Проектная деятельность на тему: "Безопасное поведение в быту".
проект на тему
В данном проекте представлены этапы процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту. Актуальность данного проекта в том, что у детей этого возраста отсутствует психологическая реакция на опасную ситуацию, что ставит их пред реальной опасностью. Поэтому формирование у детей старшего дошкольного возрастаоснов безопасности собственной жизнедеятельности-актуальная задача современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность на тему: "Безопасное поведение в быту". | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВПО Поволжский государственный университет сервиса
Центр дополнительного профессионального образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
по блоку:
«Модернизация региональной системы образования»
«Развитие профессиональных компетенций работников образования»
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
«Проектирование процесса формирования
у детей старшего дошкольного возраста
представлений об основах безопасного поведения в быту»
Выполнили:
Донова Наталья Юрьевна; воспитатель МБУ № 2 «Золотая искорка»;
Борматова Ольга Михайловна; воспитатель; МБУ, № 2 «Золотая искорка»;
Летуновская Елена Викторовна; воспитатель МБУ № 172 «Русалочка».
Проверил:
ст. преподаватель
кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ
Анфисова С.Е.
Тольятти-2012
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА…………………………………………………... 3
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ……………………………………………………......4
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ…………………………………………5
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ…………………………………………..6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ………………………………………...9
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..10
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту обусловлена тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Число детей пострадавших от опасных ситуаций в быту возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен сознательно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников необходимо развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты они всегда могли адекватно действовать.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (раздел «Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования» пункт 3.3.3.) обозначено содержание образовательной области « Безопасность», которое в рамках регионального компонента реализуется во второй половине дня, и должно быть направлено на достижение целей формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Таким образом, формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту – актуальная задача современного образования.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель проектируемого процесса: сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления об основах безопасного поведения в быту.
Задачи проектируемого процесса:
Задачи проектируемого процесса на детей:
- Вызвать у детей интерес к изучению основ безопасного поведения в бытовых жизненных ситуациях.
- Сформировать у детей знания и представления об основах безопасного поведения в бытовых жизненных ситуациях.
- Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления в самостоятельной повседневной жизнедеятельности.
Задачи проектируемого процесса на родителей:
- Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту.
- Повысить компетентность родителей по вопросам формирования у детей представлений об основах безопасного поведения в быту через: консультации-практикумы, родительские собрания, оформление информационных стендов, папок-передвижек.
- Способствовать активному участию родителей в беседах с детьми о безопасности в быту, ситуациях предупреждения травматизма, принятии мер предосторожности, тематических конкурсах, соревнованиях на темы безопасности в быту.
Задачи проектируемого процесса на образовательную среду:
- Разработать подходы к созданию в ОУ образовательной среды, способствующей формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении в быту.
- Пополнить предметно-развивающую среду группы наглядными пособиями (модели, плакаты, макеты), дидактическими играми, альбомами на заданную тему, детскими рисунками, настольно-печатными играми, разными видами театра, диафильмами, сборниками стихов, загадок, пословиц, атрибутами к сюжетно-ролевым играм, которые позволяют сформировать у детей представления об основах безопасного поведения в быту.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
ЗНАНИЯ – ОТНОШЕНИЯ - ДЕЙСТВИЯ
Цель: выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту.
Критерии:
- Когнитивный критерий
Показатели:
- Наличие представлений у детей старшего дошкольного возраста об опасных предметах и опасных ситуациях в быту.
- Наличие представлений у детей о том, как быстро и правильно действовать в различных опасных жизненных ситуациях.
2.Эмоционально-мотивационый критерий –
Показатели:
- Наличие у детей интереса к изучению материала по безопасному поведению в бытовых условиях.
- Наличие эмоционально-позитивного отношения к предметам окружающего быта.
- Наличие желания охранять свое здоровье.
- Деятельностный критерий –
Показатели:
- Наличие у дошкольников умения применять свои знания по безопасному поведению в жизненных ситуациях.
- Наличие у детей умения действовать с предметами быта в окружающей среде.
- Наличие у детей умения предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение.
Методы исследования (диагностики):
- Беседы с детьми
- Разбор проблемных ситуаций
- Анкетирование родителей.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Этапы | Цель, задачи | Способы и формы работы | Деятельность | Результат | ||
Педагога | Детей | Продукт | Эффект | |||
I этап Когнитивный | Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания и представления об основах безопасного поведения в быту Задачи: 1.сформировать представления у детей об опасных бытовых предметах. 2.сформировать представления об опасных ситуациях. 3.сформировать представления о безопасном обращении с бытовыми приборами. | -Беседа «Почему песпорядок может быть опасен?» -Чтение художественной литературы «Правила безопасности» Ю.Соколова -Д/и «Инструменты домашнего мастера» -Загадки про опасные предметы -Тематические недели «Правила поведения для воспитанных детей» -Проведение совместно с родителями викторины «Юные помощники». | -Проводит беседу -Организует д/и -Организует деятельность по формированию знаний о бытовых предметах (приборах) -Проводит тематическую неделю -Поощряет детей и родителей за активность, творчество, сотрудничество при выполнении заданий -Подбирает литературу. | Рассматривают представленные материалы -Участвуют в тематических мероприятиях -Участвуют в обсуждении произведений художественной литературы -Участвуют в д/и -Разгадывают загадки -Участвуют в викторине. | Конспекты проводимых мероприятий: -Тематические недели -Картотека д/и, - план беседы. | -Представления об опасных предметах быта -Представления об опасных ситуациях -Представления о безопасном обращении с бытовыми приборами. |
II этап Эмоционально-мотивационный этап | Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительное отношение к опасным предметам окружающего мира. Задачи: 1. Вызвать у детей желание изучать правила безопасного поведения в быту 2. Вызвать у дошкольников интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях 3. Вызвать у детей желание охранять свое здоровье. | - Организация экскурсий на пищеблок и в прачечную «Путешествие в страну стирального порошка» - Показ видеофильмов по безопасному поведению «Как избежать неприятностей» - Беседа «Если дома ты остался один» - Создание проблемных ситуаций. | - Организует экскурсию на пищеблок и в прачечную - Знакомит с опасными электроприборами - Создает ситуации, мотивирующие личную заинтересованность детей в изучении безопасного поведения в быту - Подбирает видеоматериалы о правилах пользования бытовыми приборами - Проводит беседу. | - Посещают пищеблок, прачечную - Слушают, обсуждают и запоминают новые для них знания о электроприборах -Решают ситуации, связанные с безопасным поведением в быту Просматривают видефильмы о правилах безопасного поведения -Участвуют в беседах и обсуждениях. | - Конспекты экскурсий - Конспект беседы | -Эмоционально-положительное отношение детей к предметам окружающего мира -Желание изучать правила безопасного поведения в быту -Интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях -Желание охранять свое здоровье. |
III этап Деятельностный этап | Цель: побуждать детей старшего дошкольного возраста применять знания о безопасном поведении в быту в деятельности Задачи: 1. Формировать у детей умение применять свои знания об основах безопасного поведения в жизни 2. Побуждать детей действовать с предметами быта в окружающей среде 3. Побуждать детей обогащать свой жизненный опыт по безопасному поведению в бытовых ситуациях. | -Рисование «Опасные предметы» -Организация выставки рисунков -Сюжетно-ролевые игры -Д/и «Инструменты домашнего мастера» | -Создает условия для проведения изодеятельности -Организует выставку рисунков -Создает условия для проведения сюжетно-ролевых, дидактических игр | -Принимает участие в изобразительной деятельности (рисунки) -Участвует в выставке -Принимает участие в игровой деятельности | -Экспозиция совместных работ детей по изобразительной деятельности -Конспекты игрового взаимодействия детей и взрослого в процессе сюжетно-ролевых игр с предметами быта. | -Умения применять знания в продуктивной деятельности с предметами быта -Умение использовать правила безопасного поведения с бытовыми приборами в игровой деятельности. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ
- Повысить квалификацию педагогов по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту через посещение курсов ИНПО; организацию семинаров-практикумов.
- Участие в городских смотрах, конкурсах художественного и прикладного творчества «Безопасность глазами детей».
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
- Выделить внебюджетные средства в МБУ для реализации проекта.
- Выделить внебюджетные средства на приобретение учебно-методической литературы, дидактических пособий, наглядных пособий.
- Привлечь родителей к приобретению канцелярских товаров.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
- Приобрести учебно-методическую литературу.
- Приобрести дидактические пособия.
ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ
- Утверждение проекта педагогическим советом МБУ
- Нормативно-правовая база: ФГТ, СанПиН.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
- Разработка конспектов бесед, экскурсий, тематических недель, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр.
ЛИТЕРАТУРА
- Авдеева, И.Н. Безопасность / И.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб. : «Детство-ПРЕСС», 2005.
- Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К.Ю. Белая, В.Н. Зилюнина, Л.А. Кондрыкинская. – М. : Просвещение, 2001.
- Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева [и др.]. – СПб. : «Детство – ПРЕСС», 2011.
- Соколова Ю. Правила безопасности
- Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту. Учебное пособие / Т. Г. Хромцова – М. : Педагогическое общество России, 2005.
- Шорыгина, Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей / Т.А. Шорыгина. – М. : Книголюб, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в средней группе №4. Тема: Быть здоровыми хотим!
Паспорт проекта. Название проекта: «Быть здоровыми хотим!». Вид проекта: долгосрочный групповой проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет. Продолжител...
Образовательная деятельность на тему: "Безопасность в быту"
Образовательная деятельность в которой проводятся ряд игр по ознаомлению с безопасностью в быту. Дети по схеме запоминают стихотворение "Каждой вещи свое место", рассказыват по картинкам, иг...
Образовательная деятельность по теме: «Безопасность дома»
Образовательная деятельность...
Конспект совместной деятельности по теме: «Безопасная дорога»
Повторить правила поведения на улице. Способствовать развитию речи ребенка через ответы на вопросы, закрепить знания о некоторых дорожных знаках; Развивать речь – доказательство, раз...
Планирование кружковой деятельности по теме"Безопасность". "Школа пешеходов"
Планированиекружковой деятельности по теме "Безопасность". "Школа пешеходов"...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по формированию толерантного поведения детей «Мы разные, но мы вместе»
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру....
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Безопасная дорога» вторая младшая группа.
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме«Безопасная дорога» вторая младшая группа...