Проект "Юный пешеход".
проект (подготовительная группа) по теме
С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций… Как много интересного и в то же время опасного таится за стенами родного дома для ребенка. Чтобы интересного было больше, чем опасного, необходимо своевременно обучать детей навыкам безопасного поведения на дороге и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения. Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Избежать эти опасности можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Юный пешеход».
Совместная деятельность воспитателя и родителей по развитию навыков соблюдение правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработала:
воспитатель первой
квалификационной
категории
Н.В.Луканова
Актуальность.
С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций… Как много интересного и в то же время опасного таится за стенами родного дома для ребенка. Чтобы интересного было больше, чем опасного, необходимо своевременно обучать детей навыкам безопасного поведения на дороге и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения. Основные причины дорожно-транспортных происшествий:
- незнание правил дорожного движения,
- незнание правил безопасного поведения на проезжей части,
- Недостаточный надзор взрослых,
- Различные игры на тротуаре и проезжей части дороги,
- Невнимательность и недисциплинированность на улице,
- Незнание правил безопасного поведения на проезжей части,
- Нарушение правил посадки в автобус, троллейбус
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Избежать эти опасности можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил уличного движения.
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Однако деятельность воспитателя не должна сводиться только к работе с детьми. Осуществлять задачи обучения по Правилам дорожного движения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. В решении главной задачи – воспитания грамотного пешехода – именно родители должны являться непосредственными помощниками, только так можно избежать случаев детского травматизма. Пример отца и матери – основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению на улице. Жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависит от окружающих его взрослых.
Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города
Задачи:
1.Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице
2. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
3. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
4. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Этап реализации:
- подготовительный этап
- практический этап
- оценочный этап
Участники проекта:
- дети
- воспитатель
- родители
Ресурсное обеспечение проекта:
- иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации
- транспорт различного функционального назначения
- пособия и игры по обучению детей ППД
- стихи, загадки, отражающие правила дорожного движения
Ожидаемые результаты:
Дети:
- социально адаптированный ребенок к условиям окружающей дорожной среды и правилам дорожного движения;
- осознание детьми значения соблюдения правил дорожного движения, умения ими пользоваться;
- сформированность ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Родители:
- повышение знаний родителей по ПДД;
- проявление активности родителей в образовательном процессе;
План реализации проекта.
1. Подготовительный этап
Направление работы | Сроки |
С детьми
| Сентябрь |
С родителями
| Сентябрь |
2. Практический этап
Направление работы с детьми | Сроки |
| Сентябрь |
| Октябрь |
| Ноябрь |
| Декабрь |
3. Беседа «Осторожно, скользкая дорога» - правила поведения на скользком тротуаре, дороге - правила катания на санках, лыжах «Помни нельзя выезжать на проезжую часть!». | Январь |
| Февраль |
| Март |
| Апрель |
| Май |
Направления работы с родителями | Сроки |
| Октябрь – декабрь |
| В течение года |
| В течение года |
3. Оценочный этап
Направление работы | Сроки |
С детьми
| Май |
С родителями
| Май |
Результаты:
К концу года дети знали:
- алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- умели различать на дороге транспортные средства (пассажирские, грузовые, специальные, оперативные);
- умели выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а также дорожные знаки;
-знали правила перехода проезжей части (три фиксации поворота головы – в сторону движущегося транспорта, в противоположную и опять в сторону транспорта) по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.
Работа, проведенная с родителями. Беседы, рекомендации, советы, анкетирование, списки методической и художественной литературы для родителей.
Выводы:
Эффективность работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.
При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:
- ребенок-пешеход;
- ребенок-пассажир городского транспорта;
- ребенок-водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, снегокат, санки, ролики и др.).
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Вопросы для диагностики определения уровня знаний старших дошкольников по усвоению правил дорожного движения
- Где можно играть?
- Где можно кататься на велосипеде или самокате?
- Почему опасно играть рядом с дорогой?
- Где можно ожидать автобус или троллейбус?
- Где и как надо переходить дорогу?
- Где можно переходить дорогу, если пешеходного перехода поблизости нет?
- Какие цвета светофора вы знаете?
- Что означает красный сигнал светофора?
- Что означает желтый сигнал светофора?
- Что означает зеленый сигнал светофора?
- Что означает зеленый мигающий сигнал светофора?
- На какой свет надо переходить дорогу?
- Почему нельзя отвлекаться при переходе дороги?
- Как надо поступить, если при переходе дороги уронил какой- нибудь предмет?
- Какие части дороги вы знаете?
- По какой стороне едут машины?
- Как называется часть дороги, по которой едут машины?
- Кого называют пешеходом?
- Где должны ходить пешеходы?
- Как должны двигаться пешеходы, если нет тротуара?
- Как обходить стоящий на остановке автобус?
- Чем опасен автобус, стоящий на остановке?
- Как нужно вести себя в общественном транспорте?
- Какие дорожные знаки нужно знать пешеходу?
- По какому телефону вызывают скорую помощь?
Литература
- Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. – М.: Дрофа, 2007.
- Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. Под ред. Е. А. Романовой. – М.: Сфера, 2008.
- Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / Авт.-сост. О.В. Черемашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Романовой, А.Б. Малышкина. – М., 2005.
- Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Л.Б.Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками / Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск, 2007.
- Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: Сфера, 2008.
- Степаненкова Э.Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М., 1979.
- «Какой у вас воспитанный ребенок! Правила этикета в стихах, сказках и рассказах» Е. Позина, Т. Давыдова.
- «Как научить детей ПДД?» Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры Т. П. Гарнышева
Приложение 1
Список детской художественной литературы.
Чтение произведений:
| В течение года в свободное время |
Приложение 2
Игры, используемые для реализации проекта:
Дидактические игры
Название игры | Программное содержание |
«Станция технического обслуживания » | Закреплять у детей знания о дорожном знаке «Станция технического обслуживания». Развивать умение складывать целое из частей. |
«Чего не стало» | Развивать у детей внимание |
«Угадай дорожный знак» | Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок. |
«Помоги малышам» | Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику. Воспитывать желание – помогать младшим детям. |
«Дорожные знаки» | Закреплять знания детей о дорожных знаках. |
«Собери светофор» | Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать умение доводить начатое до конца. Воспитывать усидчивость. |
Настольно- печатные игры:
Название игры | Программное содержание |
«Сигналы светофора» | Развивать внимание. Закреплять знания о сигналах светофора, их назначении. |
«Дорожная грамота» | Развивать диалогическую речь, знания. |
«Путешествие по городу» | Закреплять у детей знания о тротуаре, проезжей части. |
«Безопасность движения» | Закреплять знания о правилах дорожного движения |
«Что не так» | Развивать внимание, память и сообразительность. |
Подвижные игры
Название игры | Программное содержание |
«Автомобиль» | Закрепить представления детей о внешнем виде автомобиля. |
«Угадайка» | Учить детей различать дорожные знаки. |
«Наша улица» | Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закрепить представления детей о светофоре. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, закрепляющие, предписывающие, указательные), предназначенные для водителей и пешеходов. |
«Угадай, какой знак» | Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о Правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. |
«Улица города» | Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о Правилах дорожного движения, о различных видах транспорта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная акция "Пешеход, пешеход поспеши на переход"
Раскрывается система работы по взаимодействию с социальными инстутами детсва посредством проведения акций...
Сценарий развлечения - КВН по ПДД «На проезжей части. Водители и пешеходы» (приуроченное к неделе «Осторожный пешеход»)
Цель: Совершенствование представлений о безопасном поведении на улицах и дорогах.Задачи:Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.Формирование ориентировки в пространстве.Воспитывать у дошк...
Развлечение по ПДД "Пешеход,пешеход не забывай про переход!"
Приключение во время которого дети, разгадывая загадки, играя по правилам в дидактические игр, продолжают, путешествуя на автобусе, знакомиться с новыми знаками дорожными ,и закреплять зна...
Правила безопасности для детей – пешеходов и сопровождающих их взрослых пешеходов
Правила безопасности для детей – пешеходов и сопровождающих их взрослых пешеходов....
Планирование воспитательно -образовательной работы по темам: "Поэты и писатели детям"; "Пешеход, пешеход - он по правилам идет"; "Я расту здоровым"
Планирование по лексическим темам на неделю...
Заметный пешеход-безопасный пешеход
Заметный пешеход-безопасный пешеход...
Развлечение в группе общеразвивающей направленности детей 4-6 лет. «Правила умелого пешехода!» «Правила умелого пешехода!»
Развличчение "Правило умелого пешехода!"...