НОД в средней группе "Приключения во владениях Королевы Простуды"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
НОД в средней группе "Приключения во владениях Королевы Простуды" формирует представления воспитанников о методах профилактики простудных заболеваний через интеграцию различных видов детской деятельности. НОД сопровождается мультимедийной презентацией. Фотосопровождение НОД можно просмотреть в альбоме "НОД "Во владениях Королевы Простуды".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koroleva_prostuda_sred_gr.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в средней группе на тему
«Приключения во владениях Королевы Простуды»
Воспитатель: Рябова Я.В.
г. Югорск,
2013 год
Направление: познавательно-речевое.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Музыка».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Цель НОД: формирование представлений детей о профилактике простудных заболеваний.
Программные задачи:
Обучающие:
- расширять представления о механизме возникновения простудных заболеваний, их профилактике и лечении;
- познакомить с закаливающим носовым дыханием и точечным массажем.
Развивающие:
- развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей;
- развивать мышление, логику, диалогическую речь, навыки словообразования, активизировать словарь новыми словами и понятиями (грипп, гриб, кутаться, микробы);
- развивать интерес к двигательной активности, занятию спортом;
- развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Воспитательные:
- воспитывать желание заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей, быть полезным людям.
Планируемые результаты формирования интегративных качеств:
- имеет чёткие, осознанные начальные представления о здоровье и факторах риска, понимает последствия своих действий и поступков;
- чётко формулирует основные принципы ЗОЖ, осознаёт последствия нарушения этих принципов и в соответствии с этим организует своё поведение в определённых условиях и ситуациях;
- умеет поддержать беседу, высказать свою точку зрения;
- делает попытки сформировать предположения, испытывает яркие положительные эмоции;
- с удовольствием участвует в экспериментах, проявляет исследовательское поведение;
- проявляет яркий познавательный интерес не только к непосредственно воспринимаемым объектам, но и к тому, что ранее увидел, услышал, узнал;
- активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Форма проведения НОД: фронтальная, подгрупповая.
Методы: рассказ, беседа, игра, логические рассуждения, практическая деятельность детей, наблюдение, продуктивная деятельность, разъяснения, инструктаж, дискуссия, демонстрация иллюстраций.
Предварительная работа: заучивание стихотворения С. Михалкова «Грипп»; беседы о ЗОЖ, в частности, о простуде; разучивание гимнастического комплекса; работа с родителями по изготовлению чесночных кулонов, с которыми дети приходят на НОД.
Материалы и оборудование: мультимедийное сопровождение НОД; бумажные носовые платочки на каждого ребёнка; макеты замков для куталок и чихунов; кукла Куталка; комплект бумажной одежды для проведения игры «Одень куклу по погоде»; вентилятор; ватные шарики; ведро и мусорный пакет; защитные маски по количеству детей; коробочки из-под киндер-сюрпризов и шнурки по количеству детей; нарезанный чеснок; витаминный морс в чашках по количеству детей и гостей; музыкальное сопровождение.
Место проведения: музыкально-спортивный зал.
1. Организационный этап.
(Дети с чесночными кулонами и в чешках заходят в зал, здороваются с гостями).
Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуйте, мои друзья,
Всех вас рада видеть я!
2. Мотивационный этап.
Ребята, сегодня такой прекрасный зимний морозный денёк и у всех нас хорошее настроение. Но вы заметили, что с наступлением холодов люди начинают чаще болеть, они простывают? Бывает, что заболевает целая группа в детском саду или целый класс в школе…
Вот вы сейчас болеете простудой? А если заболеете, то как догадаетесь об этом, по каким признакам? (Усталость, кашель, чихание, насморк, головная боль, плохое настроение, повышенная температура, боль в горле и т.д.). Да, тогда от нашего хорошего настроения не останется и следа, ведь мы попадём в плен к Королеве Простуде…
Ребята, я вас приглашаю присесть на ковёр перед экраном, я вам хочу показать эту неприятную особу.
(Дети садятся перед экраном, на котором демонстрируется Слайд №1).
В плен к этой злой Королеве уже попал один мальчик, его зовут Гриша (Слайд №2). Послушайте, что с ним произошло. (Ребёнок декламирует стихотворение С. Михалкова «Грипп»).
У меня печальный вид, голова с утра болит,
Я чихаю, я охрип. Что такое? – Это грипп.
Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу.
Поднялась температура, я лежу и не ропщу,
Пью солёную микстуру, кислой горло полощу.
День лежу, второй лежу, третий в садик не хожу,
И друзей не допускают, говорят, что заражу.
Вот такая грустная история приключилась с мальчиком Гришей: он заразился микробами и попал в плен к Королеве Простуде. Как вы думаете, где он мог заразиться? (В детском саду, в магазине, на новогодней ёлке, в транспорте, на улице, в библиотеке, на почте и т.д.).
Ребята, почему-то мне кажется, что в плену у Королевы Простуды ему очень грустно…Вы согласны со мной? Тогда я вам предлагаю освободить Гришу из плена и рассказать ему, что нужно делать для того, чтобы уберечься от чар злой Королевы. Этим мы сейчас и займёмся. Только нам самим придётся перенестись во владения Королевы Простуды и познакомиться с её подданными. Вы не побоитесь? Молодцы, вы очень смелые и дружные ребята!
В путь отправимся, друзья,
Медлить нам никак нельзя!
Я уверена, что вместе
Победим мы все болезни!
(Дети под произвольную музыку двигаются за воспитателем).
3. Основной этап.
Ребята, мы попали с вами в «Замок Шерстяных Одеял». В этом замке живут «куталки» во главе со своей принцессой, Принцессой Куталкой. Посмотрите на неё. (Показ куклы, укутанной в тёплую одежду). Как вы думаете, почему её так назвали? (Ответы и предположения детей). И Принцесса, и все, кто живёт в этом замке, очень тепло одеваются, кутаются, а всё равно болеют. Как вы думаете, почему так происходит? Как надо одеваться, чтобы не заболеть и не переохладиться? (Надо одеваться по погоде: не одеваться легко, когда на улице холодно, чтобы не переохладиться и не замёрзнуть, и не одеваться слишком тепло, чтобы не вспотеть, так, чтобы было легко двигаться).
Принцесса Куталка собралась на прогулку покататься на санках с горки и она теперь не знает, как же ей правильно одеться, даже настроение у неё испортилось. Давайте поможем Принцессе, уберём лишнюю одежду. (Проводится игра «Одень куклу по погоде» - на Замке предварительно развешаны разнообразные предметы одежды, дети, обсуждая совместно с воспитателем, какие предметы нужно оставить, убирают лишние; Принцесса улыбается).
Молодцы, ребята! Давайте хором скажем Принцессе Куталке и мальчику Грише правило – «Одевайся по погоде!» (Хоровое проговаривание).
А ещё, Куталка, занимайся физкультурой и спортом, как наши ребята, больше играй на свежем воздухе, тогда и болеть не будешь! Ребята, давайте покажем Куталке несколько упражнений. (Под произвольную музыку проводится комплекс физических упражнений):
- «Силачи». И.п.: пятки вместе, носки врозь, руки в стороны; руки к плечам, пальцы сжаты в кулак; 6 раз;
- «Часы». И.п.: правая рука впереди, левая сзади; выполнять разнонаправленные движения руками вперёд-назад и пружинистые движения ногами; 6-8 раз;
- «Накачай шины». И.п.: ноги слегка расставлены, пальцы сжаты в кулак; резкий наклон вперёд, коснуться руками пола; медленное выпрямление; 6 раз;
- «Приседание». И.п.: пятки вместе, носки врозь, руки сзади в замок; присесть, принять и.п.; 5 раз;
- «Встать – сесть». И.п.: сидя, ноги скрестно; потянуться вперёд за руками, встать; сесть, медленно опускаясь, руки вперёд; 5 раз;
- «Подними ногу». И.п.: сидя, ноги вперёд, руки сзади в упоре; поднять правую (левую) прямую ногу, носок оттянуть; согнуть ногу в колене; выпрямить ногу, и.п.; 6 раз;
- «Прыжки», ноги врозь, ноги вместе, руки на поясе, 8Х4:
- «Восстановление дыхания» - глубокий вдох носом, выдох через рот; поднять руки через стороны вверх и опустить; 6 раз.
Нам пора отправляться дальше. (Дети под произвольную музыку двигаются за воспитателем).
Посмотрите, перед нами Дворец «Микробия». Здесь живут чихуны во главе с Принцем Ап-чхи. Почему жителей Дворца называют чихунами? (Ответы детей). В этом Дворце окна всегда плотно закрыты, Дворец никогда не проветривается, сюда не проникает свежий воздух поэтому тучи микробов, которые летают тут, могут напасть и на нас. Давайте мы защитимся от них специальными масками. (Дети надевают на себя защитные маски).
А теперь мы откроем окна и выгоним злых микробов из Дворца! (На ширме открывается окно, за ширмой включается вентилятор, создаётся имитация свежего ветра, а из окна вылетают наружу ватные шарики-микробы; дети собирают их в мешок, завязывают его и выбрасывают в мусорное ведро; снимают маски).
Победили мы с вами злых микробов! А что нужно сделать, если микробы всё же попали к нам в нос, чем воспользоваться? (Носовым платком). Правильно, ребята, я вам рекомендую пользоваться бумажными носовыми платочками – вытер носик и выбросил платочек. Не придётся тогда микробы с собой целый день в кармане носить. Я знаю, что у вас есть такие платочки. Достаньте их, прочистите носики, потому что сейчас наши носики будут делать зарядку. И Принцу Ап-чхи мы тоже платочки подарим. Ну вот, носики у всех чистые, можно приступать к зарядке.
- Открыть рот, кончик языка прижать к нёбу; включается ротовое дыхание (5 раз).
- Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко открыть рот. Вдохнув, разжать пальцы (5 раз).
- Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю.
- Быстро втянув внутрь живота брюшные мышцы, сделав резкий выдох через нос (5 раз).
- Сделать вдох носом – при выдохе тянуть звук «м», постукивая указательными пальцами по крыльям носа.
А ещё микробы испугались, потому что у вас есть волшебные защитные кулончики с чесноком, запах которого микробы не переносят. Почуяв запах чеснока или лука, микробы никогда не залетят в помещение. Но вот беда – гости-то наши сидят без кулончиков, и на них может напасть войско Принца Ап-чхи! Давайте сделаем кулончики и для взрослых.
Практическая работа.
(Дети садятся за столы, перед ними коробочки из-под киндер-сюрпризов, шнурки, нарезанный большими кусочками чеснок. Детям даётся задание просунуть шнурок в большие дырочки, не завязывая его, и положить в кулончик по 6 кусочков чеснока (хотя каждому нарезано на 1-2 кусочка больше). Дети выполняют задание, закрывают кулончики, дарят взрослым, взрослые сразу завязывают шнурок по себе и благодарят детей. Вся работа проводится под произвольную музыку).
Давайте повторим, что нужно сделать, чтобы микробы не напали на нас: проветривать помещение, носить защитные маски и кулончики с чесноком, делать зарядку для носика. (Хоровое проговаривание).
Но давайте вернёмся к нашему мальчику Грише! Ещё немного, и он будет совсем здоров. Сейчас Гриша сделает вместе с нами специальный точечный массаж! Устраивайтесь перед экраном.
(Демонстрируются Слайды№3-8)
Здесь живёт Хмурилка, (массаж переносицы)
Здесь живёт Дразнилка, (массаж крыльев носа)
Здесь живёт Смешилка, (массаж подбородка)
Здесь живёт Страшилка, (массаж мочек ушей)
Это носик – бибка, (массаж кончика носа)
Где твоя улыбка? (массаж уголков рта)
(Демонстрируется Слайд №9)
Посмотрите, Гриша радуется и говорит вам «Спасибо», он совершенно здоров, Королева Простуда отпустила его из своего ледяного плена! Похлопайте и порадуйтесь вместе с ним!
4. Заключительный этап. Рефлексия.
Наше путешествие подошло к концу. Оно вам понравилось? А что понравилось больше всего? (Ответы детей).
Теперь и Гриша и вы должны болеть меньше и постараться не попадать в плен к Королеве Простуде, потому что мы знаем, как уберечь себя от неё. Давайте повторим эти несложные правила.
(Слайд №10)
Давайте встанем в круг и согреем ладошки своим теплом (дети дуют в ладошки, сильно потирают их). А теперь передайте своё тепло своим друзьям – возьмитесь за ручки и скажите друг другу «Будь здоров!» А теперь снова согрейте ладошки и передайте тепло нашим гостям – возьмите их за ручки и тоже скажите «Будьте здоровы!» (Дети подходят к гостям и берут их за руки). Посмотрите, как всем стало тепло и хорошо!
В честь успешного окончания нашего путешествия я приглашаю и ребят и гостей в кафе «Улыбка» попробовать вкусные витаминные напитки. Желаю всем крепкого здоровья!
(Слайд 11)
Самоанализ НОД
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе «Приключения во владениях Королевы Простуды» реализовывалась в рамках темы самообразования «Развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования по теме «Тело человека». Данная НОД относится к познавательно-речевому направлению. В ней отражены такие образовательные области, как «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Музыка».
Основной целью НОД являлось формирование представлений детей о профилактике простудных заболеваний.
Эта цель решалась посредством следующих задач:
Обучающих:
- расширять представления о механизме возникновения простудных заболеваний, их профилактике и лечении;
- познакомить с закаливающим носовым дыханием и точечным массажем.
Развивающих:
- развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей;
- развивать мышление, логику, диалогическую речь, навыки словообразования, активизировать словарь новыми словами и понятиями (грипп, гриб, кутаться, микробы);
- развивать интерес к двигательной активности, занятию спортом;
- развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Воспитательных:
- воспитывать желание заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей, быть полезным людям.
Решение задач достигалось методами: рассказ, беседа, игра, логические рассуждения, практическая деятельность детей, наблюдение, продуктивная деятельность, разъяснения, инструктаж, дискуссия, демонстрация иллюстраций.
Форма работы с детьми была фронтальная и подгрупповая.
Организационно-мотивационный этап помог включить детей в игровую и учебную деятельность, сформировать у них опыт фиксации затруднения и понимания его причины (под руководством воспитателя). Детям была представлена возможность делать логические выводы и высказывать предположения, опираясь на то, что они ранее видели, слышали, знали. Для проведения этого этапа была проведена предварительная работа по заучиванию стихотворного текста. На этом этапе присутствовала преимущественно коммуникативная деятельность детей, а также восприятие художественной литературы. Для более лёгкого восприятия текста и разъяснения схожих по звучанию понятий («гриб» - «грипп») было использовано мультимедийное сопровождение.
Основной этап был направлен на реализацию всех поставленных программных задач, развитие продуктивной, игровой, двигательной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельности детей. На данном этапе дети делали попытки сформулировать свои предположения
(например, почему «куталки» и «чихуны» называются именно так), предлагали способы разрешения проблем, испытывали яркие положительные эмоции от появляющихся персонажей и своих добрых дел по отношению к ним. Дети показали, что они имеют первоначальные представления об основных принципах ЗОЖ и не выражали сомнения в необходимости им следовать. В течение этого этапа дети много двигались – делали физические общеразвивающие упражнения, носовую оздоровительную гимнастику, точечный массаж.
Практическая деятельность детей помогла решить несколько задач. Посредством её реализации развивалась мелкая моторика пальцев и кистей рук (продевание шнурков, работа с мелкими кусочками чеснока), актуализировались знания по ФЭМП (счёт в пределах шести, закрепление понятий «больше - меньше»), решались воспитательные задачи по развитию желания заботиться о здоровье окружающих людей и помогать им. Слушание детских музыкальных произведений способствовало более быстрому темпу работы и соответствовало теме НОД («Весёлая зарядка», «Весёлая зима»). Мастерская по изготовлению данного продукта детского творчества и немедленное практическое применение показало важность и нужность той работы, которую выполнили дети.
На заключительном этапе и этапе рефлексии дети оценили свою деятельность, высказали свои впечатления, поделились трудностями. Посредством мультимедийного сопровождения они сделали правильные выводы о доступных им методах профилактики простудных заболеваний. Заключительный момент показал, насколько дети тепло и бережно относятся друг к другу и окружающим их взрослым людям. Торжественное «чаепитие» с витаминным морсом вместе со взрослыми показало, насколько активно и доброжелательно дети взаимодействуют с педагогами. По времени НОД шла дольше, чем предусматривают Сан Пины. Это объясняется её интеграцией. В целом НОД прошла успешно, задачи были решены и цель достигнута. Реализация НОД способствовала развитию таких интегративных качеств, как «Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «Овладевший необходимыми умениями и навыками». Работа над темой будет продолжена. На реализацию НОД были приглашены родители группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по валеологии "Проделки королевы Простуды" для средней группы
задачипредварительная работаход занятия...
Конспект интегрированного музыкально-валеологического занятия «Проделки Королевы Простуды»
Конспект занятия для подготовительной группы по музыкальному воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий....
Проделки королевы Простуды
Конспект занятия по ОЗОЖ в старшей и подготовительной к школе группах на тему «Проделки Королевы Простуды»...
Конспект НОД в средней группе "В царстве королевы Простуды"
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни человека....
занятие в средней группе " Путешествие в царство Королевы Простуды"
Совместная непосредственно образовательная деятельность.Средняя группа.Тема: «Путешествие в царство Королевы Простуды»Цель: Формирование привычки у детей к здоровому образу жизни, чувства ответственно...
НОД по валеологии "Приключения во владениях королевы Простуды"
Цель НОД: формирование представлений детей о профилактике простудных заболеваний.Программные задачи:Обучающие:- расширять представления о механизме возникновения простудных заболеваний, их профилактик...
Сценарий развлечения «Спасение куклы Люси из замка королевы Простуды» (в рамках проектной деятельности по теме: «Азбука ЗДОРОВЬЯ»). Средняя группа.
Один из продуктов проектной деятельности по теме: "Азбука ЗДОРОВЬЯ" - развлечение "Спасение куклы Люси из замка королевы Простуды". В процессе мероприятия ребята демонстрируют знания про всем изученны...