Игры и упражнения для дошкольников
картотека (старшая группа) по теме
Игры и упражнения направлены на развитие личности ребенка, его социально-коммуникативных способностей в процессе взаимодействия со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры и упражнения основаны на межличностном взаимодействии детей. | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Игр и упражнения для дошкольников
Игры, развивающие социальные навыки
«Группа в обручах»
Цель. Способствовать становлению сотрудничества в группе. Формировать умение контролировать свои движения. Поощрять инициативу.
Материал. Обручи – по одному для каждого участника, аудиозапись с небыстрой маршевой музыкой.
Количество участников: от 4 до 10.
Основной вариант. Каждый ребенок берет себе обруч и с его помощью прикрепляется к другому участнику – и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись, таким образом, дети стоят тихо в ожидании звучания музыки и затем стараются двигаться так, чтобы сохранить цепочку.
Замечания. Ведущий может подсказать участникам разные способы сцепления: за плечи, за руки, ноги, голову, туловище и пр.
Другие варианты. Участники могут, сбившись в кучку, образовать очень маленькую группу в обручах или, разойдясь, как можно дальше друг от друга, длинную цепочку. Они могут также проявить фантазию и придать группе остроконечную или круглую форму.
Вместо обручей можно использовать небольшие лоскуты (каждый примерно 20 кв. см).
Когда «группа в обручах» будет образована, каждому участнику хорошо дать небольшой инструмент, чтобы он подыгрывал звучащей музыке
«Танец шляпы»
Цель. Поощрение сотрудничества в группе. Активизировать способности концентрировать внимание. Развивать умение осознавать себя в группе. Воспитывать ответственность и заботливость.
Количество участников: от 4 до 8.
Основной вариант. Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая её на голову соседа. Музыка прерывается – ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение, с тем, чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается.
Замечания. Ведущему следует следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание её с соседа.
Темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы.
Игры, развивающие социальные и коммуникативные навыки
«Группа в обручах»
Цель. Способствовать становлению сотрудничества в группе. Формировать умение контролировать свои движения. Поощрять инициативу.
Материал. Обручи – по одному для каждого участника, аудиозапись с небыстрой маршевой музыкой.
Количество участников: от 4 до 10.
Основной вариант. Каждый ребенок берет себе обруч и с его помощью прикрепляется к другому участнику – и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись, таким образом, дети стоят тихо в ожидании звучания музыки и затем стараются двигаться так, чтобы сохранить цепочку.
Замечания. Ведущий может подсказать участникам разные способы сцепления: за плечи, за руки, ноги, голову, туловище и пр.
Другие варианты. Участники могут, сбившись в кучку, образовать очень маленькую группу в обручах или, разойдясь, как можно дальше друг от друга, длинную цепочку. Они могут также проявить фантазию и придать группе остроконечную или круглую форму.
Вместо обручей можно использовать небольшие лоскуты (каждый примерно 20 кв. см).
Когда «группа в обручах» будет образована, каждому участнику хорошо дать небольшой инструмент, чтобы он подыгрывал звучащей музыке
«Танец шляпы»
Цель. Поощрение сотрудничества в группе. Активизировать способности концентрировать внимание. Развивать умение осознавать себя в группе. Воспитывать ответственность и заботливость.
Количество участников: от 4 до 8.
Основной вариант. Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая её на голову соседа. Музыка прерывается – ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение, с тем, чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается.
Замечания. Ведущему следует следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание её с соседа. Темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы. Другие варианты. Можно передавать (из рук в руки) другие предметы (шарф, перчатку и пр.)
Игры на развитие умения активно слушать, общаться на вербальном и невербальном уровне, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства
«Пантомимические этюды». Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребенок, который только учится ходить, уставший человек и другие.
«Сказки наизнанку»
Кукольный или настольный театр по известной сказке. Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая) и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.
«Азбука настроений»
Воспитатель готовит 6 карточек, передающих разные настроения нескольких персонажей (кошка, попугай, мышка, мужчина, женщина и т.д.): радость, горе, испуг (страх), злость (агрессия), самодовольство (гордость), недовольство. Детям предлагают выполнить такие задания, как «Определи настроение» (по карточкам); «Выбери героя с определенным настроением», расскажи, что там произошло и т.д.
«Отражение чувств»
Дети объединяются в пары, договариваются, кто будет «говорящим», а кто «отражателем». Воспитатель шепчет на ухо «говорящему» фразу типа «За мной пришла мама». Говорящий эмоционально повторяет её, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал его друг в момент, когда произносил фразу.
Игры на развитие умения сотрудничать: слышать, понимать и подчиняться правилам
«Зайчики и лиса»
Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребенок в шапочке лисы прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: 1,2,3,4,5 – вышли зайчики гулять». Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту – другую воспитатель продолжает: «Вдруг лиса выбегает, зайцев сереньких она поймает». Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь поймать, но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали, зайцы в лес все убежали». Выбирают новую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в четком соответствии со словесными указаниями воспитателя.
«Совушка - сова»
Детям показывают сову (картинка), рассказывают о ней. Один ребенок – сова, остальные – лесные птички. Сова сидит на дереве (стул), птички летают вокруг неё, осторожно к ней приближаясь. Воспитатель: «Совушка – сова, большая голова, на дереве сидит, головой вертит, во все стороны глядит, вдруг она как полетит …» При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется. В эту игру охотно играют малыши. Они пока не умеют ловить друг друга, зато получают много эмоций, радостно бегая по залу, и ждут сигнала (хлопок, стоп и пр.), по которому они должны остановиться.
«Менялки»
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого … (светлые волосы, косички, одинаковые сандалии и т.д.) после этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.
«Игра в тарелочку»
Играющие садятся на пол по кругу. Один ребенок выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает её, называет имя какого-нибудь ребенка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить её, выбывает из игры.
«Травинка» Считалкой выбирают наблюдателя, остальные дети «травинки». Задача «наблюдателя» - выбрать самую лучшую «травинку», т.е. ребенка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания воспитателя.
- Поднимите руки медленно вверх через стороны.
- Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу.
- Глазами «нарисуйте» солнышко, которое греет травинку.
- Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом вперед-назад.
- Ветер усиливается, и все сильнее раскачивает травинки из стороны в сторону, вперед-назад.
- Затем ветер стихает – травинки замирают.
- Ветер усиливается – травинки вновь сильно раскачиваются.
- Ветер затихает – травинки тянутся, опустив руки.
«Наблюдатель» не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребенок, которого выбрали, становится «наблюдателем», и игра повторяется.
Игры на умение доверять друг к другу, быть ответственным за другого
«Я не должен»
Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах: ребенок-ребенок, взрослый-ребенок, ребенок - окружающий мир) и шаблоны «Я не должен» - знак «минус». Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор. Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.
«Звери на болоте»
Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только используя дощечки. У одного из игроков сломались и уплыли две дощечки, ему надо помочь – это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.
«Связующая нить»
Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтоб все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
«Поводырь»
В группе разложены и расставлены предметы – препятствия (кубики, обручи, стулья). Дети распределяются по парам: ведомый и ведущий. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик, здесь стул, обойдем его и т.д.» Затем дети меняются ролями.
Игра «Клоуны ругаются». Мотивация. Снятие вербальной агрессии.
Воспитатель рассказывает: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться и называть друг друга «овощами» и «фруктами». Например: «Ты – капуста!» А ребенок отвечает: (пауза, чтобы ребенок придумал ответ). «А ты – клубника» - клоун говорит… Обращается внимание на сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, ругать всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает участников, если те используют другие слова или физическую агрессию. Затем воспитатель изменяет эмоциональный настрой детей: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось. Тогда клоуны и дети стали называть друг друга цветами, например: «Ты – колокольчик» (ребенок ласково называет взрослого, интонирование должно быть адекватным). Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга разными цветами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические игры и упражнения с дошкольниками для профилактики дисграфии
С обычными играми и игрушками можно с увлечением учиться различать и анализировать звуки родного языка. Ваши дети в школе не станут делать "глупых" ошибок на письме....
Пальчиковые игры и упражнения для дошкольников
Консультация для родителей...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....
Лексические и грамматические игры и упражнения для дошкольников
Игры учат выделять ,называть признаки предмета, его качаство и дейтвия...
Игры и упражнения для дошкольников, рекомендуемые для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. Осанка является одной из характеристик физического развития человека: правильная осанка...
«Игры и упражнения для дошкольников в сенсорной комнате»
«Игры и упражнения для дошкольников в сенсорной комнате»...
Экологические игры и упражнения для дошкольников
данная методическая разработка содержит описание игр и упражнений для дошкольников...