Занятие сказкотерапией "Цветик - семицветик"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Данный материал - конспект занятия  по формированию у детей дошкольного возраста положительных эмоций, который можно использовать воспитателям, работающим в группах старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektdokument_microsoft_office_word.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия «Цветик – семицветик».   (по сказке В. Катаева).

Цель:  Совершенствование эмоционально-волевой сферы детей и эмоционально-волевых процессов.

Задачи:

1.  Развитие произвольного внимания и искусству расслабления.

2.  Учить детей осознавать свои чувства, эмоции, побуждения и желания.

3.  Учить постепенно овладевать «телесным осознанием».

Необходимые материалы: светильник из световолокна, шарф или лента голубого цвета, цветик-семицветик из тонкой бумаги.

1 часть.

Конспект.

Вступление.

    «Закройте глаза и представьте себе, что вы попали в волшебный сад, где растут очень красивые цветы. Но самое главное – то, что все цветы в этом саду умеют творить чудеса. Какие чудеса, как вы думаете? И как выглядят эти цветы? ( Если дети затрудняются с ответом, задаются наводящие вопросы. Например, это были крупные цветы или мелкие? Какого они цвета и т.д.).

     Надо ли сказать какие-то волшебные слова, чтобы цветы совершили чудо? Какие слова?»

Вхождение в сказку.

    «У меня тоже есть волшебный цветок (демонстрируется светильник из световолокна). Этот цветок умеет переносить людей в разные сказки. Вы хотите попасть в сказку? Для того, чтобы попасть в нее, надо получить от этого цветка волшебную силу. Посмотрите очень внимательно на цветок и представьте себе, как свет от него входит в вашу голову…шею…спину…грудь…живот… мягко-мягко наполняет руки и ноги.

     Чувствуете, как волшебная сила наполнила ваше тело? Ну, вот мы и в сказке. Она называется «Цветик-семицветик».

Жила в одном городе девочка Женя. Однажды послала е мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам глядит, ворон считает. А тем временем пристала к ней незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела. Обернулась Женя, да уже поздно! Все баранки съедены.

   - Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Упражнение 1.   «Догонялки».

   Дети бегут друг за другом по кругу, прыгают на одной ноге, перепрыгивают через ручеек ( на пол кладется шарфик голубого цвета ), взбираются на холмик ( на стул), спрыгивают с него, снова бегут и т.д.

    Когда выключается музыка, дети останавливаются, замирают на месте и прислушиваются к ощущениям в теле. Ведущий спрашивает, в какой части тела (ногах, руках…) усталость, покалывания, боль, приятные ощущения, мягкие, тяжелые и т.д.

     

    Собаку не догнала, а сама заблудилась. Испугалась Женя и заплакала.

Упражнение 2.  «Плач».

  Детям предлагается почувствовать и показать состояние испуга, страха. Ведущий обращает внимание детей на то. Что при испуге тело напряженное, скованное, твердое. Затем дети садятся на пол и «плачут». После «плача» все расслабляются в положении сидя. Ведущий объясняет детям, что после того, как человек поплачет, ему становится легче, мышцы его тела сами расслабляются! Детям предлагается понаблюдать, что в расслабленном состоянии лицо спокойное, плечи опущены, руки свободно свисают вдоль тела… Ведущий подходит к каждому ребенку и слегка поглаживает его плечи, руки, голову, спину.

     Вдруг  откуда ни возьмись – старушка. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

  - Не плачь, я тебе помогу.

    И старушка подарила Жене очень красивый цветок. ( Демонстрируется цветик-семицветик ). У него было семь лепестков, каждый разного цвета (детям предлагаются лепестки по цвету).

        - Этот цветик-семицветик, - сказала старушка. – Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо оторвать один из лепестков, бросить его и сказать волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели».

    Женя поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Оглянулась, а старушки как не бывало. Тогда Женя поскорее оторвала желтый лепесток, бросила его и сказала волшебные слова.

Упражнение 3.   «Желтый лепесток».

     Один ребенок играет роль Жени. Он с помощью ведущего говорит волшебные слова и формирует заключительную фразу – приказ: «Вели, чтобы я с баранками оказалась дома».

      Не успела она это сказать, как в тот же миг оказалась дома. Жене захотелось поставить цветок в самую красивую вазу. Она влезла на стул и потянулась за маминой любимой вазой. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Женя открыла рот и стала считать ворон, загибая пальцы, а ваза полетела вниз и – бац! – раскололась на мелкие кусочки. Что делать?

    «А вы как думаете? Что сказали бы ее родители, братья, сестренки, бабушки? Как бы отнеслись к ее поступку?»

Упражнение 4.   «Семья».

   Один ребенок играет роль Жени. Остальные дети выбирают себе роль мамы, папы, бабушки, сестры  и т.д. Каждый из «семьи» подходит по очереди к Жени и высказывает ей свое мнение.

       «Но всего этого в сказке не было. А было другое».

          Пока мама не увидела разбитой вазы, Женя быстренько оторвала красный лепесток и прошептала волшебные слова.

Упражнение 5.   «Красный лепесток».

  «Женя» из упражнения 4 шепотом произносит заветные слова и составляет заключительную фразу-приказ: «Вели, чтобы ваза вновь стала целой».

      Не успела она сказать их, как осколки сами собою поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни – глядь, а ее любимая ваза как ни в чем не бывало стоит на месте.

Упражнение 6.   «Ваза».

Детям предлагается сделать «вазу», то есть встать тесным кружком, вытянуть руки вверх, прогнуть спину и отогнуть назад кисти рук. Как только начинает звучать музыка, «ваза разбивается», «осколки» (дети) разлетаются в разные стороны и танцуют под музыку. Когда музыка умолкает, «осколки» срастаются и превращаются в «вазу». Повторяется 3-4 раза.

   Детям предлагается сесть на пятки и расслабить руки, свесив их вдоль туловища, слегка опустив на грудь голову. Дети слушают ощущения в своем теле.

Заключение.

    «И хотя сказка еще не закончилась, волшебная сила, которую подарил нам чудесный цветок, иссякла, и мы оказались в нашем обычном мире. О том, какие приключения ожидали Женю дальше, мы узнаем на следующем занятии.

      Что вам больше всего понравилось в сказке?...

       Все молодцы, всем спасибо, занятие окончено.

Часть 2.

Необходимые материалы: цветик-семицветик, светильник, стул, несколько мелких цветиков-семицветиков ( по числу детей ).

Вступление.

   «В какой сказке мы побывали на прошлом занятии? Как звали главную героиню сказки? Что произошло с Женей после того, как она попала домой? Сегодня мы узнаем о дальнейших приключениях Жени. Нам снова поможет наш волшебный цветок».

Вхождение в сказку.   ( см. предыдущее занятие).

     Пошла Женя во двор погулять. А там мальчики в героев-полярников играют.

       - Мальчики, примите меня поиграть, - сказала Женя.

       - Ишь, чего захотела! Не видишь – это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

       - Какой же это Северный полюс? Это песок да доски.

       - Не песок, а море, не доски, а льдины. Уходи, не мешай нам.

       - Ну и ладно. А я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не вашем игрушечном, а на всамделишном.

         Женя достала цветик-семицветик, оторвала синий лепесток и сказала волшебные слова.

Упражнение 1.   «Синий лепесток».

    Один ребенок («Женя») говорит волшебные слова, вынимает лепесток и приказывает: «Вели, чтобы я сейчас же был (а) на Северном полюсе».

     Ведущий обращает внимание на то, что эту фразу следует произносить капризно и упрямо, решительно.

       Не успела она это сказать, как вдруг, откуда не возьмись, налетел ветер, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, и Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, так и оказалась на Северном полюсе, а мороз там – сто градусов!

Упражнение 2.  «Северный полюс».

         Ведущий выключает свет и включает музыку.

         Детям предлагается покружиться в вихре, отдаться вихрю, чтобы он перенес их на Северный полюс.

         Ведущий предлагает детям оглядеться вокруг и рассказать, сто они видят и чувствуют на Северном полюсе.

(В случае затруднения ведущий задает наводящие вопросы. Крупные предметы в группе (столы, стулья…) превращаются в тюленей, медведей, льдины.)

         Дети активно «мерзнут». Ведущий предлагает им описать свое состояние. Расслаблены или напряжены руки, ноги, спина, шея, лицо?

         Дети садятся на пятки. Ведущий предлагает расслабить шею, плечи, руки освободиться от напряженности и холода. «Теперь вам тепло, уютно, приятно. Тело мягкое, спокойное. Вам уже хорошо и тепло, а что делать Жене?»

        Женя схватила обледеневшими пальцами цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток и закричала что есть мочи: «Лети, лети, лепесток…»

   

Упражнение 3.   «Зеленый лепесток».

    Упражнение проводится аналогично другим упражнениям с лепестками. Ведущий обращает внимание на голос Жени: испуганный, но решительный и громкий.

    Роль Жени в этом упражнении можно предложить ребенку неуверенному в себе, с тихим голосом, чтобы активизировать его. пробудить внутренние силы организма.

   

    И в тот же миг она вновь очутилась во дворе. Только с мальчишками Женя решила больше не водиться, а пошла в другой двор, играть с девочками. Пришла и видит – у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого кукла. Взяла Женю досада, позавидовала она девочкам. «Ну, - думает, - я вам сейчас покажу , у кого много игрушек».

     Вынула Женя цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток и сказала волшебный слова.

Упражнение 4.   «Оранжевый лепесток».

      Ведущий обращает внимание детей на интонацию речи. Слова нужно произносить с чувством превосходства над другими. Ведущий помогает оформить заключительную фразу: «Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!».

     И сейчас же со всех сторон повалили к Жене игрушки: шагали говорящие куклы, катились мячики, ползли, как змеи, скакалки, ехали велосипеды, кувыркались кубики, по воздуху летели миллионы игрушечных самолетиков.

 - Довольно, довольно! – в ужасе закричала Женя.

    Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили. Уже весь город был завален игрушками до самых крыш. Женя  по лестнице – игрушки за ней. Пришлось Жене оторвать фиолетовый лепесток и быстро сказать волшебные слова.

Упражнение 5.   «Игрушки».

      Один ребенок – «Женя», остальные – «игрушки» (называет себя какой-то игрушкой и показывает как он будет двигаться и какие звуки издавать). После обсуждения все «игрушки» направляются к «Жене». «Женя» передвигается по всей комнате, спасаясь от «игрушек», в конце концов отрывает фиолетовый лепесток и быстро произносит заветные слова. Все «игрушки» после этого разбегаются.

   

          Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и увидела, что остался всего один – голубой – лепесток. Вот так штука! Шесть лепестков потратила, и никакого удовольствия. Велю-ка я себе, пожалуй, конфет. Или нет… Лучше мороженого. Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. А может, лучше билет в цирк или велосипед?

     Тут Женя увидела мальчика, который сидел на скамье, и захотела с ним познакомиться.

      - Мальчик, как тебя зовут?

      - Витя. А тебя как?

      - Женя. Давай побегаем наперегонки.

     - Не могу. Я хромаю. Я никогда не смогу бегать. И с этим ничего не поделаешь.

     Ах, какие пустяки ты говоришь, Витя! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди.

       С этими словами девочка бережно оторвала последний листок, на минуту прижала его к глазам, затем нежным голосом запела: «Лети, лети, лепесток…»

Упражнение 6.   «Голубой лепесток».

       Выбираются «Женя» и «Витя». «Витя» демонстрирует хромоту и садится на стульчик. «Женя» отрывает лепесток и нежно, с любовью приговаривает слова: «Лети, лети, лепесток… вели, чтобы Витя был здоров».

      В ту же минуту Витя вскочил со скамьи, стал вместе с Женей смеяться, бегать и по полянке.

Упражнение 7.   «Веселье».

   Ведущий включает музыку, дети пляшут, прыгают, веселятся. Затем расслабляются.

Заключение.

«Сказка закончилась, а вместе с нею иссякла волшебная сила, которую подарил нам цветок в начале занятия. А без волшебной силы невозможно путешествовать по сказкам. Поэтому мы снова оказались в обычном мире».

Каждому ребенку ведущий дарит маленький цвети-семицветик и предлагает придумать желание на каждый лепесток. Назвать свои желания дети могут на специально проведенном для этого занятии. Можно совместить это занятие с рисованием или аппликацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Цветик-семицветик"

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе....

Логоритмическое занятие «Цветик-семицветик»

Цель: Коррекция неречевых процессов у детей – слухового внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки, координации движений, чувства темпа и ритма ...

Конспект занятия "Цветик-семицветик"Состав числа 7, палочки Кьюзенера, блоки Дьенеша. (Подготовительная группа)

Систематизировать знания о числе семь и цифре 7. Продолжать знакомить с образованием числа 7 из двух меньших чисел. Закрепить знания о последовательности дней недели....

Игра - занятие "Цветик - семицветик" из цикла: "Психоэмоциональное развитие ребенка - дошкольника. Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками".

В своей работе я всегда уделала большое значение формированию у детей благополучного психоэмоционального комфорта при общении со сверстниками и взрослыми в детском саду, умению ребенка раскрыться как ...

Игра-занятие: "Цветик-семицветик"

Закрепление счета предметов, развитие мелкой моторики логического мышления...


 

Комментарии

Фисан Елена Георгиевна

Очень интересно!