Консультация о дыхательной и артикуляционной гимнастике
консультация
Значение артикуляционной гимнастики для детей
дошкольного возраста
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_o_dyhatelnoy_i_artikulyatsionnoy_gimnastike.docx | 66.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение артикуляционной гимнастики для детей
дошкольного возраста
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.
И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.
И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
• речевой слух,
• речевое внимание,
• речевое дыхание,
• голосовой и речевой аппарат.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения.
Вопрос к воспитателям:
Что такое - артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:
• Улучшения подвижности органов артикуляции;
• Увеличения объема и силы движений;
• Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
• Усилению кровообращения;
• Развитию гибкости органов речевого аппарата;
• Укреплению мышц лица.
Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей:
Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:
• Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;
• На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;
• При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».
Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
В младших группах берутся упраж. на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому на логопункте ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. В группе ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.
Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.
Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -
следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
Таким образом, уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.
Сентябрь (1-2 недели) Комплекс № 1 |
Пальчиковая гимнастика: «В гости» В гости к пальчику большому (Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.) Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики — друзья, Друг без друга им нельзя! (Сжать пальцы в кулак и разжать их.) |
Артикуляционная гимнастика: «Окошко» широко открыть рот - "жарко" закрыть рот - "холодно» «Чистим зубки» улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы «Месим тесто» Улыбнуться пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя" покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) |
Дыхательная гимнастика: «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание). Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании. И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз. |
Сентябрь (3-4 недели) Комплекс № 2 |
Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья» "Раз, два, три, четыре, пять, |
Артикуляционная гимнастика: «Чашечка» улыбнуться широко открыть рот высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка) «Дудочка» с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) «Заборчик» улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы |
Дыхательная гимнастика: «Дышим тихо, спокойно и плавно» Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании. «Ёжик» Ёжик добрый, не колючий, Посмотри вокруг получше. И.п. – о.с. 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом; 2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.) |
Октябрь (1-2 недели) Комплекс №3 |
Пальчиковая гимнастика: «Фруктовая ладошка» |
Артикуляционная гимнастика: «Маляр» губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо «Грибочек» улыбнуться поцокатъ языком, будто едешь на лошадке при сосать широкий язык к нёбу «Киска» губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. |
Дыхательная гимнастика: «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание) Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких. И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей. Повторить 4-8 раз. |
Октябрь (3-4 недели) Комплекс №4 |
Пальчиковая гимнастика: «Соберу грибы» Я корзину в лес беру, там грибы я соберу. Подберезовик, опенок, |
Артикуляционная гимнастика: «Поймаем мышку» губы в улыбке приоткрыть рот произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик) «Лошадка» вытянуть губы приоткрыть рот поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки) «Пароход гудит» губы в улыбке открыть рот с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..." |
Дыхательная гимнастика: «Губы «трубкой». 1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы. 2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа. 3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух). 4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз. |
Ноябрь (1-2 недели) Комплекс № 5 |
Пальчиковая гимнастика : «Посуда» Девочка Ирина порядок наводила. |
Артикуляционная гимнастика: «Слоник пьёт» вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника" "набирать водичку", слегка при этом причмокивая «Индюки болтают» языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..." «Орешки» рот закрыт кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки на щеках образуются твердые шарики - "орешки" |
Дыхательная гимнастика: «Ушки». Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз. «Маятник» Влево, вправо, влево, вправо, А затем начнем сначала. И.п. – руки на поясе (вдох). 1 – наклон вправо (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3 – наклон влево (выдох); 4 - и.п. (вдох). Выдох со звуком «т-у-у-х». |
Ноябрь (3-4 недели) Комплекс №6 |
Пальчиковая гимнастика: «Перелетные птицы» Серенькое перышко. |
Артикуляционная гимнастика: «Качели» улыбнуться открыть рот кончик языка за верхние зубы кончик языка за нижние зубы «Часики» улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой «Блинчик» улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу |
Дыхательная гимнастика: «Пускаем мыльные пузыри». 1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. 3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз. |
Декабрь (1-2 недели) Комплекс № 7 |
Пальчиковая гимнастика: «Мебель» Мебель я начну считать: |
Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье» улыбнуться открыть рот широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу «Шарик» надуть щеки сдуть щеки «Гармошка» улыбнуться сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать) |
Дыхательная гимнастика: «Дыхание» Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. И.п. – о.с. 1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох; 2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. «Добро делать для людей» И.п. – о.с. 1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох). Произносить звук «у-х-х». |
Декабрь (3-4 недели) Комплекс № 8 |
Пальчиковая гимнастика: «Зимние забавы» «Мы во двор пошли гулять» |
Артикуляционная гимнастика: «Барабанщик» улыбнуться открыть рот кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..." «Парашютик» на кончик носа положить ватку широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх «Загнать мяч в ворота» "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать) |
Дыхательная гимнастика: «РЕГУЛИРОВЩИК» Верный путь он нам покажет, Повороты все укажет. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос); 2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р» |
Февраль (1-2 недели) Комплекс № 11 | ||
Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы» Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев) Сала дам синичке. (4раза-«режущие» движения одной ладони по другой) Приготовлю крошки ( пальцы щепоткой – «крошим хлеб») Хлебушка немножко.( тереть подушечки пальцев друг о друга) Эти крошки – голубям,( вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью) Эти крошки – воробьям.( то же – левой рукой) Галки да вороны, Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны») | ||
Артикуляционная гимнастика: «Блинчики» УТРОМ МЫ ВСТАЛИ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе). БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). | ||
Дыхательная гимнастика: «ВОЗДУШНЫЙ ШАР ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ» Ты, как шарик, полети, Сверху землю огляди. И.п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах. 1 – поднять плечи и ключицы (вдох); 2 – опустить плечи и ключицы (выдох). | ||
Февраль (3-4 недели) Комплекс №12 | ||
Пальчиковая гимнастика: «Защитники отечества» Пальцы эти – все бойцы. Удалые молодцы. ( Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак) Два больших и крепких малых и солдат в боях бывалых. (Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу) Два гвардейца – храбреца! ( Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу) Два сметливых молодца! ( Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.) Два героя безымянных,но в работе очень рьяных! (Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.) Два мизинца , коротышки – очень славные мальчишки! ( Приподнять мизинцы. Хлопнуть) | ||
Артикуляционная гимнастика: «Барсик»
| ||
Дыхательная гимнастика: «ВЕТЕР» Сильный ветер вдруг подул, Слезки с ваших щек сдул. И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. 1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки; 2 – задержать дыхание на 3-4 сек; 3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. |
Март (1-2 недели) Комплекс № 13 | |||
Пальчиковая гимнастика: «Наши мамы» | |||
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка»
| |||
Дыхательная гимнастика: «КРЫЛЬЯ» Крылья вместо рук у нас, Так летим – мы высший класс. И.п. – ноги слегка расставлены. 1 – руки через стороны поднять вверх (вдох); 2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох). «Трубач» За собой трубач зовет, Он здоровье нам дает. И.п. – ноги вместе, руки перед грудью сжаты в кулаки, губы сложены «трубочкой». 1 – вдох; 2 – медленный выдох с громким произнесением звука «пф». | |||
Март (3-4 недели) Комплекс № 14 | |||
Пальчиковая гимнастика: «Комнатные растения»
| |||
Артикуляционная гимнастика: «Показать язык» Язык наш нужно показать, Сначала зубкам волю дать. Та-Та-Та(покусать кончить языка) Заморились уже зубы, Пусть язык покажут губы. Пя-Пя-Пя (пошлепать кончик языка). «Лопатка» Пусть язык наш отдыхает, Пусть немножко подремает. | |||
Дыхательная гимнастика: «Радуга, обними меня» И.п. – о.с. 1 – полный вдох носом с разведением рук в стороны; 2 – задержать дыхание на 3-4 сек; 3 – растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы поднимая плечи: одна рука идет под мышку, другая – на плечо. |
Апрель (1-2 недели) Комплекс № 15 |
Пальчиковая гимнастика : «Домашние животные» |
Артикуляционная гимнастика: «Часики» Отдохнул и потянулся, Влево, вправо повернулся, Вот так: тик-так, тик-так. «Почистим зубы» Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние. «Гармошка» На гармошке чтоб сыграть, Нужно челюсть опускать, Язычок не отрываем, Очень здорово играем. |
Дыхательная гимнастика: «ЦВЕТЫ» Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи: Каждый бутончик склониться бы рад Направо, налево, вперёд и назад. От ветра и зноя бутончики эти Спрятались живо в цветочном букете По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались. Упражнение повторить 6-8 раз. |
Апрель (3-4 недели) Комплекс №16 |
Пальчиковая гимнастика: « Труд» Ивану-большаку - дрова рубить,(Берём правой рукой большой пальчик и слегка его потряхиваем.) Ваське-указке - воду носить, ( Слегка потряхиваем указательный пальчик) Мишке-среднему - печку топить, (Слегка потряхиваем средний пальчик) Гришке-сиротке - кашу варить, (Потряхиваем безымянный пальчик) А крошке-Тимошке - песенки петь. (Слегка потряхиваем мизинчик) Песни петь и плясать, |
Артикуляционная гимнастика: «Улыбка» Наш Дениска – озорник Тянет губки к ушкам. - Посмотрите, - говорит, - Я теперь - лягушка! «Трубочка» Кто играет на гитаре, А Денис на дудочке, Губы вытянул вперед Узкой-узкой трубочкой
«Горка» Кончик языка в зубки упирается, Спинку выгибаем - горка получается. Быстро- быстро с горки вниз На санках катится Денис. |
Дыхательная гимнастика: «Аромат цветов» Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!». Повторить 3-4 раза. «ПЧЕЛЫ» Мы представим, что мы пчелы, Мы ведь в небе – новоселы. И.п. – ноги слегка расставлены. 1 – развести руки в стороны (вдох); 2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох). |
Май (1-2 недели) Комплекс № 17 |
Пальчиковая гимнастика:« На лугу»На лугу, цветов - несчесть! (разводят руки в стороны) |
Артикуляционная гимнастика: «Часики» У Дениса есть часы – Удивительной красы! Ходят стрелочки по кругу И хотят догнать друг друга. «Вкусное варенье» Если у Дениса плохое настроение, Ест Дениска наш вкусное варенье. Надо верхнюю губу вареньицем намазать, И широким язычком облизнуть все сразу. «Качели» Язычок – вверх и вниз – На качели сел Денис. Вот качели высоко, Вот качели низко. До чего же хорошо, Весело Дениске! |
Дыхательная гимнастика: «Часики» Часики вперед идут, За собою нас ведут. И.п. – стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 - взмах руками назад – «так» (выдох). «Петушок» Крыльями взмахнул петух, Всех нас разбудил он вдруг. И.п. – о.с. 1 – поднять руки в стороны (вдох); 2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох). |
Май (3-4 недели) Комплекс № 18 |
Пальчиковая гимнастика: «Насекомые» |
Артикуляционная гимнастика: «Грибок» Наш Дениска в лес пошел, Под сосною гриб нашел. Подними вверх язычок- Покажи, как рос грибок. «Барабанщик» Недавно бабушка Анфиса Купила барабан Денису. И теперь он делом занят: Громко – громко барабанит. «Пароход гудит» Вот Денискин пароход Смело по морю плывёт. Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «ы – ы –ы» . |
Дыхательная гимнастика: «Насос» Накачаем мы воды, Чтобы поливать цветы. 1 - наклон туловища в правую сторону (вдох); 2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох). «Гуси летят» Гуси высоко летят. На детей они глядят. И.п. – о.с. 1 – руки поднять в стороны (вдох); 2 – руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох) |
Июнь (1-2 недели) Комплекс №19 | |
Тема: «Времена года. Лето». Пальчиковая гимнастика: Пальчиковая гимнастика «На лужайке» На зелёной на лужайке (Дети изображают игру на балалайке) Заиграла балалайка. Заиграла дудочка, (Изображают игру на дудочке) Дудочка – погудочка. В сарафане красненьком («Плясать» пальчиками на крышке стола) Заплясала Настенька.
| |
Артикуляционная гимнастика: Упражнения для щёк и губ Чередование упражнений «Улыбка»-«Хоботок» (5раз); Чередование упражнений: надуть щёки-втянуть щёки (5раз); «Белочка грызёт орешки»-улыбнуться и постучать передними зубками Упражнения для языка «Язычок в чащобе»-протиснуть язык сквозь полусомкнутые зубы (3 раза); Губы в улыбке. Медленно высовывая язык покусывать его по всей поверхности; «Грибы» на длинных и коротких ножках. (По 5). «Вкусное варенье»-облизать губы вкруговую; «Почистить зубки»: нижние-сверху вниз, из стороны в сторону, верхние-из стороны в сторону. «Подать состав - убрать состав | |
Дыхательная гимнастика: Работа над силой голоса. Дует летний лёгкий ветерок (тихо): «У-у-у-у-у». Подул сильный ветерок (громко): «У-у-у-у-у». (3раза) Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (громко-тихо); Летние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у». «Самолет» Полетим на самолете, Будем сильными в полете. И.п. – лежа на животе, опора на предплечья. 1–3 – прогнуться, приподнять голову, плечи, ноги прямые, руки в стороны (вдох); 4 – и.п. (выдох). | |
Июнь (3-4 недели) Комплекс № 20 | |
Тема: «Откуда хлеб пришёл?» Пальчиковая гимнастика: Упражнение «Каша» Каша в поле росла, (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.) К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.) Всех друзей угостим, (В правой ладошке «мешают» указательным по тарелке дадим. пальцем левой руки.) Птичке-невеличке, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.) Зайцу и лисичке, Кошке и матрёшке. Всем дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)
| |
Артикуляционная гимнастика: Упражнения для щёк и губ «Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щёчки у хомячка, который несёт в норку запасы зерна. (Надуть обе щеки). Хомячок высыпал зерно в норке. (Втянуть обе щеки.) «Спрятать зёрнышки попеременно то за левую, то за правую щёчки». ( Надувать попеременно то левую, то правую щёки.) чередование упражнений «Оскал» - «Рупор» (бублик). Упражнения для языка Чередование упражнений «Лопатка» - «Колышек» - «Чашечка» (каждое положение языка удерживать под счёт от 1 до10, выполнять 3 раза) «Качели» (тянуться языком к носу и подбородку по 5 раз). «Паровоз» (3 раза выкатить состав). | |
Дыхательная гимнастика: Развитие физиологического дыхания Вдыхаем аромат пшеничного хлеба, затем ржаного. (Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два», «три» выдох ртом.) «Куры». Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох. Повторить 3-5 раз: Бормочут куры оп ночам, Бьют крыльями тах-тах (выдох), Поднимем руки мы к плечам (вдох), Потом опустим – так |
Июль (1-2 недели) Комплекс № 21 |
Тема: «Речные рыбы» Пальчиковая гимнастика: «Рыбка». Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изоб- Рыбке весело играть. ражают, как плавает рыбка.) Рыбка, рыбка, озорница. (Грозят пальчиком.) Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.) Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плавает рыбка.) Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.) Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».) |
Артикуляционная гимнастика. «Лошадка» - медленно, 10 раз. «Грибочек» - 5 раз под счёт от 1 до 5-10. «Гармошка» - 10 раскрытий рта. Чередование упражнений «Блинчик» - «Блинчик с вареньем» - 5 раз. «Барабанщик». Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и |
Дыхательная гимнастика: Развитие речевого дыхания и голоса. Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш. Насос. Произнесение звука с-с-с. Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши- Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту». Сигнал машины. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би». «Косарь». Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза: Косарь идёт косить жнивьё: Зу-зу, зу-зу, зу-зу. Идём со мной косить вдвоём: Замах направо, а потом Налево мы махнём. И так мы справимся с жнивьём. Зу-зу, зу-зу вдвоём. |
Июль (3-4 недели) Комплекс № 22 |
Тема: «Животные жарких стран» Пальчиковая гимнастика: Верблюд. Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев. Вот верблюд – живое чудо. Два горба есть у верблюда. С. Маршак Крокодил. Раскрывать и закрывать сложенные ладони с загибанием пальцев внутрь ладони. А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. С. Маршак Жираф. Сжать пальцы в кулак, чуть – чуть приподняв мизинец и указательный палец. |
Артикуляционная гимнастика: Упражнения для щёк и губ Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки. Надувать по очереди правую и левую щёки. Разговор обезьян. Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух – ух – ух – ух, ох – ох – ох – ох». Злой шакал. Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы. Слон раскрывает и закрывает хобот. Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя. Упражнения для языка Жираф жуёт листочки. Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя. Обезьянка. Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами. Обезьянки качаются на лианах. («Гармошка») Сигнал опасности у обезьянок. Щёлкать языком, изменяя форму рта. |
Дыхательная гимнастика: Развитие речевого дыхания и голоса Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от «одного» до «пяти»). Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр – громко, низким голосом, тигрёнок – тихо, высоким голосом. Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление). Психогимнастика. Пластические этюды Мартышка – кривляка. Педагог показывает какие – либо движения, а дети повторяют их. Затем дети придумывают движения сами. |
Август (1-2 недели) Комплекс № 23 |
Тема: «Инструменты» Пальчиковая гимнастика: Пальчиковая гимнастика «Повар» Повар готовил обед. А тут отключили свет. (Ребром ладони дети стучат по столу.) Повар леща берёт И опускает в компот. (Загибают большой палец на левой руке.) Бросает в котёл поленья. В печку кладёт варенье. (Загибают указательный палец.) Мешает суп кочерыжкой, (Загибают средний палец.) Угли бьёт поварёшкой. (Загибают безымянный палец.) Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец.) И очень доволен он! (Разводят руками.)
|
Артикуляционная гимнастика: Упражнения для щёк и губ Включенный миксер. Круговые движения нижней челюстью. (Подбородком нарисовать букву «о» при открытом и закрытом рте.) Крутим ручку мясорубки. Максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения: «Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы». Упражнения для языка Гладим бельё. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Производить движения кончиком языка по твёрдому нёбу, стараясь дотронуться до мягкого нёба. Привести язык в исходное положение. Лошадка (10 раз.) Гармошка (10 раз.) Грибочек (3 раза под счёт от 1 до 10.) |
Дыхательная гимнастика: Развитие речевого дыхания и голоса Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Д-з-з-з-з-з-з». Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» - «Вжи-вжа-вжо». «Жук». Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох. Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох. Повторить упражнение 4-5 раз: Жж-у, - сказал крылатый жук, Посижу и пожужжу. |
Август (3-4 недели) Комплекс № 24 |
Тема: «Посуда. Продукты питания». Пальчиковая гимнастика: «Машина каша» Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки в ладонь левой) Маша кашей всех кормила (дети мешают в левой ладошке.) Положила Маша кашу Кошке – в чашку, (Загибают по одному пальчику на левой руке.) Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.) Всё до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)
|
Артикуляционная гимнастика: Упражнения для щёк и губ Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно. Упражнения для языка Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашка» глубже? Язык «чешкой» снаружи и внутри рта. Чашка и блюдце на столе. Чередовать артикуляционные позиции: Язык «чашечкой» и язык «блюдечком» («лопатка»). Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой». Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну. Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку». |
Дыхательная гимнастика: Развитие речевого дыхания и голоса Пьём коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.) Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!» |
Стихи для развития речи дошкольников
У кого какие рога
Рога у барана,
Будто две баранки.
Рога у коровы,
Будто две подковы.
Рога у козы,
Будто две косы.
Рога у вола,
Будто два кола.
Рога у быка,
Будто два штыка.
Рога у зубра,
Как у вил зубья.
Рога у оленя -
Два куста сирени.
А рога у лося,
Будто корни сосен.
Сам ты можешь
Догадаться,
Что рога всем,
Чтоб бодаться.
После произнесения всего текста дети начинают шутливо податься, бегая друг за другом.
Поскольку нельзя сохранить короткий текст, приходится сюда же добавлять второе стихотворение на другую тему.
Андрей Усачев
Эх!
- Эх, - вздыхали рыбаки, -
Это разве судаки?
Раньше вытащишь, бывало,
Хвост, бывало, в полруки!
- Эх, - вздыхали судаки, -
Раньше были червяки…
Червяком одним, бывало,
Наедалось полреки!
- Эх, - вздыхали червяки, -
Раньше врали рыбаки!..
Мы, послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастики
упражнения помогут вам научить ваших детей развивать артикуляционный аппарат,что в дальнейшем поможет правильному произношению звуков....
Мастер-класс для родителей: «Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики. Правила выполнения».
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе....
Для чего нужна дыхательная и артикуляционная гимнастика
Материал содержит рекомендации учителя-логопеда для родителей по применению игровых приёмов и упражнений в развитии дыхания и артикуляции....
Пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование физически и психологически здоровой личности; предупреждение заболеваний у детей дошкольного возраста...
Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии: дыхательная и артикуляционная гимнастика, самомассаж лица в работе с детьми с ОВЗ».
В мастер-классе для родителей детей с ОВЗ используются здоровьесберегающие технологии, а именно дыхательная, артикуляционные гимнастики, самомоссаж лица....
Планирование дыхательной и артикуляционной гимнастики
Для детей 2-4 лет...
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Данная статья полезгна для педагогов и родителей, которые щзаниямаются развимтием дыхания и артикуляции детей дошкольного возраста....