Модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в детский сад
методическая разработка (младшая группа)

Антонова Ольга Тарасовна

Важнейшим условием успешной адаптации детей к детскому образовательному учреждению является тесное взаимодействие детского сада и семьи. Поэтому основной целью работы по адаптации мы считаем создание условий, облегчающих адаптационный период детей в детский сад путем взаимодействия педагогов и специалистов дошкольного учреждения (воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинского работника,) и родителей.

         Для реализации данной цели была разработана модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_soprovozhdeniya_protsessa_adaptatsii.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Москвы Школа № 305

Путевой пр. д.10 «А», г. Москва, 127410, тел./факс 8 (499) 901-72-11,      

 8 (499) 901-03-20, 8 (499) 901-00-18;  e-mail: 305@edu.mos.ru

ОГРН 1037739322796/  ИНН 7715018947 / КПП 771501001

       Модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в детский сад

Педагог-психолог

ГБОУ Школа №305 г. Москвы

Антонова Ольга Тарасовна

2019 г.

Организация сопровождения адаптационного периода при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение.

         Адаптационный период детей к образовательному учреждению (детский сад или школа) влияет на развитие личности ребенка. От того, насколько организован процесс вхождения детей в дошкольное образовательное учреждение, зависит их полноценное гармоничное развитие.

        Важнейшим условием успешной адаптации детей к детскому образовательному учреждению является тесное взаимодействие детского сада и семьи. Поэтому основной целью работы по адаптации мы считаем создание условий, облегчающих адаптационный период детей в детский сад путем взаимодействия педагогов и специалистов дошкольного учреждения (воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинского работника,) и родителей.

        Для реализации данной цели была разработана модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ. (Приложение 1)

        Данная модель включает в себя 6 этапов:

  1. Прогноз адаптации.
  2. Психолого-педагогическое просвещение воспитателей.
  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  4. Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада.
  5. Адаптационные занятия с детьми.
  6. Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ.

Рассмотрим каждый этап подробно.

Первый этап «Прогноз адаптации» включает в себя:

  • Прямой контакт с ребенком.

Цель: оценка общего эмоционального фона ребенка, взаимоотношений со взрослыми.

  • Анкетирование родителей «Прогноз адаптации».

Цель: оценка уровня готовности ребенка к поступлению в ДОУ, прогноз возможных сложностей адаптации.

Второй этап «Психолого — педагогическое просвещение воспитателей».

        Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями ДОУ в виде групповых лекций-консультаций, письменных(стендовых) и индивидуальных консультаций на основе справочных материалов, периодических журналов «Справочник педагога-психолога в ДОУ», «Справочник Старшего воспитателя в ДОУ», «Медицинское обслуживание в ДОУ».

Третий этап «Психолого-педагогическое просвещение родителей».

        Взаимодействие специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) с воспитателями групп и родителями в виде онлайн-консультаций (группа «Окно в мир ребенка» в социальной сети фейсбук), письменных (стендовых), групповых и индивидуальных консультаций. Для психолого-педагогических консультаций используются материалы педагогов-психологов ДОУ, психологов И. Млодик, Н.Куражевой, а также А.Баркан, Н.М. Метеновой и др.

Четвертый этап «Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада».

        Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада происходит в соответствие с рекомендациями педагога-психолога, воспитателей, медицинских работников ДОУ.

        На данном этапе проводится наблюдение за ребенком, а именно: оценивается его общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с другими детьми, реакция на изменение привычной ситуации (первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ). Начинается заполнение листа адаптации.

Пятый этап «Адаптационные занятия с детьми».

        С октября, когда почти все дети вошли в группу с обычным режимом, проводятся занятия по адаптации с детским коллективом. Тематическое планирование занятий составлено на основе программы Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М.: Книголюб, 2005).  А также используются рекомендации по проведению занятий на основе комплексной программы психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» под ред. Н.Ю Куражевой (Приложение 2)

        Целью занятий является: гармонизация эмоционального состояния детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.

Задачами:

  • создание атмосферы эмоциональной безопасности;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;
  • сплочение детского коллектива;
  • развитие познавательной, эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивной сфер ребенка;
  • развитие мелкой моторики рук ребенка и координации движений.

        Педагог-психолог проводит занятия 2 раза в неделю. В течение недели воспитатели по рекомендации педагога — психолога повторяют с детьми игры, потешки, стишки, упражнения, которые входили в содержание занятия.

Шестой этап «Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ».

        На данном этапе проводится следующая работа:

  • Контрольная диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ, анализ листов адаптации.

Цель: выявление уровня адаптированности ребенка к ДОУ.

        Все мероприятия, которые проводятся в адаптационный период, отражены в плане контроля за адаптацией вновь поступивших детей. (Приложение 3)

        Данная работа по адаптации детей к условиям ДОУ с использованием представленной модели выполняет различные задачи сопровождения:

  1. В процессе работы по адаптации детей к дошкольному учреждению учитывается три направления работы: работа с родителями, работа с детьми, работа с педагогами и специалистами, что обеспечивает взаимодействие детского сада с семьей и успешность адаптации детей к новым условиям.
  2. Осуществляется квалифицированная консультационная и практическая помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
  3. Осуществляется помощь детям 2-4 лет в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду.

4) Благодаря предложенным диагностическим мероприятиям возможно отследить успешность проведения сопроводительной работы в период адаптации детей к ДОУ

        

Литература

1. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. – 144С.

2. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ авт.-сост. Е.В.Шитова. – Изд. 2-е. Волгоград: Учитель. – 169 с.

3. Баркан . А.И.Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. М.: АСТ-Пресс.2000.

4. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. – Ярославль, Издательско-полиграфический комплекс «Индиго». - 2011 г., 64с.

5. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» / А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2005.

6.  «Цветик –семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет/Н.Ю. Куражева [и др.]; под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб. Речь, 2014. – 160 с.

7. Справочник педагога-психолога ДОУ

8. Справочник Старшего воспитателя.

        

Приложение 1

Формы психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода в ДОУ.

Приложение 2

Тематическое планирование

занятий по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

                                                 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

        Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс приспособления, т.е. адаптации, к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния.

        Пройдя этапы алгоритма постепенного вхождения в детский сад, дети остаются без родителей в группе с обычным режимом в течение всего дня. На этом адаптационный период не заканчивается, так как малыши в таком составе встречаются впервые. И в этот момент очень важно помочь детям положительно реагировать друг на друга, сплотить коллектив.

В раннем дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром, новой обстановкой лучше всего происходит через развивающие и подвижные игры. Данная программа построена на игровой деятельности детей, что способствует комфортной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру.

Тематическое планирование составлено по программе «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» / А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2005.; дополнена занятиями из программы «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет/ под ред. Н.Ю. Куражевой; пальчиковых игр Е. Железновой.

Цель: гармонизация эмоционального состояния детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.

Задачи:

  • создание атмосферы эмоциональной безопасности;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;
  • способствовать сплочению детского коллектива;
  • развитие познавательной, эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивной сфер ребенка;
  • развитие мелкой моторики рук и координации движений.

Структура занятий:

  1. Приветствие.
  2. Введение в игровую ситуацию.
  3. Игры.
  4. Подведение итогов.

Занятия проводятся в группе детского сада, 2 раза в неделю.

Количество занятий: 10 занятий.

Используемые методы и техники: игротерапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия.

Все занятия – игровые, так как игра – это основная деятельность ребенка.

Диагностическое сопровождение.

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению. Данная методика проводится индивидуально два раза с каждым ребенком: первичная диагностика — сентябрь; контрольная диагностика — ноябрь.

Оценка эффективность программы.

На основе результатов диагностики проводится анализ эффективности работы по программе.

Этапы реализации программы:

  • сентябрь – первичная диагностика детей;
  • сентябрь – ноябрь – занятия по программе;
  • ноябрь – контрольная диагностика.

Предполагаемый результат.

Преобладание у детей позитивных эмоций, снижение количества соматических заболеваний, положительная динамика в речевом развитии, поведении, эмоциональной сфере.

Тематическое планирование

адаптационных занятий с детьми младших групп

на 2019– 2020 учебный год.

№ занятия

Тема или цель занятия

Приемы и методы в организации

1.

2.

«Божья коровка»: создание положительного настроя в группе; развитие умений действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

развитие зрительного восприятия; развитие внимания, речи, воображения.

«Путешествие с солнышком»: 1. Развивать эмоционально-волевую (радость, сопереживание, забота, терпение) и познавательную сферы (внимание, память, мышление, воображение, наблюдательность), расширять представления об окружающем мире, сезонных явлениях в природе.                       2.  Учить имитировать движения животных и насекомых посредством игры с включением музыкальных инструментов (бабочка, кузнечик). 3. Развивать мелкую моторику (посредством упражнений с дидактическим материалом: камешки разной формы- игра «Чудесный мешочек»); учить классифицировать предметы по форме и соотносить форму предметов с иллюстрацией.                        4.    Развивать речь: расширять словарный запас («впадать в спячку», насекомые) 5.  Формировать потребность в бережном отношении друг к другу и «братьям нашим меньшим» (животные, насекомые, птицы).

Игра «Поймай Божью коровку», игра «Божья коровка замерзла», рисование «Божья коровка», коллаж «Цветочная поляна».

Игра «Покажи насекомого»,

Игра «Чудесный мешочек»,

Упражнение – самомассаж «Солнечный зайчик»

3.

4.

«Листопад»: создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, повышение двигательной активности; развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться по их темп; развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции, речи, воображения, творческих способностей.

«Путешествие в лес»: 1. Развивать эмоционально-волевую сферу (радость, сопереживание, забота, терпение). 2.   Укреплять здоровье детей посредством ходьбы по массажным коврикам (профилактика плоскостопия), выполнения спортивных упражнений. 3.  Развивать мелкую моторику и крупные мышцы (музыкально-двигательные игра «Мышка», игра «Покажи, но не говори», «У медведя во бору») 4.    Развивать речь (освоить понятие «хищные звери и птицы», «хищники» на примере совы и волка) 5.  Формировать потребность в бережном отношении друг к другу и «братьям нашим меньшим» (животные, насекомые, птицы).

Игра — гимнастика «Прогулка по осеннему лесу», групповая аппликация «Осенний пейзаж».

Упражнение «Прогулка по тропинке», пальчиковая игра «Мышка», игра «Покажи, но не говори», игра «У медведя во бору»

5.

6.

«Зайка»: создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; развитие тактильного восприятия.

«Путешествие на лесную полянку»:1. Развивать эмоционально-волевую сферу (радость, сопереживание, забота, терпение). 2.Укреплять здоровье детей посредством двигательных упражнений: выполнения ходьбы на носках (профилактика плоскостопия), выполнения спортивных упражнений (прыжки на 2 ногах, перепрыгивание на двух ногах и др.)   3.  Развивать мелкую моторику и крупные мышцы (музыкально-двигательные игры «Зайка», «Мышка», игра «Покажи, но не говори») 4.  Развивать музыкальный слух и речь. 5.  Формировать потребность в бережном отношении друг к другу и «братьям нашим меньшим» (животные, насекомые).  

Игра (на основе потешки) «Поиграем с зайчиком», игра «Что любит зайчик?»

Упражнение «Прогулка по тропинке», музыкально-ритмическая игра «Зайка», пальчиковая игра «Мышка»

7.

8.

«Мишка»: сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи, воображения.

«Путешествие на речку»: 1. Развивать эмоционально-волевую и познавательную сферы (радость, сопереживание, забота, терпение).2.   Укреплять здоровье детей посредством ходьбы по массажным коврикам (профилактика плоскостопия), выполнения спортивных упражнений (построение в колонну по одному).3.  Развивать мелкую моторику (музыкально-двигательные игра «Ёжики», «Ерши» (из народного фольклора) 4.    Развивать речь: расширять словарный запас (рыбы хищные – щука, окунь; ерши)5.  Формировать потребность в бережном отношении друг к другу и «братьям нашим меньшим» (животные, насекомые, птицы).

Игра «Поиграем с Мишкой», рисование «Обед для Мишки».

Упражнение «Прогулка по тропинке», музыкально-ритмическая игра «Ёжики», «Ерши» (на основе потешек)

9.

10.

«Котята»: формирование положительной самооценки; развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; снятие мышечного напряжения; развитие умения выражать эмоции (страх, грусть, радость), слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки, моторики, координации движений, внимания, речи, воображения.

«Путешествие на лужок»: 1. Развивать эмоционально-волевую и сферу (радость, сопереживание, забота, терпение).2.   Укреплять здоровье детей посредством ходьбы по массажным коврикам (профилактика плоскостопия), выполнения спортивных упражнений. 3.  Развивать мелкую моторику и крупные мышцы (музыкально-двигательные игра «Мышка», игра «Покажи, но не говори», «У медведя во бору»)4.    Развивать речь (освоить понятие «хищные звери и птицы», «хищники» на примере совы и волка) 5.  Формировать потребность в бережном отношении друг к другу и «братьям нашим меньшим» (животные, насекомые, птицы).

Игра «Поиграем с котиком», игра «Рыбалка».

Упражнение «Прогулка по тропинке», Игра «Покажи, но не говори», пальчиковая игра «Мышка»

  1. ПЛАН

мероприятий по адаптации детей в ДОУ на 2019– 2020 учебный год.

№ п/п

наименование мероприятия

        

сроки проведения

место проведения

форма проведения

цель

ответственные

1. Работа с родителями.

1.

Анкетирование родителей: «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ»

Сентябрь

группы детского сада

индивидуальная

Оценить уровень готовности ребенка к поступлению в ДОУ,

педагог-психолог, воспитатели группы

2.

Письменные консультации для родителей (родительские уголки групп):

  • «Ваш малыш пришел в детский сад»;
  • «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду».

Сентябрь-октябрь

группы детского сада

Групповая

Психологическое просвещение родителей по вопросам адаптации ребенка к условиям ДОУ.

педагог-психолог

4.

Онлайн-консультации: «Особенности адаптации ребенка к детскому учреждению. Возрастные особенности.»

«Игры и игрушки для детей 3-4 лет»

Сентябрь-октябрь

группы детского сада

групповая

Психологическое просвещение родителей по вопросам адаптации ребенка к ДОУ.

педагог-психолог

5.

Оформление памяток для родителей:

- «Наличие у детей навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад»;

- «Игры и развивающее оборудование для занятий с детьми дома».

Сентябрь-октябрь

группы детского сада

групповая

Психологическое просвещение родителей.

педагог-психолог

6.

Индивидуальные консультации и беседы с родителями (по запросу).

в течение года

кабинет педагога-психолога

индивидуальная

Оказание помощи в воспитании и развитии детей, психологическое просвещение.

Педагог-психолог, воспитатели групп, медицинские работники

2. Работа с детьми.

1.

Первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.

сентябрь

группы детского сада

индивидуальная

Выявление общего эмоционального фона поведения, особенностей познавательной и игровой деятельности, взаимоотношений со взрослыми и детьми, выявление реакции на изменение привычной ситуации.

педагог-психолог, воспитатели

2.

Оформление листов адаптации.

Сентябрь-октябрь

Группы детского сада, кабинет педагога-психолога

индивидуальная

Отслеживание динамики адаптации детей.

педагог-психолог, воспитатели

3.

Занятия по адаптации с детским коллективом.

Октябрь-

ноябрь

группы детского сада

групповая

Облегчение процесса адаптации к условиям ДОУ через создание положительной атмосферы в группе, снятия внутреннего напряжения участников занятий.

педагог-психолог

4.

Контрольная диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.

Октябрь-ноябрь

группы детского сада

индивидуальная

Выявление уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.

педагог-психолог, воспитатели

5.

Анализ листов адаптации.

сентябрь – октябрь- ноябрь (декабрь)

кабинет-психолога

индивидуальная

Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ.

педагог-психолог, воспитатели, медицинские работники

3. Работа с педагогами.

1.

Консультация для воспитателей: «Первые дни ребенка в детском саду».

сентябрь

группы детского сада

индивидуальная

Психологическое просвещение педагогов, создание условий для успешной работы.

педагог-психолог

2.

Письменная консультация для воспитателей: «Игры с детьми в адаптационный период».

сентябрь - ноябрь

группы детского сада

индивидуальная

Психологическое просвещение педагогов, создание условий для успешной работы.

педагог-психолог

3.

Индивидуальные беседы и консультации с педагогами (по запросу).

в течение года

группы детского сада, кабинет педагога-психолога.

индивидуальная

Психологическое просвещение, созданий условий для успешной работы.

педагог – психолог

4.

Групповая консультация для воспитателей: «Сотрудничество с родителями в период адаптации детей к ДОУ».

октябрь

Групповая комната

групповая

Психологическое просвещение, созданий условий для успешной работы.

педагог – психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Наличие у детей возможных навыков,облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад"

Памятка для родителей, которая поможет подготовить ребенка к поступлению в детский сад....

Организация адаптационного периода при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение.

Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется именно тем, насколько благоприятно протекает е...

Модель организации адаптационного периода через режимные процессы

Использование гибкого режима в организации адаптационного периода...

Модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни

Модель  организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни...

Модель организации адаптационного периода через режимные процессы

Модель организации адаптационного периодачерез режимные процессы...

Технология организации адаптационного периода при поступлении ребёнка в детское дошкольное учреждение

В данном материале дано подробное описание успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ, согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в се...