ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗОЖ У ДОШКОЛЬНИКОВ
учебно-методический материал на тему

Семенова Валентина Адольфовна
  1. Введение.

Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического. Здоровье  ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию в целом и в частности – ООД по плаванию. Поэтому, я, как инструктор по плаванию в нашем ГБОУ, заинтересовываю и привлекаю родителей к воспитательно-образовательному процессу; пробуждаю интерес родителей к организации жизнедеятельности детей в ГБОУ; стараюсь активизировать участие родителей в различных спортивных мероприятиях; пытаюсь посредством бесед и консультаций  формировать у них знания, позволяющие воспитывать сознательное отношение детей к ЗОЖ; помогаю повысить роль семьи в физическом воспитании и развитии ребенка.

 

  1. Формирование ЗОЖ у дошкольников.

Приобщение ребенка к ЗОЖ – одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования. Целью работы инструкторов по ФИЗО является воспитание здорового, физически развитого ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- способствовать полноценному физическому развитию детей в процессе их воспитания и образования;

- прививать ребенку навыки нравственного и культурного поведения, в немалой степени способствующие укреплению здоровья;

- формировать у детей опыт поведения, обеспечивающий благополучие и закладывающий основы их дальнейшей самореализации.

Работу надо начинать со средней группы, формируя у дошкольников чувство ответственности за собственное здоровье, приучая их самих заботиться о нем, знакомя с элементарными понятиями о строении и функциях организма и стилями поведения, изменяемого в соответствии с различными ситуациями. В старшей группе – расширение знаний о строении тела, знакомство с основными правилами поведения, соблюдение которых будет способствовать сохранению здоровья. Знакомство со строением человеческого организма дети начинают со скелета (особое внимание нужно уделить изучению позвоночника, подчеркнув его значимость для движений). Инструктор рассказывает детям о функциях организма, правилах оказания первой помощи при ушибах и переломах. В подготовительной группе дети уже довольно подробно могут объяснить для чего следует делать утреннюю гимнастику, что нужно для укрепления организма (например – закаливание) и как надо заботиться о здоровье родных и близких. И не только рассказать обо всем этом, но и показать, что они делают для своего физического  развития. Иначе говоря, у дошкольников сформировывается сознательное отношение к своему здоровью, расширяются их предстваления о состоянии собственного тела, появляется стойкое желание заниматься физической культурой. И всегда надо помнить – что главные воспитатели ребенка – его родители. И от того, сколько внимания они уделяют здоровью своих детей, зависит состояние физического комфорта наших воспитанников. Поэтому – большое значение инстркутора по ФИЗО должны придавать работе с родителями.

 

  1. Плавание в системе работы по формированию у детей ЗОЖ в ГБОУ и в семье.

Плавание содействует увеличению умственной и физической работоспособности, улучшает эмоциональное состояние, способствует полноценному физическому и психическому развитию детей, укрепляет их здоровье и способствует становлению ЗОЖ. Вид, шум воды, соприкосновение с ней вызывает сильнейшие положительные эмоции (И.П.Павлов).  Плавание – как часть физической культуры формирует ЗОЖ у детей. Посещая ООД в ГБОУ ребенок приобретает устойчивую мотивацию и потребность в ЗОЖ. Основные направления работы: а) обучение плаванию; б) проведение оздоровительных развлечений и соревнований в бассейне; в) сотрудничество с семьей; г) работа с педагогами; д) психолого-педагогический и медицинский контроль. Обучение плаванию предусматривает проведение ООД в разных формах: по интересам, сюжетные, в форме эстафет и соревнований, по сказкам, на свободное творчество, игровые, тематические, с элементами спортивных видов плавания, комплексные,  контрольно – проверочные. При этом – используется инвентарь и всевозможные игрушки, мячи, обручи и т.д..  Система работы по формированию у детей ЗОЖ позволяет добиваться следующих результатов: - у детей повышается интерес к плаванию и формируется устойчивая мотивация к ЗОЖ; - уменьшение числа болеющих детей; - дети более успешно адаптируются к школе и обучаются в ней; - многие выпускники продолжают заниматься плаванием в бассейнах.

 

  1. Интеграция в оздоровлении детей.

Организация работы инструкторов по ФИЗО посредством создания модели интеграции учебно-воспитательно-образовательного процесса предусматривает:

-  проведение (по рекомендациям других специалистов) ООД с воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;

- синтезированное планирование совместной деятельности со специалистами ГБОУ;

- оказание консультативной поддержки родителям;

- регулирование совместно с медицинскими работниками физической нагрузки для воспитанников.

В задачи интегрированных ООД по физкультуре входят:

- формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре;

- практических умений и навыков на основе усвоения норм и правил окружающего мира;

- повышение уровня физической (плавательной) подготовленности на основе совершенствования двигательных умений, навыков, а также развития двигательных качеств и способностей;

- воспитание потребности в ЗОЖ.

 

  1. Интеграция разделов физического воспитания.

А). Сенсомоторное развитие на ООД в бассейне.

Основные факторы – интеграция кинестетической и визуальной систем с моторным и вестибулярным контролем (схема: руки – глаза – движения). Использование мелкой моторики;  различие предметов по цвету, размеру, структуре, форме; умение ориентироваться.

Б). Использование музыки.

На ООД в бассейне музыка способствует усвоению материала. Для музыкальных примеров характерны эмоциональная действительность, яркая образность.

В). Математика в движении.

Объединение двигательной, визуальной  и умственной систем. При этом решаются задачи: - упражнение в счете, больше – меньше, знания о геометрических фигурах, длине, величине, развивается память

Г). Формирование сознательного отношения детей к собственному здоровью. Это – ЗОЖ.

Д). Физическая и экологическая культура личности.

Предусматривается использование образных названий упражнений, приемов, имитаций и подражания, природоведческих наблюдений, рассказов и бесед о природе.

Е). Коррекция речи через движение.

Материал тесно связан с деятельностью логопеда и является своеобразным дополнением к его работе по коррекции речи (стихи, речевки, считалки, название движений и способов плавания и т.д.)

 

  1. Заключение.

Интегрированные ООД по физической культуре  и плаванию обеспечивают сопряженное решение задач физического, экологического, музыкального образования и воспитания, оказывают положительное влияние на уровень освоения ЗОЖ у дошкольников.

  1. Литература.

Дошкольное воспитание. 1999. № 7. 2001 № 2, № 7; 2002. № 5.

Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2002.

Ребенок в детском саду. 2002. № 3; 2003. № 1.

Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М.; Ставрополь, 2001.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ исследовательской компетенции дошкольников

    Если мы говорим о компетенции дошкольника, то речь, по-видимому, должна идти о формировании основ ключевых компетенций, ряд из которых формируются  в дошкольном возрасте (исс...

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников

"Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Осново...

Интегративный подход при формировании основ экологической культуры дошкольника»

Интегративные тенденции получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения сме...

Проектный метод в формировании основ безопасного поведения дошкольников

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях....

"Формирование основ правильного питания дошкольников"

Данные методические рекомендации помогут организовать подход в дошкольникам в организации питания...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...