Рекомендации для родителей. Значение игры для развития ребенка-дошкольника.
консультация (подготовительная группа) по теме
Еще 15-20 лет назад для того, чтобы поступить в первый класс, не требовалось ни навыков чтения, ни умения считать, ни, тем более, знания иностранных языков. Дети шли в школу после абсолютно беззаботного детства – и всему обучались именно у своей первой учительницы. Сейчас же ситуация стала принципиально иной – теперь, чтобы поступить в первый класс, нужно пройти целый квест на «профпригодность», если мы, конечно, говорим о более-менее хорошей школе. Поэтому родители, забывая о ведущей деятельности дошкольников – игровой – водят их на различные подготовительные курсы, занимаются с ними дома, учат их иностранным языкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditely_chto_takoe_igra.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей.
Значение игры для развития ребенка-дошкольника.
Еще 15-20 лет назад для того, чтобы поступить в первый класс, не требовалось ни навыков чтения, ни умения считать, ни, тем более, знания иностранных языков. Дети шли в школу после абсолютно беззаботного детства – и всему обучались именно у своей первой учительницы. Сейчас же ситуация стала принципиально иной – теперь, чтобы поступить в первый класс, нужно пройти целый квест на «профпригодность», если мы, конечно, говорим о более-менее хорошей школе. Поэтому родители, забывая о ведущей деятельности дошкольников – игровой – водят их на различные подготовительные курсы, занимаются с ними дома, учат их иностранным языкам.
Только вот в итоге ни родители, ни сами дети счастливее от этих занятий не становятся. Почему же так происходит? Каковы минусы вот такого интенсивного дошкольного обучения детей?
Психологи в один голос отмечают, что современные дошкольники абсолютно не умеют играть самостоятельно, у них плохо развито воображение и умение находить нестандартные решения к различным задачам. Именно поэтому сейчас в детских садах основное время детей занято различными развивающими упражнениями и обучающими занятиями, а когда им дают время для игр – начинают возиться, толкаться, драться – то есть делать все, что угодно, но не играть в привычном понимании этого слова.
Кроме того, как ни парадоксально, но ребенок, интенсивно готовящийся к школе, уже теряет всякое желание идти в эту самую школу – потому что усталость и разочарование накапливаются – и продолжать эту «каторгу», конечно, у малыша нет никакого желания.
Значение игр для дошкольников
Прежде всего, игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры – взаимоотношениях между людьми. Наверняка, Вы замечали, что в своих играх, будь то машинки, дочки-матери или игра во врача, дети копируют поведение взрослых, сцены их просмотренных фильмов или моменты собственной жизни.
Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.
Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Конечно, Вы сейчас можете возразить, что в процессе обучения, а особенно в школе, также нужно придерживаться определенных правил. Это верно, но различие состоит в том, что школьные правила установлены кем-то – и ребенок подчиняется им просто потому что надо, а правила в игре устанавливаются им же самим, по собственному желанию – и здесь он выступает творцом и добровольным (а не по принуждению)исполнителем. Не зря психологи и педагоги утверждают, что игра развивает воображение, логическое мышление, способность мыслить нестандартно. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне (чем грешат современные дети), развивает любознательность и самостоятельность.
Развивающие игры и их условия
Но не стоит думать, что ребенку-дошкольнику нужно дать вдоволь наиграться до 6-7 лет, никак не заботясь о его развитии. Развивать ребенка нужно, но делать это необходимо не с помощью нудных занятий в группах на подготовительных курсах, а дома и в процессе общения малыша со сверстниками – в форме игры. Благо, развивающие и обучающие игры для детей-дошкольников уже давно придуманы и, скорее всего, даже Вы в детстве сталкивались в ними. Что же это за игры?
Прежде чем заняться их перечислением и выделением их положительных качеств, нужно сказать пару слов о наиболее важных вещах для того, чтобы такая игра действительно принесла пользу Вашему малышу. Прежде всего, развивающие игры должны проводиться с участием взрослых – именно взрослый должен направлять малыша и помогать ему проявлять свой сильные стороны в совместной с ним деятельности.
Кроме того, развивающие игры необходимо подбирать с учетом возраста ребенка и в разумной последовательности этапов – то есть, от наименее сложных к все более усложняющимся задачам, можно также постепенно вводить дополнительные усложняющие элементы.
Итак, какие же развивающие игры советуют педагоги?
1. Сюжетно-ролевые игры
К ним относятся те самые игры «во врача», «дочки-матери» и тому подобные. Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире. Ребенок же берет на себя какую-то роль какого-то взрослого, начинает действовать, отчасти копируя увиденное поведение, отчасти добавляя что-то свое. Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом «взрослой жизни» малыша, они помогают познавать окружающий мир и, отталкиваясь от увиденного в реальности, под воздействием собственной фантазии, создавать новые модели поведения.
У сюжетно-ролевых игр есть свои характерные особенности:
- это форма активного отражения ребенком повседневной жизни взрослых людей;
- эта игра предполагает комплексные действия, а не отдельные – одинаковые и периодически повторяющиеся (как письмо или чтение);
- сюжет таких игр меняется с течением времени – то, во что играли дети 20 лет назад, и то, во что они играют сейчас – две большие разницы;
- сюжетно-ролевая игра предполагает творческое отражение действительности ребенком;
- такая игра способствует познанию малышом окружающего мира и развитию познавательных способностей и любознательности;
- такая игра предполагает не пустое заучивание чего-то, а применение своих знаний не практике;
- как правило, в такие игры можно играть только коллективно, поэтому эта деятельность способствует развитию коммуникативных навыков ребенка;
- изначальный сценарий сюжетно-ролевой игры может измениться в процессе его реализации, что способствует развитию творческих способностей малыша и его способности ориентироваться и выбирать нестандартные пути решения.
2. Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов
Такие игры помогают развивать у ребенка логические мышления, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике. Детский ребус – это, наверное, наиболее популярная форма загадок для маленьких детей, развивающая не только логическое мышление, но и творческую фантазию.
Обычные детские загадки и кроссворды в игровой форме помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление. Кроме того, разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка.
3. Игры-соревнования
Психологи считают, что именно в играх-соревнованиях у детей развивается стремление к успеху и возможности стать первым.
4. Конструкторская игра
Такой вид игры больше подходит для детей старшего дошкольного возраста, когда моторика у них уже хорошо развита, и они уже могут что-то сконструировать. С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов, и у них развивается практические мышление. В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности.
5. Игра-драматизация
По сути, эта игра подразумевает заучивание малышом слов роли, точная передача чувств и эмоций героя. Она развивает нравственные черты малыша, учит его различать эмоции и уметь их передавать. Основой для сюжета такой игры может стать любое литературное произведение, конечно, не представляющее большой сложности для маленького ребенка.
Что же значит игра для дошкольника? Значит она для него очень многое. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: Значение рисования для всестороннего развития ребенка дошкольника.
О важности рисования для развития ребенка...
Консультация для родителей: Значение рисования для всестороннего развития ребенка дошкольника.
О важности рисования для развития ребенка...
Консультация для родителей: Значение рисования для всестороннего развития ребенка дошкольника.
О важности рисования для всестороннего развития ребенка...
Рекомендация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"
Нарушение речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками...
Рекомендации для родителей: «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»
Одним из немаловажных факторов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Не для кого н...
Рекомендации для родителей " Значение конструирования для всестороннего развития детей"
- У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материалом (игрушки). Обследуя предме...
Методические рекомендации для воспитателей Тема: «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника средствами музыкально – театрализованной деятельности»
Цель: дать понятие об эффективности использования музыкально – театрализованной деятельности в решении проблемы приобретения дошкольниками социально - коммуникативных навыков....