Семинар-практикум для педагогов. Создание условий для адаптации детей раннего и мл. дошкольного возраста в ДОУ.
методическая разработка по психологии
О том, как создать условия в ДОУ для успешной адаптации и ранней социализации детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Семинар-практикум для воспитателей
"Создание условий для адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста в ДОУ"
Цель: расширить и структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 и 3-4 лет в период адаптации. Разработка единой технологии организации процесса адаптации.
Материалы: теннисные мячики (по 5–6 штук для каждого участника), доска, маркеры или мел, кукла Петрушка, погремушки, плюшевые мишки, колокольчик, мяч, бумага, ручки, карандаши, бейджи.
Медиасредства: проектор, мультфильмы студии «Пиксар» «Как рождаются облака».
Ход семинара
Цель: актуализация знаний об адаптационном периоде, погружение в чувства и эмоции ребенка.
- Приветствие.
Слайд 2
Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о маленьких детях, которые только-только пришли к нам в садик, о самих себе в период адаптации и о родителях, которые привели нам своих малышей. А чтобы лучше понять малышей на нашей встрече мы сейчас с вами сами превратимся в детей.
- Как ласково меня называла мама
- Упражнение "Погружение в детство"
Цель: активизировать впечатления раннего детства, прочувствовать эмоциональное состояние ребенка в возрасте 2–3 лет.
Ведущий: "Сядьте удобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы хорошо чувствовалась опора, спиной обопритесь о спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах.
Представьте себя в детстве, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет смолянистыми тополиными почками. Деревья покрываются первыми листочками, и такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вам два или три года. Вы идете по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую нежную руку. Получается у вас представить себя маленьким ребенком? Расскажите, что вы чувствуете? Давайте запишем ваши чувства в тетрадях или на доске".
- Упражнение "Теннисные мячики»"
Цель: прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада.
Ведущий: «Посмотрите на шарики в моей корзинке – это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам (раздаются теннисные шарики по кругу). Я раздаю вам:
- ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение "бесконечного времени", и "неизвестно, заберут ли меня домой";
- незнакомую обстановку;
- незнакомых взрослых, мальчиков и девочек;
- недостаточно развитые навыки самообслуживания (неумение кушать или неаккуратность во время этого процесса, неумение или стеснение попроситься на горшок, неумение одеваться и т. д.);
- новый режим дня.
Удобно ли вам держать в руках столько шариков?
Что вы чувствуете, если они падают?
Что вам хочется сделать?
Слайд 3
- Мозговой штурм «Влияние новой обстановки на состояние малыша»
Итак, наша с вами цель – вооружиться необходимыми навыками и умениями для адекватной реакции на происходящее.
Давайте вместе назовем те изменения, которые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.
- Отрицательные эмоции. Неизбежные спутники малыша при адаптации к детскому саду. Ребенок напоминает в это время пришельца: он то сидит, как окаменелый, не отвечает на вопросы, не идет на контакт, то вдруг начинает бегать по группе, вырывается из рук воспитателей и нянь, постоянно подбегает к дверям, дожидаясь прихода родителей.
- Слезы. Малыш часто плачет – от временного хныканья до постоянного, почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет "за компанию" с другими детьми.
- Страх. Ребенок боится многого: незнакомой обстановки, новых людей – воспитателей, порой и сверстников, а больше всего – того, что мама не придет за ним, и не заберет его обратно домой. И эти страхи служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций.
- Гнев, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между новоиспеченными воспитанниками в детсадовской группе. Нужно понимать, что в это тяжелое для себя время ребенок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются "из ничего", без поводов. Поэтому разумно их игнорировать, а разбирать проблемные ситуации в спокойные моменты.
- "Развитие вспять". Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным навыкам, – самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять нужду в специально отведенное для этого место, – совсем забывает о своих умениях. И кормят его теперь с ложечки, и штанишки сырые меняют.
- Речевое развитие не только тормозится, но и временно деградирует. Вдруг выясняется, что ребенок помнит только глаголы и междометия.
- Познавательная активность и обучаемость затормаживаются. Лишь ненадолго воспитатели могут завлечь малыша чем-то новым, но интерес быстро проходит.
- Коммуникабельность. Даже если ребенок ранее легко "сходился" со сверстниками – сейчас у него не хватает моральных сил весь день находиться в группе назойливых, невыносимых, вечно орущих и не умеющих себя вести детей. Только когда он привыкает к своему новому кругу общения – налаживает новые контакты, тогда адаптационный кризис пойдет на убыль.
- Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома, – в саду во время адаптации сбивчив, порой ребенок не ложится спать вообще. Аппетит тоже оставляет желать лучшего, если не отсутствует совсем.
Слайд4
- Мини-лекция «Кому легко, а кому трудно»
Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Кому адаптироваться легче?
- Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту "тетю" несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
- Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".
- Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
- Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 — подъем, умывание, одевание; 8:30 — крайнее время для прихода в сад; 8:40 — завтрак, 10:30 — прогулка, 12:00 — возвращение с прогулки, 12:15 — обед, 13:00 — 15:00 — дневной сон, 15:30 — полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
- Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье - это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом.
Слайд 5
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Как рождаются облака»
Слайд 6
Важное значение для проживания процесса адаптации семьи к ДОУ имеет личность самого педагога-воспитателя.
Адаптацию к новым профессиональным условиям проживает и сам педагог.
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае. Мы говорим о привыкании малыша к детскому саду, о привыкании педагога, к новым воспитанникам и его родителям, о привыкании родителя к новым условиям.
Слайд 7
Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.
Слайд 8
- Упражнение «Стирка»
Цель: Поможет определить насколько Вы подвержены стрессу
Инструкция: Вы перенеслись назад во времена, когда все стиралось руками и вывешивалось сушиться на веревке. Грязная одежда стала скапливаться в больших количествах, и вам необходимо заняться стиркой именно сегодня. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?
Что Вы подумаете? (выбрать 1 вариант)
1) «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?» (уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.)
2) «Подожду немного, может быть, погода наладится» (уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают с толку, и вы продолжайте сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате все складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим с вашей жизни, как к стимулу, побуждающему преодолевать их)
3) «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода» (уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причин тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую,мудрую житейскую философию: мое волнение не станет препятствием для дождя, он все равно пойдет)
4) «Не важно, пойдет дождь или нет, я все-таки начну стирку» (уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнет такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удается, то вы сталкиваетесь с еще более серьезной проблемой и, следовательно, испытываете еще больший стресс, чем прежде. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день)
Слайд 9
Результаты теста.
Слайд 10
9. Работа педагога с родителями в период адаптации.
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и дошкольном учреждении. Единые требования родителей и педагогов,
- соблюдение распорядка дня,
- тщательный гигиенический уход,
- правильная организация самостоятельной деятельности и
- игр-занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Содержание, цели и формы взаимодействия с семьёй находятся в зависимости от склонностей и интересов семьи и ребёнка и определяются характером участников взаимодействия.
- Сотрудничество, а не наставничество;
- Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом специфики каждой семьи;
- Золотое правило донесения информации.
- Доброжелательность, открытость.
Слайд 11
Сотрудничество предполагает:
- психологическую адаптацию родителей к дошкольному учреждению, установление контакта родителей с педагогами дошкольного учреждения,
- презентацию программы воспитания и обучения, раскрытие содержания, форм, способов работы с ребёнком данного возраста,
- роль родителей в процессе коррекции, обучения и воспитания, подчёркивание их значимости в данном процессе,
- изучение психологической атмосферы в семье, выявление причин, которые могут вызвать сложности при адаптации ребёнка,
- изучение интересов семьи,
- выяснение состояния здоровья малыша, изучение особенностей его развития,
- помощь родителям в понимании своего малыша,
-коррекция воспитательных воздействий родителей
Слайд 12
Работа с детьми
Слайд 13
Факторы успешной организации процесса адаптации
- Правильно организованный приём детей в дошкольное учреждение
- Стрессоустойчивость педагога
- Создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе
- Работа с семьёй
- Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов «взрослый-взрослый» "ребёнок - взрослый" и "ребёнок-ребёнок".
- Рефлексия семинара.
Ведущий: "Наша встреча подходит к концу. Мы узнали много нового о себе и детях, пришедших в детский сад. Как вы себя чувствуете? Расскажите, что было для вас особенно полезным?
Упражнение "Чаша доброты" (эмоциональное развитие).
"Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты".
Литература:
- https://multiurok.ru/index.php/files/primery-korrektsionnykh-zaniatii-s-obuchaiushchimi.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/meroprijatie-dlja-pedagogov-do-s-yelementami-treninga-profilaktika-yemocionalnogo-vygoranija-v-profesionalnoi-dejatelnosti.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой...
Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога
Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой. Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...
Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Выступление на общем родительском собрании для вновь поступающих родителей...
Создание условий для адаптации и ранней социализации дошкольников младшего возраста в условиях дошкольного учреждения
Опыт работы дошкольного образовательного учреждения по созданию условий для адаптации и ранней социализации дошкольников младшего возраста в условиях ДОУ...
Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ» Автор ( Фарида Валеховна)
Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ». ВВЕДЕНИЕ Методическая разработка «Создание условий для успешной...
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...
Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Счастливое детство!" (на основе материалов А.С.Роньжиной).
Рабочая программа "Счастливое детство!" определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраст...