Проект: «Здоровая еда – здоров и весел я всегда"
проект (подготовительная группа) на тему
Интеграция – как взаимодействие
отдельных образовательных областей,
обеспечивающее целостность образовательного процесса
в детском саду.
Основные направления работы нашего детского сада – это:
- развитие и коррекция речи детей;
- здоровый образ жизни ребенка;
- активное взаимодействие с родителями в деле обучения и воспитания детей.
Проектная деятельность – это такая форма взаимодействия взрослых (педагоги, родители) и детей, которая позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками.
При осуществлении своего проекта: «Здоровая еда – здоров и весел я всегда», используя интеграцию в разных видах совместной деятельности взрослых и детей, мы успешно решаем эти задачи в контексте с ФГТ и добиваемся положительных результатов.
Защита проекта проходит в виде интегрированных занятий в гостиной «Здоровое питание», на которые приглашаются дети из младших групп. Старшие дети с удовольствием в форме музыкальных, театральных, дидактических игр, логарифмических упражнений, стихов, загадок, сценок, пословиц и поговорок передают свои знания, умения, навыки малышам, а малыши получают огромное удовольствие от увиденного. Также приглашаются и родители.
Всё это способствует развитию коммуникативных способностей детей, умению пользоваться разнообразными средствами общения, так необходимыми будущим первоклассникам.
Цитаты о здоровье
«Жизнерадостность это не только признак здоровья, но еще и самое действенное средство, избавляющее от болезней» С.Смайлс (анг.писатель)
«Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми»Оскар Уайльд (анг.писатель)
«Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы»Томас Карлейль(брит.писатель)
«Кто никогда не был ребенком – никогда не будет взрослым» Чарлз Чаплин
Примерная схема осуществления проекта: «Здоровая еда – здоров и весел я всегда» на 2012 -2013 уч.год.
Тема мини- проектов и сроки их проведения
Образова-тельные области | «Будет хлеб – будет и песня». Сентябрь-ноябрь | «Там где капуста – не бывает пусто» Декабрь - февраль | «Стол без медов, что песня без слов» Март-май | «По малину в сад пойдем» Июнь-август |
Познание | Цель: закрепить знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле, рассказать, как на наших столах появляется хлеб, о питательных свойствах хлебобулочных изделий. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб. Развивать коммуникативные способности детей, учить пользоваться разнообразными средствами общения. | Цель: Рассказать детям о пользе капусты – это источник витаминов и жизненной силы человека, очень вкусный продукт питания. Познакомится с квашеньем капусты. Воспитывать бережное отношение к природе. Обогащать словарь, совершенствовать интонационную выразительности речи. | Цель: Помочь детям проникнуть в тайны происхождения меда. Познакомить с разными сортами меда, продуктами пчеловодства, с питательными и целебными свойствами меда. Расширять словарный запас детей. Закреплять знания об окружающей действительности. | Цель: Вызывать у детей интерес к окружающему миру. Расширять знания и представления о малине, её питательных и целебных свойствах. Развивать связную речь. Учить пользоваться разнообразными средствами общения. |
Коммуникация | Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай на вкус», «Накроем стол к чаю», «Где мы были, мы не скажем, а что ели мы покажем» и др. | Дидактические игры: «Мы считаем», «Один - много»; «Подбери признак», «Сочиняем рифмовки», «Сочиняем сказки про капусту» и др. | Дидактические игры: «Подбери родственные слова», «Назови ласково», «Придумай сказку про пчелку», «Закончи предложение» и др.
| Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Какую ягоду я загадала», «Живые слова», «Спроси у друга», «Народные приметы, пословицы и поговорки» и др.
|
Здоровье | Дидактическая игра: «Полезные и не очень полезные хлебобулочные продукты». Логоритмическое упражнение: «Мы на общем поле нашем» Н.Л.Арефьева. | Дидактическая игра-шутка: «Про овощи» Н.Кончаловская. Игра-эстафета: «Перевозка урожая». Дидактическая игра: «Щи-талочка» М.Гоголева. | КВН «Продукты пчеловодства». Подвижная игра: «Медведь и пчелы». | Экологическая викторина: «Похожи - непохожи». Подвижная игра: «У медведя в бору». |
Чтение художественной литературы | Т.Шорыгина «Хлеб», Н.Забила «Нива золотая», М.Глинская «Хлеб», К.Паустовский «Теплый хлеб», С.Погореловский «Урожай», Загадки, пословицы, поговорки о хлебе. | А.Осинкин «Засолка капусты», Д.Толстой «Капуста», Загадки о капусте. | Русская народная сказка: «Репа и мед» из сборника А.Н.Афонасьева, «Первый сбор» А.Лопатина, Испанская сказка: «Горшочек меда». | Е.Благинина «По малине», Л.Скребцова «Сказка про малиновую принцессу», Д.Данилова «Малина». |
Музыка | Русские народные песни: «Нива золотая», «Расти рожь». Хороводная игра: «Просо». | Музыкальные игры: «Щи-талочка» М.Гоголевой, «Козел» под музыку И.Саца. Русская народная песня: «Вейся, вейся капуста моя». | Музыкальные игры: «Пчелка» муз.М.Красева, сл.Н.Френкин, «На пасеке» муз.Чичкова, сл.П.Синявская, «Медвежонок» Т.С.Овчинникова. | Музыкальная игра: «За малиной» муз.Г.Анисимовой. Хороводная игра: «По малину в сад пойдем» сл.Т.Волгиной, муз.А Филиппенко. |
Социализация | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Медвежонок Тедди в гостях у ребят», «Кафе «Блинная». Игра-драматизация по сказке «Колосок». Настольный театр по сказке «Колобок». | Сюжетно-ролевые игры «Повар», «Овощной магазин». Драматизация А.Крылова «Козел-Мефодий». Кукольный спектакль «Капустный листик» Л.Яхнин. | Сюжетно-ролевая игра «Звонок в справочное бюро» (о свойствах меда). Драматизация сказки Н.Караваевой «Пчелки – добрые подружки». | Дидактические игры «Небылицы», «Малиновые заготовки на зиму». Кукольный спектакль «Как друзья помогали Мишке малину собирать» А.Смирнов. |
Художественное творчество | Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста. Декоративная пластинка из круп: «Колосок». Создание мини-музея: «Зерна». | Аппликация из манной крупы: «Цветная капуста». Рисование с натуры «тычком» капусту – брокколи. | Рисование восковыми мелками «Цветы-медоносы». | Пластилинография «Малина поспела». Ручной труд: игольница из поролона «Малина». |
Взаимодействие с родителями | Презентация хлебобулочных изделий на празднике, посвященном Дню матери «Хочешь есть калачи – не лежи на печи». | Составление книги: «Семейные рецепты из капусты». | Картотека семейных стихов: «Чашку чая выпиваем и стихи про мед сочиняем». | Картотека семейных сказок: «Про тех кто малину любит». |
Список литературы
- Журнал «Здоровье дошкольника» № 2, 3, 4, 5,6, 2009; № 6, 2011; № 1,2012
- «Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ»/ Под ред. З.И.Бересневой – М.: ТЦ Сфера, 2003
- Зимонина В.Н. «Воспитание ребенка –дошкольника «Росинка» Расту здоровым» - М.: Руманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003
- Кузнецова М.Н. «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие/ М.Н.Кузнецова – М.: Айрис – пресс, 2007
- «Модели здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми дошкольного возраста// Отв.редактор Л.Е.Курнешова – М.:Центр «Школьная книга», 2007
- Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - М.: ТЦ Сфера, 2012
- Практический опыт здоровье – сберегающей деятельности в ДОУ/Авт.-сост. А.К. Сундукова, Г.Н.Калайтанова, Е.В.Майгурова – М.: АРКТИ, 2008
- «Руководство по управлению здоровьесберегающими процессами в образовательных учреждений» С.М.Чечельницкой, А.А.Михеевой – Москва Центр «Школьная книга», 2012
Интегрированное занятие
«Стол без медов, что песня без слов».
(Подготовительная к школе группа детей с ОНР).
Подготовили и провели:воспитатель - Лукашенкова А.Н.
музыкальный руководитель –Денисова Т.В.
педагог - психолог – Сермягина В.Ю.
г.Москва, 2012
Цели и задачи: развивать знания детей о вкусной и полезной пищи; закреплять полученные знания о пользе мёда; помочь детям проникнут в тайны происхождения мёда; познакомить с разными сортами мёда, его питательными и целебными свойствами; расширять словарный запас детей: соты, воск, нектар, прополис, перга и т.д.; закреплять навыки чистого интонирования, поощрять творческие проявления при выборе способов действий, интонации, походки, мимики при передачи игровых образов; развивать коммуникативные способности детей в музыкально-театральных играх; вызывать у детей положительные эмоции; воспитывать чувство любви к родной природе; повысить эффективность работы, используя взаимодействие воспитателей, музыкального руководителя и педагога - психолога.
Предварительная работа.
Разучивание стихов, пословиц, загадок по теме .Индивидуальная работа по театрализованной деятельности (разучивание сказки «Пчёлки-добрые подружки» Н. Караваевой), разучивание на музыкальных занятиях песенно – игрового материала «На пасеке» муз.Чичкова, сл.П.Синявского, «Медвежонок» Т.С.Овчинникова, слушание произведения Н. Римского-Корсакова « Полёт шмеля».
Выставка.
Разные виды мёда, продукты пчеловодства: прополис, воск, перга, лекарственные препараты, косметические средства.
Видеоряд.
Фотографии с изображением пчёл, пасеки, растений- медоносов. Книги, иллюстрации,
мультфильмы «Пчела Майя» и «Винипух».
Материалы и оборудование.
Куклы « Би-ба-бо» Петрушка и Незнайка, костюмы, атрибуты и декорации для сценки «Пчёлки-добрые подружки».
Ход занятия.
В зале сидят дети средней и подготовительной группы, родители.
Из-за ширмы появляется Петрушка (в руках бочонок с мёдом ).
П. : Здравствуйте ребята, я снова рад видеть Вас!
(Из-за ширмы появляется Незнайка ).
Н.: «Ужа- ужа – ужасная!».
П.: Что случилось, Незнайка? Поздоровайся с ребятами.
Н.: Здравствуйте, ребята! (плаксиво) Хотела меня ужалить…
П.: Кто?
Н.: Не знаю.
П.: А что ты делал?
Н.: Я хотел ёё поймать, а она всё жужжала и жужжала.
П.: Да это же пчела. И совсем она не ужасная, а очень полезная, об этом ты узнаешь сегодня на нашем занятии.
Н.: Петрушка, а что это у тебя в руках?
П.: А ты отгадай мою загадку и узнаешь:
«Лакомятся мишки,
Взрослые, детишки
Сладким, ароматным
И на вкус приятным».
Н.: Я не знаю.
П.: Ребята, помогите Незнайке.
П.: Верно это мёд. Занавес открывается- фильм про мёд начинается.
Воспитатель: Дорогие ребята, наша встреча сегодня в гостиной «Здоровое питание» посвящается удивительному продукту- мёду.
Прочитайте, как называется наш фильм?
Ребенок: «Стол без медов, что песня без слов».
(Комментарии и беседа по слайдам).
В.: Появлению мёда на наших столах мы обязаны этой маленькой труженице- пчёлке, пчеле - медоносной. А где живут пчёлы?
Дети: В дупле дерева или в улье.
В.: Пчёлы - высокоорганизованные насекомые. Они живут большими семьями, в которые входят от 40 до 80 тыс. пчёл. Каждая пчела исполняет свою функцию. В семье есть мама – матка и папа-трутень. Мама откладывает яйца, из которых появляются личинки. Молодые рабочие пчёлки кормят молодняк, так как у них хорошо развито маточное молочко. Более старшие пчелы занимаются постройкой жилья – у них усиленно работают восковые железы. Пчелы среднего возраста выполняют роль санитарки, пожилые пчелы – вентиляторщицы. И только старые пчелы занимаются тем, что носят мед. В ульях пчелки переживают непогоду и зимние холода. А весной, когда воздух прогревается, пчелы вылетают на облет, на разведку. Как вы думаете, что ищут пчелы?
Д.: Хотят узнать зацвели цветы или нет.
В.: В полете пчела с великолепной точностью фиксирует мелькающие внизу цветы. Пчела узнает цветы не только с помощью зрения, но и по запаху. Не на все цветы присаживается пчела – предпочтение она отдают медоносам: медуницы, гречихе, липовому цвету, клеверу. Как вы думаете, почему эти растения называются «медоносами»?
Д.: Потому что они выделяют много нектара.
В.: Правильно, нектар – первопродукт меда, собирается сосущим хоботком в зобик пчелы. Собранный нектар пчела несет в улей и откладывает в ячейки сот. Через 8-10 дней здесь рождается мед. Потом пасечники откачивают из сот мед и отправляют на ярмарку.
Обращаю внимание на выставку.
В.: Каждый сорт меда получил свое название по растению, с которого был собран. Вот этот мед собран с гречихи, значит, как он называется?
Д.: Гречишный.
В.: Этот с клевера, значит это?
Д.: Клеверный мед
В.: А вот липовый, откуда принесла нектар пчелка?
Д.: С липового цвета.
В.: Для получения ложки меда в течение дня должны собрать нектар 200 пчел, а за один сезон здоровая пчелиная семья может собрать до 150 кг меда – это 15 больших ведер (Показываю).
В.: Чем полезен мед?
Д.: Его употребляют в пищу, и он лечит от простуды. В.: Великий древний мудрец Авиценна говорил: «Если хочешь сохранить молодость, обязательно ешь мед».
Издавна на Руси славились выпечками, сладкими напитками, главной составной частью, которых служил мед. В меде много питательных веществ, витаминов и минералов. Мед широко используется в кулинарии. Его добавляют в пряники, козинаки, хворост, булочки. Пчелиный мед – одно из самых первых лекарств, используемых человеком. Он обладает сильно выраженным, обеззараживающим свойством и губительно действует на многие микробы. Мед смягчает, питает, успокаивает кожу, поэтому его добавляют в мази, шампуни.
У большинства пчел есть восковые железы, которые выделяют воск. Из воска пчелы строят соты? А вы знаете, какое применение нашел человек пчелиному воску?
Д.: Из него делают свечи, сувенирные фигурки, гуталин.
Обращаю внимание на выставку.
В.: А вот эти ароматные коричневые шарики – прополис – продукт переработки пчелами смолистых веществ растительного происхождения (Почек тополя, березы, осины). Ими пчелы заделывают щели, бальзамируют проникших вредителей, поэтому в улье не бывает плохого запаха. Прополис добавляют в различные лекарства (настойки, кремы, гели и т.д.).
Даже пчелиный яд идет на пользу человеку. Его используют при изготовлении мазей, помогающих от боли в спине и суставах.
А вот это перга – «пчелиный хлеб», на лапках у пчел есть специальные углубления, куда пчелы быстро складывают шарики, скатанные из пыльцы цветов. Пергой они кормят личинок, из которых потом вырастают рабочие пчелы.
В.: А теперь мы с вами все превратимся в пчелок и выполним упражнение «Пчелка». (Дети средней группы повторяют движения за детьми подготовительной группы):
Села пчелка на цветок (дети приседают, выполняют упражнение «Цветок»)
Опустила хоботок (Садятся на корточки и слегка вытягивают руки вперед, указательные пальцы вниз)
Розы, ландыши, ромашки (Упражнение «Цветок»)
Кормят пчелку и букашку (Хлопают в ладоши)
Пчелка в улей нектар несет (Бегут и машут руками)
Нам с тобой готовит мед (Упражнение «Бабочка»).
В.: Для природы главная польза от пчел – опыление цветов. Об этом мы узнаем, посмотрев фрагмент мультфильма «Пчела Майя».
(После просмотра дети делятся впечатлениями).
В.: Поэты и писатели посвящают произведения чудодействиям пчелы.
Дети читают стихи:
«Пчелка проснулась» Ю.Островский
Почему это пчелка проснулась?
Потому что тепло к нам вернулось.
Птичьи трели весна принесла.
Ветер яблоньки ветви качает
И в саду нашем солнце встречает
Первой капелькой меда пчела.
«Прилетела пчелка» Г.Бойко
Прилетела пчелка: «Жу-жу-жу» – и смолкла.
Села на травинку, рядышком с росинкой.
Где же ты летала, мед свой собирала?
Может утомилась или с дороги сбилась?
Я с пути не сбилась, много я трудилась.
Села на травинку, пью себе росинку.
«Пчела и комар» Г.Ладонщиков
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар.
- А тебе не надоело?
- Не наскучило искать?
- Нет. Тому, кто занят делом
Просто некогда скучать.
«Пчелка» Н.Пикулева
- Пчелка, пчелка, где была?
- Где ты меду набрала?
- Уф! Устала, посижжу,
Подожди, сейчас скажжу.
Утром – в клевере была,
А потом – в ромашке.
Время сла-а-дко провела,
Пчхи! – В душистой кашке.
- А теперь куда летишь,
Пчелка золотая?
- Ой, не знаю я, малыш!
Ой, сама не знаю.
Вот уже четыре дня
Одуванчик ждет меня,
Мята ждет и зверобой.
- Пчелка-пчелка, я с тобой!
-Пчеловечек дорогой,
Ты сейчас такой смешной!
Все на свете пчелы знают:
Пчеловечки не летают!
(Стихи инсценируются).
В.: А сейчас мы узнаем, кто больше всех любит мёд.
Упражнение «Медвежонок» Т.С.Овчинникова.
(Дети средней группы повторяют движения вместе с детьми подготовительной группы).
В.: А кто ещё любит мёд, вы узнаете если посмотри те сценку «Пчёлки - добрые подружки».
Пчёлки из сценки: «А сейчас мы приглашаем ребят из средней группы разучить танец «Пчёлка».( Звучит аудиозапись, все танцуют).
Бабушка из сценки: «Всех за вашу доброту, я медовыми пряниками угощу»
(В группах устраивается чаепитие с медовыми пряниками).
Мы хотим в конце занятия сказать Вам, чтобы Вы заботились о своем здоровье, кушали вкусную и здоровую пищу, росли сильными, умными и здоровыми.
И чтобы побольше узнать о пользе мёда и продуктах пчеловодства приходите в наш мини-музей «Пчелка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие «Яблочное волшебство» (для детей среднего возраста ОНР). ПРОЕКТ: "Здоровая еда - здоров и весел я всегда"
Цель и задачи: накопить и развить знания детей о вкусной и здоровой пищи, закреплять полученные знания о пользе яблок, дать детям знания о том, как эти фрукты появляются на нашем столе; познакомить с...
Долгосрочный проект "Кто любит спорт, тот весел и здоров!"
Цель проекта: дать детям представления о том, что здоровье- главная ценность человеческой жизни. Формировать у детей основы здорового образа жизни....
Проект "Здоровым будь всегда"
Большую часть времени дошкольники проводят в детском саду, поэтому воспитатели в процессе обучения должны не только обучать, воспитывать и развивать творческий потенциал детей, но и максимально возмож...
Проект «Здоровым быть-здорого!»
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Наша задача, как педагогов — научить детей покорять эту вершину. ...
Проект «Здоровье – всегда пригодится» (подготовительная группа)
Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью....
Презентация на тему Проект для детей среднего дошкольного возраста «Пусть всегда будут здоровыми зубки»
Презентация на тему Проект для детей среднего дошкольного возраста «Пусть всегда будут здоровыми зубки»формировать у детей представление о здоровье зубов и полезных проду...