый этап подробно.

Первый этап «Прогноз адаптации» включает в себя: 


  • Прямой контакт с ребенком.


Цель: оценка общего эмоционального фона ребенка, взаимоотношений со взрослыми.


  • Анкетирование родителей «Прогноз адаптации».


Цель: оценка уровня готовности ребенка к поступлению в ДОУ, прогноз возможных сложностей адаптации.

^ Второй этап «Психолого — педагогическое просвещение воспитателей».

Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями ДОУ в виде групповых лекций-консультаций, письменных и индивидуальных консультаций.

^ Третий этап «Психолого-педагогическое просвещение родителей».

Взаимодействие педагога-психолога, воспитателей групп, медицинских работников с родителями в виде письменных, групповых и индивидуальных консультаций.

^ Четвертый этап «Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада».

Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада происходит в соответствии с рекомендациями педагога-психолога, воспитателей, медицинских работников ДОУ.

На данном этапе проводится наблюдение за ребенком, а именно: оценивается его общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с другими детьми, реакция на изменение привычной ситуации (первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ). Начинается заполнение листа адаптации.

^ Пятый этап «Адаптационные занятия с детьми». 

С середины сентября, когда почти все дети вошли в группу с обычным режимом, проводятся занятия по адаптации с детским коллективом. Тематическое планирование занятий составлено на основе программы Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М.: Книголюб, 2005). (Приложение 2)

Целью занятий является: гармонизация эмоционального состояния детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.

Задачами:


  • создание атмосферы эмоциональной безопасности;

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;

  • сплочение детского коллектива;

  • развитие познавательной, эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивной сфер ребенка;

  • развитие мелкой моторики рук ребенка и координации движений.

Организация адаптационного периода при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка ребенка к детскому дошкольному учреждению

Как подготовить ребенка к детскому саду? Данная статья повышает компетентность родителей по данному вопросу....

Консультация для педагогов «Основы природного закаливания ребенка в детском дошкольном учреждении».

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. По...

Доклад на общем родительском собрании: «Особенности адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению».

Адаптация  рассматривается по следующим параметрам: 1. Фазы адаптационного процесса.2. Механизм развития адаптационного синдрома.3. Клиника адаптации.4. Меры, облегчающие адаптацию.5. Фактор...

Педагогическая характеристика на ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение.

Педагогическая характеристика на ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение.1.    Имя ребенка дата и год рождения.2.    Посещает МБДОУ Детский сад с…Адрес ...

Технология организации адаптационного периода при поступлении ребёнка в детское дошкольное учреждение

В данном материале дано подробное описание успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ, согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в се...

Модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в детский сад

Важнейшим условием успешной адаптации детей к детскому образовательному учреждению является тесное взаимодействие детского сада и семьи. Поэтому основной целью работы по адаптации мы считаем создание ...