Проект "За здоровьем в лес"
проект по теме
Долгосрочный проект по оздоровлению дошкольников посредством прогулок-походов в сосновый бор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ozdorovleniyu.docx | 402.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №21 «Теремок» города Дубны Московской области
ПРОЕКТ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ
«ЗА ЗДОРОВЬЕМ В ЛЕС»
Авторы проекта:
Александрова Елена Александровна, воспитатель второй квалификационной категории;
Коровина Ирина Владимировна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе высшей квалификационной категории;
Мишурова Наталья Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории;
Ядрова Татьяна Михайловна, инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
- Краткая аннотация проекта……………………………..стр. 2
- Постановка проблемы, актуальность…………………. стр.3-4
- Цели и задачи проекта…………………………………. стр.5
- Условия функционирования проекта…………………. стр.6-8
- Механизм реализации проекта………………………… стр.9-11
- Ожидаемые результаты………………………………… стр.12
- Практическая значимость проекта…………………….. стр.13
- Список использованной литературы…………………. ..стр.14
- Приложения……………………………………………… стр.15-26
Краткая аннотация проекта
Тип проекта:
оздоровительный, познавательный.
Вид проекта:
долгосрочный (сентябрь 2010 г. - май 2013 г.)
Участники:
средние, старшие дошкольники; родители; воспитатели, инструктор по физической культуре, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни посредством туризма – основная суть данного проекта. Данная форма физического воспитания дошкольников представляет интеграцию образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд». Прогулки - походы в лес дают великолепные возможности для закаливания детей, обогащения ума впечатлениями, а души – красотой и светом!
На этапе реализации проекта предполагается активное участие детей, родителей, педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Постановка проблемы, актуальность
Проблема: недостаточный уровень двигательной активности дошкольников в семье и компетентности родителей в вопросах семейного туризма.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, в частности, в Москве и Московской области. По последним данным Академии медицинских наук, среди новорожденных только 30% составляют здоровые, 40% имеют минимальные нарушения, оставшиеся 30% - имеют серьезные нарушения со стороны нервной системы. Каждый четвертый дошкольник относится к группе часто болеющих, так как болеет более 4-х раз в году. Более 70 % всех зарегистрированных случаев острых респираторных заболеваний падает на дошкольный возраст.
По результатам мониторинга «Распределение дошкольников по группам здоровья» было выявлено снижение количества детей с первой группой здоровья, рост дошкольников со второй группой здоровья.
2009 год 2010 год
Учеными установлено, что здоровье населения на 50% обусловлено социально-экономическими факторами. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, физически развитым, а это напрямую зависит от образа жизни семьи. Анализ анкетирования показал, что 41 % родителей при организации досуга детей предпочтение отдают просмотру мультфильмов, телепередач, компьютерным играм. Таким образом, мы наблюдаем гиподинамию дошкольников, которая приводит к целому ряду негативных последствий.
Походы дают прекрасную возможность создания атмосферы сотрудничества родителей и педагогов в вопросах воспитания здорового ребёнка и являются отличным средством для укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, ведь в сосновом бору воздух практически стерилен, а также снятия напряжения у дошкольников, так как сосновый воздух – естественный антидепрессант!
Цели и задачи проекта
Цель: содействовать укреплению физического, эмоционального и нравственного здоровья каждого дошкольника посредством общения с природой.
Задачи:
- Повышение выносливости организма ребенка и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
- Развитие спортивных качеств, совершенствование движений в естественных условиях, обогащение двигательного опыта детей.
- Укрепление мышечной системы и повышение жизненного тонуса.
- Развитие наблюдательности, расширение представлений об окружающем.
- Воспитание любви к родному краю, экологической культуры, нравственных качеств.
- Использование разных форм сотрудничества с семьёй в целях укрепления здоровья детей, повышения компетентности родителей в вопросах семейного туризма.
Условия функционирования проекта
Кадровые
В организации проведения походов участвуют дети, родители, инструктор по физической культуре, воспитатели, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Нормативно – правовые
Деятельность данного проекта регламентирована основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, образовательной программой ДОУ, инструкциями по охране труда «Проведении игр-занятий по подвижным и спортивным играм», «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях», «Проведении прогулок, походов, экскурсий».
Правила при организации походов:
- туристический поход проводится только после тщательного изучения маршрута: накануне похода руководитель обследует дорогу, места стоянки и игр, важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий;
- выход за территорию детского сада регистрируется в специальном журнале;
- группу из 10-15 детей сопровождают не менее двух взрослых;
- взрослые берут с собой сигнальные флажки, строят детей так, чтобы держать в поле зрения всех воспитанников;
- во время следования дети идут в парах, соблюдая правила дорожного движения, менее подготовленные дети, гиперактивные, а также те, которые легко отвлекаются, идут впереди, за руку с одним из взрослых;
- одежда и обувь дошкольников должна соответствовать сезону;
- соблюдение питьевого режима в соответствии с временем года;
- каждый взрослый должен знать ядовитые грибы, ягоды, травы, растущие в данной местности; изучить содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости оказать первую помощь;
- исключить походы в лес в период активности энцефалитного клеща;
- труднопроходимые участки (корни деревьев и др.) преодолеваются в построении друг за другом на расстоянии 1 м, идущий впереди предупреждает об опасности;
- по приходу в лес педагоги напоминают детям правила поведения в лесу;
- в походе учитывать индивидуальные физические возможности детей, следить за самочувствием и настроением детей, соблюдать режимы передвижения и отдыха;
- поляна отдыха отмечается сигнальными фишками или лентами;
- воспитатель контролирует соблюдение детьми правил личной гигиены;
- во время похода необходимо периодически собирать детей вместе (по определенному сигналу), сверяя количество детей со списком;
- по приходу в детский сад необходим осмотр детей медицинскими работниками;
- дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых.
Научно – методические
В основу долгосрочного проекта «За здоровьем в лес» положены следующие научно-методические пособия:
1. М.А. Руновой «Двигательная активность ребёнка в детском саду».
2. Ф.Г. Багаутдиновой «Туристско – краеведческая деятельность в детском саду и начальной школе».
3. Н.Н. Вавиловой «Укрепляйте здоровье детей».
4. Б.В. Сермеева «Физическое воспитание в семье».
5. Н.В. Коломиной «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
Материально – технические, финансовое обеспечение:
На предварительном этапе проекта приобретение (бюджет ДОУ):
- спортивного инвентаря: мячи, кегли, прыгалки и т.д.;
- оборудования для подвижных игр;
- костюмов для взрослых и детей;
- одноразовой посуды;
- аптечки;
- призов для детей.
Механизм реализации проекта
В шаговой доступности от нашего образовательного учреждения находится сосновый бор и смешанный лес. Это объекты нашего посещения.
Этапы реализации проекта | Сроки проекта | Основные мероприятия |
Предварительный | СЕНТЯБРЬ 2010 г. |
|
Основной | ОКТЯБРЬ 2010 г. – АПРЕЛЬ 2013 г. |
|
Заключительный | МАЙ 2013 г. |
|
Сроки и этапы реализации проекта
Походы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста проводим на расстояния 1,5- 3 километра, длительностью 1,5 -2,5 часа. Оптимальное время в распорядке дня с 10 до 12 часов. Огромную роль в проведении походов играет ходьба – самый естественный способ передвижения человека, включающий в работу до 50% всей мускулатуры тела.
Каждый поход требует тщательной подготовки. Инструктор по физической культуре совместно с воспитателями группы готовит необходимое оборудование, разрабатывает конспект мини-похода с учетом определенной структуры и перспективного плана.
Структура похода в лес по Руновой М.А.
I часть. Сбор и движение до первого привала (30 мин.)
II часть. Остановка, привал (10-15 мин.)
III часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и физически упражнений (25-30 мин.)
VI часть. Самостоятельная деятельность детей (15-20 мин.).
V часть. Сбор детей и возвращение в детский сад (20-25 мин.)
Воспитатели проводят предварительную работу с детьми:
- знакомят детей с законами охраны природы и экологическими знаками;
- беседуют о правилах поведения в лесу;
- учат готовить туристическое снаряжение (рюкзак).
Педагоги консультируют родителей по темам «Собираем рюкзак в поход», «Как вести себя в лесу», «Осторожно, дорога!», «Как правильно одеть ребенка в поход». Воспитатели организуют инициативную группу родителей из 2-3 человек, которые исполняют роль сказочных персонажей или активных помощников в походе.
Родители беседуют с детьми, помогают собрать туристическое снаряжение, принимают участие в мини-походах, творческих выставках, семинарах.
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе проводит все необходимые инструктажи с педагогами.
Перспективное планирование походов старших и средних дошкольников построено с учетом принципа сезонности и интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд». Содержание бесед, игр, эстафет, экологических акций соответствует возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников.
Ожидаемые результаты
- снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников;
- положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей;
- повышение уровня экологической культуры у детей, педагогов и родителей;
- активизация родителей в вопросах семейного туризма;
- повышение роли двигательной активности дошкольников в семье;
- формирование у дошкольников и их родителей привычки к здоровому образу жизни;
- обобщение опыта работы по организации эколого-оздоровительных походов;
-разработка методических рекомендаций «Перспективный план эколого-оздоровительных походов в детском саду», «Подготовка дошкольников к походам», «Знакомимся с законами охраны природы и экологическими знаками».
Практическая значимость проекта
Данный проект будет интересен инструкторам по физической культуре, воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением дошкольников и их родителей по теме «Туристско-краеведческая деятельность дошкольников».
Список использованной литературы
1. М.А. Рунова «Двигательная активность ребёнка в детском саду».
2. Ф.Г. Багаутдинова «Туристско – краеведческая деятельность в детском саду и начальной школе».
3. Н.Н. Вавилова «Укрепляйте здоровье детей».
4. Б.В. Сермеев «Физическое воспитание в семье».
5. Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....
Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)
Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...