ОБЖ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
рабочая программа по теме

Бирюкова Виктория Борисовна

статья рассказывает о программе по ОБЖ для дошкольников в социально реабилитационном центре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЖ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ.

Социально-реабилитационный центр. В основном здесь находятся дети из социально-неблагополучных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сюда ребята приходят не просто на несколько часов в день, а живут до полугода постоянно. В связи с этим возникает вопрос: как разнообразить досуг детей, как донести до них не только интересную, но и полезную информацию?

Прогресс не стоит на месте. Теперь дети, не умеющие еще читать и писать, с легкостью могут включить телевизор, DVD, утюг, пылесос. Но при этом в любой момент могут засунуть гвоздь в розетку, схватиться за неисправный провод, включить газ, зажечь спичку.

В домашних условиях помочь детям избежать различных неприятностей призваны родители, в условиях социально-реабилитационного центра – воспитатели, которые работают с ребятами в различных направлениях, реабилитируя и адаптируя их к реальным условиям жизни.

Одним из таких направлений является программа для дошкольников «Как избежать неприятностей». Ее цель – формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Задачи программы:

- познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице, дома, на природе, при общении с незнакомыми людьми;

- способствовать формированию у детей представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;

- помочь ребенку выработать привычку адекватно оценивать собственные возможности по преодолению опасных ситуаций.

Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы:

- беседы;

- чтение стихов;

- прослушивание сказок;

- разгадывание загадок;

- рассматривание иллюстраций;

- просмотр мультфильмов, компьютерных презентаций;

- разбор конкретных ситуаций.

Программа рассчитана на 6 месяцев, так как именно столько времени дети находятся в социально-реабилитационном центре.

Ожидаемые результаты:

  • знание основ безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте, на природе;
  • знания об осторожном обращении с опасными предметами;
  • знания о правильном поведении при общении с незнакомыми людьми;
  • формирование бережного отношения к природе.

Учитывая то, что у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая деятельность и мышление у них наглядно-образное, то большая роль отводится подбору дидактических игр, наглядности и компьютерных презентаций для проведения занятий.

Очень хочется надеяться, что знания и опыт, приобретенные в стенах социально-реабилитационного цента, пригодятся детям в жизни, и они смогут в полной мере воспользоваться ими.

Дидактические игры для проведения занятий:

«ОПАСНО – НЕОПАСНО»

Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определенную карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую — если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться

«ЕСЛИ Я СДЕЛАЮ ТАК»

Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один — опасный для здоровья, другой — ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.

Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю...», или «Опасности не будет, если я сделаю...» Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую — если опасности нет. Дети должны выслушать

ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.  

«ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ»

Словесная игра

Цель: стимулировать развитие связной речи.

Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образцу): правильно и чётко называть своё имя, фамилию, своё местоположение, кратко описывать проблему.

Игровые действия: составлять короткий рассказ по мере появления слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя.

На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации.

«ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Дидактическая игра

Цель: знакомить детей с запрещающими, предписывающими и некоторыми предупреждающими знаками.

Варианты игры

«Разное среди общего»            

 Детям предлагается разложить знаки по группам и рассказать, что они обозначают.

«Играем сами»                      

Детям предлагаются карточки с разными дорожными ситуациями. Ребята должны правильно подобрать дорожные знаки к картинкам, затем обосновать свой выбор.

«СВЕТОФОР»

Дидактическая игра

Цель: знакомить детей с сигналами светофора, закреплять знания о правилах движения по сигналам светофора.

Дети и взрослый рассматривают светофор, закрепляют значение цветов. Затем взрослый предлагает одному из детей взять на себя роль «светофора» и надеть нагрудный знак «светофор». Остальные Дети изображают машины и пешеходов, которые должны двигаться согласно сигналам светофора.

«ПОЖАРООПАСНЫЕ

ПРЕДМЕТЫ»

Дидактическая игра

Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.

Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.

Игровые правила: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы.

Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт,  режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическая реабилитация детей – жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

презентация раскрывает сущность и специфику социально-психологической реабилитации детей-жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Развитие нравственных качеств у воспитанников социально –реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

Нравственное развитие и воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Нравственное воспитание является процессом, направленным на ...

Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать социальный пед...

Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

Вопросы нравственного развития, воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить насилие и жестокость, проблема нравственного воспитания ...

Реабилитационная программа: Культура поведения и общения для детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Жизнь ребенка в реабилитационном центре связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги, родители), где каждый наделён своими индивидуальными особенностями, а все вместе о...

Предоставлении опыта социального обслуживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении на базе СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»

Эффективное взаимодействие законных представителей и родственников детей с Центром с выстраиванием новых технологий социального обслуживания  выступает как средство успешной социализации личности...