комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастики
картотека по теме

Бочакова Наталья Анатольевна

упражнения  помогут вам научить ваших детей развивать артикуляционный аппарат,что в дальнейшем поможет правильному произношению звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnye_uprazhneniya.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

АЗБУКА ДЫХАНИЯ

1. Погладить боковые части носа от кончика до переносицы (вдох). На выдохе постукивать по ноздрям. Повторить 5 раз.

2.  На вдохе оказывать сопротивление носу, легко постукивая по крыльям. Повторить 5 раз.

3.  При вдохе поглаживать нос и его придаточные пазухи, выдох  носом свободный. Повторить 5 раз.

4. Сделать «курносый» нос, потряхивая кончик носа указательным пальцем - вдох. Выдох носом свободный. Повторить 5 раз.

5. Закрывать правую ноздрю указательным пальцем и вдохнуть через левую, и наоборот. Повторить 5 раз.

ОЧИСТИТЕЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ

Задерживание дыхания

Встать прямо.

Вдохнуть полной грудью.

Задержать дыхание в груди, как можно дольше.

С силой выдохнуть воздух через открытый рот.

Проделать очистительное дыхание.

Возбуждение легочных клеток

1.  Встать прямо, руки вдоль туловища.

2.  Вдыхать воздух медленно и постепенно.

3. Вдыхая, медленно ударять по груди кончиками пальцев в разных местах.

4.  Когда легкие наполняются воздухом, задерживать дыхание и ударять по груди ладонями рук.

Расширение грудной клетки

1.  Встать прямо.

2.  Вдохнуть полной грудью.

3.  Задержать воздух.

4.  Вытянуть обе руки вперед, сжать пальцы в кулаки.

5.  Согнуть руки к плечам, повторить 3 раза, мышцы напрягать.

6.  Сильно выдохнуть воздух через открытый рот.

Упражнения на ходу

1.  Идти с высоко поднятой головой, со слегка вытянутым подбородком, держа плечи назад.

2.  Вдохнуть полной грудью, мысленно считая до 8 и сделать в это время 8 шагов. Дыхание в ходьбе должно быть без перерыва.

3. Медленно выдохнуть воздух через нос, также на счет 8 и сделать 8 шагов.

4.  Задержать дыхание и продолжать идти, считая до 8.

5.  Повторять до тех пор, пока не почувствуешь усталость.

КОМПЛЕКС №1  (для младшей группы)

Вводная часть

Воспитатель. Какое время года сейчас? (Ответы?). Гуляем по зимней дороге.

Ходьба по залу в колонне по одному (10 секунд). Ходьба парами, не деря за руки (10 секунд). Бег врассыпную (10 секунд). Ходьба врассыпную (10 секунд). Построение в круг.

Основная часть

1. «Падает снег».

И.п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки в стороны, вверх, подняться на носочки и вернуться в и.п. (Пять раз.) Указание. Хорошо потянуться.

2. «Греем руки».

И.п. - сидя, ноги врозь, руки за спиной. Руки перед грудью согнутые в локтях. Подуть на них: 1,2 - вдох; 1-4 - выдох. Вернуться в и.п. (Пять раз). Указание. Выдох должен быть длиннее вдоха.

3. «Глазки устали от снега».

И.п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, поморгать глазами, закрыть их, поморгать глазами, посмотреть вверх. Вернуться в и.п. (Три раза.)

4. «Холодно от мороза».

И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, обхватить руками. Вернуться в и.п. (Пять раз.)

5. «Детвора рада зиме».

И.п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Восемь-десять подскоков на месте в чередовании с ходьбой. (Два раза.) Указание. Прыгать легко.

Заключительная часть

Бег по залу врассыпную (20 секунд), Дыхательное упражнение «Дуем на снежинки» (три раза): 1,2 — вдох; 1-4 - выдох, Ходьба по залу врассыпную (15 секунд).

КОМПЛЕКС №2  (для средней  группы)

1. «Потянись   вверх».
Исходное положение — ноги поставить на ширину плеч.
Выполнение: поднять руки вверх — вдох; опустить через стороны вниз — выдох. Повторить упражнение 4 — 6 раз, темп медленный.
2.
 «Конькобежец».
Исходное положение — ноги врозь,  руки за спину.
Выполнение: наклонить туловище вправо, согнув правую ногу в колене (выдох); принять исходное положение — вдох. То же в другую сторону. Повторить упражнение 4 раза в каждую сторону, темп средний.

3. «Дровосек».
Исходное положение — ноги врозь, руки вверх, кисти соединить.
Выполнение: наклониться вперёд, руки опустить вниз, пропустив их под ноги,— выдох. Выпрямиться, руки поднять вверх — вдох. Повторить упражнение 4—6 раз, темп медленный.

4. «Хлопки   спереди    и    сзади».
Исходное положение — ноги врозь, руки в стороны. Выполнение:  хлопок руками сзади,  хлопок руками спереди. Сделать 6—8 хлопков. Дыхание равномерное, темп быстрый.

5. «Тик - так».
Исходное положение — ноги врозь, руки за спину.
Выполнение: наклонить туловище вправо, а затем влево. Проделать 4—6 раз в каждую сторону, дыхание равномерное, темп средний.

6. «3айчик - попрыгунчик».
Исходное положение — руки согнуть в локтях, ладони вперёд.
Выполнение: прыжки на двух ногах. Проделать 12— 16 прыжков и перейти на шаг па месте, дыхание равномерное, темп средний.

КОМПЛЕКС №3 (для старшего возраста)

  • Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: "м-м-м

(рот плотно закрыт).

  • Вдох через нос короткими толчками (рот плотно закрыт).
  • Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая плотно прижата пальцем, рот закрыт).
  • Полный вдох через рот под счет 1:2:3:4. Нос зажать пальцами - задержка дыхания под счет 5:6:7; под счет 8:9:10 - выдох через нос. Полный вдох через рот.
  • Положить на ладонь легкую бумажку - сдуть ее, делая поочередно выдох левой или правой ноздрей (рот плотно закрыт).
  • «Ныряльщики». Разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.
  • «Кто лучше надует игрушку?» - вдох носом (1-4), медленный выдох через рот,  в отверстие игрушки (1-8).
  • Представить, что ты нюхаешь цветок, духи, фрукты. 

КОМПЛЕКС №4  

«Журавли».

Основная стойка. Медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох - опустить руки вниз с длительным произношением звука: "У-у-у. (1-2 мин).

2.«Вырастем большими».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).

3. «Часики».

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) - назад (выдох) произносить: «Тик – так» (10-12 раз).

4. «Пилка дров».

Дети становятся друг против друга парами. Берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя - вдох, руки от себя - выдох. (5-6 раз).

5. «Дровосек».

Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).                                              

6. Заканчиваем гимнастику.

Встать, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки вверх - вдох. Встать на полную ступню, наклониться вперед, руки вниз - выдох. (5-6 раз). 

КОМПЛЕКС №5  

«Часики». И.п. — о.с: ноги в узкой стойке, руки опущены. Делая махи прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».

«Петух». И.п. — о.с: ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку».

«Шар лопнул». И.п. — о.с: ноги в узкой стойке, руки опущены. Развести руки в стороны (вдох). Хлопок перед собой — выдох на звуке [ш-ш-ш].

«Вырасти большой». И.п. — о.с: ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх (вдох). Опускаясь на всю ступню — выдох на звуках [ух-х-х].

«Маятник». И.п. — о.с: ноги в широкой стойке, руки за спиной. Наклоны туловища в стороны. При наклоне выдох, выпрямиться — вдох.

«Гуси». И.п. — о.с: ноги в широкой стойке, руки опущены. Наклон вперед, отвести руку назад — выдох на звуке [ш-ш-ш-ш]. Выпрямиться (вдох).

«Регулировщик». И.п. — о.с: ноги в широкой стойке, одна рука поднята вверх, другая — в сторону. Поменять положение рук резким движением (вдох). Снова поменять положение рук (выдох).

КОМПЛЕКС №6  

«Семафор». И.п.: сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить, выдох на звуке [с-с-с-с].

«Ежик». И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги на звуке [ф-ф-ф-ф].

«Цветок распускается». И.п. — о.с: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно поднимаясь на носки, потянуть руки вверх и в стороны — вдох (цветок раскрывается), вернуться в и.п. (выдох). Медленно. Повторить 4—6 раз.

«Лес шумит». И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо (вдох), вернуться в и.п. (выдох), то жевлево. Повторить 5—6 раз. Усложнение — руки при выполнении вытянуты вверх.

«Поднимем выше груз». И.п. — о.с: руки опущены, сжаты в кулаки. Медленно поднять руки до уровня грудной клетки (вдох), вернуться в и.п. (выдох). Повторить 6—8 раз.

«Травушка колышется». И.п. — о.с: руки опущены. Поднять руки вверх, плавно покачать кистями (вдох), опустить руки вниз (выдох). Повторить 4—5 раз.

КОМПЛЕКС №7  

«Травушка растет». И.п.: стоя на коленях, руки к плечам. Поднять руки вверх, покачать плавно вправо и влево (вдох), опустить руки на плечи (выдох). Повторить 3—5 раз.

«Грибок». И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны и немного отводя голову назад, — вдох (грибок вырос). Повторить 6—8 раз.

«Насос». И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться (правая рука скользит вдоль туловища к колену, левая — вверх до уровня груди). На выдохе вернуться в и.п., то же влево. Повторить 4—5 раз в каждую сторону.

«Вертолет». И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть, не меняя положения рук, повернуться вправо (выдох), вернуться в и.п. (вдох); то же влево. Повторить 4—5 раз в каждую сторону.

«Хлопушка». И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть, наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям (выдох). Вернуться в исходное положение (вдох). Повторить 4—5 раз.

«Здравствуй, солнышко». И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, руки за спиной опущены. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки шире плеч, голову поднять вверх (вдох), медленно вернуться в и.п. (выдох).

КОМПЛЕКС №8  

«Лотос». И.п. — о.с: сидя по-турецки, плечи слегка отведены назад, голова приподнята, кисти рук лежат тыльной стороной ладони на коленях, указательные и большие пальцы сомкнуты в колечки. Вдох диафрагмой (плечи не поднимаются), представить струю воздуха, пронизывающую до макушки по всему позвоночнику, медленный выдох ртом (можно выполнять с закрытыми глазами). Повторить 4—5 раз.

«Обнялись». И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, максимально отведены назад, кисти повернуты ладонями вперед, пальцы растопырены. Вдохнуть, движением вперед молниеносно скрестить руки перед грудью так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно, до боли, хлестнули по лопаткам (мощный выдох); плавно и медленно вернуться в и.п. (вдох диафрагмой). Повторить 4—

5 раз.

«Лыжник». И.п. — о.с: слегка наклонившись вперед и присев, ноги как бы на ширине лыжни, правая рука впереди (кисть сжимает «лыжную палку*), левая рука далеко сзади, кисть раскрыта. Вдохнуть, плавно присесть, правую руку вниз назад к бедру (мощный выдох), левая рука выносится вперед (вдох). Повторить 4—6 раз.

«Пловец 1». И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, руки вперед, вверх, кисти сжаты как для «гребка». На каждый счет — «гребок», как при плавании баттерфляем, затем руки назад, вниз к бедрам, легко согнув ноги в суставах и увеличив наклон (мощный выдох); руки через стороны вверх, вперед, кисти расслаблены; вернуться в и.п., раздувая живот диафрагмальным вдохом. Повторить 6—7 раз.

КОМПЛЕКС №9  

«Пловец 2». И.п. — о.с: слегка наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, правая рука вперед, вверх, кисть сжата, как для «гребка», левая симметрично сзади, кисть расслаблена. Четыре-пять быстрых круговых движений руками, как при плавании кролем (мощный выдох с натуживанием); два медленных круговых движения руками (полный диафрагмальный вдох), выпячивая тем самым круглый живот. Повторить 4—5 раз.

«Лягушка». И.п.: упор лежа, опираясь прямыми руками

06 пол. Упор присев (одновременно мощный вдох); вернуться толчком в и.п. (диафрагмальный вдох). Повторить 4 раза.

«Пляска». И.п. — о.с: слегка присев на левой ноге. Носок повернуть влево, правая нога впереди на пятке. Носок повернуть вправо, голова поднята, руки согнуты в локтях, отведены в стороны. Подпрыгнуть и присесть (мощный выдох) — пятки вместе, носки врозь; подпрыгнуть, меняя положение ног, затем вернуться в и.п., раздувая вдохом живот. Повторить 4—6 раз.

«Наш носик». Погладить боковые части носа от кончика к переносице — вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами. Повторить 5—6 раз.

«Глубокое дыхание». Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую (левую) ноздрю, по очереди зажимая «отдыхающую» ноздрю указательным пальцем.

«Звук [м]». Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук [м-м-м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

КОМПЛЕКС №10  

«Ба-бо-бу». Вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу», «г-м-м-м».

«Штангисты». Быстро втянуть живот внутрь, одновременно резко выдохнув через нос.

«Дразнилка». Во время выдоха надо раскрыть широко рот, насколько возможно высунуть язык, стараясь кончиком достать до подбородка и беззвучно произнести звук [а-а-а].

«Барабан».  При вдохе носом оказать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

«Трубач». Стоя, сжать кисти рук в трубочку, поднять руки вверх — вдох, на медленном выдохе произносится «п-ф-ф-ф», по окончании — вдох. Повторить 3 раза.

«Каланча». Стоя, руки раздвинуты — вдох, опуская руки, произносить звук [с-с-с]. Повторить 3 раза.

КОМПЛЕКС №11  

«Дровосек». Стоя, руки над головой сложены в *замке» — вдох. На выдохе наклон вперед со звуками [ух-х-х], как бы имитируя удар топором. Повторить 3 раза.

«Свисток». Сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой пластмассовая трубочка. Сделать вдох, выдыхать со звуком [У-у-у]« Повторить 3 раза.

«Дышим животом». Руки на животе, вдох и выдох носом. Руки за спиной, вдох и выдох носом.

«Трактор». Энергично произносить звуки [д-т-д-т], меняя громкость и длительность (укрепление мышц языка).

«Стрельба». Представить, что мы стреляем из пистолета. Высунув язык, произнести звуки [к-г-к-г] (укрепление мышц полости глотки).

«Фейерверк». Представить, что мы стреляем из хлопушки. Произнести звуки [п-б-п-б] (укрепление мышц губ).


КОМПЛЕКС №1  (для частоболеющих детей)  

«ЛУГОВЫЕ ЦВЕТЫ» - В ходьбе по площадке, руки на поясе, выполнять поворот головы в правую (левую) сторону, одновременно выполняя два вдоха через нос. Выдох происходит между циклами поворота головы в ту и другую сторону через нос.

«ПЕТУШОК» - На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны, отвести назад. На выдохе хлопать себя по бедрам («ку-ка-ре-ку»).

«ПОДУЕМ НА ПЛЕЧО» - И.П. основная стойка, смотреть прямо перед собой, руки на пояс. Выполнить вдох через нос и повернуть голову в правую сторону, выдох (губы трубочкой) – подуть на плечо. То же выполнить в левую сторону.

«ДРОВОСЕК» - Руки над головой сцеплены в «замок», ноги на ширине плеч (поднимая руки вверх, выполнить глубокий вдох через нос), на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произнесением «ух!».

«МАЯТНИК» - И.П. ноги на ширине плеч, руки за спину.  Наклоны туловища в стороны. При наклоне выдох, выпрямиться – вдох.

КОМПЛЕКС №2  (для частоболеющих детей)

«АИСТ» - На вдохе поднять руки в стороны. Ногу, согнутую в колене, гордо вывести вперед, зафиксировать. На выдохе сделать шах. Опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш»

«ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ» - Выполняется в ходьбе по площадке. 1- руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («Шар лопнул»); 2 – руки в стороны, вниз, произнося «с-с-с» или «ш-ш-ш» («шарик спустился»)

«ВОРОНА» - И.П. основная стойка. Сделать вдох через нос, руки поднять через стороны вверх. Приседая, опустить руки на голову, произнося «кар-кар-кар»

«ТОПОЛЬ» - И.П. основная стойка. 1 – вдох - руки в стороны, 2 – выдох – наклон туловища вправо, 3- вдох – вернуться в и.п., 4 – (как 2) наклон влево.

 «ГРИБОК» - И.П. глубокий присед, руки обхватывают колени («грибок маленький»). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отвести голову назад (вдох) («грибок вырос»).

КОМПЛЕКС №3  (для частоболеющих детей)

  • «ГУСИ» - На вдохе наклон вперед: глядя вперед и вытягивая шею, произносить «ш-ш-ш».

  • «ДЫШИМ ЖИВОТОМ» - Руки на животе – вдох и выдох носом. Руки за спину – вдох и выдох носом.
  • «ЕЖИК» - И.П. сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги, произнося «ф-ф-ф»

  • «ЖУРАВЛЬ» - И.П. основная стойка. Сделать вдох, поднять правую ногу, согнуть слегка в колене, руки в стороны, вниз, произнести «ур-р-р». Выполнить все тоже самое, только с левой ноги.

  • «ЗАВОДНЫЕ МАШИНКИ» - И.П. основная стойка. Руки в «замок» перед собой, (вдох), выполнять вращательные движения большими пальцами и произносить «ж-ж-ж».

КОМПЛЕКС №4  (для частоболеющих детей)

Ходьба по кругу, на носках, на пятках.

Точечный массаж.

Дыхательные упражнения.

  1. «Часики». Часики вперед идут, за собою нас ведут.

Ип. - стоя, ноги слегка расставлены.

1 - взмах руками вперед - «тик» (вдох);

2 - взмах руками назад-«так» (выдох) (10-12раз).

  1. «Петух». Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг.

Ип. - встать прямо, ноги врозь, руки опустить.

1-- поднять руки  в стороны (вдох);

2 -хлопнуть руками по бедрам «Ку-ка-ре-ку» (выдох) (пять-шесть раз).

  1. «Насос». Накачаем мы воды, чтобы поливать цветы.

Ип. – о.с.

1 -наклон туловища в сторону (вдох);

2 - руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох) (10-12раз).

  1. «Семафор». Самый главный на дороге, не бывает с ним тревоги.

Ип. -сидя, ноги сдвинуть вместе.

1 - поднимание рук в стороны (вдох);

2 - медленное опускание рук с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (четыре-шесть раз).

5. «Дыхание». Подыши одной ноздрей,   и придет к тебе покой.

Ип. - стоя, туловище   выпрямлено,   но   не   напряжено.    

1  -правую   ноздрю   закрыть указательным    пальцем    правой    руки,    левой    ноздрей    делать    тихий, продолжительный вдох;

2 -как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихий,  продолжительный  выдох  с  максимальным   освобождением  легких  и подтягиванием диафрагмы максимально вверх (четыре-шесть раз).

6.«Дыхание». Тихо-тихо мы подышим, сердце мы свое услышим.

Ип. - о.с.

1--медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу на 4 секунды;

2 - плавный выдох через нос (два раза).


КОМПЛЕКС №4  (для частоболеющих детей)

1. Ходьба по кругу друг за другом, на носках, на пятках, высоко поднимая колени.

2. Точечный массаж.

3.    Дыхательные упражнения.

1. «Ежик». Ежик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше.

Ип. -о.с.

1 -поворот головы вправо - короткий шумный вдох носом;

2 - поворот головы влево - выдох через полуоткрытый рот (шесть-восемь раз).

2. «Регулировщик». Верный путь он нам покажет, повороты все укажет.

И.п.- стоя, ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.

1 - правая рука вверх, левая - в сторону (вдох носом);

2 - левая рука вверх, правая рука вниз с произнесением звука «р-р-р» (6-8 раз).

3. «Гуси летят». Гуси высоко летят, на детей они глядят.

Ип. - о.с.

  1. -руки поднять в стороны (вдох);

2 - руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох) (шесть-восемь раз).

4.«Маятник». Влево, вправо, влево, вправо, а затем начнем сначала.

Ип. -руки на поясе (вдох).

1- наклон вправо (выдох);

2 - и.п. (вдох);

  1. – наклон влево (выдох);
  2. 4 - и.п. Выдох со звуком «т-у-у-х» (четыре раза).

5.«Радуга, обними меня».

И п. - о.с. 1 -полный вдох носом с разведением рук в стороны; 2 - задержать дыхание на 3-4 секунды; 3 - растягивать губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая - на плечо (три-четыре раза).

6.«Вырасти большой». Вырасти хочу скорей, добро делать для людей. Ип. -о.с. 1 - поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 - опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произносить звук «у-х-х» (четыре-пять раз).


КОМПЛЕКС №5  (для частоболеющих детей)

Комплекс 3

1. Ходьба друг за другом, имитация ходьбы на лыжах. Выдох через рот с произнесением звука «м-м-м» - 1,5 минуты. П. Точечный массаж.

III.    Дыхательные упражнения.

1.  «Ушки». Ушки слышать все хотят про зверят и про ребят. Ип. — о.с. I наклон головы вправо — сильный вдох; 2 - наклон головы влево — произвольный выдох. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось (четыре-шесть раз).

2. «Губы трубкой». Чтобы правильно дышать, нужно воздух нам глотать. И.п. о.с. 1 — полный выдох через нос, втягивая в себя живот; 2      губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа; 3 — сделать движение, как бы глотая воздух; 4 - пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно (четыре-шесть раз).

3. «Задувание   свечи»   (энергетизированное  дыхание).   Нужно   глубоко вздохнуть, чтобы свечку нам задуть. И.п. —встать прямо, ноги на ширине плеч. 1 -сделать свободный вдох и задерживать дыхание, пока это приятно; 2 сложить  губы   «трубочкой»,  сделать  три   коротких  резких   выдоха,   словно стараясь задуть горящую свечу («фу-фу-фу»). Во время упражнения корпус держать прямо (четыре-шесть раз).

4. «Очищающее "ха" дыхание». Друг за друга мы горой, посмеемся над бедой. И.п. - встать прямо, ноги на ширине плеч. / сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх; 2 - задерживать дыхание, пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («ха»);3 - медленно выпрямиться и отдохнуть. Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от забот.

5- «Шипящее стимулирующее дыхание». На друг друга пошипим, язычок мы укрепим. И.п. - о.с. / - вдох через нос в естественном темпе; 2 - выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух

выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как бы при произнесении звука «с». Язык располагается таким образом, что создается сопротивление выходящему воздуху (четыре-шесть раз).

6. «Воздушный шар поднимается вверх». Ты, как шарик, полети, сверху землю огляди. Ип . - о.с, одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах. / -поднять плечи и ключицы


ОБЩИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЧБД

Дыхание спокойное, ровное. Сначала сделать глубокий вдох носом, а на  выдохе громко и энергично произнести звук:

«А» - воздействует благотворно на весь организм;

«Е» - воздействует на щитовидную железу;

«И» - воздействует на мозг, глаза, уши и нос;

«О» - воздействует на сердце и легкие;

«У» - воздействует на органы, расположенные в области живота;

«Я», «М» - воздействует на работу всего организма;

«Х» - помогает очищению организма;

«ХА» - помогает повысить настроение

КОМПЛЕКС №12  

КАША КИПИТ

(по методу Б. Толкачёва)

Дети садятся на пол, кладут одну руку на живот, другую на грудь. Втягивая живот, делают вдох, а выпячивая его – делают выдох, произнося при этом звук: «пф-ф-ф-ф».

Повторяют 3-4 раза.

ВОЗДУШНЫЙ ШАР

(по методу Б. Толкачёва)

Лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, глаза закрыты, ладони на животе.

  • Медленный вдох – поднимается только живот.
  • Медленный выдох  - живот опускается.

Повторить 3-4 раза.

КОМАРИК

(по методу Б. Толкачёва)

Стоя, тело расслаблено, глаза закрыты, ладонь одной руки на шее спереди. Делается вдох носом. На выдохе произносится звук «з-з-з» предельно долго, негромко.

Повторить 3 – 4 раза.

КОМПЛЕКС №13  

ЛЕВ

(по методу Б. Толкачёва)

Стоя, изобразить рычание льва. Сделать вдох, задержать дыхание, на выдохе произнести звук «р-р-р»

ОБНИМИ СЕБЯ

Стоя, ноги ан ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, кисти повёрнуты вперёд, пальцы разведены.

  • Сделать глубокий вдох.
  • Молниеносно скрестить руки перед грудью так, чтобы кисти хлестнули по лопаткам.
  • Плавно и медленно вернуться в и.п., делая глубокий медленный вдох.

КОМПЛЕКС №14  

НАСОС

(по методу Б. Толкачёва)

На вдох медленно поднять руки вверх через стороны, на выдох так же медленно их опустить произнося «с-с-с»

ПЧЕЛА

(по методу Б. Толкачёва)

Вдох производится медленно, через нос. На выдохе дети продолжительно произносят звук «ж – ж – ж» и легко взмахивают пальцами.

САМОЛЁТ

(по методу Б. Толкачёва)

Глубокий вдох, не поднимая плеч, на выдохе продолжительно произносить звук «у – у – у»

КОМПЛЕКС №15  

АРОМАТ КУХНИ

Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами «а – а – ах»

ЧАСИКИ

Стоя. Ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить на выдохе

«тик – так»

КОМПЛЕКС №16   

ПОМОГАЕМ РУКАМИ

Сидя на полу, ноги по-турецки.

  • Вдох, руки медленно поднять вверх.
  • Выдох, опустить через стороны.

Повторить 3 раза, затем:

  • Спокойный вдох, правая рука вперёд, левая назад.
  • Выдох, меняя положение рук.

Повторить 3 раза и спокойно лежать несколько минут.

ЗВЕРЁК

Стоя, руки опущены. Обнажить верхние руки, делая оскал. Произвести резкие, короткие вдохи носом, задержать дыхание, продолжительный выдох. Повторить 3 – 5 раз.

КОМПЛЕКС №17   

 «НА МОРЕ»

  • «Большое море» - и.п. – о.с.    (3-4 раза)
  1. вдох, руки в стороны, подняться на носки.
  2. выдох, вернуться в и.п.
  • «Чайки ловят рыбу» - и.п. – ноги врозь.   (3-4 раза)
  1. вдох, наклон вперёд, руки в стороны.
  2. выдох, вернуться в и.п.
  • «Дельфины плывут» - и.п.- о.с.    (3-4 раза)
  1. вдох.
  2. выдох, наклониться, коснуться правым локтем левого колена.
  3. вдох. Вернуться в и.п.

выдох, наклон к правому колену.

КОМПЛЕКС №18

ВЕТЕРОК

(по методу Б. Толкачёва)

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. На вдох плавно поднять руки вверх. Выдыхая, опустить руки и произнести: «ф»

ЦВЕТОК

(по методу Б. Толкачёва)

Сидя по-турецки, закрыв глаза, сделать спокойный вдох через нос, задержать дыхание. На продолжительном выдохе сказать «а – а – ах»

КОМПЛЕКС №19  

ВОЗДУШНЫЙ ШАР ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ

Сесть по-турецки, одна рука лежит между ключицами.

  • Спокойный вдох с медленным поднятием плеч.
  • Спокойный выдох, плечи опускаются

Повторить 3 раза.

ОЧИЩАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ

Стоя. Сделать вдох через нос.  Через плотно сжатые губы делается ступенчатый выдох, малыми порциями, с большим напряжением и сопротивлением. Повторить 4-5 раз.

КОМПЛЕКС №20   

ЛЯГУШКА

  • Глубокий вдох через нос – задержать дыхание. Быстрый выдох ртом со словом «ква».

  • Быстрый вдох через нос – задержать дыхание. Медленный выдох ртом «ква – а – а»

  • Положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «ква – ква – ква», втягивая живот.

КОМПЛЕКС №21   

 ПАРУС

И.П. – основная стойка. На счёт «раз» - вдох; на счёт «два, три, четыре» - продолжительный выдох со словами: «ветер надувает парус»

СЕВЕРОК – ВЕТЕРОК

Во время ходьбы по залу, дети произносят закличку: на вдохе - «се-ве-рок», на выдохе – «ве-те-рок», поднимая и опуская при этом руки. Повторить 3-4 раза.

КОМПЛЕКС №22   

 ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ЙОГОВ

  • Закрыть правую ноздрю пальцем, медленно вдохнуть через левую, выдохнуть в ту же ноздрю (выдох в два раза продолжительнее вдоха) Тоже проделать с левой ноздрёй. Повторить 15 раз.
  • Быстрый вдох и быстрый выдох через нос. Поле 10 вдоха и выдоха задержать дыхание.
  • Спокойный вдох и выдох с втягиванием живота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей: «Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики. Правила выполнения».

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе....

Для чего нужна дыхательная и артикуляционная гимнастика

Материал содержит рекомендации учителя-логопеда для родителей по применению игровых приёмов и упражнений в развитии дыхания и артикуляции....

Пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование физически и психологически здоровой личности; предупреждение заболеваний у детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии: дыхательная и артикуляционная гимнастика, самомассаж лица в работе с детьми с ОВЗ».

В мастер-классе для родителей детей с ОВЗ используются здоровьесберегающие технологии, а именно дыхательная, артикуляционные гимнастики, самомоссаж лица....

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Данная статья полезгна для педагогов и родителей, которые щзаниямаются развимтием дыхания и артикуляции детей дошкольного возраста....