Проект "За здоровьем в лес"
проект по теме

Коровина Ирина Владимировна

Долгосрочный проект по оздоровлению дошкольников посредством прогулок-походов в сосновый бор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ozdorovleniyu.docx402.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №21 «Теремок» города Дубны Московской области

ПРОЕКТ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

 «ЗА  ЗДОРОВЬЕМ  В ЛЕС»

Авторы проекта:

Александрова Елена Александровна,  воспитатель второй квалификационной категории;

Коровина Ирина Владимировна,  заместитель заведующего по воспитательной и  методической работе высшей квалификационной категории;

Мишурова Наталья Анатольевна,  воспитатель высшей квалификационной категории;

Ядрова Татьяна Михайловна,  инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  1. Краткая аннотация проекта……………………………..стр. 2
  2. Постановка проблемы, актуальность…………………. стр.3-4
  3. Цели и задачи проекта…………………………………. стр.5
  4. Условия функционирования проекта…………………. стр.6-8
  5. Механизм реализации проекта………………………… стр.9-11
  6. Ожидаемые результаты………………………………… стр.12
  7. Практическая значимость проекта…………………….. стр.13
  8. Список использованной литературы…………………. ..стр.14
  9. Приложения……………………………………………… стр.15-26

Краткая аннотация проекта

Тип проекта:

оздоровительный, познавательный.

Вид  проекта:

долгосрочный (сентябрь 2010 г. - май 2013 г.)

Участники:

средние, старшие дошкольники; родители;  воспитатели, инструктор по физической культуре, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.

    Приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни посредством туризма – основная суть данного проекта. Данная форма физического воспитания дошкольников представляет   интеграцию образовательных областей «Здоровье»,  «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд». Прогулки - походы  в лес  дают великолепные возможности для закаливания детей, обогащения ума впечатлениями, а души – красотой и светом!

     На этапе реализации проекта  предполагается активное участие детей, родителей, педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Постановка проблемы, актуальность

Проблема: недостаточный уровень двигательной активности дошкольников  в семье и  компетентности родителей в вопросах семейного туризма.

      На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, в частности, в Москве и Московской области.  По последним данным Академии медицинских наук, среди новорожденных только 30% составляют здоровые, 40% имеют минимальные нарушения, оставшиеся 30% - имеют серьезные нарушения со стороны нервной системы.  Каждый четвертый дошкольник относится к группе часто болеющих, так как болеет более 4-х раз в году. Более 70 % всех зарегистрированных случаев острых респираторных заболеваний падает на дошкольный возраст.

      По результатам мониторинга «Распределение дошкольников по группам здоровья» было выявлено снижение  количества детей с  первой группой здоровья,  рост дошкольников со второй группой здоровья.

              2009 год                                                                   2010 год

   

     Учеными установлено, что здоровье населения на 50% обусловлено социально-экономическими факторами. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, физически развитым, а это напрямую зависит от образа жизни семьи. Анализ анкетирования показал, что 41 %  родителей  при организации досуга  детей предпочтение отдают просмотру мультфильмов, телепередач, компьютерным играм. Таким образом, мы наблюдаем гиподинамию дошкольников, которая  приводит к целому ряду негативных последствий.    

    Походы  дают прекрасную возможность создания атмосферы сотрудничества родителей и педагогов в вопросах воспитания  здорового ребёнка  и являются отличным средством для укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, ведь в сосновом бору воздух практически стерилен, а также снятия напряжения у дошкольников, так как сосновый воздух –  естественный антидепрессант!

Цели и задачи проекта

Цель: содействовать укреплению  физического,  эмоционального и нравственного здоровья каждого дошкольника посредством  общения с природой.

Задачи:

  1. Повышение выносливости организма ребенка и  устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
  2. Развитие  спортивных качеств, совершенствование движений в естественных условиях, обогащение двигательного опыта детей.
  3.  Укрепление  мышечной системы  и повышение жизненного тонуса.
  4. Развитие  наблюдательности, расширение  представлений об окружающем.
  5.  Воспитание любви к родному краю,   экологической культуры, нравственных  качеств.
  6. Использование разных форм  сотрудничества с семьёй в целях укрепления здоровья детей,  повышения  компетентности родителей в вопросах семейного туризма.

Условия функционирования проекта

Кадровые  

В  организации проведения походов участвуют дети, родители,  инструктор по физической культуре, воспитатели, заместитель заведующего по воспитательной  и методической работе.

Нормативно – правовые  

 Деятельность данного проекта регламентирована основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, образовательной программой ДОУ, инструкциями по охране труда «Проведении игр-занятий по подвижным и спортивным играм»,  «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях»,  «Проведении прогулок,  походов, экскурсий».

Правила при организации походов:

-  туристический поход проводится только после тщательного изучения маршрута: накануне похода руководитель  обследует дорогу, места стоянки и игр, важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий;

-  выход за территорию детского сада регистрируется в  специальном журнале;

-  группу из 10-15 детей сопровождают не менее двух взрослых;

- взрослые  берут  с собой сигнальные флажки, строят детей  так, чтобы держать в поле зрения всех воспитанников;

- во время следования дети идут в парах, соблюдая правила дорожного  движения, менее подготовленные дети,  гиперактивные, а также те, которые легко отвлекаются, идут впереди, за руку с одним из взрослых;

-  одежда и обувь дошкольников должна соответствовать сезону;

- соблюдение питьевого режима в соответствии с  временем года;

-  каждый взрослый должен знать ядовитые грибы, ягоды, травы, растущие в данной местности; изучить содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости оказать первую помощь;

- исключить походы в лес в период  активности  энцефалитного клеща;

- труднопроходимые участки (корни деревьев и др.) преодолеваются в построении друг за другом на расстоянии 1 м, идущий впереди предупреждает об опасности;

- по приходу в лес педагоги напоминают детям   правила поведения в лесу;

-  в походе учитывать индивидуальные физические возможности детей, следить за самочувствием и настроением детей, соблюдать режимы передвижения и отдыха;

- поляна отдыха  отмечается  сигнальными фишками или лентами;

- воспитатель контролирует соблюдение детьми   правил личной гигиены;

- во время похода необходимо периодически собирать детей вместе (по определенному сигналу),  сверяя количество детей со списком;

-  по приходу в детский сад  необходим осмотр детей медицинскими работниками;

-   дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых.

Научно – методические

В основу  долгосрочного проекта  «За здоровьем в лес» положены следующие научно-методические пособия:

1. М.А. Руновой  «Двигательная активность ребёнка  в детском саду».

2. Ф.Г. Багаутдиновой  «Туристско – краеведческая деятельность в  детском саду и начальной школе».

3.  Н.Н. Вавиловой «Укрепляйте здоровье детей».

4. Б.В. Сермеева «Физическое воспитание в семье».

5.  Н.В. Коломиной   «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».

Материально – технические,  финансовое обеспечение:

На предварительном этапе проекта приобретение  (бюджет ДОУ):

-  спортивного инвентаря: мячи,  кегли, прыгалки и т.д.;

- оборудования для подвижных игр;

- костюмов   для  взрослых и детей;

- одноразовой  посуды;

- аптечки;

- призов для детей.  

Механизм реализации проекта

    В шаговой доступности от нашего образовательного учреждения находится  сосновый бор и  смешанный лес.  Это объекты нашего посещения.

Этапы реализации проекта

Сроки проекта

Основные мероприятия

Предварительный

СЕНТЯБРЬ 2010 г.

  • анкетирование родителей  «Формы и виды физической активности дома»;
  • мониторинг здоровья;
  • оформление документации, регламентирующей организацию и проведение  прогулок- походов;
  •  методическое обеспечение проекта;
  • приобретение  необходимого спортивного инвентаря, оборудования для  подвижных игр, аптечки и др.

Основной

ОКТЯБРЬ 2010 г. –

 АПРЕЛЬ  2013 г.

  • апробация  перспективного  планирования  прогулок-походов для детей среднего и старшего дошкольного возраста с учётом  интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура»,  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Труд»;  
  • организация  и проведение эколого-оздоровительных походов  для детей среднего и старшего дошкольного возраста;
  • использование  разнообразных форм сотрудничества с семьёй.

Заключительный

МАЙ  2013 г.

  • итоговый мониторинг здоровья;
  • обобщение и распространение опыта  работы по теме «Эколого- оздоровительные походы»  (проект «За здоровьем в лес», сентябрь 2010 г. – май 2013 г.);
  • продолжение проектной деятельности по теме  «Туристско-краеведческая деятельность» ( проект «Туризм и  краеведение в детском саду как образ жизни», июнь 2013 г. - август 2015 г.) 

Сроки и этапы реализации проекта

     

   Походы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста проводим на расстояния 1,5- 3  километра, длительностью 1,5 -2,5 часа.  Оптимальное время в распорядке дня  с 10  до 12 часов. Огромную роль  в проведении походов играет ходьба – самый естественный способ передвижения  человека, включающий в работу до 50% всей мускулатуры тела.  

      Каждый поход требует тщательной подготовки.  Инструктор по физической культуре совместно с воспитателями группы готовит необходимое оборудование, разрабатывает конспект мини-похода с учетом определенной структуры и  перспективного плана.

       Структура похода в лес  по Руновой М.А.

I часть. Сбор и движение до первого привала (30 мин.)

II часть. Остановка, привал (10-15 мин.)

III   часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и физически  упражнений (25-30 мин.)

VI часть. Самостоятельная деятельность детей (15-20 мин.).

V часть. Сбор детей и возвращение в детский сад (20-25 мин.)

      Воспитатели проводят предварительную работу с детьми:

- знакомят детей с законами охраны природы  и  экологическими знаками;

- беседуют  о правилах поведения в лесу;

- учат готовить туристическое снаряжение (рюкзак).

      Педагоги  консультируют родителей  по темам  «Собираем рюкзак в поход»,   «Как вести себя в лесу», «Осторожно, дорога!», «Как правильно одеть ребенка в поход».   Воспитатели  организуют инициативную группу родителей из 2-3 человек, которые исполняют роль сказочных персонажей или  активных помощников в походе.

       Родители беседуют с детьми,  помогают собрать  туристическое снаряжение, принимают участие в мини-походах, творческих выставках,  семинарах.

       Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе  проводит все необходимые инструктажи с педагогами.

       Перспективное планирование походов старших и средних дошкольников  построено с учетом принципа сезонности и  интеграции образовательных областей «Здоровье»,  «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд». Содержание бесед, игр, эстафет, экологических акций соответствует возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников.

Ожидаемые результаты

- снижение заболеваемости и  укрепление здоровья воспитанников;

- положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей;

- повышение уровня экологической культуры у детей, педагогов и родителей;

-  активизация родителей в вопросах семейного туризма;

-  повышение роли двигательной активности дошкольников в семье;

-  формирование у дошкольников и их родителей  привычки к здоровому образу жизни;

- обобщение опыта работы по организации эколого-оздоровительных походов;

-разработка методических рекомендаций  «Перспективный план эколого-оздоровительных походов в детском  саду»,  «Подготовка дошкольников к походам»,  «Знакомимся с законами охраны природы  и экологическими знаками».

Практическая значимость проекта

Данный проект будет интересен инструкторам по физической культуре, воспитателям  дошкольных образовательных учреждений.

Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением дошкольников  и их родителей по теме  «Туристско-краеведческая деятельность дошкольников».

Список использованной литературы

1. М.А. Рунова  «Двигательная активность ребёнка  в детском саду».

2. Ф.Г. Багаутдинова  «Туристско – краеведческая деятельность в  детском саду и начальной школе».

3.  Н.Н. Вавилова «Укрепляйте здоровье детей».

4. Б.В. Сермеев «Физическое воспитание в семье».

5.  Н.В. Коломина   «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...