Модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в детский сад
методическая разработка (младшая группа)
Важнейшим условием успешной адаптации детей к детскому образовательному учреждению является тесное взаимодействие детского сада и семьи. Поэтому основной целью работы по адаптации мы считаем создание условий, облегчающих адаптационный период детей в детский сад путем взаимодействия педагогов и специалистов дошкольного учреждения (воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинского работника,) и родителей.
Для реализации данной цели была разработана модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_soprovozhdeniya_protsessa_adaptatsii.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы Школа № 305
Путевой пр. д.10 «А», г. Москва, 127410, тел./факс 8 (499) 901-72-11,
8 (499) 901-03-20, 8 (499) 901-00-18; e-mail: 305@edu.mos.ru
ОГРН 1037739322796/ ИНН 7715018947 / КПП 771501001
Модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в детский сад
Педагог-психолог
ГБОУ Школа №305 г. Москвы
Антонова Ольга Тарасовна
2019 г.
Организация сопровождения адаптационного периода при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение.
Адаптационный период детей к образовательному учреждению (детский сад или школа) влияет на развитие личности ребенка. От того, насколько организован процесс вхождения детей в дошкольное образовательное учреждение, зависит их полноценное гармоничное развитие.
Важнейшим условием успешной адаптации детей к детскому образовательному учреждению является тесное взаимодействие детского сада и семьи. Поэтому основной целью работы по адаптации мы считаем создание условий, облегчающих адаптационный период детей в детский сад путем взаимодействия педагогов и специалистов дошкольного учреждения (воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинского работника,) и родителей.
Для реализации данной цели была разработана модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ. (Приложение 1)
Данная модель включает в себя 6 этапов:
- Прогноз адаптации.
- Психолого-педагогическое просвещение воспитателей.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада.
- Адаптационные занятия с детьми.
- Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ.
Рассмотрим каждый этап подробно.
Первый этап «Прогноз адаптации» включает в себя:
- Прямой контакт с ребенком.
Цель: оценка общего эмоционального фона ребенка, взаимоотношений со взрослыми.
- Анкетирование родителей «Прогноз адаптации».
Цель: оценка уровня готовности ребенка к поступлению в ДОУ, прогноз возможных сложностей адаптации.
Второй этап «Психолого — педагогическое просвещение воспитателей».
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями ДОУ в виде групповых лекций-консультаций, письменных(стендовых) и индивидуальных консультаций на основе справочных материалов, периодических журналов «Справочник педагога-психолога в ДОУ», «Справочник Старшего воспитателя в ДОУ», «Медицинское обслуживание в ДОУ».
Третий этап «Психолого-педагогическое просвещение родителей».
Взаимодействие специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) с воспитателями групп и родителями в виде онлайн-консультаций (группа «Окно в мир ребенка» в социальной сети фейсбук), письменных (стендовых), групповых и индивидуальных консультаций. Для психолого-педагогических консультаций используются материалы педагогов-психологов ДОУ, психологов И. Млодик, Н.Куражевой, а также А.Баркан, Н.М. Метеновой и др.
Четвертый этап «Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада».
Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада происходит в соответствие с рекомендациями педагога-психолога, воспитателей, медицинских работников ДОУ.
На данном этапе проводится наблюдение за ребенком, а именно: оценивается его общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с другими детьми, реакция на изменение привычной ситуации (первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ). Начинается заполнение листа адаптации.
Пятый этап «Адаптационные занятия с детьми».
С октября, когда почти все дети вошли в группу с обычным режимом, проводятся занятия по адаптации с детским коллективом. Тематическое планирование занятий составлено на основе программы Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М.: Книголюб, 2005). А также используются рекомендации по проведению занятий на основе комплексной программы психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» под ред. Н.Ю Куражевой (Приложение 2)
Целью занятий является: гармонизация эмоционального состояния детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.
Задачами:
- создание атмосферы эмоциональной безопасности;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;
- сплочение детского коллектива;
- развитие познавательной, эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивной сфер ребенка;
- развитие мелкой моторики рук ребенка и координации движений.
Педагог-психолог проводит занятия 2 раза в неделю. В течение недели воспитатели по рекомендации педагога — психолога повторяют с детьми игры, потешки, стишки, упражнения, которые входили в содержание занятия.
Шестой этап «Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ».
На данном этапе проводится следующая работа:
- Контрольная диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ, анализ листов адаптации.
Цель: выявление уровня адаптированности ребенка к ДОУ.
Все мероприятия, которые проводятся в адаптационный период, отражены в плане контроля за адаптацией вновь поступивших детей. (Приложение 3)
Данная работа по адаптации детей к условиям ДОУ с использованием представленной модели выполняет различные задачи сопровождения:
- В процессе работы по адаптации детей к дошкольному учреждению учитывается три направления работы: работа с родителями, работа с детьми, работа с педагогами и специалистами, что обеспечивает взаимодействие детского сада с семьей и успешность адаптации детей к новым условиям.
- Осуществляется квалифицированная консультационная и практическая помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
- Осуществляется помощь детям 2-4 лет в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду.
4) Благодаря предложенным диагностическим мероприятиям возможно отследить успешность проведения сопроводительной работы в период адаптации детей к ДОУ
Литература
1. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. – 144С.
2. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ авт.-сост. Е.В.Шитова. – Изд. 2-е. Волгоград: Учитель. – 169 с.
3. Баркан . А.И.Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. М.: АСТ-Пресс.2000.
4. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. – Ярославль, Издательско-полиграфический комплекс «Индиго». - 2011 г., 64с.
5. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» / А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2005.
6. «Цветик –семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет/Н.Ю. Куражева [и др.]; под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб. Речь, 2014. – 160 с.
7. Справочник педагога-психолога ДОУ
8. Справочник Старшего воспитателя.
Приложение 1
Формы психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода в ДОУ.
Приложение 2
Тематическое планирование
занятий по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс приспособления, т.е. адаптации, к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния.
Пройдя этапы алгоритма постепенного вхождения в детский сад, дети остаются без родителей в группе с обычным режимом в течение всего дня. На этом адаптационный период не заканчивается, так как малыши в таком составе встречаются впервые. И в этот момент очень важно помочь детям положительно реагировать друг на друга, сплотить коллектив.
В раннем дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром, новой обстановкой лучше всего происходит через развивающие и подвижные игры. Данная программа построена на игровой деятельности детей, что способствует комфортной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру.
Тематическое планирование составлено по программе «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» / А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2005.; дополнена занятиями из программы «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет/ под ред. Н.Ю. Куражевой; пальчиковых игр Е. Железновой.
Цель: гармонизация эмоционального состояния детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.
Задачи:
- создание атмосферы эмоциональной безопасности;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;
- способствовать сплочению детского коллектива;
- развитие познавательной, эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивной сфер ребенка;
- развитие мелкой моторики рук и координации движений.
Структура занятий:
- Приветствие.
- Введение в игровую ситуацию.
- Игры.
- Подведение итогов.
Занятия проводятся в группе детского сада, 2 раза в неделю.
Количество занятий: 10 занятий.
Используемые методы и техники: игротерапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия.
Все занятия – игровые, так как игра – это основная деятельность ребенка.
Диагностическое сопровождение.
Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению. Данная методика проводится индивидуально два раза с каждым ребенком: первичная диагностика — сентябрь; контрольная диагностика — ноябрь.
Оценка эффективность программы.
На основе результатов диагностики проводится анализ эффективности работы по программе.
Этапы реализации программы:
- сентябрь – первичная диагностика детей;
- сентябрь – ноябрь – занятия по программе;
- ноябрь – контрольная диагностика.
Предполагаемый результат.
Преобладание у детей позитивных эмоций, снижение количества соматических заболеваний, положительная динамика в речевом развитии, поведении, эмоциональной сфере.
Тематическое планирование
адаптационных занятий с детьми младших групп
на 2019– 2020 учебный год.
№ занятия | Тема или цель занятия | Приемы и методы в организации |
1. 2. | «Божья коровка»: создание положительного настроя в группе; развитие умений действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие зрительного восприятия; развитие внимания, речи, воображения. «Путешествие с солнышком»: 1. Развивать эмоционально-волевую (радость, сопереживание, забота, терпение) и познавательную сферы (внимание, память, мышление, воображение, наблюдательность), расширять представления об окружающем мире, сезонных явлениях в природе. 2. Учить имитировать движения животных и насекомых посредством игры с включением музыкальных инструментов (бабочка, кузнечик). 3. Развивать мелкую моторику (посредством упражнений с дидактическим материалом: камешки разной формы- игра «Чудесный мешочек»); учить классифицировать предметы по форме и соотносить форму предметов с иллюстрацией. 4. Развивать речь: расширять словарный запас («впадать в спячку», насекомые) 5. Формировать потребность в бережном отношении друг к другу и «братьям нашим меньшим» (животные, насекомые, птицы). | Игра «Поймай Божью коровку», игра «Божья коровка замерзла», рисование «Божья коровка», коллаж «Цветочная поляна». Игра «Покажи насекомого», Игра «Чудесный мешочек», Упражнение – самомассаж «Солнечный зайчик» |
3. 4. | «Листопад»: создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, повышение двигательной активности; развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться по их темп; развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции, речи, воображения, творческих способностей. «Путешествие в лес»: 1. Развивать эмоционально-волевую сферу (радость, сопереживание, забота, терпение). 2. Укреплять здоровье детей посредством ходьбы по массажным коврикам (профилактика плоскостопия), выполнения спортивных упражнений. 3. Развивать мелкую моторику и крупные мышцы (музыкально-двигательные игра «Мышка», игра «Покажи, но не говори», «У медведя во бору») 4. Развивать речь (освоить понятие «хищные звери и птицы», «хищники» на примере совы и волка) 5. Формировать потребность в бережном отношении друг к другу и «братьям нашим меньшим» (животные, насекомые, птицы). | Игра — гимнастика «Прогулка по осеннему лесу», групповая аппликация «Осенний пейзаж». Упражнение «Прогулка по тропинке», пальчиковая игра «Мышка», игра «Покажи, но не говори», игра «У медведя во бору» |
5. 6. | «Зайка»: создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; развитие тактильного восприятия. «Путешествие на лесную полянку»:1. Развивать эмоционально-волевую сферу (радость, сопереживание, забота, терпение). 2.Укреплять здоровье детей посредством двигательных упражнений: выполнения ходьбы на носках (профилактика плоскостопия), выполнения спортивных упражнений (прыжки на 2 ногах, перепрыгивание на двух ногах и др.) 3. Развивать мелкую моторику и крупные мышцы (музыкально-двигательные игры «Зайка», «Мышка», игра «Покажи, но не говори») 4. Развивать музыкальный слух и речь. 5. Формировать потребность в бережном отношении друг к другу и «братьям нашим меньшим» (животные, насекомые). | Игра (на основе потешки) «Поиграем с зайчиком», игра «Что любит зайчик?» Упражнение «Прогулка по тропинке», музыкально-ритмическая игра «Зайка», пальчиковая игра «Мышка» |
7. 8. | «Мишка»: сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи, воображения. «Путешествие на речку»: 1. Развивать эмоционально-волевую и познавательную сферы (радость, сопереживание, забота, терпение).2. Укреплять здоровье детей посредством ходьбы по массажным коврикам (профилактика плоскостопия), выполнения спортивных упражнений (построение в колонну по одному).3. Развивать мелкую моторику (музыкально-двигательные игра «Ёжики», «Ерши» (из народного фольклора) 4. Развивать речь: расширять словарный запас (рыбы хищные – щука, окунь; ерши)5. Формировать потребность в бережном отношении друг к другу и «братьям нашим меньшим» (животные, насекомые, птицы). | Игра «Поиграем с Мишкой», рисование «Обед для Мишки». Упражнение «Прогулка по тропинке», музыкально-ритмическая игра «Ёжики», «Ерши» (на основе потешек) |
9. 10. | «Котята»: формирование положительной самооценки; развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; снятие мышечного напряжения; развитие умения выражать эмоции (страх, грусть, радость), слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки, моторики, координации движений, внимания, речи, воображения. «Путешествие на лужок»: 1. Развивать эмоционально-волевую и сферу (радость, сопереживание, забота, терпение).2. Укреплять здоровье детей посредством ходьбы по массажным коврикам (профилактика плоскостопия), выполнения спортивных упражнений. 3. Развивать мелкую моторику и крупные мышцы (музыкально-двигательные игра «Мышка», игра «Покажи, но не говори», «У медведя во бору»)4. Развивать речь (освоить понятие «хищные звери и птицы», «хищники» на примере совы и волка) 5. Формировать потребность в бережном отношении друг к другу и «братьям нашим меньшим» (животные, насекомые, птицы). | Игра «Поиграем с котиком», игра «Рыбалка». Упражнение «Прогулка по тропинке», Игра «Покажи, но не говори», пальчиковая игра «Мышка» |
- ПЛАН
мероприятий по адаптации детей в ДОУ на 2019– 2020 учебный год.
№ п/п | наименование мероприятия
| сроки проведения | место проведения | форма проведения | цель | ответственные | |
1. Работа с родителями. | |||||||
1. | Анкетирование родителей: «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ» | Сентябрь | группы детского сада | индивидуальная | Оценить уровень готовности ребенка к поступлению в ДОУ, | педагог-психолог, воспитатели группы | |
2. | Письменные консультации для родителей (родительские уголки групп):
| Сентябрь-октябрь | группы детского сада | Групповая | Психологическое просвещение родителей по вопросам адаптации ребенка к условиям ДОУ. | педагог-психолог | |
4. | Онлайн-консультации: «Особенности адаптации ребенка к детскому учреждению. Возрастные особенности.» «Игры и игрушки для детей 3-4 лет» | Сентябрь-октябрь | группы детского сада | групповая | Психологическое просвещение родителей по вопросам адаптации ребенка к ДОУ. | педагог-психолог | |
5. | Оформление памяток для родителей: - «Наличие у детей навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад»; - «Игры и развивающее оборудование для занятий с детьми дома». | Сентябрь-октябрь | группы детского сада | групповая | Психологическое просвещение родителей. | педагог-психолог | |
6. | Индивидуальные консультации и беседы с родителями (по запросу). | в течение года | кабинет педагога-психолога | индивидуальная | Оказание помощи в воспитании и развитии детей, психологическое просвещение. | Педагог-психолог, воспитатели групп, медицинские работники | |
2. Работа с детьми. | |||||||
1. | Первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению. | сентябрь | группы детского сада | индивидуальная | Выявление общего эмоционального фона поведения, особенностей познавательной и игровой деятельности, взаимоотношений со взрослыми и детьми, выявление реакции на изменение привычной ситуации. | педагог-психолог, воспитатели | |
2. | Оформление листов адаптации. | Сентябрь-октябрь | Группы детского сада, кабинет педагога-психолога | индивидуальная | Отслеживание динамики адаптации детей. | педагог-психолог, воспитатели | |
3. | Занятия по адаптации с детским коллективом. | Октябрь- ноябрь | группы детского сада | групповая | Облегчение процесса адаптации к условиям ДОУ через создание положительной атмосферы в группе, снятия внутреннего напряжения участников занятий. | педагог-психолог | |
4. | Контрольная диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению. | Октябрь-ноябрь | группы детского сада | индивидуальная | Выявление уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению. | педагог-психолог, воспитатели | |
5. | Анализ листов адаптации. | сентябрь – октябрь- ноябрь (декабрь) | кабинет-психолога | индивидуальная | Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ. | педагог-психолог, воспитатели, медицинские работники | |
3. Работа с педагогами. | |||||||
1. | Консультация для воспитателей: «Первые дни ребенка в детском саду». | сентябрь | группы детского сада | индивидуальная | Психологическое просвещение педагогов, создание условий для успешной работы. | педагог-психолог | |
2. | Письменная консультация для воспитателей: «Игры с детьми в адаптационный период». | сентябрь - ноябрь | группы детского сада | индивидуальная | Психологическое просвещение педагогов, создание условий для успешной работы. | педагог-психолог | |
3. | Индивидуальные беседы и консультации с педагогами (по запросу). | в течение года | группы детского сада, кабинет педагога-психолога. | индивидуальная | Психологическое просвещение, созданий условий для успешной работы. | педагог – психолог | |
4. | Групповая консультация для воспитателей: «Сотрудничество с родителями в период адаптации детей к ДОУ». | октябрь | Групповая комната | групповая | Психологическое просвещение, созданий условий для успешной работы. | педагог – психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Наличие у детей возможных навыков,облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад"
Памятка для родителей, которая поможет подготовить ребенка к поступлению в детский сад....
Организация адаптационного периода при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение.
Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется именно тем, насколько благоприятно протекает е...
Модель организации адаптационного периода через режимные процессы
Использование гибкого режима в организации адаптационного периода...
Модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни
Модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни...
Модель организации адаптационного периода через режимные процессы
Модель организации адаптационного периодачерез режимные процессы...
Консультации для родителей: «Адаптационный период при поступлении в ДОУ»
Адаптационный период при поступлении в ДОУ...
Технология организации адаптационного периода при поступлении ребёнка в детское дошкольное учреждение
В данном материале дано подробное описание успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ, согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в се...