Планирование дыхательной и артикуляционной гимнастики
методическая разработка по логопедии

Зайнуллина Татьяна Владимировна

Для детей 2-4 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование работы

по артикуляционной  и дыхательной гимнастике для детей 2-4 лет

Группа «Ладушки»  

Воспитатель: Зайнуллина Т.В

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. ( вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком;  вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.; вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков; укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Цель  дыхательной гимнастики – способствовать развитию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков; выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Сентябрь

1 неделя.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Артикуляционная гимнастика.

  Качели.
Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.

Упражнения дыхательной гимнастики

             Игра "Капитаны".

На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.

Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.

Артикуляционная гимнастика.

Повторение упражнения «Качели»

 Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.

Упражнения дыхательной гимнастики

«Ветер и листья»

Вдох, задержка, на выдохе продолжительно произносить звук Ф, раскачивая поднятыми руками.. Затем на одном выдохе произносить звук П (ступенчатый выдох), постепенно опуская руки вниз.

Артикуляционная гимнастика.

Повторение упражнения «Лягушка»

  Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.

Упражнения дыхательной гимнастики

          Игра "Водичка".

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:


Водичка, водичка,  

Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!


Артикуляционная гимнастика.

 Лягушка – хоботок
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Хоботок».
 Окошко
На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти


1.
Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

Октябрь

1 неделя.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Артикуляционная гимнастика.

Повторение упражнения «Окошко»

 Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.

Упражнения дыхательной гимнастики

. Дыхательное упражнение "Ракета". Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза.

Артикуляционная гимнастика.

Повторение упражнения «Лопаточка»

Иголочка
 Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Упражнение для губ.

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка-трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Артикуляционная гимнастика.

Повторение упражнения «Иголочка»

 Лопаточка-иголочка
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

Как волшебник, наш Николка -

Лопатку превратил в иголку.

Дыхательно-голосовые упражнения

«В лесу»

Дети на поезде приехали в лес (У-у-у..). Увидели большой гриб (О-о-о…) Цветок (Ах-ах). Дети заблудились  (Ау-ау) Листья   шелестят  (Ш-ш-ш). Поезд обратно поехал (У_у-у…)

Артикуляционная гимнастика.

Повторение упражнения «Иголочка-лопаточка»

  Часики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.

        Упражнения для языка:(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

1.        «БОЛТУШКА» - движения языкомвперед-назад.

2.        «ЧАСИКИ» - вправо-влево,

  1. «КАЧЕЛИ» - вверх-вниз,
  2. «ЛОШАДКИ» - цоканье

Ноябрь

1 неделя.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Артикуляционная гимнастика.

Повторение упражнения «Часики»

  Лошадка
 Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

Упражнения дыхательной гимнастики

                            Свеча. 
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Лошадка»

Накажем непослушный язычок
Положить широкий язычок между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»
 

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти


На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

Артикуляционная гимнастика.

Повторение упражнения «Накажем непослушный язычок»

 Киска сердится
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз»-выгнуть язык горкой, на счёт «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается

Киска сердится на Машу:

Хочет рыбку, а не кашу.

Упражнения дыхательной гимнастики

Косари.
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Киска сердится»

 Упрямый ослик
Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, с силой произносить сочетание ИЕ.

Упражнения для развития подвижности губ

Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
- Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
- Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

Декабрь

1 неделя.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Артикуляционная гимнастика.

Повторение упражнения «Упрямый ослик»

Трубочка
Открыть рот, свернуть язык трубочкой и длительно подуть в эту трубочку.

Упражнения дыхательной гимнастики


Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

Артикуляционная гимнастика.

Повторение упражнения «Трубочка»

Чистим нижние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть – неподвижна.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

 Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Чистим нижние зубки»

  Посчитай нижние зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть – неподвижна.(2 мл.гр)

Достань языком нос.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе.  Следить чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть неподвижны.(1 мл.гр)

Упражнения дыхательной гимнастики


«Аромат цветов»

Спокойный вдох через нос, продолжительный выдох через «А-ах» 

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Посчитай нижние зубки» или «Достань языком нос»

 Бублик
Выполнить упражнение «Хоботок». Округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать губы на счёт до пяти. Зубы должны быть сжаты.

Упражнения для развития подвижности губ

 Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Январь

1 неделя.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Бублик»

  Фокус
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

Упражнения дыхательной гимнастики


Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Фокус»

Чашечка
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

 Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Чашечка» Маляр

 Потолок покрасил гномик,

Приглашает нас в свой домик.


Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.

Упражнения дыхательной гимнастики


.
Футбол.
Вьюга» По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у… По сигналу «Сильная вьюга» дети громко гудят. По сигналу «Вьюга затихает» постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга закончилась» - замолкают.

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Маляр»

Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (намазать) губку вареньем

Упражнения для развития подвижности губ

Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

Февраль

1 неделя.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Вкусное варенье»

Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Вот грибок на тонкой ножке –

Ты клади его в лукошко.

Упражнения дыхательной гимнастики

«Мышка принюхивается» Короткие вдохи через нос, затем небольшая задержка дыхания и продолжительный равномерный выдох через нос.

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Грибок»

Гармошка
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот. Эй, дружок, Антошка! Сыграй нам на гармошке
!

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

 Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Гармошка»

Пароход
Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Следить- кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта.

Упражнения дыхательной гимнастики

«Ежик» После активного вдоха через нос на выдохе  произносить: «пых-пых…», энергично работая мышцами живота.

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Пароход»

                                     Индюк
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп убыстрять, добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить – язык должен быть широким.

Ходят по двору подружки –

Две болтливые индюшки.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба


1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.


Март

1 неделя.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Индюк»

Барабан
Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться

Упражнения дыхательной гимнастики

 Футбол.

Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробка. Выполнить упражнение 6 – 8 раз.

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Барабан»

Комарик
 Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з. Следить чтобы рот не закрывался

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

Подражать:
- стону,
- мычанию,
- свисту.

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Комар»

Моторчик
Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами) быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки или просто чистым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону

Упражнения дыхательной гимнастики9. Свеча.
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Моторчик»

Достать языком подбородок.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе. Следить чтобы язык не сужался.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

Чьи зубы чище?

Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Апрель

1 неделя.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Достань языком подбородок»

Язык перешагивает через зубы.

Рот открыт. Губы в улыбке. .Движения языка: широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы неподвижны.

Упражнения дыхательной гимнастики

                           Кораблики.
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Язык перешагивает через зубы».

Фырканье.

Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

Упражнения для развития подвижности губ

Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Фырканье»

Автомат.

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубками многократно и отчетливо произнося звук т-т-т  - сначала медленно, а не хлопал,

Упражнения дыхательной гимнастики

                               Футбол.
Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробка. Выполнить упражнение 6 – 8 раз.

Артикуляционная гимнастика.

Повторить «Автомат»

Пароход.

Быстро по реке плывёт

И гудит наш пароход – "ыыыы"!

Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ыыыы" – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

 Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

                                                                                                                             Май

1 неделя.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Пароход»

                 Вкусное варенье

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.                   Упражнения дыхательной гимнастики

                  Буль-бульки.
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

       Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Вкусное варенье»

                              Индюк
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп убыстрять, добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить – язык должен быть широким.

Ходят по двору подружки –

Две болтливые индюшки.

Упражнения для губ

Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.

Артикуляционная гимнастика. 

Повторить упражнение «Индюк»

Потолок покрасил гномик,

Приглашает нас в свой домик.

Улыбнуться, открыть рот, "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Проделать 10 раз, меняя направления.

Упражнения дыхательной гимнастики

                                      Насос.

С братом мы возьмём насос –

Будет праздник для колёс:

Подкачаем шины

Папиной машины.

Предложить ребёнку длительно произнести звук "сссссс…" Обратить внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя холодная.

Артикуляционная гимнастика.

Повторить упражнение «Молоток»

Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

 Кто дальше загонит мяч?
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.

Июнь

1 неделя.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Артикуляционная гимнастика. 

        «МЕСИМ ТЕСТО»

  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами - «пя-пя-пя-пя-пя...»
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Упражнения дыхательной гимнастики

Волшебные пузырьки.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Артикуляционная гимнастика. 
         «ПАРАХОД ГУДИТ»

  • губы в улыбке
  • открыть рот
  • с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы...»

Упражнения для губ

           Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Артикуляционная гимнастика.

                    «МАЛЯР»

губы в улыбке

  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

Упражнения дыхательной гимнастики

Дудочка.
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

Артикуляционная гимнастика. 

          «ПОЙМАЕМ МЫШКУ»

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Упражнения для губ и щек

    Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Июль

1 неделя.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Артикуляционная гимнастика.

                    «КИСКА»

  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Упражнения дыхательной гимнастики

Одуванчик.

Ветер дул на одуванчик –

Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. Зафиксированный на ниточке. Выполнять упражнение 4 – 6 раз.

Артикуляционная гимнастика. 

                «ГРИБОЧЕК»

  • улыбнуться
  • поцокать языком, будто едешь на лошадке
  • присосать широкий язык к нёбу

Упражнения для губ

                   Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Артикуляционная гимнастика. 

             «ЗАБОРЧИК»

  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Упражнения дыхательной гимнастики


.
Дует ветерок.
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.

Артикуляционная гимнастика.

                «ЧАШЕЧКА»

  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Упражнения для губ и щек

 Голодный хомячок.
Втянуть щеки.

Август

1 неделя.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Артикуляционная гимнастика. . «Ковшик»

Широко рот открываем, Краешки приподнимаем,  Язычок – баловничок, Спинку низко опускает. Очень он на ковш похож, В него воду вылить можно, Держи воду, не спеши,  Ковшик всем свой покажи.

Упражнения дыхательной гимнастики

Губная гармошка.
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

Артикуляционная гимнастика. «ЧИСТИМ ЗУБКИ»

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубки

Упражнение на развития подвижности нижней челюсти

                Трусливый  птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично

Артикуляционная гимнастика. . Пароход гудит.
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).

Упражнения дыхательной гимнастики

Цветочный магазин.
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

Артикуляционная гимнастика. «ОКОШКО»

  • широко открыть рот — «жарко»
  • закрыть рот - «холодно»

Упражнения для губ и щек

 Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Картотека пальчиковой гимнастики для младшей группы

Группа «Ладушки»  

Воспитатель: Зайнуллина Т.В

                                                                                                           Сентябрь
«Осень»
Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки) 
Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем) 
Птицы к югу полетели, - (Изображаем крылья) 
Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши) 

«Солнце»
Пальцы широко раздвину. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу, 
Руки так соединю. пальцы раздвинуты в стороны, 
Это солнышко с лучами. пошевелить пальцами) 
Рады все его теплу. 

«Цветок»
У нас в саду расцвёл цветок. (Ладошки изображают бутон) 
Чтоб стал красив он и высок, (Поднимаем «бутон» вверх) 
Раскрыл на утро лепестки, (Раскрываем ладошки) 
Должны работать корешки. (Опускаем ладошки вниз, соединив тыльной 
стороной»

«Дождь»
Дождь стучит в моё окно: (Сжимаем и разжимаем ладошки) 
Кап – кап – кап. (Стучим пальчиком) 
Время осени пришло, (Соединяем подушечки пальцев) 
Так – так – так. (Хлопаем в ладоши) 

                                                                                                  Октябрь
«Солнышко»
Солнышко в глазки (Образовать два кружка из больших и указ. пальцев) 
Светит ребяткам. 
Мы поиграем (Спрятаться за ладошками) 
С солнышком в прятки. 

«Грибы»
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки 
показываем «крапинки».) 
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.) 
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.) 

«Дождик»
Дождик, дождик, поливай – (Ударяем пальцем по ладони) 
Будет хлеба каравай, (Показываем каравай, булки) 
Будут булки, будут сушки, 
Будут вкусные ватрушки. 

«Ножки»
Нарядили ножки (Показываем на сапожки) 
В новые сапожки. 
Вы шагайте, топайте, (Топаем) 
По лужам не шлёпайте, (Грозим пальцем) 
В грязь не заходите, 
Сапожки новые не рвите. 

                                                                                                             Ноябрь
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого) 
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки) 
Листья березы, 
Листья рябины, 
Листики тополя, 
Листья осины, 
Листики дуба 
мы соберем, 
Маме осенний букет отнесем. 
                                                    «Деревья»
                                                 Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.) 
                                                 Дремучий лес, 
                                                 Полный сказок и чудес! 
«Зайка и ёжик»
Зайка ушки на макушке, (Показываем ушки зайки) 
Скачет, скачет по опушке. (Скачем пальчиками) 
А за ним колючий ёжик (Показываем ёжика) 
Шёл по травке без дорожек. 
                                                   «Два медведя»
                                                     Сидели два медведя (Действуем согласно тексту) 
                                                     На тоненьком суку:
                                                     Один читал газету, 
                                                     Другой молол муку. 
                                                      Раз куку, 
                                                     Два куку, 
                                                     Оба шлёпнулись в муку. 
                                                     Нос в муке, 
                                                     Хвост в муке, 
                                                     Уши м кислом молоке. 

                                                                                            Декабрь
«Зима»
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.) 
Улицы и крыши. (Руки «домиком».) 
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) 
Мы её не слышим… (Рука за ухом.) 

«Выпал снег»
Выпал снег, идём гулять, (Опускаем ладони на колени, шагаем пальцами) 
Будем снежный ком катать. (Катаем) 
Ох, работа не легка – 
Лепим мы снеговика. (Имитируем лепку снеговика) 

«Ёлка»
Кисти мы соединяем, (Действуем согласно тексту) 
Пальчики переплетаем. 
Если так подержим долго, 
То увидим – это ёлка. 

«Новогодний праздник»
- Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.) 
Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.) 
- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.) 
Сладости, игрушки. (Вертим кистями.) 

                                                                                             Январь 
«Снежок»
Раз, два, три, четыре – (4 хлопка кулачками) 
Мы с тобой снежок слепили – (лепят снежки) 
Круглый – (касание соединенных пальцев) 
Крепкий – (руки в «замок») 
Очень гладкий – (погладить кулачок ладошкой) 
И совсем-совсем не сладкий – (грозят пальчиком) 
Раз – подбросим – (ладошки вверх) 
Два – поймаем – («пружинка» с хлопком в ладоши) 
Три – уроним – (ладошки вниз) 
И сломаем – (притоп) 
                                                                                                      «Прогулка»
                                       Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному) 
                                       Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками) 
                                      Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями) 
                                      Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами) 
                                      С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) 
                                      А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) 
                                      И снежками мы кидались (имитируем движения по тексту) 
                                      Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки) 
                                       Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) 
«Рубим дрова»
Чтобы печку растопить, (Складываем пальцы в замок) 
Надо дров нам нарубить. 
Рубим, рубим мы дровишки – (Имитируем действия дровосека) 
Пусть тепло будет детишкам. 
                                                                           «Снежный ком»
Взяли дети белый ком, (Изображаем ком) 
Будем строить снежный дом (Движения, изображающие лепку снежков) 
Мы польем его водой, (Имитируем движения) 
Домик будет ледяной 
Ком за комом мы кладем, (Ставим кулачок на кулачок) 
Вот и вылепили дом. (Рисуем в воздухе ладонями домик)
 
                                                                                                     
Февраль
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.) 
В снежки играть, 
На лыжах бегать, 
На коньках по льду кататься, 
Вниз с горы на санках мчаться. 

«Снеговик»
Вот – кулак и вот – кулак, (Сжимаем кулаки, поднимаем большие пальцы) 
Их соединяю. (Кулаком правой руки обхватываем большой палец левой) 
Снеговик чтоб получился, 
Пальчик поднимаю. 

«Кулачок»
Как сожму я кулачок (Действуем согласно тексту) 
И поставлю на бочок. 
Разожму ладошки, 
Положу на ножки. 

«Солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты, 
Бодрым шагом мы идём. (Пальцы маршируют по столу.) 
В нашу армию, ребята, 
Просто так не попадёшь. (Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево.) 
Нужно быть умелыми, 
Сильными и смелыми (Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.) 

                                                                                              Март
«Весна»
Снова солнце в небе улыбается, (Раздвигаем и сдвигаем пальцы) 
Снег растаял, ручейки звенят. (Опускаем ладони на колени, колокольчик) 
И подснежник первый распускается, (Бутон из ладоней) 
С юга птицы с песнями летят. (Машем ладошками) 

«Тюльпан»
Ладошки мы соединили, (Действуем согласно тексту) 
Потом немного округлили:
Тюльпан раскроет лепестки, 
Его подарим маме мы. 

«Помощник»
Топором дрова колю, (Имитируем действия топором, пилою, показываем
А потом пилой пилю. ладошки) 
Отнесу их бабушке, 
Пусть печёт оладушки. 

«Большая стирка»
Буду маме помогать, (Действуем согласно тексту) 
Буду сам бельё стирать. 
Мылом мылю я носки, 
Крепко трутся кулачки, 
Сполосну носки я ловко
И повешу на верёвку. 

                                                                                                       Апрель 
«Приглашение»
На поляне дом стоит, (Показываем домик) 
Ну а к дому путь закрыт. (Закрытые воротца из ладоней) 
Мы ворота открываем (Раздвигаем ладони) 
В этот домик приглашаем. (Машем ладошкой к себе) 

«В домике»
Стол стоит на толстой ножке, (Ладонь на кулаке) 
Рядом стульчик у окошка, (Ладонь за кулаком) 
Два бочонка под столом, (Два кулака) 
Вот такой я видел дом. (Крыша из ладоней) 

«За столом»
Бабушка очко надела, (Два колечка из пальцев к глазам) 
У стола на стул присела, (Стол и стул из кулачка и ладони) 
Только в книгу заглянула, (Показать ладони) 
Улыбнулась и уснула. (Сложить ладони под щекой) 

«Замок»
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
На двери висит замок. 
Кто его открыть бы мог? (Постучали, друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы) 
Покрутили, 
Потянули
И открыли! (Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны) 

                                                                                            Май
«Гроза»
Капли первые упали (слегка стучим двумя пальцами каждой руки по столу) 
Пауков всех распугали. (внутреннюю сторону ладони опускаем вниз, пальцы слегка сгибаем и перебираем ими, показывая, как разбегаются пауки.) 
Дождик застучал сильней, (стучим по столу всеми пальцами обеих рук) 
Птички скрылись средь ветвей (скрестив руки, ладони соединяем тыльной стороной, машем пальцами, сжатыми вместе) 
Дождь лил как из ведра (сильнее стучим по столу всеми пальцами обеих рук) 
Разбежалась детвора (указательные и средние пальцы обеих рук изображают человечков разбегающихся) 
В небе молния сверкает (рисуем в воздухе молнию) 
Гром всё небо разрывает (барабаним кулаками по столу) 
А потом из тучи солнце (ладони скрещиваются, пальцы растопырены) 
Вновь посмотрит нам в оконце (касаемся указательными и большими пальцами обеих рук друг об друга) 

 «День Победы»
День Победы великой России (хлопаем в ладоши) 
В майский день отмечает страна (показываем солнышко) 
И огнями зелёными, синими (сжимаем и разжимаем кулачки) 
Зажигают салют небеса (поднимаем руки вверх, пальцы на руках раздвинуты) 

«Моя улица»
Это улица моя (хлопаем в ладоши) 
Здесь высокие дома (показываем крыши) 
Детский садик мой и школа - 
Там учиться буду я (сдвигаем и раздвигаем пальчики) 

                                                                                                   Июнь
«Лето наступает»
Вот и лето наступает (хлопки в ладоши) 
Всех на отдых приглашает (сжимаем и разжимаем кулачки) 
Будем плавать, загорать (имитируем движения) 
И на даче отдыхать (показываем домик) 

«Лето»
Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) 
За весной приходит лето. 
Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.) 
И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.) 

«Бутончик»
Солнце поднимается – (руки, сложенные в бутон, поднять вверх) 
Бутончик распускается! (раскрыть ладони) 
Солнышко садится –
Цветочек спать сложиться (вернуть в исходное положение) 

«Бабочки»
Вот как бабочки летали 
Крылышки у них порхали, (имитируем полёт бабочек руками) 
Лапки цепкие трудились
На цветок они садились (опускаем руки на коленки, шевелить пальчиками) 

                                                                                                  Июль
«Цветы»
Расцвели в саду цветы
Небывалой красоты (соединяем руки в бутон, раскрываем ладони) 
К солнцу тянутся цветочки, (поднимаем руки вверх) 
Пять волшебных лепесточков (показываем ладошки) 

«Насекомые»
Насекомых надо знать: (сжимаем и разжимаем кулачки) 
Муха, бабочка, пчела, 
Муравей, комар, оса, 
Шмель, кузнечик и сверчок… (загибаем пальчики) 
И у каждого шесть ног! (хлопаем в ладоши) 

«Козочка»
- Шел старик дорогою (идти пальчиками по стол) 
- Нашел козу безрогую (показать пальчиками рога) 
- Давай, коза, попрыгаем, (постучать пальчиками по столу) 
- Ножками подрыгаем. 
- А коза бодается, (снова показать рога) 
- А старик ругается (погрозить пальчиком) 

«Засолка капусты»
- Мы капусту рубим, рубим (показывать, как рубим капусту) 
- Мы морковку трем, трем (показывать, как трем морковку) 
- Мы капусту солим, солим (пальчики щепоткой-солим) 
- Мы капусту мнем, мнем (ручками "мнем" капусту) 

                                                                                                     Август
«Мои пальчики умеют»
Мои пальчики умеют (сжимаем и разжимаем кулачки) 
Мяч ловить, бельё стирать, 
Выжимать, бумагу клеить
И в тетради рисовать (действуем согласно тексту) 
«Считаем пальчики»
Можешь пальцы сосчитать: (хлопаем в ладоши) 
Один, два, три, четыре, пять (загибаем на правой руке) 
Один, два, три, четыре, пять – (загибаем на левой руке) 
Десять пальцев, пара рук –
Вот твоё богатство, друг! (показать ладошки, покрутить ими) 
                                                                                «Весёлые пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять – (сжимают и разжимают кулачки, 
затем шевелят ими) 
Пошли пальчики гулять, 
Этот пальчик рыл песок, (загибают пальчики, начиная с большого) 
Этот делал пирожок, 
Этот с горки катался, 
Этот в траве валялся, 
Этот умницей был –
Хорошо говорил. 
                                                     «Отдыхаем»
- Мы сегодня рисовали, (имитировать рисование) 
- Наши пальчики устали, (сжимаем и разжимаем кулачки) 
- Наши пальчики встряхнем, (встряхивать кистями) 
- Рисовать опять начнем (снова имитировать рисование) 

Литература:
Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –М. : АСТ Астрель, 2006г
Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. – СПб. :КАРО, 2008г
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2005г
Ткачёва Т. А. Развитие мелкой моторики. – М. : Эесмо, 2007г
Сайты интернета. 
http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-palchikovoi-gimn
astiki-dlja-mladshih-doshkolnikov-chast-vtoraja.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастики

упражнения  помогут вам научить ваших детей развивать артикуляционный аппарат,что в дальнейшем поможет правильному произношению звуков....

Мастер-класс для родителей: «Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики. Правила выполнения».

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе....

Для чего нужна дыхательная и артикуляционная гимнастика

Материал содержит рекомендации учителя-логопеда для родителей по применению игровых приёмов и упражнений в развитии дыхания и артикуляции....

Пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование физически и психологически здоровой личности; предупреждение заболеваний у детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии: дыхательная и артикуляционная гимнастика, самомассаж лица в работе с детьми с ОВЗ».

В мастер-классе для родителей детей с ОВЗ используются здоровьесберегающие технологии, а именно дыхательная, артикуляционные гимнастики, самомоссаж лица....

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Данная статья полезгна для педагогов и родителей, которые щзаниямаются развимтием дыхания и артикуляции детей дошкольного возраста....

Консультация о дыхательной и артикуляционной гимнастике

  Значение артикуляционной гимнастики для детей ...