методическая разработка
методическая разработка (средняя группа) по теме
методическая разработка на тему"Формирование валеологических знаний у детей среднего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка на основе личного опыта | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №57 красногвардейского района
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ
«ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ»
ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ №2
САПОЖНИКОВОЙ ОЛЬГИ АЛЕКСАНДРОВНЫ
(из опыта работы)
Санкт – Петербург
2013
Содержание
Глава 1 Теоретическая часть
Глава 2 Диагностический материал
Глава 3 Перспективное планирование
Глава 4 Практическая часть
4.1. Организация процесса обучения
4.2 Организация развивающей среды
Глава 5 Работа с родителями
Глава 6 Практический материал
Глава 1 Теоретическая часть
Здоровье - величайшая человеческая ценность. Очевидно, что хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Очевидно также, что болезнь и не-здоровье - это ограниченная в своей свободе жизнь.
В России очень высокая заболеваемость. Она на 30-40% выше, чем в среднем по Ев-ропе. Огромное количество больных туберкулезом, гепатитом, психически и онко-логически больных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных и т.д. Количество людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 40-50% превышает показатели Европы и Америки. В России количество курящих и употребляющих крепкие напитки - выше всех разумных пределов. По стандартам Всемирной Организации Здравоохранения, если потребление чистого спирта в стране превышает 8 л на душу населения, это грозит вырождением нации. У нас только, по официальным данным, потребляют 18 л чистого спирта, по другим данным - 22-23 л. В стране цифра курящих возросла за последние десять лет у мужчин на 20%, у женщин - на 35%, у подростков - на 50%.
Выступая с посланием Федеральному Собранию 8 июля 2000 г., Президент Российс-кой Федерации В.В. Путин отметил: "...Нас, граждан России, из года в год становит-ся все меньше и меньше, численность населения страны ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. Если верить прогнозам, через 15 лет россиян может стать мень-ше на 22 млн человек. Если нынешняя тенденция сохранится, - выживаемость нации окажется под угрозой...".
Для сохранения и развития духовного, интеллектуального и физического потенциа-ла человечество на протяжении всего своего развития формирует соответствующие социальные институты. В сохранении духовности человека трудно переоценить роль религии, искусства, литературы. Интеллектуальный потенциал сохраняется и развивается системой образования и воспитания, наукой. За физический потенциал ответственны физическое воспитание и спорт, здравоохранение, система рекреаци-онных мероприятий и т.д.
Значительную роль в формировании культуры личности, в повышении интеллекту-ального, физического и духовного потенциала человека должны сыграть, на мой взгляд, образование и просвещение человека. Оттого, какими будут выпускники детских садов, школ, вузов, во многом зависит будущее России. Научный анализ не оставляет сомнения, что именно здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны.
Профилактическая медицина в России сегодня - это медицина "предупреждения за-болеваемости ", а не самовозрастающего здоровья нации. С такой пассивной профи-лактикой нам не решить проблем здоровья нации. Но именно такой профилактичес-кой медицины у нас нет.
"Медициной здоровья" является валеология (от лат. valeo - здравствовать) – родив-шееся в России в 80-е гг. прошлого столетия новое междисциплинарное научно-пе-дагогическое направление. Именно тогда профессор И.И. Брехман предложил тер-мин "валеология" для обозначения "здоровья человека". В 1987 г. он выпустил пер-вую монографию по проблеме, в которой утверждается, что наука о здоровье долж-на быть интегральной, формируясь на основе экологии, биологии, психологии, ме-дицины, теории и практики физической культуры и других наук [1]. Возникновение валеологии, по мнению академика РАМН В.П. Казначеевa, - это прорыв российско-го интеллекта в науках о здоровье [2]. .
Впервые в России в Ленинградском институте усовершенствования врачей в 1987 г. профессором В.П. Петленко была создана кафедра валеологии. Он же автор пяти-томника, в котором раскрыты все сферы валеологии как науки и учебной дисципли-ны [3].
Предмет изучения валеологии - сфера здравствования человека. Основными пробле-мами валеологии являются: 1) здоровье как биосоциальная категория;
2) механизмы формирования здоровья;
3) методы определения конституциональных особенностей индивида;
4) методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизни индиви-да;
5) практические способы сохранения и укрепления здоровья;
6) теория и методика валеологического образования.
Объектом изучения валеологии выступают здоровый человек и человек, находящий-ся в так называемом состоянии предболезни, а цель валеологии - вооружить челове-ка научно-теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здо ровья и практическими знаниями оздоровления организма. Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, эколо-гов, культурологов и других специалистов в создании учения о здоровье и валео-практических (оздоровительных) технологий. Валеология - это метанаучная теория и практика здоровья.
Напомню, что многие науки носят комплексный характер. Почему же валеология - наука об индивидуальном здоровье человека - не может опираться на морфологию и физиологию человека, терапию, гигиену, экологию, генетику, фитотерапию, гомео-патию, фармакологию, биотику, психологию, сексологию, физическую культуру, бо танику, цитологию, астрологию, хрононавтику. Валеология как наука об индивиду-альном здоровье человека - наука педагогической стратегии XXI в.
В свое время, в 30-е гг. XX в., в СССР по идеологическим мотивам была ликвидиро-вана педология, стремившаяся прочитать задатки человека через призму генетики, антропологии, физиологии, психологии, социологии. Педологии нет, но ее задачи может взять на себя валеология. Современная школа должна выпускать одухотво-ренных, добрых и здоровых людей. И немалое место в этой задаче отводится валео-логии. Педагогическая стратегия должна опираться:
а) на здравосохраняющие основания наук
б) на здравосохраняющие элементы педагогики
в) на здравосохраняющие культуру и искусство нации.
Только такой "педагогический ансамбль" даст нам человека здорового, умного и красивого. О таком человеке мечтали И. Кант и Ф.М. Достоевский. Человек, по Дос-тоевскому, - существо божественное, истинно красивое - и такая божественная кра-сота спасет мир.
До сих пор раздаются голоса - зачем создавать валеологию, когда есть гигиена? В своей монографии украинские валеологи Г.Л. Апанасенко, и А.А. Попова проводят сравнение этих научных дисциплин, убедительно иллюстрирующее различия гиги-ены и валеологии [4].
Валеология опирается на новый синтез наук - антропологических, психологических, социальных, биологических, экологических и т.д., на новый педагогический синтез, направленный на познание человеческого здоровья, человеческой любви и красоты, на новый синтез науки и искусства: эстетику здоровья, эстетику и сексологию люб-ви, эстетику и каноны красоты, на новый синтез науки и культуры.
Структура валеологии
Отметим, медицина не может дать ответ на вопрос о сущности здоровья, так как она решает проблемы болезней, а не здоровья. Рассмотрение здоровья не только как ме-дико-биологической категории, но и с позиций культуры - необходимо и правомер-но.
Валеологию, на мой взгляд, нужно рассматривать как научно-педагогическую дис-циплину о формировании резервов биологической и социальной адаптации челове-ка, о потенциях физических и духовных (душевных) сил человека, как научную ос-нову здорового образа жизни.
Валеология включает в себя две составные части: 1) теоретическую валеологию
2) практическую валеологию.
В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: ме-дицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический, эколо-гический, культурологический и т.д.
В рамках практической валеологии следует выделять два относительно самостоя-тельных раздела: 1) диагностическая валеология (валеометрия - измерение здоровья) 2) собственно практическая валеология (оздоровление организма).
С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию. Специальная валеология - это возрастная, семейная и профессиональная валеология.
Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на: дошкольную, школьную, вузовскую и поствузовскую.
Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здрав-ствования человека, и в частности - индивидуального здоровья. Общественное здо-ровье - предмет исследования социальной гигиены. Вместе с тем валеологи хорошо представляют себе роль социально - гигиенических факторов в сохранении и укреп-лении здоровья индивида. И в системе оздоровительных средств они предусматри-вают соответствующие мероприятия, корригирующие образ жизни человека.
Валеология сейчас - относительно новая научная и учебная дисциплина, не имею-щая пока четко сложившейся структуры и методики преподавания. Вместе с тем это перспективная отрасль научного знания, которая в будущем сможет занять одно из ведущих мест в системе человекознания в целом. При реализации комплексного, междисциплинарного подхода в анализе проблемы "Человек и его здоровье" валео-логические знания приобретают особое значение в подготовке специалистов высо-кой квалификации. Валеология, без сомнения, в скором будущем станет одним из важнейших научно-педагогических направлений в наступившем столетии.
И.И. Брехман писал: "Валеология родилась. Почему этого слова нет в словаре? По-чему у нас нет зеркального отражения науки о болезни? Хочется верить, что это сло-во появится во многих словарях, что валеология превратится в большую самостоя-тельную науку и породит в ряде стран государственную систему обеспечения здо-ровья. Пока положено лишь начало валеологии, но, как считал великий Пифагор, "Начало - половина целого" [1].
Для воспитания у детей и молодежи заботливого отношения к своему здоровью во многих дошкольных учреждениях, школах, вузах введен новый учебный курс "ва-леология". Главная цель этого курса заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих меро-приятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей и молодежи.
Интегративний курс "валеология" в детском садике - первый важный этап непре-рывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реа-лизацию таких задач:
1 Воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества
2 Установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой
3 Формирование личности ребенка
4 Воспитание привычек личной гигиены
5 Закаливание ребенка и его двигательная активность
6 Профилактика и устранения вредных привычек
7 Осуществление валеологического мониторинга
Значение подачи этого курса состоит в познании ребенком природы, человека, вза-имодействия человека с природой и обществом, которое оказывает содействие фор-мированию его как здорового, самосовершенствованого объекта целостной системы. Познавая свое бытие, близких и родных, ребенок становится активным тружеником своей Родины.
Глава 2 Диагностический материал
Дети дошкольного возраста пяти лет могут показать следующие знания и умения: "Здоровье человека"
Знать элементарное анатомическое строение и функции частей тела; условия в ко-торых человек может быть здоровым.
Понимать человека как составляющую систему природы и общества, бережно и с уважением относиться к ней.
Элементарно понимать и анализировать проявления физического, психического состояния человека, морального поведения, позитивных отношений, ценить поло-жительное в человеке.
Понимать, что позитивные проявления психического состояния человека и мораль-ные поступки формируют ее здоровье.
Уметь отличать здорового человека от больного, молодого от старого по некоторым внешним признакам и проявлениям поведения.
Проявлять чуткость к старым и больным людям, желание им чем-то помочь.
"Здоровье ребенка"
Иметь элементарные представления о своем рождении.
Сознавать роль матери, отца, семьи, рода у здорового ребенка.
Знать строение своего тела, мальчика и девочки, чем они отличаются, основные про-цессы жизнедеятельности внешних органов; ценность их нормального функциони-рования для укрепления и сохранение здоровья.
Понимать важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими на-выками, практическими приемами закаливания, умениями правильно двигаться, вы-полнять разные гимнастические упражнения для укрепление своего здоровья.
Использовать знания о некоторых признаках детских болезней, с целью предупреж-дения заболеваний.
Пользоваться правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги.
Знать об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье.
"Здоровье в природе"
Понимать взаимозависимость человека (ребенка) и природы, использовать знания на практике (с целью оздоровления).
Регулировать свою жизнь и состояние здоровья в зависимости от времени года, по-годных условий, климата.
Выполнять правила поведения на природе.
Защищать естественные объекты от загрязнений и заболеваний.
Отличать полезные растения и грибы от вредных; запрещать своим товарищам и взрослым пользоваться ими.
"Здоровье и общество"
Понимать пользу всех видов работ для здоровья взрослых и детей, помогать стар-шим, жалеть их.
Принимать участие в повседневной работе взрослых (в семье, детсаду), вместе с ними создавать условия для существования.
Не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательным пове-дением.
Соблюдать правила этического поведения при общении со взрослыми, детьми раз-ного пола, уважать их.
Помогать медицинской сестре в профилактической работе.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется по-требность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и моз-гом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка.
При валеологическом обследовании дети средней группы должны знать:
1.Чем отличается живая природа от неживой?
2.Работа с картинками, показать представителей:
а) живой природы;
б) неживой природы.
3.Назвать признаки: зимы, весны, лета, осени.
4.Какая связь между живой и неживой природой? (Ответы давать на примере.)
5.Влияет ли состояние погоды на поведение и здоровье людей? Как?
6.Какие явления природы наиболее характерные для нашего города? Найти и пока-зать их на картинках.
7.Как охраняют природу в нашем городе?
8.Какой вклад в охрану природы можешь внести ты?
9.Работа с картинками:
a) Показать и назвать садовые растения. Какая их роль в нашей жизни?
б) Показать и назвать декоративные растения. Какая их роль в нашей жизни? Есть ли среди них лечебные?
Глава 3 Перспективное планирование
Перспективное планирование помогать распределить материал на весь учебный год. Занятия построены по степени сложности, от более простого к более сложному. Я стремилась проследить внутреннюю связь каждого нового занятия с предыдущим, и последующие занятия строила, опираясь на уже приобретённый детьми опыт. Кро-ме занятий валеологические знания и умения давались детям во время совместной деятельности.
Лексическая тема | Организованная деятельность | Форма проведения |
Овощи, фрукты, ягоды, осень | ТЕМА: «Витаминная семья» ЗАДАЧИ: Дать представления о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день для здоровья. Нау-чить детей выбирать самые полезные про-дукты. Познакомить детей со значением ви-таминов и минеральных веществ в жизни человека. Сформировать представления о связи рациона питания и образа жизни. Вос-питание способности к согласованному вза имодействию. Воспитывать у детей осознан ное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты для противостояния болезням. | Игра - занятие |
Деревья и кустар-ники, комнатные растения, домаш-ние и дикие жи-вотные | ТЕМА: «Белые жемчужинки во рту» ЦЕЛЬ: Раскрыть строение и функции зубов. Объяснить причины болезни зубов. Форми-ровать потребность в сохранении зубов здо ровыми. Приучать детей быть вниматель-ным к себе, к состоянию своих зубов. | Игра – занятие |
Одежда, обувь, зима, игрушки | ТЕМА: «Ветер, ветер, ты могуч…» ЗАДАЧИ: Познакомить детей с таким при-родным явлением, как ветер; его ролью в жизни природы и человека. Закрепить зна-ния о воздухе, его свойствах. Закладывать в детях первоначальные элементы экологи-ческой культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром. Совершенс твовать навыки техники дыхания. Воспита-ния культуры общения. | Игра – занятие |
Зимние забавы, зимующие птицы, домашние и дикие птицы, зимняя одежда и обувь | ТЕМА: «Зимушка – зима нам веселье при-несла» ЗАДАЧИ: Закреплять дыхательные и дви-гательные упражнения. учить детей петь, танцевать и импровизировать. Приучать де-тей к ЗОЖ и формированию здоровья. Раз-вивать эмоционально-волевую и игровую сферы деятельности. Вызывать стремление к добрым поступкам. | Спортивный вечер досуга |
Мебель, посуда, мой дом и моя квартира | ТЕМА: «Прогулка в лес» ЦЕЛЬ: Приобщать детей к ЗОЖ через: фор- мирование культурно-гигиенических навы-ков; занятия физическими упражнениями; поддержания духовной установки по отно-шению к окружающему миру. | Музыкальный вечер досуга |
Моя семья, тран-спорт, профессии, весна | ТЕМА: «Изучаем своё тело» ЦЕЛЬ: Учить называть органы чувств; рас-сказывать об их роли в организме и о том, как их беречь. Учить различать запахи и вку сы. Воспитывать доброжелательное и чут-кое отношение друг к другу. Учить культу-ре поведения. | Игра – занятие |
Перелётные пти-цы, ПДД, мой город | ТЕМА: «Волшебная страна чувств и её жи-тели» ЦЕЛЬ: Развивать эмоциональную сферу де-тей. Знакомство детей с понятиями: «чувст-во», «радость», «грусть», «гнев». | Игра – занятие |
ПЛАНИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Месяц, форма проведения | Название |
Сентябрь Чтение художественной литературы | О.Тувим «Овощи» ЦЕЛЬ: Формировать интерес к своему здоровью, жела-ние правильно питаться. Рассказать о пользе витаминов, содержащихся в овощах и фруктах. |
Формирование ЕНП | «Весёлые человечки играют» ЦЕЛЬ: Знакомство детей с внешним строением челове-ка. Прививать желание бережно относиться к своему здоровью. |
Рисование | «Колобок катится по дорожке» ЦЕЛЬ: Формировать умение рисовать лицо человека, со-блюдая правильное расположение носа, рта, бровей, глаз |
Дидактическая игра | «Природа и Я» ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о внешнем строении че-ловека на собственном примере. |
Сюжетно-ролевая игра | «Семья» ЦЕЛЬ: Знакомство детей с названием членов семьи. Во-спитание бережного отношения к членам семьи. |
Октябрь Чтение художественной литературы | К.Чуковский «Мойдодыр» ЦЕЛЬ: Вызвать у детей эмоциональный отклик через художественное произведение. Формировать у детей представления о личной гигиене. |
Формирование ЕНП | «Мой портрет» ЦЕЛЬ: Знакомство детей с внешним строением человека пространственным расположением частей тела. Обра-тить внимание на внешние различия детей: рост, цвет и длина волос, цвет глаз. |
Рисование | «Нарисуем свой портрет» ЦЕЛЬ: Прививать желание рисовать человека доступны-ми средствами выразительности, соблюдая пропорции частей. |
Дидактическая игра | «Почему надо дружить с мылом?» ЦЕЛЬ: Заинтересовать детей, вызвать эмоциональный отклик. Воспитывать через игру желание быть всегда чистым, опрятным. |
Сюжетно-ролевая игра | «Банный день» ЦЕЛЬ: Воспитание у детей любви к чистоте, желание заботиться о других. |
Ноябрь Чтение художественной литературы | «Сказка о зубике» ЦЕЛЬ: Формировать потребность в сохранении зубов здоровыми. Приучать детей быть внимательными к себе, к состоянию своих зубов. |
Формирование ЕНП | «Починим игрушку» ЦЕЛЬ: Знакомство детей со строением человека, прост-ранственным расположением частей тела. Познакомить детей с пониманием, что кукла – уменьшенная копия человека. |
Рисование | «Кукла Алена » ЦЕЛЬ: Прививать желание рисовать человека доступны-ми средствами выразительности, соблюдая пропорции частей тела и передавая настроение. |
Дидактическая игра | «Облака» ЦЕЛЬ: Формировать умение различать настроение дру-гого человека по характерным признакам внешнего вида (мимика, жесты, поза) |
Сюжетно-ролевая игра | «Магазин» ЦЕЛЬ: Учить детей заботиться о своём здоровье, «поку-пая» свежие и полезные продукты. |
Декабрь Чтение художественной литературы | К.Чуковский «Доктор Айболит» ЦЕЛЬ: Формировать бережное отношение к своему здо-ровью, желание проходить медосмотр и своевременно обращаться к врачу за помощью. |
Формирование ЕНП | «Наши помощники» ЦЕЛЬ: Знакомство детей с органами чувств и их назна-чением. Формировать желание заботиться о своих орга-нах чувств. |
Рисование | «Красивый цветок» ЦЕЛЬ: Учить детей рисовать красивый цветок доступ-ными средствами выразительности. Знакомство детей с правилами безопасного рассматривания объектов с по-мощью органов чувств – цвет, запах. |
Дидактическая игра | «Что для чего?» ЦЕЛЬ: Закрепление знаний детей о внешнем строении человека – части тела, их функции. |
Сюжетно-ролевая игра | «Поликлиника» ЦЕЛЬ: Прививать интерес к своему здоровью, желание заботиться о нём. Учить детей не заниматься самолече-нием, а обращаться за помощью к врачам. |
Январь Чтение художественной литературы | К.Чуковский «Тараканище», «Федорино горе» ЦЕЛЬ: Формировать бережное отношение к своему здо-ровью через желание содержать в чистоте свой дом. |
Формирование ЕНП | «Ткань: качества, свойства, назначение» ЦЕЛЬ: Учить детей узнавать вещи, сделанные из ткани; вычленять её качества и свойства. Знакомство детей с полезными для здоровья человека назначением ткани – защищать кожу от холода и ожогов. |
Рисование | «Оденем малыша» ЦЕЛЬ: Формировать умение рисовать одежду доступны-ми средствами выразительности. Закрепление знаний о полезных свойствах одежды для здоровья человека. Учить подбирать одежду в зависимости от погоды. |
Дидактическая игра | «Вредные привычки» ЦЕЛЬ: Формировать понимание, что человек сам забо-тится о своём здоровье. Рассказать о вредных привычках – алкоголь, табак, нечистоплотность… |
Сюжетно-ролевая игра | «Парикмахерская» ЦЕЛЬ: Показать красоту и цветовое разнообразие здоро-вого волоса. Формировать бережное отношение к своим волосам, желание ухаживать за ними. |
Февраль Чтение художественной литературы | Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» ЦЕЛЬ: Формировать положительное отношение к сво-ему здоровью, желание заботиться о нём. Прививать же-лание своевременно посещать врачей и не заниматься самолечением. |
Формирование ЕНП | «Откуда берётся голос?» ЦЕЛЬ: Подвести к пониманию причин возникновения речевых звуков. Дать понять, что органы речи надо бе-речь, заботиться о них. |
Рисование | «Мой любимый щенок» ЦЕЛЬ: Формировать умение рисовать животное доступ-ными средствами выразительности. Учить определять настроение собаки и подбирать соответствующий голос (скулит, лает, рычит) |
Дидактическая игра | «Так и не так» ЦЕЛЬ: Воспитывать правила приёма пищи и правила по-ведения за столом. |
Сюжетно-ролевая игра | «Шофёры» ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о ПДД, желание заботиться о сохранности своей жизни на улице. |
Март Чтение художественной литературы | «Кривое зеркало» ЦЕЛЬ: Формировать умение внимательно слушать текст подбирать слова – антонимы. Закрепление умения узна-вать себя и окружающих в зеркале. Учить замечать раз-личия во внешнем виде детей и взрослого. |
Формирование ЕНП | «Носарий» ЦЕЛЬ: Знакомство детей со строением носа и его функ-циями. Учить заботиться о своём носе. |
Рисование | «Красивый букет» ЦЕЛЬ: Закреплять умение рисовать знакомые цветы и определять их запах – сладкий, терпкий, нежный… |
Дидактическая игра | «Зелёная аптека» ЦЕЛЬ: Знакомство детей с лекарственными свойствами некоторых растений. Прививать бережное отношение к своему здоровью, желание укреплять его. |
Сюжетно-ролевая игра | «Строительство плотины» ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о безопасности на стройке и около неё. Формировать желание заботиться о сохран-ности своей жизни. |
Апрель Чтение художественной литературы | РНС «Волк и 7 козлят» ЦЕЛЬ: Прививать желание заботиться о своей безопас-ности. Формировать умение различать голоса взрослого и ребёнка, разные интонации. |
Формирование ЕНП | «Язычок - помощник» ЦЕЛЬ: Знакомство детей со строением рта, функциями языка. Учить заботиться о своей полости рта. |
Рисование | «Мой любимый фрукт» ЦЕЛЬ: Формировать умение рисовать фрукты доступ-ными средствами выразительности и составлять о нём рассказ. Учить рисовать фрукт по определённым услови ям – нарисовать кислый, сладкий, солёный… |
Дидактическая игра | «Узнай по голосу» ЦЕЛЬ: Формировать умение различать детей по голосу. Показать разные интонационные выражения настроений |
Сюжетно-ролевая игра | «Большая стирка» ЦЕЛЬ: Формировать желание быть всегда чистым, оп-рятным. Учить самостоятельно заботиться о своём внеш нем виде. |
Май Чтение художественной литературы | Ш.Перро «Красная шапочка» ЦЕЛЬ: формировать знания и умения о личной безопас-ности. Учить детей не разговаривать с чужими, не отк-рывать двери… |
Формирование ЕНП | «Разноцветный мир вокруг» ЦЕЛЬ: Знакомство детей со строением глаза и его функ-циями. Учить заботиться о своих глазах. |
Рисование | «Мой друг» ЦЕЛЬ: Формировать умение рисовать человека, соблю-дая пропорции частей тела, цвет и длину волос, цвет глаз. |
Дидактическая игра | «Зачем нужны глаза» ЦЕЛЬ: Закрепление знаний детей о своём теле. Познако-мить детей с правилами гигиены глаз, с правилами безо-пасности для глаз при разных видах деятельности. |
Сюжетно-ролевая игра | «На приёме у окулиста» ЦЕЛЬ: Формировать бережное отношение к своему здо-ровью, желание соблюдать рекомендации врача о прави-лах сохранения здорового зрения. |
Глава 4 Практическая часть
4.1. Организация процесса обучения
Организация обучающе-воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.
Основными задачами дошкольного интегративного курса "валеологии" есть:
1 Формирование и развитие теоретических знаний и практических умений у детей раннего и дошкольного возраста, необходимых для понимания многомерного и мно-госложного понятия здоровья и процесса его укрепление и сохранение.
2 Получение основ знаний и практических умений в содействии и использовании современных и давних методик физического, психического, духовного и социаль-ного оздоровления. Воспитание заинтересованности к опыту народной оздорови-тельной системы.
3 Формирование элементов валеологеского мировоззрения, овладение элементарной оздоровительной терминологией.
4 Целесообразное структурирование и комплексирование знаний, практических уме-ний детей в оздоровлении человека в разных видах учебной, игровой, трудовой и бытовой деятельности.
5 Формирование у каждого ребенка умственных умений анализа своего личного сос-тояния с целью своевременной самопомощи.
6 Воспитание желания и потребности детей в использовании теоретических и прак-тических знаний в оздоровлении членов своей семьи, других людей.
Для реализации этой задачи необходимы новые подходы к содержанию обучения детей раннего и дошкольного возраста. Общая концепция непрерывного образова-ния предлагает обязательным компонентом новой системы национального образова-ния должны быть задачи по формированию, сохранению и укреплению здоровья, ги-гиеническое воспитание населения, начиная с раннего и дошкольного возраста.
Этот компонент изменяет требования ко всему содержанию образования, его прио-ритетов, предоставляет валеологический характер, выдвигает первоочередные зада-чи: формирование валеологического сознания, культуры здоровья личности. Интегральной характеристикой здоровья личности и общества считаются физичес-кие, психические, духовные и социальные составляющие.
В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний (научных и ненаучных), которые вычеркиваются из таких систем знаний: "окружающий мир" (или "мир человека"), "природа", "физкультура и здоровье", "музыка и здоровье", "изобразительное искусство и здоровье", "математика и здо-ровье".
В своей совокупности базовые знания интегративних видов деятельности детей дают возможность формировать элементы целостной научной картины мира и ре-шать такие задачи:
І. Формировать знание о здоровье человека как составную биосоциальных систем (природы и общества), давать информацию о:
- составных частях тела и его анатомическом строении;
- режиме жизни, как основе физического и психического здоровья;
- гигиеническом уходе за телом;
- движении тела и его значении для здоровья человека;
- влиянии закаливания (естественных факторов - солнца, воздуха и воды) на здоровье;
- естественном окружении ребенка и его здоровье;
- установлении гармонических отношений детей с живой и неживой природой, доб-рожелательное отношение к ее объектам и дарам;
- природе, как витке питания детей и людей, физической, психической и духовной силы, жизненной радости, воодушевления, счастья;
- отравляющих растениях и грибах;
- особенностях отношений между людьми: мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, отличие черт характера, манер, мимики, эмоций, физических проявле-ний организма;
- установлении положительных отношений между людьми, ровесниками;
- культуре поведения детей как основе здоровья;
- профилактике и устранения вредных привычек;
- детском дорожно-транспортном травматизме, его профилактике;
- детских болезнях и их профилактике;
- некоторых медицинских инструментариях и оборудовании (градусник, горчични-ки, шприц);
- врачебных растениях, напитках, отварах, их оздоровительных ценностях;
- необходимости врачебно - педагогического контроля за состоянием здоровья детей (валеологический мониторинг).
ІІ. Формировать у детей в зародыше валеологическое сознания, бережливое и забот-ливое отношения к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочай-шей ценности.
ІІІ. Воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные уста-новки на приоритет здоровья перед болезнями. Здоровый образ жизни - главная цель формирования, сохранение и укрепление физического, психического, духовного и социального здоровья.
ІV. Формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоро-вья в: - гигиеническом уходе за телом, его частями, органами;
- закаливании, выполнении гимнастических движений; усвоении культурно – гигие-нических навыков в еде;
- правильном питании;
- приготовление отваров из трав, морсов, оздоровительных чаев;
- общении со взрослыми и товарищами;
- проявлении доброты, внимания, милосердия, чувствительности к другим людям и детям;
- самостоятельном урегулировании возбужденного поведения;
- пользовании правилами личной безопасности, дорожно-транспортного движения, -- использовании музыки, танцев, художественного слова, художественных картин, цвета, подвижных и пальчиковых игр, мимических и пантомимических упражнений, хореографических этюдов в личном оздоровлении;
- общении с растениями, животными, пользовании их естественной силой, уходе за ними;
- организации самостоятельной жизни дома без взрослых ("один дома").
V. Воспитывать у детей желания активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретении элементы практических привычек.
4.2 Организация развивающей среды
Предметно – развивающая среда имеет огромное значение в формировании валеоло-гических знаний и умений у детей.
В уголке художественной литературы выкладывается соответствующая литература и иллюстративный материал (например, книга В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»), а также альбом с иллюстрациями формирования культурно-гиги-енических навыков, посещения врачей - специалистов.
Для развития социальных навыков и развития навыков общения в группе имеются игровые уголки с соответствующим оборудованием – «Комната - кухня», «Мага-зин», «Гараж», «Поликлиника»…
В театрализованном уголке дети могут разыграть знакомые сюжеты небольших ис-торий (например, сценку умывания зверей из сказки К.Чуковского «Мойдодыр»), используя маски и пелеринки.
На стеллаже с настольно-печатными играми есть полка, где лежат настольно-печат-ные игры валеологического направления – «Здоровый малыш» (1 и 2 части), «Кто как устроен?», «Ботаническое лото»….
В свободное время дети могут рассмотреть плакат «Моё тело», в котором отражено не только внешнее строение ребёнка, но и органы чувств.
Также активно используются игры на магнитах, такие как «Семья», «Группирование предметов» (овощи, фрукты, одежда…)
На фланелеграфе дети могут составить человека не только из отдельных частей те-ла, но и геометрических форм.
В раздевалке для детей висит схема порядка одевания и снятия одежды. Также дети могут поработать с доской « Моё настроение», выкладывая в течении дня пиктограм му своего настроения. Ежемесячно обновляется информация для родителе по вопро-сам валеологического воспитания детей и развития у них к/г навыков, навыков об-щения…
В умывальной комнате висят схемы – подсказки: «Нельзя вытираться одним поло-тенцем», «Каждый должен вытираться своим полотенцем», «Нельзя причёсываться одной расчёской», «Каждый должен причёсываться своей расчёской» для формиро-вания знаний о предметах личной гигиены.
Глава 5 Работа с родителями
Также проводилась работа с родителями – давались консультации, вывешивалась информация на стенде. Родители нашей группы приняли активное участие в про-ектах: «Наша мама» (сентябрь - декабрь) и «Мой папа самый лучший» (январь -февраль).
Главная цель работы с родителями – их активизация; привлечение внимания роди-телей к проблеме сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здо-ровья своих детей. Дать родителям понять, что мы союзники в вопросах воспитания и обучения детей.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД
Форма работы | Тема | Оформление дополни-тельного материала | |
Сентябрь | Родительское собрание | «Начало учебного года» | Информация на стенде: «Что мы хотим узнать и чему научиться к концу года» |
Октябрь | Индивидуальные и общие консульта-ции | «Значение частоты для человека. Объём к/г навыков для детей до-школьного возраста» | Информация на стенде: «Гигиена тела», «Гигиена одежды и обуви» |
Ноябрь | Индивидуальные и общие консульта-ции | «Мама – самое главное в жизни ребёнка» | Выставка детских работ, папки - передвижки |
Декабрь | Индивидуальные и общие консульта-ции | «История семьи. Семей ные традиции» | Информация на стенде: «Что и как рассказать ре-бёнку об истории его се-мьи» |
Январь | Круглый стол | «Семья – маленькое государство» | Информация на стенде: «Как общаться с ребён-ком, доставляя друг другу радость» |
Февраль | Индивидуальные и общие консульта-ции | «Как общение в семье влияет на личностное развитие ребёнка» | Информация на стенде: «Значение сказки для раз-вития детской эмоциональ ности» |
Март | Индивидуальные и общие консульта-ции | «Влияние телевидения на психическое и эмо-циональное состояние ребёнка» | Информация на стенде: «Мышка норушка или мышонок Джерри?» |
Апрель | Индивидуальные и общие консульта-ции | «Какие мы родители?» | Информация на стенде: «Авторитет родителя и его влияние на развитие личности ребёнка» |
Май | Родительское собрание | «Итоги года» | Индивидуальные консуль-тации: «Советы на лето» |
Список литературы
1. Августова Л.И., Ананьев В.А., Водопьянова Н.Е. и др. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПбГУ, 2000. - 504 с.
2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 1998. - 148 с.
3. Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. др. Общая валеология: конспект лекций / Науч. ред. проф. В.П. Петленко. - СПб.: БПА, 2000. - 163 с.
4. Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. и др. Этюды валеологии / Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. - СПб.: БПА, 2001. - 211 с.
5. Апанасенко Г.Л., Попова А.А. Медицинская валеология. - Киев: Здоров'я, 1998. - 242 с.
6. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. - СПб.: Метропо-лис, 1992. - 123 с.
7. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987. - 113 с.
8. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота. (Валеологический семинар академика В.П. Петленко). В 5 томах. - СПб.: Петроградский и Ко; Минск: Оракул, 1996 - 1997.
9. Вармашов Ю.Л., Соломин В.П., Ласковый В.С. и др. Валеология: Учебное посо-бие / Под общ. ред. проф. В.П.Соломина. - СПб.: Образование, 1995. - 202 с.
10. Войтенко В.П. Здоровье здоровых. - Киев: Здоров,я, 1991. - 248 с.
11. Голицына И.И., Карасева Т.В. Основы валеологии (учеб.-метод. пос.). Изд. 2-е, испр. и доп. - Шуя: ШГПУ, 1997. - 136 с.
12. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. - М. - Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. - 245 с.
13. Казначеев В.П. Основы общей валеологии: Учеб. пос. - М.: Институт практичес-кой психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 48 с.
14. Колесникова М.Г. Практикум по валеологии: Учеб.-метод. пос. - СПб.: СПбГУПМ, 2000. - 87 с.
15. Петленко Д.Н., Давиденко В.П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. - СПб.: БПА. - 124 с.
16. Татарникова Л.Г., Андреева Л.В. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Науч.-метод. изд. - СПб.: СПбГУПМ, 2000. - 108 с.
17. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве: Монография-эссе. - СПб.: Крисман +, 1999. - 167 с.
18. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.О. Валеология - основа безопас-ности жизни ребенка. 2-е изд. - СПб.: Петроградский и Ко, 1995. - 240 с.
19. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Изд. 2-е, испр. и доп.- СПб.: Петроградский и Ко, 1997. - 394 с.
20. Чумаков Б.Н. Валеология: избранные лекции. - М.: РПА, 1997. - 241 с.
21. Щербакова М.А., Бурлакова И.Г., Величковская И.Л. и др. Образование и здоровый образ жизни / Науч. ред. Н.Б. Стамбулова. - СПб.: Центр карьеры, 2000. - 143 с.
22. В.П. Петленко, доктор философских наук, профессор, Д.Н. Давиденко, доктор биологических наук, профессор. Валеология - перспективное научно-педагогическое направление XXI века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....