«Язык мой — друг мой»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Бордунова Вера Николаевна

 

Конспект ООД  по ознакомлению с органом вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_yazyk_moy_drug_moy.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

 «Язык мой — друг мой»

Конспект ООД  по ознакомлению с органом вкуса.

Цель: способствовать осознанию детьми необходимости органа чувств языка при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.

Программное содержание:

 - закрепить знания детей о мозге, его удивительном свойстве  - памяти.

 - уточнить, какие главные функции выполняет язык.

 - упражнять детей в определении и назывании вкуса пищи;

 - развивать познавательную активность детей;

 - воспитывать потребность быть здоровыми.

 Предварительная работа:

 - дидактические игры на распознавание вкуса продуктов;

 - артикуляционная гимнастика;

 - рассматривание собранного вместе с родителями материала о языке человека и животных;

Материалы и пособия: грецкие орехи; 4 баночки с водой сладкого, соленого, кислого и горького вкуса; кусочки овощей и фруктов, черного и белого хлеба, сыра, колбасы, шоколадной конфеты на шпажках;

картина с изображением языка человека; схемы ухода за языком, зубная щетка;

карандаши, дневнички.

 Ход занятия:

 Дети стоят в кругу, воспитатель каждому ребенку дает по грецкому ореху.

Воспитатель: Ребята, я вам принесла чудо орешки, давайте с их помощью сделаем массаж наших пальчиков, ладошек. Покрутите орешки пальчиками, покатайте между ладошками. Массаж пальцев и ладони полезен для нашего организма, он улучшает работу наших внутренних органов.

Практическая деятельность детей.

Воспитатель:  Ребята, а что вы знаете о командире нашего организма? (Ответы детей).

Правильно, это - наш головной мозг. На что он похож? Что напоминает? (Показываю половинку ядрицы грецкого ореха, предлагаю сравнить ее с извилистыми бороздками коры головного мозга).

А какой удивительный секрет у нашего мозга?

Дети: У нашего «командира» - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков, и никогда их не забывать.

Воспитатель: Правильно. Сегодня наш мозг будет работать, а над чем, узнаете, отгадав загадку.

                 Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).

Как вы думаете, какую работу выполняет наш язык? (Ответы детей)

Правильно, вы всё сказали верно.

Обобщаю:    Язык определяет вкус пищи.

                        Участвует в пищеварении.

                        Помогает разговаривать.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как устроен наш язык. Язык – самая сильная мышца в нашем организме, он сильнее мышц на руках в семь раз. Крепится только с одной стороны, у корня, поэтому он подвижен всегда, даже когда мы спим. Показ картинки с изображением языка.

Язык шершавый, на нем расположены вкусовые сосочки, которые покрыты слизистой оболочкой.

Воспитатель:  Вкусовые сосочки помогают определять вкус пищи. Когда на язык попадает еда или твердые предметы, вкусовые рецепторы раздражаются, они посылают нервные импульсы в мозг, мозг обрабатывает информацию и человек чувствует вкус. Какой вкус может определить язык? (Сладкий, соленый, кислый, горький). Корень языка чувствует горький вкус, глубокие края - кислый, передние края языка реагируют на соленый вкус, а сладкий вкус определяют вкусовые сосочки на кончике языка. Поэтому не стоит глубоко запихивать конфеты или набивать ими полный рот: удовольствия от этого больше не станет. Горький вкус язык может различить только при глотании, потому что вкусовые луковицы, способные определить горечь, находятся у корня языка, у его основания.

Воспитатель:  Чем меньше вкусовых сосочков у человека на языке, тем быстрее он чувствует голод после приёма пищи. При большом количестве вкусовых рецепторов на языке, человек способен прочувствовать буквально каждый кусочек пищи, и это даёт ему большее насыщение.

Воспитатель: Сейчас мы с вами тоже будем определять вкус воды с разным вкусом.

Игра «Узнай вкус водички». 

Дети пробуют по несколько капель водички из какой-либо одной баночки и словом называют сладкий, соленый, кислый, горький вкус.

Игра «Назови пищу и определи ее вкус». 

Ребенку завязываем глаза, воспитатель кладет ему в рот маленький кусочек пищи на шпажке. Нужно определить продукт и назвать вкус.

Воспитатель:  А теперь скажите, какую работу, кроме определения вкуса, проделал язык?

Дети: Перемешивал пищу во рту и помог продвинуть ее в пищевод.

Воспитатель:  Осталась еще одна работа языка. Кто напомнит, какая работа?

Дети: Помогает разговаривать.

Воспитатель:  Есть звуки, которые невозможно произнести без участия языка, например, Р, Н, Л, Ж, Ш, С, Д, Т, Г, К, и т. д. Давайте проведем гимнастику для нашего языка, чтобы он стал … (ответы детей).

Артикуляционная гимнастика «Чашечка».

Воспитатель:  Сейчас Даша нам прочитает стихотворение про язык.

Даша: Спит мой носик,

             Спит мой ротик                           Он рассказывал всем сказки        Пусть немного отдохнет.

             Язычок спокойно спит.              Про веселые салазки.                    Утром снова запоет.

             Он сегодня на работе                Песни пел, стихи читал,

             Очень много говорил.               К вечеру совсем устал.

Воспитатель:  А какие поговорки вы знаете про язык?

Дети называют поговорки про язык, которые выучили дома, а родители объяснили им их значение.

Не спеши языком, спеши делом.

Болтун - находка для врага.

Язык до Киева доведет.

Воспитатель:  Язык может многое рассказать о здоровье человека. На языке могут быть налет, язвочка – типун. Именно поэтому врач в поликлинике осматривает язык у больного.

Воспитатель:   Как вы считаете, нужно ли ухаживать за языком? (Ответы детей)

Обобщаю:  полоскать рот после приема пищи;

                      чистить язык от налета щеточкой или специальным скребком сверху вниз;

                      не принимать слишком горячую пищу;

                      не брать в рот острые, несъедобные предметы;

                      не курить.

Показ схематических изображений ухода за языком. Зарисовка схем в дневничке.

Воспитатель: Сегодня вы многое узнал. Можете поделиться своими знаниями о языке со своими родными, друзьями. А я вам предлагаю еще раз насладиться вкусом конфет разного вкуса. (Раздача конфет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста « Язык мой – друг мой»

Конспект  познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста  « Язык мой – друг мой»  Цель: способствовать осознанию детьми необходимости органа чувств языка при воспр...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по направлению коммуникация на тему "Язык-друг, язык-враг" с детьми старшей группы.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по направлению коммуникация на тему "Язык-друг, язык-враг"  с  детьми старшей группы....

Тренинг развития коммуникативных навыков Тема: «Как найти общий язык с другими»

В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком. Развитая коммуникабельность помогает ус...

Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы «Язык мой – друг мой»

Приобщение детей к истокам народной культуры. Воспитывать бережное отношение к родному языку....

Буклет для родителей "ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ ЛЮДЕЙ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ"

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков с недавних пор ставшее нам знакомым слово «толерантность». По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетие...

Презентация "Язык - мой друг"

Презентация для детей среднего дошкольного возраста...

Интегрированное занятие по алтайскому языку "Настоящий друг"

Интегрированное занятие по алтайскому языку...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо! Доступно и понятно детям.