Закаливание с использованием акватермальной дорожки
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Головлева Татьяна

В материале описан авторский опыт работы по созданию акватермальной дорожки в детском саду № 119 ОАО "РЖД". Данный метод закаливания основан на методе Кнейпа и заключается в чередовании холодной и теплой воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon акватермальное закаливание97 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 119 открытого акционерного общества

 «Российские железные дороги»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по закаливанию  с детьми средней группы

 с использованием акватермальной дорожки

Подготовил

Инструктор по физической культуре

Головлева Т.Н.

Самара

2013

Цель: Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребёнка.

Задачи:

  • Закреплять  у  детей простые навыки  самомассажа.
  • Способствовать профилактике и коррекции плоскостопия .
  • Развивать защитные силы организма  методом воздействия на рефлекторные зоны тела
  • Воспитывать выносливость, творческое воображение.
  • Активизировать положительные эмоции ребенка, способствовать эмоциональной разрядке, профилактике психологической перегрузки.

Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка».

Материалы: гелевые шарики, массажные мячики, одноразовые полотенца, коррекционные дорожки, жесткий коврик, аудиозаписи, магнитофон.

Ход занятия:

I. Подготовительная часть:

Комплекс самомассажа для пальцев рук по мотивам сказки «Колобок» (авторская разработка)

Текст

Движения

Жили-были дед и баба.

Попросил дед испечь колобок.

Бабка по амбарам помела, по сусекам поскребла и  испекла колобок

Мячик в правой руке (дед), переложить в левую (баба).

Имитационные движения «катание колобка» на правой и левой ладони, двумя ладонями вертикально, пальцы вместе

Положила остывать на подоконник

«Тарелочка» - ладони сложить вместе. Короткий шумный вдох носом 8 раз, неслышный выдох – «остужаем колобка»

А колобок лежал, лежал, да и покатился по дорожке.

Правая рука вытянута прямая вперед, левой рукой ведем мяч от самых кончиков пальцев правой руки, под подбородком, поменять руки и довести до кончиков пальцев левой руки.

Катится, а навстречу ему Заяц:

«Колобок, колобок, я тебя съем!»

Пальцы правой руки сложить в кулак, указательный и средний поднять вверх («заяц»), пошевелить пальцами (мяч в левой руке)

«Не ешь меня, я тебе песенку спою:

Прыг, скок, колобок

Вкусненький, румяненький.

Я похож на пирожок

С изюминкою маленькой»

Указательный палец левой руки (мяч в правой руке) поднять и погрозить.

Перекидывание мячика из руки в руку

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел и от тебя, Заяц уйду!»

Мяч сжать в двух руках, прижать под подбородком, на слова «дедушки», «бабушки» выпрямить руки, показать мяч, и.п. (то же на слова «от зайца», «от волка», «от медведя»)

Покатился колобок дальше, а навстречу ему Волк /Медведь/ Лиса

Повторение диалога

Повторение движений (см. «Заяц»)

Лиса: «Не слышу, сядь мне на носок и спой еще разок!»

Сел Колобок, а Лиса его «ам-ам» и съела

Поднять указательный палец, «посадить» мячик на него. Правой рукой обхватить мяч сверху, левой рукой обхватить мяч снизу. Поднять руки вверх, убрать мяч за голову

II.Основная часть: (схема на  Рис. 1)

  • Вхождение в воду, остановка в каждом отсеке, круговые движения правой/левой ногой в воде, держась за поручень
  • Выход из воды, топтание на жестком коврике.
  • Вход в воду, остановка в каждом отсеке на 10 секунд (считалка)
  • Выход из воды, проход по  тактильной дорожке.
  • Вход в воду, поочередное поднимание и опускание ног (из воды и в воду), держась за поручень.
  • Выход из воды, растирание ног сухим полотенцем.
  • Комплекс самомассажа для ступней ног - катание массажного мячика ногами по коврику.

III. Заключительная часть:

Прохождение по коррекционной дорожке в группу.

             

 Емкости с водой разной температуры, гидромассажем и наполнителями

Жесткий коврик

        

                                                                                                   

                                                                                               Коррекционная дорожка

Стульчики

Сухие полотенца

и коврики

Рис.1. Схема расположения оборудования

Закаливающие мероприятия в сочетании с  физическими упражнениями

В дошкольных учреждениях в целях закаливания детей используются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание).

Комплексное применение природных факторов вырабатывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды (влажный воздух, дождь, ветер, перегревание).

Закаливающие мероприятия наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями: активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто.

Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ.

Закаливание как сложный условно-рефлекторный процесс требует систематичности. При отсутствии регулярности, нарушении режима временные связи угасают, и организм ребенка теряет способность приспособления к условиям окружающей среды, сопротивляемость различным неблагоприятным воздействиям.

Процесс закаливания многообразен: с одной стороны, он включает специальные мероприятия по назначению врача (воздушные, водные, солнечные ванны), с другой — определенные условия в связи с установленным режимом дня (регулярное проветривание помещения, соответствующая одежда и обувь, соблюдение установленной длительности прогулок и режима двигательной активности детей, сон на веранде с открытыми окнами). Все это обеспечивает полноценность закаливания организма, вызывает в нем благоприятные изменения (улучшает состояние и функции нервной системы, обменные процессы, состав крови, углубляет дыхание, создает эмоционально-положительное состояние психики), стереотипизирует условия и поведение ребенка в дошкольном учреждении (А. В. Кенеман).

Эффективность профилактических процедур будет еще выше, если в комплекс включить закаливание стоп, которое позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.

Наиболее распространено обливание ног, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. Для этого вода из лейки, ковша, крана или душа в течение 15-20 секунд льется на голени и стопы. Температуру воды берут 30 градусов Цельсия, постепенно снижают по 1 градусу в день и доводят до 14-16 градусов.

Еще полезней контрастное обливание стоп. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны. Здоровые дети - первая группа - получают обливания по схеме 38-18-38-18. Дети второй группы получают более щадящий режим, как по числу смен, так и по температурному перепаду воды: 38-28-38. Для ослабленных детей контрастные обливания проводят, изменяя температуру очень постепенно, начиная с 25-36 - теплая вода и постепенно доводя ее до 40-41, холодная - с 24-26, постепенно снижая до 18. Обливание стоп проводят обычно после дневного сна. Стопы насухо вытирают, либо не вытирают, дают им высохнуть. Последний вариант пролонгирует действие хладагента.

Иногда для закаливания стоп используют босохождение по водяной дорожке, траве, земле. При ходьбе в помещении температура пола не желательна ниже 18 градусов. Ослабленным детям рекомендуют начинать хождение в носках, а через неделю - босиком. Начинают процедуры с 3-5 минут, постепенно увеличивая по 1 минуте в день. Перед обуванием моют ноги прохладной водой, начальная температура воды 36-35, с последующим снижением на 1градус в день до 20 градусов.

Босохождение полезно не только как профилактика плоскостопия и элемент закаливания к холоду. Ходьба босиком по горячему песку, холодной гальке, хвойным иглам тонизирует, а по теплому песку, дорожной пыли, траве - успокаивает. Ходьба босиком по колючим поверхностям : стерне, шишкам и другим колючим материалам желательно природного происхождения запускает «рефлекс избегания», связанный с повышением тонуса и уменьшением длины сводообразующих мышц, увеличением свода стопы и удаления мягких тканей в области свода от колющих поверхностей.

В Спарте, известной сводом правил по воспитанию здоровых людей, дети до 10 лет ходили только босиком. Приверженцем такого хождения был и Сократ. Зная о пользе босохождения необходимо помнить, что длительная ходьба босиком по твердым ровным поверхностям (по полу) способствует уплощению

Однако, несмотря на эффективность этой процедуры, нужно подводить к ней детей очень осторожно — путем предварительного регулярного обтирания и обливания ног с постепенным снижением температуры воды. Недостаточная зрелость у детей терморегуляторных функций и в связи с этим большая отдача тепла через кожу в окружающую среду определяют необходимость двигательной активности детей во время принятия процедуры. Простые игровые движения в воде, организуемые воспитателем с небольшими подгруппами (6—8 человек), вызывают у детей положительные эмоции, а мышечные движения усиливают теплообразование. Благодаря этому ребенок чувствует себя хорошо, не мерзнет и не боится воды.

Закаливающие процедуры проводятся начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность; необходим индивидуальный подход в соответствии с рекомендациями врача. В нашем дошкольном учреждении созданы специальные условия для закаливания водой («дорожка Кнейпа») (см рис.2), основанный на контрасте чередования теплой и холодной воды.

Основанием для назначения этих процедур врачом служит учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей. В процессе водных процедур целесообразно и желательно активное поведение ребенка. В первой младшей группе активность исходит в основном от взрослого, стимулирующего ребенка к движениям. С 3 лет ребенок приучается действовать самостоятельно.

Акватермальное воздействие с целью закаливания рекомендуется в программе для средней, старшей и подготовительной групп детей. Приучение к воде, как показывает практика, целесообразно начинать с 1,5—2 лет. Ходьба в воде на мелком месте, собирание камушков, игры с надувными игрушками, плескание помогают малышам освоиться в новой для них водной среде, вызывают положительные эмоции, воспитывают смелость.

Тщательная проверка места купания, одновременное пребывание в воде не более 3—4 детей под неослабным вниманием взрослых, соблюдение всех указаний врача — обязательные условия проведения этой процедуры. Продолжительность купания определяется для каждой возрастной группы врачом детского учреждения. При этом учитываются температура воздуха и воды, а также степень достигнутой закаленности организма ребенка.

Опыт лучших детских садов подтверждает, что систематическое закаливание ребенка следует начинать с раннего возраста и регулярно проводить его до последних дней пребывания ребенка в детском учреждении, только тогда оно приобретает привычный характер. Основным условием при этом является согласованность в работе педагогического, медицинского и технического персонала, а также установление контакта с родителями.

Дорожка Кнейпа, или акватермальная дорожка.

Водолечение, известное своей эффективностью с античных времен, получило четкую систематизацию во второй половине XIX века благодаря баварскому пастору Себастьяну Кнейпу. Испытавший на себе чудесное исцеление водой, он разработал много уникальных методик, которые не устарели до сих пор и пользуются огромной популярностью в санаториях, клиниках, SPA-и Wellness-центрах, фитнес-клубах.

Водолечение по Кнейпу – это хождение босиком (годятся влажная земля и камни, мокрая трава, снег, холодная вода), ванночки для рук и ног, ванны для тела.

Ножные ванны Кнейпа – это процедуры, основанные на контрасте, на эффекте чередования теплой и холодной воды. Что происходит в этот момент? Ускоряется циркуляция крови, за счет этого активизируются обменные процессы, параллельно происходит очищение организма и укрепление сердца и сосудов. Вообще, это замечательная тренировка сосудистой системы. Естественно, что при этом повышается иммунитет. С веселым же и интенсивным кровотоком все клетки получают кислород в полном объеме, а значит, замедляется их старение, улучшается регенерация.

Современная дорожка Кнейпа – это верность традициям (суть метода за 100 с лишним лет не изменилась) плюс новые технологии. Сегодня устройство оснащено гидромассажными форсунками, включение и выключение которых контролируется системой управления. Эта интеллектуальная система также держит под строгим и неусыпным контролем температуру воды и время ее подачи, предусматривает обязательный режим дезинфекции.

Акватермальная дорожка представляет собой три последовательно размещенных резервуара с водой - ванночки, автоматически наполняющиеся теплой и/или холодной водой при помощи форсунок. Два сектора – для теплой воды (до 39°C), один сектор – для холодной воды, форсунки для гидромассажа, система наполнения водой, кнопка управления, которая контролирует время подачи воды, включение гидромассажных форсунок, режим дезинфекции.

Контрастные ванночки из которых состоит дорожка применяются в качестве оздоравливающей, рефлексостимлирующей терапии. Регулярное применение этой процедуры укрепляет защитные силы организма против возбудителей болезней, стимулирует кровообращение и улучшает кровоснабжение.

Регулярное применение этой процедуры укрепляет иммунитет, стимулирует кровообращение и улучшает кровоснабжение нижних конечностей.

На рис.2. показан внешний вид акватермальной дорожки. Автором идеи  применения в условиях детского сада данного вида закаливания является инструктор по физической культуре Головлева Т.Н.

Рис.2 Акватермальная дорожка в Детском саду № 119 ОАО «РЖД»

Литература:

  • Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006
  • С. Кнейп. Мое водолечение. Ставропольский краевой комитет Всесоюзного общества Красного Креста. Ставрополь АСОК—ПРЕСС 1991
  • http://freya.at.ua/publ/zdorove/metod_knejpa/17-1-0-139

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Закаливающие мероприятия в детском саду.Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями, босохождение с использованием ребристой дорожки, массажных ковриков"

здоровьесберегающая технология :• укрепить здоровье, иммунитет и опорно-двигательный аппарат детей;• повысить жизненный тонус и эмоциональное состояние;• развить координацию движений;• научит ды...

Закаливание летом - использование природных факторов для укрепления здоровья детей

Закаливание летом - использование природных факторов для укрепления здоровья детей...

Методическая разработка по использованию массажного коврика-дорожки и массажных палочек как средств закаливания и укрепления здоровья детей в ДОУ

Хождение босиком это весьма полезная и очень простая процедура в качестве одного из способов закаливания. А теперь перечислим причины говорящие в пользу ходьбы босиком:1. Закаляем организм2. Активизир...

План – конспект гимнастики после сна с использованием тактильной дорожки

План – конспект гимнастики после сна с использованием тактильной дорожки...

План – конспект гимнастики после сна с использованием тактильной дорожки

План – конспект гимнастики после сна с использованием тактильной дорожки...

План – конспект гимнастики после сна с использованием тактильной дорожки

План – конспект гимнастики после сна с использованием тактильной дорожки ...